ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перейти к оглавлению

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ОБЗОР СМИ

19 - 21 января

2002 года

 

 

Тел.: (095) 727-0473 (14-74) Павел Ермолич

E-mail: pr@svyazinvest.ru

 

LA Counter Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 

НОВОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

 

Оглавление

«Связьинвест» *

"Сибнефть" беспокоят из прошлого *

Дочерние компании холдинга *

Челябинскому интернету исполняется 10 лет *

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска дополнительных акций *

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска облигаций *

Сибирьтелеком сделает допэмиссию для слияния компаний не ранее апреля *

Про "повременку" *

Госорганы *

Постановление от 14 января 2002 г. № 12 *

Закон, который всегда в пути *

Аналитика *

Российская связь в ожидании западных денег *

Собственная информация холдинга ”Связьинвест” и материалы, полученные от объединямых им акционерных обществ *

Основные события *

ОАО «Томсктелеком» *

ОАО «Артелеком» *

Другие новости *

ОАО «Яртелеком» *

ОАО «Хантымансийскокртелеком» *

Публикации в СМИ *

ОАО «Связьинформ» Самарской области *

ОАО «Уралсвязьинформ» Пермской области *

 

«Связьинвест»

"Сибнефть" беспокоят из прошлого

Коммерсант, Олег Анисимов, Санкт-Петербург

Вчера во Фрунзенском районном суде Санкт-Петербурга прошли досудебные слушания по жалобе бывших миноритарных акционеров АО "Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз" (ННГ) Виктора Коноваленко и гражданки США Черил Энн Сигсби по поводу проведения консолидации акций компании. Акционеры требуют отмены консолидации, в результате которой они лишились своих ценных бумаг. Перспективы дела туманны, поскольку прямой запрет на консолидацию, лишающую миноритариев их бумаг, действует только с этого года.

Виктор Коноваленко и Черил Сигсби (Cheryl Ann Sigsby) - муж и жена, они живут в Петербурге и портят кровь крупным компаниям. Они оспаривают решения менеджмента и собраний акционеров, используя свои права миноритариев. К примеру, у супругов сложились сложные отношения с АО "Северо-Западный телеком" (СЗТ). Они уже прекратили оспаривать присоединение к СЗТ двух петербургских операторов "Связьинвеста" - "СПб телеграф" и "СПб междугородный международный телефон" (ММТ), но добиваются включения в прибыль объединенной компании за 2000 год прибыли ММТ. Этого связисты при реорганизации не сделали, в результате чего дивиденды оказались почти в два раза меньше ожидаемых. Заметим, что, хотя Виктор Коноваленко и Черил Сигсби действуют абсолютно законно, подобная практика часто квалифицируется аналитиками как green mail - "корпоративный шантаж". Классический green mail предполагает, что компания, поставленная на колени миноритарием, будет вынуждена заключить с ним особое соглашение, суть которого сводится к следующей формуле - деньги в обмен на лояльность. Впрочем, как утверждают супруги, в тяжбы они ввязываются не для получения отступных, а ради принципа.

Они обвиняют "Сибнефть" в том, что компания незаконно лишила их 1240 акций ННГ, предложив слишком низкую цену выкупа этих бумаг. Напомним, консолидация акций ННГ началась в ноябре 2000 года. На каждую новую акцию обменивались 1 376 583 бумаги ННГ. В ННГ нашелся только один акционер, который мог обменять акции, - компания "Сибнефть", которой принадлежало почти 95% бумаг дочерней компании. А вот акции почти 21 тыс. миноритарных акционеров ННГ в результате консолидации стали дробными и по существовавшим нормативам должны были быть выкуплены эмитентом. Весь вопрос упирался в цену выкупа. Господин Коноваленко тогда говорил: "В 1994 году акции ННГ стоили $17. После прихода "Сибнефти" и манипуляций с выводом активов эти бумаги нам предлагают выкупить по $2".

Впрочем, Виктор Коноваленко не указывает на то, что до консолидации все акционеры ННГ имели возможность обменять свои акции на бумаги "Сибнефти". По словам аналитика брокерской фирмы "Лен-стройматериалы" Михаила Григорьева, "обмен проходил по нормальным коэффициентам и вряд ли акционеры ННГ, которые на него согласились, об этом жалеют, учитывая рост акций "Сибнефти" в последнее время".

По словам пресс-секретаря "Сибнефти" Алексея Фирсова, "к моменту начала обмена в 1999 году акции ННГ ничего не стоили, а "Сибнефть", завершая объединение, предложила за них реальную цену". Более того, за это время сами акции "Сибнефти" выросли в цене примерно в 20 раз, и если бы Виктор Коноваленко и Черил Сигсби согласились на обмен, они бы выиграли. Ну а поскольку консолидация акций ННГ уже принята ФКЦБ без всяких возражений, "«Сибнефть» чувствует себя в отношении судебного разбирательства совершенно спокойно".

Вернуться к оглавлению

 

Дочерние компании холдинга

Челябинскому интернету исполняется 10 лет

Regions.ru, 18/01/02

18 января можно считать своеобразным днем рождения челябинского интернета. В этот день ровно 10 лет назад, в Челябинске была создана производственная лаборатория связи. У истоков ее создания стояли нынешние генеральный директор ОАО "Челябинсксвязьинформ" Антолий Уфимкин и главный инженер компании Павел Заворин. В лабораторию вошли первые пять специалистов – Николай Бердников, Станислав Долгушев, Сергей Корюков, Антон Сысоев и Николай Шелпанов, работавшие в сети передачи данных. Правда, единственной их возможностью войти в виртуальный мир на тот момент была электронная почта.

Уже через год лаборатория была преобразована в сетевой информационный центр – будущий Центр телематических и телеграфических услуг ОАО "Челябинсксвязьинформ".

Сегодня центр телематических и телеграфических услуг располагает представительством сети в 25 крупнейших городах и в нескольких районных центрах области. Пропускная возможность центра – 8 мегабит в Москву (российский сегмент-интернет), а также 8 мегабит – на Запад. Для сравнения, 8 мегабит позволяет одновременно вести разговор по телефону 240 абонентам.

Вернуться к оглавлению

 

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска дополнительных акций

Новости экономики и финансов (МФД), 18/01/02

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска дополнительных акций, сообщили МФД-ИнфоЦентр в отделе ценных бумаг компании.

ОАО "Уралсвязьинформ" планирует выпустить 23 млрд 573 млн 203 тыс. 521 обыкновенной и 7 млрд 852 млн 245 тыс. 378 привилегированных акций номиналом 0.12 руб.

Все вышеуказанные акции будут размещены путем конвертации в них акций присоединяемых к ОАО "Уралсвязьинформ" компаний ОАО "Уралтелеком" Свердловской области, ОАО "Связьинформ" Челябинской области, ОАО "Тюменьтелеком", ОАО "Электросвязь" Курганской области, ОАО "Хантымансийскокртелеком" и ОАО "Ямалэлектросвязь".

После утверждения Советом директоров все необходимые документы будут направлены в ФКЦБ для государственной регистрации выпусков.

Напомним, что Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) 3 января объявило о решении удовлетворить ходатайство ОАО "Уралсвязьинформ" относительно присоединения 6 региональных операторов электросвязи, происходящего в рамках реорганизации отрасли связи. В числе присоединяемых компаний - "Уралтелеком", "Челябинсксвязьинформ", "Тюменьтелеком", "Хантымансийскокртелеком", "Ямалэлектросвязь" и "Электросвязь" Курганской области.

Уставный капитал ОАО "Уралсвязьинформ" составляет 1,049,272,527.48 руб. и разделен на 8,743,937,729 обыкновенных акций номиналом 0.12 руб. Основной акционер - ОАО "Связьинвест" (около 38% или более 50% голосующих акций).

Вернуться к оглавлению

 

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска облигаций

Новости экономики и финансов (МФД), 18/01/02

Совет директоров ОАО "Уралсвязьинформ" 29 января рассмотрит вопросы выпуска облигаций, конвертируемых в облигации, размещенные ранее в рамках программы "Народный телефон" общим объемом 73,932,280 руб., сообщили МФД-ИнфоЦентр в отделе ценных бумаг компании.

Облигации старых выпусков были размещены в обмен на установку телефонов - ОАО "Уралтелеком" в объеме 34,251,400 руб., ОАО "Челябинсксвязьинформ" в объеме 26 млн руб., ОАО "Электросвязь" Курганской области и "Тюменьтелеком" - общим объемом 13,680,880 руб.

Облигации будут размещены путем конвертации в них облигаций старых выпусков в рамках присоединения к ОАО "Уралсвязьинформ " компаний ОАО "Уралтелеком" Свердловской области, ОАО "Связьинформ" Челябинской области, ОАО "Тюменьтелеком", ОАО "Электросвязь" Курганской области, ОАО "Хантымансийскокртелеком" и ОАО "Ямалэлектросвязь".

После утверждения Советом директоров все необходимые документы будут направлены в ФКЦБ для государственной регистрации выпусков.

Напомним, что Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ (МАП) 3 января объявило о решении удовлетворить ходатайство ОАО "Уралсвязьинформ" относительно присоединения данных 6 региональных операторов электросвязи, происходящего в рамках реорганизации отрасли связи.

Вернуться к оглавлению

 

Сибирьтелеком сделает допэмиссию для слияния компаний не ранее апреля

Рейтер, 17/01/02

ОАО Сибирьтелеком приступит к дополнительной эмиссии акций, предназначенной для конвертации акций электросвязей сибирского региона в процессе их присоединения к новосибирской электросвязи - Сибирьтелекому - не ранее апреля 2002 года.

Начальник отдела ценных бумаг Сибирьтелекома Сергей Пирожков сказал Рейтер, что до апреля АО должно получить разрешение антимонопольного комитета.

По декабрьскому решению акционеров для конвертации акций Сибирьтелеком должен выпустить 9.343.700.000 обыкновенных и 3.019.200.000 привилегированных акций номинальной стоимостью 0,15 рубля.

В Сибирьтелеком вливается 10 операторов сибирского региона.

Согласно планам ОАО Связьинвест, объединение всех телекоммуникационных компаний Сибири на базе новосибирской электросвязи должно завершиться к лету 2002 года.

Ранее сообщалось, что сводный баланс объединенной электросвязи Сибири предполагается получить по итогам первого полугодия 2002 года. А внеочередное собрание акционеров уже объединенного Сибирьтелекома состоится осенью следующего года.

Вернуться к оглавлению

 

Про "повременку"

Встать - суд идет!

Московская правда, В. Яковлева, 19/01/02

Вброс информации о намечающемся переходе со второй половины начавшегося года на повременную оплату телефонных разговоров в Москве (10 копеек за минуту сверх 20, положенных в сутки, плюс постоянно растущая абонентская плата) был сделан генеральным директором АО МГТС Владимиром Лагутиным на интернет-конференции в конце года минувшего: пусть расползается. Выскажись г-н Лагутин как официальное лицо прямо с телеэкрана, это вызвало бы, как и в прежние годы, всеобщее возмущение и протесты. Но большинство москвичей старшего поколения на интернет-конференции не ходят, да их в "мировую электронную паутину" и не приглашают, потому и вынуждены довольствоваться слухами. А еще г-н Лагутин сообщил, что все будут платить одинаково, будь то бизнесмен либо пенсионер. Такое вот всеобщее равенство по-лагутински. Наш мэр Лужков в жилищно-коммунальной реформе не дорос до такого понимания проблемы и решил учесть бедность пожилых людей и других социально слабо защищенных москвичей.

Что ж получается? Пришел судья, народные заседатели, прокурор, исполнитель приговора - все в одном лице, имя которому МГТС (Московская городская телефонная сеть). А вот защитника нет.

Десятки тысяч стариков, инвалидов сидят одиноко в своих жилищах и обреченно ждут приговора: осудить на пожизненное заключение в одиночной камере (квартире). С тех пор, как в России отменили смертную казнь, пожизненное заключение – самое жестокое наказание. За что же приговаривает МГТС людей, всю жизнь трудившихся на благо своей страны, к столь суровой каре? Двадцать минут в сутки пообщайся с внешним миром, а оставшиеся 23 часа 40 минут - лежи, молчи!

В подмосковном Королеве провели "эксперимент" над живыми людьми. Многие очень страдают от перехода на повременную оплату телефона. На демонстрацию протеста немощные старики не могут выйти. Остается горестно сетовать, что власти хотят поскорее избавиться от старичья, и так уж зажилось оно...

Как мы радовались расселению коммуналок! Молодые семьи с малыми детишками получили отдельную квартиру, а родители - свою, однокомнатную, своя ванная, свой туалет - не надо будет на старости лет переминаться в очереди с ноги на ногу. Жаль только, что квартирка - в Дегунине, а дети и внуки - на Юго-Западе. На дорогу - больше часа, много не наездишься, ну, слава Богу, можно пообщаться по телефону. Все ведь надо знать о детях и внуках, да и о соседке Аннушке, с которой столько лет вместе прожито. Неужели и с ней, тоже на другом конце города оказавшейся, все связи разорвать?

А с экранов телевизоров нас хотят убедить: "Во всем культурном мире, во всем культурном мире...". Да, во многих странах Запада, в США есть поминутная оплата телефонных разговоров. Но во "всем культурном мире" старики получают пенсию 700 - 1000 долларов (ладно, будем считать 300 долларов). А рядовой московский пенсионер со всеми мэрскими добавками - 60 долларов. Вот когда пенсия достигнет "цивилизованного" уровня, тогда и вводите поминутную оплату.

А уж как нас телевизор при первых попытках ввести "повременку" уговаривал: мы провели эксперимент и многие очень довольны, они стали меньше платить за телефон. Нам пишет баба Маня из деревни Старые Утюги, что она очень довольная. Теперь она платит меньше, потому что дед Тихон из соседней избы совсем плохой стал: не слышит телефонного звонка, а больше в деревне никого и нет. Можно бы позвонить сватье в деревню Новые Утюги, да тем годом напал на поля колорадский жук - пришлось нам с Тихоном кабель телефонный выкопать да в металлолом сдать, а то бы совсем ноги протянули.

А телефонный начальник тогда с улыбочкой, но пряча глаза, убеждал: вам, старушки, станет лучше, это бизнесменам и светским дамочкам придется подсократить свои длинные разговоры. Очередное лукавство: бизнесмены и светские дамочки давно по своим мобильникам общаются, да и проблемы оплаты для них нет.

А как в обществе инвалидов будем помогать своим членам? Ведь государство нас не финансирует, секретарей у нас нет. Всю работу ведем сами, пользуясь своими домашними телефонами.

Добрый спонсор дал нам на 200 человек 200 баночек фасоли. А это две сотни телефонных звонков, и каждому получателю нужно не по разу объяснить, куда и когда прийти. Мне как координатору местного совета инвалидов надо поздравить 21 подопечного с Новым годом, поговорить с каждым, ведь многие живут одиноко. Для них телефон - единственное средство связи с внешним миром. Эти люди по телефону не разговаривают, они общаются с себе подобными, тем самым оставаясь членами человеческого сообщества. А лишних денег у них нет.

И не верьте, когда вам будут сулить дотированные звонки в аптеку, поликлинику. Право же, проблему развития телефонной связи в столичном мегаполисе решать нужно не внедрением "повременки", а другими, более современными и щадящими методами. Хотя, как видим, управленцы МГТС с достойным лучшего применения упорством придерживаются курса на жесткий вариант, который - имеющий глаза да видит - ведет к напряженности в обществе.

Вернуться к оглавлению

 

Госорганы

Постановление от 14 января 2002 г. № 12

О внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг телефонной, телеграфной связи и проводного вещания (радиофикации)

Сайт Правительства РФ, 17/01/02

В связи с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения и дополнения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг телефонной, телеграфной связи и проводного вещания (радиофикации).

Председатель Правительства

Российской Федерации М. Касьянов

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 14 января 2002 г. № 12

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг телефонной, телеграфной связи и проводного вещания (радиофикации)

1. В Правилах предоставления услуг телеграфной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 г. № 1108 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 37, ст.4299):

а) в пункте 3:

в абзаце четвертом слова: "и формы собственности" исключить;

в абзаце шестом слова: "для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли" заменить словами: "для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности";

б) в пункте 13:

абзац первый после слов: "фирменное наименование" дополнить словом: "(наименование)";

абзац четвертый после слов: "предоставляемых услугах" дополнить словами: "а также указание на конкретное лицо, которое будет предоставлять услугу, и информацию о нем (фамилия, имя, отчество, должность)";

в) абзац второй пункта 16 дополнить словами: "а если они оплачены до передачи телеграммы, пользователь вправе потребовать от оператора возврата уплаченной суммы";

г) абзац первый пункта 72 изложить в следующей редакции:

"72. При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств при предоставлении услуг телеграфной связи пользователь вправе предъявить оператору связи, предоставляющему услуги, претензии и потребовать от оператора связи полного возмещения причиненных ему убытков";

д) пункт 76 изложить в следующей редакции:

"76. Оператор связи несет ответственность перед пользователем за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, объявленное качество услуг телеграфной связи, нарушение сроков оказания услуг телеграфной связи и сроков устранения недостатков, за информацию об услугах телеграфной связи и об исполнителе этих услуг в порядке и размерах, предусмотренных законом или договором";

е) пункт 77 изложить в следующей редакции:

"77. При нарушении оператором сроков оказания услуг телеграфной связи и при обнаружении недостатков в оказании услуг телеграфной связи пользователь вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков;

уменьшения размера оплаты за оказанные услуги;

повторного оказания услуги без дополнительной оплаты.

В случае искажения текста телеграммы, изменившего ее смысл, недоставки или вручения телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи (за исключением телеграмм, адресованных в населенные пункты, не имеющие электрической связи) операторы связи несут материальную ответственность в размере внесенной платы за телеграмму."

2. В Правилах оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 40, ст.4599):

а) абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом "О связи", регулируют отношения по оказанию услуг телефонной связи на территории Российской Федерации между оператором связи и абонентом (клиентом) при использовании последним этих услуг исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Настоящие Правила содержат положения, обязательные при заключении и исполнении договора об оказании услуг телефонной связи";

б) в абзаце семнадцатом пункта 3 слова: "организация независимо от формы собственности" заменить словами: "организация независимо от ее организационно-правовой формы";

в) в абзаце третьем пункта 9 слова: "не имеющих сертификата соответствия" заменить словами: "не имеющих документов об обязательном подтверждении соответствия";

г) в пункте 52 слова: "несертифицированного абонентского устройства" заменить словами: "абонентских устройств без документов об обязательном подтверждении соответствия";

д) в абзаце втором пункта 67 слово: "наименование" заменить словами: "фирменное наименование (наименование)", а после слов: "месте нахождения" дополнить словами "(юридическом адресе)";

е) в пункте 69:

абзац второй после слов: "наименование оператора связи" дополнить словами: "(фирменное наименование)";

абзац тринадцатый изложить в следующей редакции:

"перечень абонентских устройств, разрешенных к применению на телефонных сетях и имеющих документы об обязательном подтверждении соответствия";

после абзаца пятнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:

"информацию об обязательном подтверждении соответствия услуг, а также сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей;

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работы, связанные с оказанием услуг, и информацию о нем (фамилия, имя, отчество, должность), если это имеет значение, исходя из характера услуги";

ж) в абзаце третьем пункта 74 слова: "сертификата соответствия" заменить словами: "документов об обязательном подтверждении соответствия";

з) в пункте 108:

абзац второй изложить в следующей редакции:

"Оплата услуг телефонной связи производится непосредственно после их оказания путем внесения аванса либо отсрочки платежа на расчетный период";

после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

"В случае если оказание услуги осуществляется по частям (этапам) в течение срока действия договора об оказании услуг, должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) оплаты услуг";

и) в пункте 114:

в абзаце втором слова: "и потребовать уменьшения стоимости этой услуги" исключить;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"соразмерного уменьшения стоимости услуги телефонной связи";

к) пункт 115 изложить в следующей редакции:

"115. Недостатки оказанной услуги телефонной связи должны быть устранены оператором связи в разумный срок с учетом сроков, установленных технологическими и нормативно-техническими документами, а также сроков рассмотрения претензии";

л) пункт 116 дополнить словами: "если более короткий срок не установлен договором".

3. В Правилах оказания услуг проводного вещания (радиофикации), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1238 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 40, ст.4601):

а) пункт 1 после слов: "на территории Российской Федерации" дополнить словами: "при использовании абонентом этих услуг исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Настоящие Правила содержат положения, обязательные для сторон при заключении и исполнении договора об оказании услуг проводного вещания (радиофикации), и распространяются на оказание услуг на сетях проводного вещания общего пользования, ведомственных сетях проводного вещания, имеющих выход на сети проводного вещания общего пользования, а также на выделенных сетях проводного вещания непроизводственного назначения";

б) пункт 26 дополнить словами: "и возместив исполнителю расходы, понесенные им до этого момента, в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги";

в) пункт 30 дополнить абзацем следующего содержания:

"сведения об обязательном подтверждении соответствия услуги, а также о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке действия и об организации, выдавшей этот документ";

г) в абзаце четвертом пункта 35 слова: "сертификата соответствия" заменить словами: "документа об обязательном подтверждении соответствия";

д) абзац пятый пункта 36 дополнить словами: "а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы";

е) в пункте 48:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"48. Если исполнитель нарушил сроки начала и окончания оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, абонент вправе по своему выбору";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"соразмерного уменьшения стоимости услуг проводного вещания";

ж) пункт 50 изложить в следующей редакции:

"50. Недостатки оказанной услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок с учетом сроков, установленных технологическими и нормативно-техническими документами, а также сроков рассмотрения претензий".

Москва, 17 января 2002 г., N 87

Вернуться к оглавлению

 

Закон, который всегда в пути

Министр Леонид Рейман все еще размышляет "О связи"

Русский Фокус, Игорь Цуканов, 21/01/02

Минсвязи внесло в правительство новую редакцию закона "О связи", призванную существенно улучшить регулирование российских телекоммуникаций. Над этим законопроектом ведомство трудилось около двух лет, пытаясь учесть все рекомендации, которыми щедро делились с ним дружественные ведомства. Теперь закону осталось пройти экспертизу в Главном правовом управлении администрации президента. Однако уверенности в том, что все останутся им довольны, по-прежнему нет.

Закон "О связи" был принят еще в 1995 г. и с тех пор практически не менялся. Неудивительно, что с сегодняшними реалиями он увязывается, мягко говоря, не лучшим образом. Фактически действующий закон ограничивается декларированием самых общих принципов существования рынка, его регулирования и прав его участников. Что же касается вопросов доступа операторов и их пользователей к существующим сетям, тарифообразования и прочих весьма актуальных нынче тем, закон аккуратно обходит их молчанием.

В начале января министр связи и информатизации РФ Леонид Рейман заявил о том, что принятие новой редакции закона "ожидается в первой половине 2002 г.". С наибольшим нетерпением ее ожидают так называемые традиционные операторы, подконтрольные государству, например холдинг "Связьинвест". Оно и понятно: разработчики закона обещают впервые сколь-нибудь внятно прописать механизмы участия государства в финансировании услуг, цены на которые сознательно удерживаются МАПом на низком уровне и отказаться от которых операторы не могут. Минсвязи давно подумывает о том, чтобы возложить обязанность по предоставлению некоего минимального набора наиболее необходимых (в терминологии ведомства - "универсальных") услуг связи на избранных операторов, занимающих "существенное положение на рынке". Именно они, по мысли Реймана, должны отвечать за общедоступную местную и междугородную телефонию и иные насущные услуги, гарантированные и регулируемые государством. Эти компании неизбежно будут нести убытки - однако в отличие от нынешних традиционных операторов смогут возмещать их за счет своих коллег-связистов, которых обяжут отчислять по 3% своей месячной выручки в специальный фонд универсального обслуживания. В итоге, считают в Минсвязи, справедливость восторжествует и социальная нагрузка распределится по всем операторам в равных долях. В подтверждение этого тезиса ссылаются на опыт отдельных государств с развитыми телекоммуникационными рынками - к примеру, Германии и Швеции.

Однако в каком виде эти планы будут реализованы, не вполне понятно. Идею создания фонда универсальной услуги уже забраковал Минфин: чиновники уважаемого ведомства усмотрели в ней не что иное, как скрытую форму дополнительного налогообложения операторов. В результате в законопроект внесена обтекаемая формулировка: операторы должны вносить в фонд универсального обслуживания обязательные отчисления, "относимые на себестоимость оказания услуг в соответствии с Налоговым кодексом РФ".

Другим критиком еще не рожденного законопроекта выступил "заклятый друг" связистов МАП. Антимонопольное ведомство не устраивали главным образом два обстоятельства. Во-первых, предложенные критерии для определения операторов-монополистов, подлежащих госрегулированию: Минсвязи предлагало отдать "на съедение" МАПу компании, занимающие более 25% рынка по емкости или объему трафика, - однако антимонопольщики сочли эти два показателя недостаточно весомыми. В итоге Минсвязи ограничилось упоминанием о "существенном положении на рынке", так и не разъяснив, что же подразумевается под этой формулировкой.

Кроме того, под напором МАПа ведомству Реймана пришлось скрепя сердце отказаться от желания самолично регулировать тарифы на универсальные услуги связи, делегировав эту почетную функцию "федеральному органу исполнительной власти, определяемому правительством". Наивное желание Минсвязи добиться права устанавливать тарифы и впрямь выглядит атавизмом на фоне остальных естественных монополий (МПС, "Газпрома" и других), дружно стремящихся отделить управляющую деятельность от хозяйственной.

Сейчас новая редакция закона, по словам источника в Минсвязи, наконец-то полностью согласована с ведомствами и находится в аппарате правительства. Однако дебаты о том, каким должен быть закон, не утихают по сей день. Сами операторы, например, втайне рассчитывают на то, что новый закон уделит внимание основным принципам системы повременного учета. В представленной правительству редакции о "повременке" речи не идет, и все же поставить точку в набирающем обороты споре о том, в каком виде должна существовать "повременка" и должна ли она существовать вообще, видимо, так или иначе придется. Как сообщил "Фокусу" глава подкомитета по связи нижней палаты Леонид Маевский, 20 февраля Госдума рассмотрит в первом чтении весьма своеобразный законопроект о регулировании услуг связи, порожденный активистами Законодательного собрания Омской области. Его авторы делают широкий жест, предоставляя самому абоненту выбор между повременной и обычной, фиксированной, системами оплаты телефона.

Подход самый что ни на есть либеральный, но не лишенный недостатка: он напрочь убивает саму идею "повременки". Каждый абонент выберет для себя наиболее щадящий вариант: мало говорящие граждане, возможно, согласятся на "повременку", болтливые - ясное дело, никогда. В итоге оператор может рассчитывать исключительно на убытки.

Недаром многие операторы, с технической точки зрения хоть сейчас готовые переходить на повременную систему, теперь резко притормозили. К примеру, "ЦентрТелеком" (бывшая "Электросвязь" Московской области) уже сегодня обслуживает на условиях "повременки" 270 000 абонентов и еще 500 000 телефонных номеров оборудовал аппаратурой для повременного учета. Однако внедрять новую систему оплаты в массовом порядке компания, по словам ее гендиректора Рубена Амаряна, не возьмется до тех пор, пока не возникнет полная ясность с правилами действия "повременки".

Отсутствие в отрасли нормального закона - базового, кстати – с каждым днем становится все заметнее. В этом можно винить Минфин, МАП и кого угодно еще, но прежде всего – непосредственно Минсвязи, которое лишь недавно удосужилось как следует изучить существующее в стране законодательство и подготовить законопроект, не вызывающий нареканий по крайней мере с точки зрения соответствия действующим нормам.

Вернуться к оглавлению

 

Аналитика

Российская связь в ожидании западных денег

Газета.ru, 21/01/02

В своем обзоре эксперты TotalTele.com в очередной раз подтверждают, что в дни тяжелейшего кризиса телекоммуникационного бизнеса на Западе соответствующая индустрия в России развивается и хорошо себя чувствует. Несмотря на высокий спрос на услуги Интернета, фиксированной и мобильной связи в самом большом государстве мира, многие из потенциальных западных инвесторов в российские телекоммуникации пока еще слабо понимают, куда можно было бы вложить деньги в этой стране. Но уже в ближайшем будущем положение может измениться, считают авторы обзора.

Несмотря на высокие темпы роста, которые сегодня оцениваются в 15% в год, телекоммуникационную индустрию в России пока еще нельзя назвать развитой. Прежде всего это касается потребительского сегмента. За первые девять месяцев 2001 г., по данным Госкомстата, оборот потребительского сегмента в российских телекоммуникациях составил $1,7 млрд, в то время как бизнес-сектор достиг $3 млрд. Впрочем, и та и другая цифра весьма невелики для страны с населением 140 млн.

На состоявшейся недавно в Санкт-Петербурге конференции по телекому представители компании «ЛВ Финанс» назвали эту отрасль в ее нынешнем состоянии «нефинансируемой» (unfinanceable), а эксперты Baker & McKenzie заявили, что инвесторы хотели бы видеть данную индустрию прозрачной (как по рыночным условиям, так и по корпоративному управлению) и под руководством независимого регулятора. Высказывались мнения, что вступление России в ВТО могло бы способствовать некоторым сдвигам в этой сфере.

Принято считать, что в ближайшее время не следует ожидать масштабных иностранных вложений в российские телекоммуникации. Аналитик «Ренессанс Капитал» Андрей Брагинский ожидает, что фирмы данной отрасли будут развиваться в основном за счет внутрироссийских инвестиций. По мнению Брагинского, «большая тройка» российской мобильной связи – МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» в ближайшем будущем смогут привлечь около $1,8 млрд, направив эти средства в развитие. При этом мобильные операторы имеют более высокий инвестиционный потенциал, чем коммерческие операторы фиксированной связи – не говоря уже о «традиционных» государственных и полугосударственных связистах.

Вместе с тем в будущем можно ожидать значительного роста интереса иностранных инвесторов к российской связи.

За исключением печального опыта Джорджа Сороса в деле со «Связьинвестом», западные вложения в российскую связь можно считать весьма успешными.

Так, депозитарные расписки МТС с ценой первичного размещения $21,5 сегодня стоят $27. Для сравнения можно отметить, что акции турецкой компании Turkcell, со сходным уровнем «странового риска», сегодня котируются на уровне 10% первоначальной стоимости. Да и ценные бумаги западноевропейских телекоммуникационных фирм сегодня существенно «похудели».

По мнению главы телекоммуникационного департамента МАП Валерия Горячева, к 2005 г. альтернативные операторы проводной связи будут контролировать столько же абонентов, сколько государство. Светлана Исаева, аналитик Pyramid Research, считает, что к 2006 г. количество абонентов фиксированной и мобильной связи в Москве сравняется на показателе около 7 млн. Вместе с тем, по ее прогнозам, Россия в целом в ближайшие годы будет по-прежнему отставать от других стран Восточной Европы по уровню развития мобильной телефонии. К 2006 г. лишь около 12% россиян будут владеть «мобилами». Второе место с конца будет занимать Болгария с 33%, а в Чехии ожидается «проникновение» в 75%.

Прогрессу российской связи сегодня очень мешает недостаточное развитие местных телефонных сетей. Это развитие сдерживается установленными государством ограничениями на тарифы местной связи, из-за которых потенциальные инвесторы не могут обеспечить возврат своих вложений.

Вернуться к оглавлению

 

Собственная информация холдинга ”Связьинвест” и материалы, полученные от объединямых им акционерных обществ

Основные события

 

ОАО «Томсктелеком»

Пресс-релиз

Сумма доходов, полученных ОАО "Томсктелеком" по предварительным итогам в 2001 году, составила 794157 тыс. руб., что на 46,3 процента выше прошлогоднего результата.

Балансовая прибыль Компании за 2001 год, по предварительным итогам, достигла суммы в 165143 тыс. руб., что на 47,8 процента больше, чем в 2000 году.

Рост финансовых показателей свидетельствует об успешной работе ОАО "Томсктелеком" в 2001 году.

Служба по связям с общественностью, 21/01/02

Вернуться к оглавлению

 

ОАО «Артелеком»

Пресс-релиз

ОАО «Артелеком» заключило договор с ЗАО «Компания ТрансТелеКом»

14 января 2002 года ОАО «Артелеком» заключило договор с ЗАО «Компания ТрансТелеКом» на аренду цифровых потоков с выходом на магистральную цифровую сеть России, что позволит организовать магистральные и внутризоновые каналы связи в направлениях Плесецка, Няндомы, Коноши и Вологды. Цифровые потоки передаются по волоконнооптическим линиям связи с использованием технологии SDH.

Заключение договора – серьезный шаг в развитии цифровой сети Архангельской области.

Интегрирование сетей позволит сформировать пакет таких услуг связи как передача данных, телемедицина, видеоконференцсвязь, дистанционное обучение и т.д.

В ближайшее время начнется тестирование цифровых потоков для последующей сдачи их в эксплуатацию, которая планируется в феврале-месяце.

Руководитель пресс-службы

Марина Сухих, 19/01/02

Вернуться к оглавлению

 

Другие новости

 

ОАО «Яртелеком»

Пресс-релиз

Сотовый телефон от Яртелекома достался учителю школы №29

Проблема вандализма в отношении телекоммуникационного оборудования и линий связи давно переросла рамки ведомственной. Она затрагивает жизненные интересы каждого. Поэтому когда Яртелеком решил провести акцию «Остановим вандала вместе!», эта инициатива связистов нашла широкий отклик у населения, была поддержана мэрией Ярославля и городским общественно-политическим движением «Ярославль-2000».

В рамках акции прошел конкурс на лучший урок по профилактике хищений и порчи телекоммуникационного оборудования и линий связи. Конкурс проводился среди учителей школ г. Ярославля, которые активно откликнулись на призыв связистов. Компетентное жюри из сотрудников Яртелекома проанализировало проведенные уроки. И вот подведены итоги.

Победителем конкурса и обладательницей главного приза - сотового телефона от Яртелекома стала Наталья Вадимовна ПРИВАЛОВА, учитель школы № 29. Второе место (приз - пейджер от Яртелекома) присуждено Наталье Витальевне КИСЕЛЕВОЙ, учителю школы № 77. Поощрительными призами награждены Марина Николаевна ЯРОШ (школа № 66) и Наталья Валерьевна СМИРНОВА (школа № 90). Памятные подарки и дипломы вручены также коллективам школ №№ 84 и 11.

В ходе церемонии награждения победителей, которая состоялась 17 января в главном офисе Яртелекома, заместитель начальника управления образования мэрии Ярославля В.Н.Малютина отметила огромную значимость социальной работы, проводимой этим предприятием, и выразила надежду на то, что Яртелеком и управление образования еще не раз встретятся на благородном поприще борьбы с вандализмом. Председатель исполкома ярославского городского общественно-политического движения «Ярославль-2000» Н.Н.Скепская, высоко оценив гражданскую позицию руководства Яртелекома, не позволяющую предприятию оставаться в стороне от жизни областного центра, торжественно вручила связистам соответствующий диплом. А учителя-победители конкурса поблагодарили руководство и сотрудников Яртелекома за внимание к нелегкому педагогическому труду, за проявленную инициативу в деле воспитания детей. И за праздник, в который связисты смогли превратить официальную церемонию награждения.

21/01/02

Вернуться к оглавлению

 

ОАО «Хантымансийскокртелеком»

Пресс-релиз

Интернет подешевеет

С 1 февраля 2002 года дочерняя компания АО «Хантымансийскокртелеком» ЗАО «ВСНет» снизит тарифы на услуги Интернет для населения в среднем на 30 процентов. Для всех 16 городов округа, в которых предоставляются услуги всемирной сети, будут введены единые тарифы. Различаться они будут только в зависимости от типа эксплуатируемого оборудования в филиалах акционерного общества. Так, абоненты филиалов с аналоговыми каналами связи в Березово, Белоярском, Нягани, Советском и Урае будут платить за пользование Интернетом на 9 процентов меньше, чем жители восточной части округа, где сети сформированы на цифровом оборудовании.

К существующим тарифным планам – «стандартный», «ночной» и «студенческий» - добавится еще один - «профессионал», ориентированный на абонентов, постоянно работающих в сети. Абонентская плата по плану «профессионал» будет включать пакет из 10 часов и составит 250 рублей.

Редактор пресс-службы

Екатерина Савина, 21/01/02

Вернуться к оглавлению

 

Публикации в СМИ

 

ОАО «Связьинформ» Самарской области

А идите вы все!

В "Инфонет"

Самарское Обозрение, Юлия Хорькова, 21/01/02

Закончилась борьба между основным оператором связи региона ОАО "Связьинформ" Самарской области и ЗАО "Инфонет". Арбитраж признал недействительным договор о передаче "Связьинформу" 8 тысяч абонентов "Инфонета" в обмен на несколько десятков миллионов рублей. Однако вполне возможно, что это был лишь первый раунд противостояния. В скором будущем "Инфонет" может попытаться оспорить это решение в вышестоящих инстанциях. Заложниками ситуации, как и прежде, выступают клиенты "Инфонета", мечущиеся между спорящими сторонами.

3 декабря 2001 года "Связьинформ" подал в областной арбитражный суд иск о признании недействительным договора, подписанного летом с ЗАО "Инфонет". Договор возник благодаря сделке, заключенной бывшим руководителем АО "Связьинформ" Борисом Скворцовым, и вызвал у тех, кто пришел ему на смену, немалое удивление. В соответствии с договором предполагалось, что "Связьинформ" принимает на себя обязательства по обслуживанию 8 тысяч абонентов альтернативного оператора связи. В качестве компенсации "Связьинформ" должен был заплатить "Инфонету" несколько десятков миллионов рублей. Самым интересным было то обстоятельство, что "Связьинформ" приобретал за огромную сумму неприбыльный бизнес, т.к. обслуживание телефонов не могло принести ему дивидендов, окупающих эту деятельность.

Поэтому основной акционер "Связьинформа" ОАО "Связьинвест" не согласился с этим договором, сочтя его крайне невыгодным для компании. Менеджмент "Связьинформа" неоднократно пытался разрешить дело миром, однако руководство "Инфонета" продолжало настаивать на своем. Кроме того, осенью компания постаралась активизировать процесс передачи абонентов, разослав последним уведомления о необходимости переоформить договоры на абонентское обслуживание. В результате руководство "Связьинформа" передало рассмотрение этого вопроса в суд.

9 января 2001 года арбитражный суд Самарской области признал спорный договор недействительным. Таким образом, 8000 абонентов, в свое время купившие у ЗАО "Инфонет" телефонные номера, продолжат обслуживаться в "Инфонете". Правда, до того как "Связьинвест" прислал уведомление о своем несогласии с договором, часть абонентов "Связьинформ" Самарской области принять все же успел. Теперь "Инфонет" обязан принять всех перекочевавших к другому оператору своих бывших клиентов обратно. Им вновь, уже во второй раз за полгода, придется заниматься переоформлением документов.

Однако не исключен и другой вариант. Общепринятая судебная практика такова, что проигравшая сторона начинает обжаловать принятое судом решение в вышестоящих судебных инстанциях. Директор ЗАО "Инфонет" Дмитрий Шевченко отказался как-либо комментировать принятое судом решение. В пресс-службе ОАО "Связьинформ" Самарской области такую возможность не исключают и готовы к продолжению процесса.

Пресс-секретарь, Елена Чистова, 21/01/02

Вернуться к оглавлению

 

ОАО «Уралсвязьинформ» Пермской области

Тарифы кусаются. Но по-разному...

Российская газета, Вопросы задавал Павел Агапов, 18/01/02

Как это ни парадоксально, но позвонить из Перми, например, в Тюмень и позвонить из Тюмени в Пермь - не одно и то же. Расстояние одно, а тарифы разные.

За разъяснением этой ситуации мы обратились к заместителю начальника экономического управления ОАО "Уралсвязьинформ" Э.А. Вахоневу:

- Эдуард Авенирович, так все-таки почему тарифы на одно и то же расстояние разные?

- Дело в том, что тарифы на междугородную телефонную связь (МГТС) до 1999 года государством не регулировались вообще. За исключением тарифов для бюджетных организаций. Естественно, в разных регионах тарифы МГТС формировались по-разному. Влияли на это и специфика работы связистов, и структура их доходов, и политика местных властей в деле развития предприятий связи.

Так было во все времена. И всегда МГТС оставалась чуть ли не единственным рентабельным направлением: местные телефонные сети, телеграф, радио, телевидение - все это убыточно для связистов. Вот почему более половины всех их доходов в регионах, как правило, формирует МГТС. Такая же картина и в Прикамье. В последние годы у нас добавилось еще одно рентабельное направление - сотовая связь.

Три года назад государство (в лице федерального Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) начало заниматься регулированием тарифов. В применении к местной телефонной связи они уже одинаковы по всему Уралу: по абонентской плате и доступу к телефонной сети. Есть сдвиги и по МГТС. Так, историческим архаизмом стала знаменитая пермская сентенция, что, мол, позвонить от нас в Москву дороже, нежели наоборот.

- А вот до Тюмени, похоже, у МАПа руки не дошли?

- Действительно, с нею у нас тарифы МГТС остаются разными. Как и с Екатеринбургом, Челябинском, другими уральскими городами. За исключением Кургана: с ним у нас тарифы примерно одинаковы. Но обнадеживает то, что сейчас МАП будет, по всей видимости, заниматься выравниванием тарифов более энергично. В октябре прошлого года начало действовать правительственное постановление N 715 "О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи", которое предусматривает переход на двухуровневую систему тарифов МГТС: для предприятий, организаций и для населения. Сейчас пока действует трехуровневая: к уже названным категориям добавляются бюджетные предприятия и организации.

Такой переход - весьма непростая задача. Образно говоря, нужно пройти между Сциллой и Харибдой: не нанести экономического урона предприятиям связи и соблюсти интересы ее пользователей, всего населения страны.

- Но согласитесь, трудно говорить о соблюдении интересов населения, когда постоянно растет плата за услуги связи. Взять хотя бы ту же абонентскую плату за телефон...

- Согласен, трудно. Но давайте сравним: с июня 1999 года по февраль 2001-го она возросла с 35 до 50 рублей. Это 42,8 процента. А индекс цен производителей промышленной продукции составил 191,2 процента. Как говорится, почувствуйте разницу! Так что тут нужно понимать, что индексация тарифов пока еще существенно отстает от темпов инфляции. И повышение с 1 марта прошлого года размера абонентской платы за телефон для населения с 50 до 60 рублей лишь частично компенсировало потери "Уралсвязьинформа" от инфляции. Продолжаю политику территориального выравнивания тарифов, МАП России установило нынешнюю абонентскую плату для всех без исключения регионов Урала.

- А каково участие во всем этом самого "Уралсвязьинформа"?

- Самое непосредственное. Сейчас, как всем известно, на базе "Уралсвязьинформа" создается Уральская межрегиональная компания связи. В ее рамках более быстрыми темпами будет проходить выравнивание тарифов. И, в частности, тарифов МГТС. На нынешний год - это главная проблема, которую мы будем решать настойчиво и поэтапно.

Но тут нужно помнить, что ни новая компания, ни "Уралсвязьинформ" не могут выступать законодателями моды в деле изменения тарифов. Ведущая роль остается за государством, за МАПом. Совместно с ним мы разрабатываем свои предложения и надеемся, что они будут учтены.

Это не значит, что мы не имеем своей позиции. По ряду ключевых вопросов "Уралсвязьинформ" имеет свое мнение и отстаивает его на всех уровнях. Взять хотя бы систему повременной оплаты услуг местной телефонной сети. У нас с 1995 года действует вариант системы, где лимитное время для населения составляет 300 минут в месяц.

Как показала практика, более 60 процентов наших абонентов вполне укладываются в этот лимит. Правда, есть и состоятельные люди, для которых нет проблем заплатить за его превышение. Но так во всем мире: есть деньги - плати, не хватает - экономь. Наша система, помимо всего прочего, учит цивилизованному пользованию телефоном, что, безусловно, снижает колоссальную нагрузку на телефонные сети. Пермь, по моему мнению, вполне цивилизованный европейский город. И отношение к услугам связи у нас должно быть вполне цивилизованным.

Пресс-служба, 18/01/02

Вернуться к оглавлению