Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
ИГОРЬ ЦУКАНОВ

По-честному или по справедливости?
Традиционные операторы связи не могут поделить доходы


Доходы от услуг междугородной и международной связи превращаются для отечественных связистов в настоящее яблоко раздора. Обостряющаяся конкуренция на рынке вынуждает «Ростелеком» забирать себе значительную часть денег, заработанных на дальнем трафике региональными операторами. Регионам это не нравится. Громче других о своем недовольстве заявила МГТС.


Дальняя связь - одна из наиболее прибыльных услуг в арсенале традиционных операторов. Так сложилось исторически: за счет дорогих междугородных и международных соединений в России дотируются местные разговоры. В каждом из регионов услуги межгорода и международки предоставляет местная телефонная компания. Но на то она и дальняя связь, что обеспечить ее исключительно своими силами региональные операторы не могут - для организации разговора приходится использовать магистральные каналы связи и специальные центры коммутации, которыми владеет «Ростелеком». Вопрос о том, разумно ли было в начале 90-х разделять операторов на тех, что предоставляют услуги местной связи, и тех, что специализируются на дальней связи, остается риторическим. Но ныне дело обстоит так, что региональные «Электросвязи» должны перечислять «Ростелекому» часть своей выручки от услуг дальней связи. Поступления от международных услуг чаще всего распределяются по принципу «50 на 50», а доходы от междугородки делятся в зависимости от объема междугородного трафика, стоимости междугородных соединений в данном регионе и некоторых других факторов.

С конца прошлого года связисты взялись внедрять раздельный учет своих затрат по каждому виду услуг. В результате стало видно, какие услуги окупаются, а какие остаются убыточными. И кое-где выяснилась удивительная вещь: оказалось, что супердоходная вроде бы дальняя связь на самом деле приносит операторам очень скромные суммы. Поскольку львиную долю доходов от этих услуг забирает «Ростелеком». Именно это, если верить МГТС, происходит и в Москве. По словам первого заместителя гендиректора этой компании Семена Рабовского, МГТС получает всего 14% от денег, что москвичи платят за дальние звонки.

На первый взгляд МГТС жаловаться не пристало - у нее и так очень приличные по сравнению с другими региональными операторами заработки. И все же для реконструкции столичной сети, необходимость в которой давно назрела, денег катастрофически не хватает. Московские связисты давно ищут дополнительные их источники: в конце прошлого года был затеян разговор о повременке, а ныне компания замыслила привлечь $200-300 млн, разместив на зарубежных биржах ADR. Надеются в МГТС и на повышение тарифов, хотя кардинальным образом проблему оно не решит. Ведь чтобы поддерживать сеть в исправном состоянии, с каждой линии МГТС должна собирать как минимум втрое больше денег, чем заложено в ныне действующий тариф (80 руб. в месяц), а настолько абонплата в ближайшие месяцы явно не возрастет. Поэтому бороться за доходы от межгорода, по словам Рабовского, экономически гораздо эффективнее, чем за повышение тарифа.

МГТС уже предприняла несколько попыток добиться увеличения причитающихся ей поступлений от дальней связи - но переговоры с «Ростелекомом», по признанию московских связистов, идут сложно. И это вполне естественно, ведь у «Ростелекома» тоже есть своя правда. Он воюет с альтернативными операторами, давно заглядывающимися на его вотчину. Менеджерам компании очень не нравится, например, манера некоторых операторов использовать каналы «Ростелекома», арендованные якобы для передачи пакетных данных, для голосового трафика. Межгород и международные звонки у IP-телефонистов существенно дешевле, чем в традиционной связи. Недаром еще в прошлом году наметилась тенденция снижения международных тарифов «Ростелекома», ныне превратившаяся в сознательную политику. В июне компания существенно снизила стоимость разговоров с Китаем: звонки из Москвы подешевели на 33%, а из пограничных с Китаем регионов - на 54-63%.

Цель снижения тарифов очевидна - привлечь больше клиентов. Но клиенты когда еще появятся, а доходную базу нужно укреплять уже сегодня. Поэтому «Ростелеком» стремится перераспределить в свою пользу те суммы, которые абоненты платят сейчас. В прошлом году МАП дважды санкционировал повышение составляющей «Ростелекома» в расчетах с региональными связистами - с 1 июля 2001 г. размер отчислений был увеличен на 25%, а с 1 января 2002 г. - еще на четверть.

На случай, если переговоры с «Ростелекомом» потерпят фиаско, МГТС рассматривает и другой вариант - попытаться получить в Минсвязи отдельную лицензию на услуги дальней связи. Выдача такой лицензии изменила бы сам характер взаимоотношений МГТС и «Ростелекома». Московский оператор смог бы платить монополисту дальней связи не за то, что тот обеспечивает для него связь с дальними регионами, как сегодня, а просто за аренду канала.

В «Ростелекоме» к этим планам относятся спокойно. «Если в будущем появятся достойные операторы, способные работать на этом же рынке, мы станем использовать обычные рыночные методы конкуренции - будем совершенствовать ценообразование, качество своих услуг», - сказал «Фокусу» пресс-секретарь компании Дмитрий Чуксеев. Тем не менее планы МГТС получить отдельную лицензию пока довольно фантастичны. Ведомство Леонида Реймана известно своим ревнивым отношением к «Ростелекому» и нелюбовью к любому, посягнувшему на целостность монополии. После вступления России в ВТО ситуация теоретически может измениться: телекоммуникационный рынок страны должен быть либерализован, и тогда, по идее, МГТС могла бы получить лицензию. Но на практике и это маловероятно - Минсвязи настаивает на том, чтобы монополия «Ростелекома» просуществовала по меньшей мере шесть лет с момента вступления страны в ВТО. Если эти условия будут одобрены правительством и партнерами России по переговорам, то в обозримой перспективе МГТС может не беспокоиться о собственной лицензии.

Действующей системой расчетов с «Ростелекомом» недовольна не одна МГТС. К примеру, платежи подмосковного «ЦентрТелекома» за пропуск дальнего трафика достигают 76% от себестоимости услуг международной связи и 44% - от себестоимости межгорода. В компании считают, что выплачивать больше «ЦентрТелеком» уже не может себе позволить. В схожей ситуации находятся и другие компании - например, «Новгородтелеком», которому достается лишь около 10% поступающих платежей за межгород. Правда, подавляющее большинство региональных операторов сейчас целиком поглощено процессом присоединения к более крупным компаниям, так что проблемы расчетов с «Ростелекомом» временно отступили на второй план.

 

Русский Фокус N 26, июль 2002

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov