Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Поумневший телефон
Операторы связи развивают услуги «интеллектуальной телефонии»

Сергей Филимонов

В России вслед за странами «Большой семерки» начинается бум «интеллектуальной телефонии». Обычная телефонная связь в Москве уступает место новым интегрированным услугам на базе интеллектуальных сетей связи (ИСС). Ежегодный рост услуг на основе ИСС достигает 150 – 200%, а доля ИСС в общем обороте российских операторов постоянно возрастает.

 

Технология ИСС напоминает конструктор: к базовому блоку могут присоединяться всевозможные новые «блоки», каждый из которых выполняет новые функции (о возможностях ИСС см. таблицу «Игра в конструктор»). Доходы от ИСС в мире составили $5 млрд в 2000 году, в 2002 году они составят до $7 млрд.

«Интеллектуальные сети связи позволяют оптимизировать взаимодействие с целевыми группами. Клиентами оператора, владеющего ИСС, могут быть частные лица и различные компании: рекламные и маркетинговые агентства, аналитические центры, адвокатские бюро, компании по продаже услуг и даже политические организации», – говорит директор по маркетингу московского оператора связи «МТУ-Информ» Дмитрий Дронов. Функции ИСС пользуются разной популярностью в России. Например, «услуга 800», очень популярная на Западе, в России не востребована: тарифы на местную телефонную связь для населения низки, и необходимости в дополнительной экономии у абонентов нет. Бизнес на «бесплатных звонках» интересен только для дальней связи. Это оценил национальный оператор связи «Ростелеком», который уже предлагает «услугу 800».

Предоплата телефонных разговоров, напротив, становится очень популярной в РФ. Наряду с сотовыми операторами ее предлагают компании фиксированной связи – главным образом для оплаты междугородных разговоров и доступа в Интернет.

«Российские пользователи осваивают Интернет, учатся обращаться с компьютерами, сотовыми телефонами и «интеллектуальными» бытовыми приборами. По мере «взросления» пользователя услуги на базе ИСС становятся все более востребованными в России», – считает директор по информационным технологиям компании «Персональные коммуникации» (торговая марка «Сонет») Сергей Зацепин.

 

Догонялки с «Ростелекомом»

Среди компаний фиксированной телефонии крупнейшими игроками на отечественном рынке ИСС являются компании «Ростелеком», «МТУ-Информ», «Совинтел». Различные услуги ИСС предоставляют компании меньшего размера – «Манго-телекомм», «Аудиотеле», «Бизнессвязь».

Сегодня интеллектуальные сети связи имеют все крупные сотовые операторы («Вымпелком», МТС, «МегаФон»), а также крупнейшие операторы фиксированной связи. Более широкому распространению ИСС в РФ препятствует их высокая цена. По некоторым данным, компания «Соник Дуо» заплатила за установку базового блока своей ИСС $30 млн

Среди операторов фиксированной связи раньше других интеллектуальную платформу установил «Ростелеком» – его ИСС была собрана на оборудовании компаний Siemens и Iskratel в 1998 году. Благодаря своему монопольному положению на рынке дальней связи «Ростелеком» пока не имеет серьезных конкурентов в области услуг ИСС на междугородном уровне. По данным начальника управления «Ростелекома» по связям с общественностью Дмитрия Чуксеева, летом этого года услуги ИСС приносили его компании по $60 000 в месяц.

Но альтернативные операторы за короткий срок сумели опередить национального оператора дальней связи по объемам продаж. «Наши ежемесячные доходы от услуг ИСС составляют несколько сотен тысяч долларов. По оценкам «МТУ-Информ», объем отечественного рынка услуг интеллектуальных сетей ежегодно увеличивается на 150%», – говорит Дмитрий Дронов.

«Первые деньги на ИСС операторы стали зарабатывать два-три года назад, и сейчас выручка от этих услуг составляет порядка 3 – 4% от общей суммы доходов, – полагает директор по развитию услуг и маркетингу компании «Совинтел» Альберт Сафиуллин. – Мы стремимся довести этот показатель до 10 – 12%. Доходы от предоставления услуг интеллектуальной сети в «Совинтел» за последние два года выросли более чем в два с половиной раза и преодолели рубеж $3 млн в год».

Общий прогноз о развитии услуг на основе ИСС сделать сложно. Правильнее рассматривать каждую из услуг в отдельности, считает Сафиуллин. «Например, российский рынок карт предоплаты составляет десятки миллионов долларов в год. С другой стороны, спрос на такие услуги, как «Персональный номер», значительно ниже. Но лидировать на рынке ИСС можно, только предоставляя весь комплекс услуг».

 

Гонка без лидера

В области поставок оборудования для ИСС соперничают друг с другом многие компании-производители. «Наш колл-центр собран на оборудовании Nortel Networks, «карточные» услуги предоставляются на оборудовании Nortel и Cisco Systems. Системы интеллектуальной коммутации работают на технике Lucent Technologies. Кроме того, мы используем решения от Natural Microsystems и Dialogic, серверы от Sun Microsystems и Hewlett Packard», – говорит Сафиуллин.

Дронов в числе лидеров, поставляющих технику для ИСС, называет Siemens, Nokia, Ericsson, Alcatel, Cisco. «Выделить лидера или аутсайдера на рынке производителей оборудования невозможно. Разработкой и поставками технического сопровождения занимается огромное количество компаний. Основополагающим в данном вопросе является не оборудование, а программное обеспечение, а выбор ПО оператором определяется на основании стоящих перед ним бизнес-задач», – сказал он.

Возможности «интеллектуальной телефонии»

 

 

Услуга

Принцип действия

Где используется

Услуга 800

Для абонента звонок бесплатный. За звонок платит вызываемая сторона. В США и странах Европы для этих целей используются телефоны, чьи номера начинаются на 800.

По оценкам Siemens, сегодня это самая популярная услуга из всего диапазона возможностей ИСС. Широко используется торговыми и сервисными компаниями во всем мире.

Звонки

по карточке предоплаты

Оператор выпускает карточки определенного номинала. Пользователи приобретают карточки, стирают защитный слой, набирают секретный код на клавиатуре телефона или компьютера и таким образом осуществляют платеж.

Операторы мобильной и фиксированной связи, провайдеры Интернета применяют в качестве метода расчетов с абонентами

Телеголосова-ние

Потоки звонков принимаются на «горячие телефоны» и учитываются по принципу «один звонок – один голос». Телефонный разговор при этом не происходит: сразу после соединения связь разрывается сервером.

Используется на телевидении и в других СМИ для анализа общественного мнения

Универсаль-ный персональный номер

Абоненту присваивается индивидуальный номер и вызов приходит на тот телефон (фиксированный и мобильный), который в данный момент ближе всего к абоненту. Номер сохраняется при любых переездах, смене офиса, места жительства и сотового телефона.

Эта услуга предназначается для лиц, активно меняющих местоположение и пользующихся как фиксированной, так и мобильной связью.

Виртуальная частная сеть

Представляет собой «сеть в сети», своеобразное объединение в рамках телефонных линий общего пользования. Внешний доступ к виртуальной сети ограничен

Технология позволяет компаниям создавать корпоративные сети на базе обычных телефонных линий и оберегать свои сети от нежелательного внешнего воздействия. Физически сеть находится в собственности местного телефонного оператора, что избавляет корпорацию-клиента от необходимости содержать большой штат обслуживающего персонала.

Колл-центры

Самая сложная форма интеллектуальной телефонии. Колл-центры объединяют все названные в таблице функции. Кроме того, колл-центры в состоянии предложить множество других услуг. О возможностях колл-центров «Ко» писал неоднократно, см., например, ДАТЬ ССЫЛКУ. Колл-центры широко используются компаниями для маркетинговых акций, организации послепродажного сервиса и в других случаях, где возникает необходимость обработать большое количество звонков и при этом индивидуально подойти к каждому клиенту.

 

 

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov