Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Второе рождение телеграфа

Русский Фокус
17.06.2002
Игорь Цуканов

"Центральный телеграф" разрабатывает новую сеть документальной связи для компаний "Связьинвеста" Казалось бы, телеграф давно перестал быть одним из современных средств коммуникации и окончательно перешел в разряд анахронизмов, к которым обращаются лишь при самой крайней необходимости. Но оказывается, что дело обстоит не совсем так. Базовую технологию телеграфной связи - правда, в усовершенствованном виде - можно с успехом применять и сегодня для обмена документами в мультисервисном режиме. Именно эта идея положена в основу проекта с условным названием "МультиТел", разработку которого завершает "Центральный телеграф". В ближайшие месяцы этот проект, стоимость которого измеряется десятками миллионов долларов, будет детально рассмотрен холдингом "Связьинвест". Последние годы вся активность "Центрального телеграфа" была подчинена одной стратегической задаче - стать крупнейшим альтернативным телефонным оператором и интернет-провайдером Москвы. Именно эта цель легла в основу проекта "ЦенТел", в рамках которого компания за 1999-2001 гг. построила собственную мультисервисную оптоволоконную сеть, совместившую возможности цифровой телефонии и передачи данных. Сегодня компания обслуживает около 100 000 телефонных номеров в московском коде "095" и до конца 2002 г. планирует подключить еще с десяток тысяч абонентов. Кроме того, в августе намечается открытие нового подмосковного кода "498", часть емкости которого (на первом этапе - около 30 000 номеров) также достанется "Центральному телеграфу". Модемный пул компании объединял к концу прошлого года 1020 линий, а количество проданных интернет- карт уже перевалило за миллион. Суммарная пропускная способность интернет-каналов "Центрального телеграфа" в прошлом году была расширена до 210 Мбит/с. Так называемые нетрадиционные услуги связи (Интернет, IP-телефония, установка телефонов по не регулируемым МАПом тарифам) принесли "Центральному телеграфу" в прошлом году три четверти всех доходов. Диверсифицировать свою деятельность "Центральный телеграф" счел необходимым по простой причине: традиционные услуги документальной связи, на которых компания некогда специализировалась (факс, телекс и собственно телеграф), переживают сегодня явно не лучшие времена и прибыли давно не приносят. Телеграфный обмен в России за период с 1990 г. по 2000 г. сократился, по данным Минсвязи, на 82,6%. С тех пор падение продолжается: так, "Электросвязь" Калужской области в 2001 г. зафиксировала 6%-ное сокращение количества отправленных телеграмм. Но содержать заведомо убыточный бизнес "Центральному телеграфу" невыгодно. Тем более что в обозримой перспективе ему неплохо бы расплатиться по долгосрочным займам и кредитам, суммарный объем которых составил на начало этого года, согласно официальной отчетности предприятия, более 749 млн руб. Именно долги, кстати, стали одной из основных причин невхождения "Центрального телеграфа" в объединение центрально-российских компаний "Связьинвеста". Не случайно компания задумалась об обновлении и усовершенствовании существующей телеграфной технологии, в результате чего телеграф должен превратиться из обузы, сдерживающей развитие предприятия, в востребованный клиентами высокодоходный бизнес. Сделать это, по мнению генерального директора "Центрального телеграфа" Ваагна Мартиросяна, не так сложно. По его словам, сам принцип передачи телеграфного сообщения имеет сходство с технологией передачи информации по цифровым сетям: данные, "отбитые" телеграфом, сохраняются в системе до тех пор, пока не будут приняты получателем. Телеграфную связь отличает также надежность каналов и возможность передавать важные данные в приоритетном порядке, т. е. с опережением всей остальной информации. Недаром телеграф до сих пор остается резервным каналом связи для ряда крупных госструктур, включая ЦБ. Общие черты проекта, предусматривающего развитие на базе усовершенствованной телеграфной сети самых современных телематических услуг, были разработаны специалистами "Центрального телеграфа" в начале этого года. Техническое обоснование проекта, как рассказал Мартиросян "Фокусу", уже было представлено в "Связьинвест" и получило предварительное одобрение головного холдинга. Теперь компании предстоит разработать детальный бизнес-план, оговаривающий механизм реализации проекта, необходимые затраты, срок окупаемости и ожидаемый эффект. На сегодняшний день все эти параметры не готовы обсуждать ни в самом "Центральном телеграфе", ни в "Связьинвесте". Однако в холдинге рассчитывают, что новые услуги быстро найдут своего потребителя. В первую очередь, считает заместитель генерального директора "Связьинвеста" Вадим Белов, ими должны заинтересоваться корпоративные клиенты, у которых наконец-то появится реальная возможность на практике заключать договоры с электронной подписью. Кроме того, пользователи реконструированной телеграфной сети смогут работать с множеством разнообразных мультимедийных приложений, что, по мнению Белова, может особенно заинтересовать редакции СМИ. Впрочем, "Центральный телеграф" не намерен ограничивать круг будущих пользователей сети исключительно корпоративными клиентами. По словам Ваагна Мартиросяна, абонентскую систему обслуживания (когда услугами пользуется один-единственный пользователь) предполагается совмещать с клиентской, подразумевающей создание нескольких пунктов коллективного доступа к сети. То есть при желании отправить или получить сообщение сможет и простой обыватель. Уже решено, что проект будет распространен на территорию всей страны. В пределах одной Москвы шансы на успех у "Центрального телеграфа" довольно сомнительные: слишком много конкурентов. Тот же "Голден телеком" уже не первый год занимается телематикой, причем вполне успешно. С этого года оказывать корпоративным пользователям "продвинутые" услуги - скажем, организовывать сеансы видеоконференцсвязи - начал и "ТрансТелеКом". Если задуманное воплотится в жизнь и к проекту удастся подключить все местные "Электросвязи" (именно они отвечают за телеграф в регионах), стоимость проекта распределится между ними поровну - и для каждой из них в отдельности бремя окажется не таким уж тяжелым. Затраты на строительство мультисервисной сети документальной электросвязи в одном регионе (покупка мультисервисного оборудования, переход на интеллектуальную маршрутизацию, строительство центров обработки данных) "Центральный телеграф" предварительно оценивает в несколько миллионов долларов - это, по мнению Мартиросяна, вполне "подъемная" сумма для любого из региональных операторов "Связьинвеста". Созданием мультисервисной сети в Москве, помимо самого "Центрального телеграфа", займутся МГТС, владеющая кабельным хозяйством столицы, и один из крупнейших пользователей телеграфных услуг - "Московский почтамт". Первый шаг к внедрению современных телематических услуг в столице уже сделан: в эксплуатацию запущена интегрированная система обработки сообщений Rostelemail-ЦТ, предусматривающая несколько вариантов доставки сообщения абоненту - телеграммой, факсом, по телексу, электронной почтой, с использованием протокола X.400 и т. д. Модернизируют телеграфные сети и некоторые региональные компании: "Ивтелеком", например, еще осенью 2001 г. заменил устаревшую телеграфную станцию координатного типа в Иванове на телеграфный модем "Альфа-Телекс-600", повышающий надежность телеграфной связи и позволяющий использовать разные каналы передачи данных, включая Интернет. Инициатива "Центрального телеграфа" потенциально выгодна для "Электросвязей", ведь телеграфные услуги убыточны по всей стране. Тем не менее у региональных компаний могут найтись причины для недовольства в случае, если их привлекут к строительству новой сети. Ведь для некоторых из них несколько миллионов долларов - сумма отнюдь не шуточная, и изыскать ее будет нелегко. К тому же региональным "Электросвязям" и так есть на что потратить деньги. Взять хотя бы установку новых телефонов в городах и селах, тем более что с этого года МАП взял за правило повышать тарифы только тем операторам, которые хорошо справляются с вводом новой емкости. Развитие новых высокодоходных услуг, несомненно, в интересах местных связистов, однако в большинстве регионов уже сейчас построены и худо-бедно эксплуатируются наложенные мультисервисные сети типа ISDN и специальные сети делового обслуживания. Зачем создавать еще одну сеть, не всем может быть понятно. Впрочем, если "Связьинвест" сочтет предложение "Центрального телеграфа" нужным и полезным, вряд ли какая из региональных компаний рискнет поспорить со своим главным акционером. Да и средств у реорганизованных операторов вроде бы должно прибавиться - по крайней мере, для вложений в высокоэффективные проекты. А значит, московским телеграфистам во что бы то ни стало придется убедить "Связьинвест" в быстрой окупаемости и жизнеспособности задуманного ими проекта.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov