Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

 

Черная полоса "Зебры Телеком". Оказывается, реклама не всегда полезна

Вчера оператор IP-телефонии "Зебра Телеком" подвел итоги первого года своей работы. За год компания заняла заметную долю рынка, хотя и не такую большую, как планировалось ее руководством в начале 2001 г. Причины этой относительной неудачи оказались довольно необычными. Оказывается, "Зебра Телеком" так много потратила на рекламу своих услуг, что у нее не хватило денег на внедрение самих услуг.

Основным акционером ЗАО "Зебра Телеком", созданного в ноябре 2000 г., является российский дистрибьютор профессионального оборудования для шоу-бизнеса A&T Trade. Кроме этого, акционером "Зебры Телеком" является кипрский офшор Winrol Investments Limited, акционер все той же A&T Trade. В феврале 2001 г. A&T Trade выделила "Зебре Телеком" $2 млн. на создание сети IP-телефонии в Москве и рекламную кампанию.

Сразу после объявления о начале предоставления услуг доступа в Интернет и IP-телефонии "Зебра Телеком" провела агрессивную рекламную кампанию. Плакатами "Зебры" были украшены все основные магистрали Москвы и большая часть станций метро. Рекламировались универсальные карты Zebra, которые давали возможность звонить в другие города и страны по сравнительно низким тарифам, а также подключаться к Сети по dial-up.

Расходы на рекламную кампанию "Зебры Телеком" составили половину всех инвестиций - $1 млн. Это даже больше, чем компания потратила на оборудование. Об этом на пресс-конференции в начале прошлого года с гордостью рассказывал Денис Мирошников, занимавший до сентября 2001 г. пост генерального директора "Зебры Телеком". Он пришел в компанию с поста маркетолога в A&T Trade и намеревался за год сделать "Зебру" лидером рынка IP-телефонии.

Сегодня ежемесячный оборот "Зебры Телеком" составляет около $500 000. При этом общий объем российского рынка IP-телефонии в 2001 г., по данным J'son & Partners, составил около $50 млн. То есть "Зебра Телеком" занимает чуть более 10% рынка.

При этом, по оценке самой же компании, ее доля в общем IP-трафике сейчас составляет только 5%. Иными словами, массированная рекламная кампания себя не оправдала. "С рекламой бывшее руководство поторопилось. Когда потянулись толпы желающих приобрести карты, еще даже не была создана дилерская сеть компании. Найти карты в продаже было очень сложно. Мы потеряли полмесяца и деньги", - с горечью говорит менеджер "Зебры Телеком" по рекламе и связям с общественностью Екатерина Андреева.

Поиск специалистов по технологиям учредители начали только прошлой осенью. Нового руководителя "Зебры Телеком" Виктора Каледина пригласили в сентябре. Он пришел из компании "Макомнет", оператора кабельной системы, проложенной в тоннелях московского метро.

"Сейчас у компании 18 000 интернет-пользователей, и около 60 000 пользуются услугами телефонии", - сообщил вчера на пресс-конференции гендиректор "Зебры Телекома" Виктор Каледин. По его словам, это "достойно крупной компании". IP-трафик, передаваемый компанией, составляет около 2 млн минут в месяц, количество продаваемых в месяц карточек - около 70 000.

Правда, конкуренты "Зебру" крупной компанией не считают. Например, компания "МТУ-Интел" даже не рассматривает "Зебру" в качестве серьезного соперника. По словам пресс-секретаря "МТУ-Интела" Артура Аликперова, его компания продает пользователям более 200 000 универсальных пластиковых карт в месяц. По мнению Сергея Кравцова, руководителя отдела маркетинга компании Tario.net, владеющей сетями IP-телефонии в более чем сотне городов России, инвестиции "Зебры" в рекламу - это выброшенные на ветер деньги. "Мы не делали громких рекламных кампаний, но имеем вдвое больший трафик, около 4 млн минут в месяц", - отметил Кравцов.

Несмотря на то что в прошлом году надежды A&T Trade оправдались не полностью, в этом она решила инвестировать в "Зебру" вчетверо больше. $8 млн пойдут на развитие сети "Зебры Телеком" в регионах. Уже в мае компания планирует выйти на рынок Санкт-Петербурга. В этот раз с рекламой не торопятся, да и объемы ее будут урезаны. "Сначала мы будем месяц-полтора организовывать дилерскую сеть, а потом только заявим о себе в рекламе. Сейчас на рекламу тратится не более 10% инвестиций. Основное для нас - система биллинга, каналы и прочие "железки", - говорит Андреева.

СВЕТЛАНА ВИТКОВСКАЯ

Источник: "Ведомости" 20 марта 2002

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov