Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Рунет прирастает корпорациями
"Частный сектор" близок к насыщению

Павел Нефедов
Ведомости

29 апреля 2002
         Ежегодный отчет Российского общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) показывает, что рост российской интернет-аудитории замедлился, а поддерживают его в основном корпоративные пользователи. Если провайдеры не снизят цены, Рунет может "законсервироваться".

        Количество пользователей Интернета в России С 5 млн человек С РОЦИТ почерпнул из исследования компании "МИС-информ". Эта цифра означает четырехкратный рост Рунета с 1998 г. и включает в себя как частных, так и корпоративных пользователей. Под последними подразумеваются все люди, имеющие доступ к Сети с работы или места учебы и не оплачивающие его напрямую.

        Корпоративный сектор Рунета растет быстрее частного. В 2000 г. соотношение корпоративного и частного сегментов составляло 60/40, в 2001 г. - 63/37, а на этот год прогнозируется соотношение 65/35.

        А вот общие темпы прироста пользователей Интернета в прошлом году упали вдвое, до 47%. По словам президента РОЦИТ Андрея Зотова, это замедление произошло целиком за счет частного сегмента. В корпоративном секторе темпы остались прежними. И это связано с экономическим подъемом С в стране появляются новые бизнесы и все больше существующих предприятий подключаются к Интернету.

        Подавляющее большинство частных пользователей подключается к Сети при помощи коммутируемого доступа (dial-up) С эту услугу они покупают у местных интернет-провайдеров. И для роста числа частных пользователей важна не общая ситуация в стране, а один-единственный показатель - ежемесячная плата за типичный средний объем пользования Интернетом.

        По оценкам РОЦИТ, сейчас эта цифра составляет $40 в среднем по стране. При таком уровне тарифов и при нынешнем уровне доходов населения рынок частных пользователей Интернета в России приближается к насыщению. Однако провайдеры имеют возможность снизить эту цифру. "С учетом всех инфраструктурных особенностей никакой отечественный провайдер не может себе позволить ежемесячную плату за условный средний трафик меньше $20. Следовательно, резерв роста может быть найден при снижении средних цен подключения до уровня $20. Это примерно соответствует уровню цен в США", С говорит Зотов.

        Провайдерам, работающим с частными пользователями, ради развития бизнеса придется пойти на это снижение тарифов. Ведь у них практически нет возможностей для диверсификации. Помимо обеспечения доступа, другого бизнеса в Интернете нет, полагает замдиректора московского офиса The Boston Consulting Group Станислав Цырлин. Действительно, по любым оценкам, общий объем интернет-рекламы в России так и не превысил $10 млн в год, хотя суммарный трафик российских сайтов многократно вырос. Веб-хостинг является практически бесплатной услугой. Среди частных пользователей доминирует отношение к Интернету как к "халяве".

        Особняком стоит электронная коммерция. Здесь успеха достигает ограниченный круг бизнесменов, причем 80 - 85% всего оборота приходится на Москву и Санкт-Петербург. Причины слабого развития электронной коммерции, отмеченные РОЦИТ, нисколько не изменились за последние годы С это неразвитые платежные системы и неэффективные и ненадежные системы доставки.

 
 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov