Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Альтернативные операторы желают познакомиться с новыми клиентами

Альтернативные операторы телефонной связи – одни из самых успешных игроков на российском телекоммуникационном рынке. Объемы оказываемых ими услуг и прибыль стабильно растут из года в год. Тем не менее в самих компаниях считают, что подъем не продлится долго. Рынок корпоративных клиентов в Москве практически исчерпан, и операторам придется осваивать новые ниши. 

Когда растут доходы

Бизнес альтернативных операторов в столице вполне успешен. По данным компании "Голден Телеком", альтернативные операторы в Москве обслуживают менее 20% городской абонентской базы. На их долю приходится половина доходов от предоставления услуг фиксированной связи в столице – по оценкам J`Son & Partners, они составляют $500 млн в год. Их прибыль ежегодно увеличивается в среднем на 20-25%.

Альтернативным операторам приходится работать на очень насыщенном рынке, но никто из них не жалуется на "кризис перепроизводства". По словам Людмилы Стариковой, заместителя директора по развитию бизнеса оператора Comstar (он контролирует 9,7% рынка альтернативных услуг связи в Москве), ни о какой стагнации пока речи нет. "Количество клиентов растет достаточно быстро,– говорит госпожа Старикова.– Предложения альтернативных операторов всегда востребованы рынком". Однако участники рынка признают, что приток новых абонентов – далеко не главная причина роста альтернативного бизнеса. По словам Сергея Стефановича, директора по развитию бизнеса компании "Голден Телеком" (одного из крупнейших столичных операторов, обслуживающего 150 тыс. телефонных номеров и контролирующего больше 30% рынка), темпы роста продаж услуг телефонии обеспечивают не более половины общего прироста доходов. "После 1997 года количество крупных клиентов значительно сократилось,– говорит господин Стефанович.– Сейчас они появляются значительно реже, чем в 1993-1997 годах". Большинство корпоративных заказчиков уже обеспечены связью, и речь сейчас может идти не об обновлении, а скорее о перераспределении клиентской базы между операторами. По словам генерального директора "МТУ-Информ" Саида Алимбекова, бизнес альтернативных операторов достаточно стабилен, однако возможностей для его расширения немного. "Чуть более двух лет назад альтернативные операторы стали работать со средним и малым бизнесом,– рассказывает господин Алимбеков.– До этого основными клиентами были крупные компании, гостиницы и бизнес-центры. Это был самый доходный клиент, потреблявший телефонные номера сотнями и тысячами. Сейчас идет борьба за клиента любого масштаба". 

Телефоны не покупают – продадим интернет

Роста доходов в связи с бурным ростом абонентской базы альтернативные операторы в ближайшее время не ждут. Однако во многих компаниях полагают, что резервы, позволяющие расширять бизнес и наращивать прибыль, еще остались. В первую очередь это извлечение дохода из дополнительных услуг. Не случайно в последнее время альтернативные операторы, помимо обработки голосового трафика, выходят на рынок услуг выделенного интернета, передачи данных и доступа dial-up (ярчайший пример этого – продвижение компанией "Голден Телеком" торговой марки "Россия-Он-Лайн" и услуг dial-up "МТУ-Интел", дочерним предприятием "МТУ-Информ"). Последняя услуга ориентирована уже не на корпоративных клиентов, а на массового пользователя. Объем дополнительных услуг альтернативных операторов растет быстрее собственно телефонных.
 
Так, "Голден Телеком" оценивает темпы роста доходов от "выделенного" и коммутируемого интернета в 50-60% в год. А, например, в "Комстаре" положительную динамику прибыли напрямую связывают с интернетом. "Говорить о телекоммуникациях, подразумевая одну лишь телефонную связь, в корне неверно,– говорит Людмила Старикова из 'Комстар'.– Это подход середины 90-х годов. Сейчас связь, особенно для корпоративных клиентов,– это более чем на 50% передача данных". 

У подножия пирамиды

В компаниях говорят, что положительная динамика развития возможна за счет освоения новых сегментов рынка. "Представьте себе рынок телекоммуникаций как пирамиду, на вершине которой находятся крупные корпоративные клиенты, а у подножия – малый и средний бизнес и индивидуалы,– говорит Сергей Стефанович из 'Голден Телекома'.– Сейчас мы спускаемся с вершины к подножию". Как и многие его коллеги, господин Стефанович считает, что время телефонизации крупных предприятий миновало – пришло время начать работу с предприятиями, потребности которых ограничены пятью-десятью номерами.

Альтернативные операторы уже давно ищут способы дополнительного извлечения доходов. К числу успешных находок стоит отнести услуги "интеллектуальных платформ". При их использовании для клиента программируется телефонный компьютер любой конфигурации. Это постоянно используемый в крупных промоушн-акциях технический инструмент. Телеголосования, лотереи и платные шоу на телевидении и радио проводятся по многу раз на дню, и каждое такое мероприятие – доход оператора.
 
Для индивидуальных пользователей могут представлять интерес мультимедийные возможности сети альтернативного оператора. Приложения, которые можно использовать с помощью выделенного интернета: цифровое телевидение и video-on-demand – видео по заказу. По мнению участников рынка альтернативного платного телевидения, в будущем подобная услуга может стать очень популярной.

Казалось бы, в такой ситуации следующим шагом для альтернативных операторов должно стать "завоевание" индивидуальных пользователей и предоставление им полного спектра услуг. Тем более что абонентская плата ($5-8 в месяц) позволяет пользоваться услугами "альтернативщиков" не только покупателям элитного жилья. Тормозом здесь является не столько абоплата, сколько высокая стоимость установки – от $500 до $2 тыс. Однако сами операторы относятся к такой перспективе по-разному. Например, в "Комстар" сейчас 30% абонентов – физические лица, и компания не скрывает, что намерена расширить работу в этом сегменте рынка. "МТУ-Информ" тоже собирается работать с застройщиками и прогнозирует спрос на услуги со стороны покупателей элитного жилья. Но компании пока удалось телефонизировать только 25 объектов (около 10 тыс. абонентов).

В других компаниях полагают, что говорить о работе на "массовом" рынке преждевременно. Во-первых, спрос на услуги со стороны индивидуальных пользователей крайне невелик и увеличение его не предвидится, а во-вторых, корпоративные клиенты, которые активно пользуются междугородной и международной связью, приносят на порядок больше тех, кто за абонентскую плату в основном звонит по местным номерам. За счет этого даже при низкой абонентской плате один "офисный" номер приносит оператору в среднем $50-80 в месяц. "Население не просто не привыкло платить за телефон,– говорит Сергей Стефанович из 'Голден Телекома'.– Даже покупатели дорогого жилья предпочитают устанавливать телефоны традиционных операторов (МГТС.– Ъ) и платить минимальную абонентскую плату".

По мнению технического специалиста одной из телефонных компаний, который пожелал остаться неназванным, ситуацию на рынке могла бы изменить либерализация тарифов традиционных операторов связи. Сейчас эти тарифы контролируются государственными антимонопольными органами. Компании, подчиняющиеся их требованиям, не могут повышать свои тарифы выше определенного уровня, что создает ценовую пропасть между традиционной телефонией, услуги которой в Москве предоставляет МГТС, и коммерческой. "Если бы городская телефонная сеть могла получать нормальные деньги за установку номеров и нормальную абонентскую плату за услуги, то есть $7-8 в месяц без учета доходов от трафика,– говорит сотрудник коммерческой телефонной компании,– альтернативным операторам имело бы смысл строить местные сети доступа для населения. Но пока ценовая политика операторов увязана с социальными и политическими вопросами, о приходе альтернативных операторов на жилищный рынок не может быть и речи".

ВАЛЕРИЙ КОДАЧИГОВ

Источник: "Коммерсантъ" от 18 июля 2002 года

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov