Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Костры амбиций (01.12.2003)
Corbina Telecom смущает экспертов грандиозными планами

Антон Бурсак

Компания Corbina Telecom начинала свой бизнес в 1995 году. Ее основатели вложили в новый проект всего $3000. Через восемь лет оборот Corbina составил $63 млн. Владельцы рассчитывают, что в 2004 году доход компании вырастет еще на 70%, и она станет третьим по величине альтернативным оператором связи в России.

 

Осенью руководство Corbina Telecom сделало несколько громких заявлений. В частности, было обещано как минимум в два раза снизить цены на доступ в Интернет и корпоративную телефонию в Подмосковье, что приведет к фактическому «захвату» компанией пригородов столицы. Многие участники рынка скептически относятся к намерениям Corbina Telecom. В ответ на вопрос о будущем компании один из отраслевых аналитиков ответил, что «от души посмеялся над ее амбициозными планами».

Помимо традиционных операторов (межрегиональные «телекомы», входящие в состав «Связьинвеста») фиксированной связью в России занимаются две большие группы: АФК «Система» (контролирует компании «МТУ-Интел», «Голден-Лайн», «Комстар», «Телмос», «ПТТ-Телепорт» и «МТУ-Информ») и «Альфа-групп», которой принадлежит Golden Telecom.

Corbina не в состоянии с ними конкурировать, но претендует на следующую после лидерской ступень. Руководители компании утверждают, что она контролирует 7% рынка в стране и 14% в столице. Аналитики сомневаются в этих цифрах. По данным J’son & Partners, объем продаж альтернативных операторов в Москве в 2002 году составил порядка $850 млн, и Corbina принадлежит не 7% а около 1,8% этого рынка. J’son & Partners, основываясь на данных финансовой отчетности акционеров Corbina Telecom – корпорации IDT – полагает, что доходы компании в 2002 году составили $15,7 млн (сама Corbina сообщает другую цифру – $37 млн).

 

Бизнес без денег

 

Идею создать компанию без привлечения внешних инвестиций подал создателям Corbina американский гражданин Майкл Лейбов. В начале 1990-х он был частным предпринимателем и имел в России бизнес, не связанный с телекоммуникациями. В 1995 году Александр Малис и его брат Олег Малис, работавшие в сфере банковского консалтинга, основали Corbina Telecom, вложив при этом в компанию $3000. Изначально фирма занималась перепродажей телекоммуникационных услуг. «Мы арендовали телекоммуникационные мощности или время у таких компаний, как «Телмос» и «Аэроком» и перепродавали их своим клиентам, – говорит Александр Малис. – Очень быстро стало понятно, что этот путь является тупиковым. Фактически мы развивали своих конкурентов».

Когда Corbina Telecom смогла заработать немного денег, братья решили создать собственную сеть. В начале 1997 года приобрели за $50 000 телефонную станцию, и их компания начала работать как оператор связи. «Было очень сложно, так как подобных микрооператоров в то время появлялось много – рассказывает Александр Малис. – Нашим преимуществом было то, что мы не являлись связистами и не имели профессиональных штампов, к тому же денег было очень мало, поэтому мы все время искали способы, как сделать что-либо дешевле, чем другие». В итоге Corbina предложила международную связь по ценам в два раза ниже, чем остальные операторы. «В то время звонок в США стоил более $3 за минуту, а мы снизили цену до $1,5. Это стало возможным за счет использования так называемых обратных звонков (call-back). Смысл технологии в том, что пользователь платит по американским тарифам, которые существенно ниже российских. До нашего прихода на этот рынок call-back использовали весьма ограниченно, а наша компания предложила услугу широкому кругу корпоративных клиентов. Снижение цен сильно расширило рынок международной связи, но поскольку у нас были сравнительно маленькие обороты, основную выгоду из этого извлекли конкуренты». Из-за нехватки оборотных средств Corbina руководствовалась необычным для телекоммуникационной индустрии принципом: любая инвестиция должна окупаться за год. Компания и по сей день рассматривает лишь такие краткосрочные проекты.

 

Жизнь в долг

 

В 1997 – 1998 годах руководству компании стало понятно, что для дальнейшего развития, в первую очередь для установки новых телефонных станций, нужны немалые средства – несколько миллионов долларов. Получить кредит было сложно, так как у Corbina не хватало собственности для его обеспечения. Вместо того чтобы обращаться к банкам, компания начала накапливать кредиторскую задолженность.

«Подобный подход требует огромного напряжения топ-менеджмента компании, – говорит Александр Малис. – Нужно постоянно отслеживать ситуацию и придумывать различные комбинации, чтобы не «свалиться» в мошеннические операции».

Corbina Telecom смогла избежать банкротства и расплатиться с долгами, постепенно снижая сумму задолженности за счет прибыли и бартерных сделок. Оборот компании к 2000 году достиг $10 млн, и она была приобретена американской телекоммуникационной корпорацией IDT. По данным «Ко», сумма сделки составила чуть менее $10 млн. Как утверждает Малис, американцам тоже понравилась идея строить телекоммуникационный бизнес без денег.

 

Сотовая связь для индивидуалистов

 

После финансового кризиса 1998 года компания «Вымпелком» выпустила на рынок первые «коробочки» с дешевыми телефонами DAMPS и «народными» тарифными планами. Через некоторое время топ-менеджмент «Вымпелкома» решил сосредоточиться на развитии GSM-направления и задумался над тем, что делать с оставшейся у компании сетью устаревающего стандарта DAMPS. Руководство же Corbina Telecom в свою очередь пришло к выводу, что в условиях хронического дефицита телефонной емкости и при умелой тарифной политике на этой сети можно продолжать зарабатывать деньги. Corbina начала продавать услуги сети DAMPS, принадлежащей «Вымпелкому», а в 2003 году выкупила за $18 млн часть ресурсов этой сети. Ныне Corbina Telecom обслуживает около 40 000 абонентов, средний доход с одного абонента составляет $60 – $70. Сотовые телефоны Corbina приобретают люди, которые разговаривают очень много и при обслуживании у GSM-оператора тратили бы на связь несколько тысяч долларов в месяц. Corbina предложила им более привлекательные тарифы. Например, компания первой из сотовых операторов ввела бесплатные входящие звонки с любого телефона. Ее козырем стал также дешевый роуминг. «Мы ориентируемся на клиентов, которым нужно индивидуальное обслуживание – поясняет Александр Малис. – Так, если у одного из клиентов партнеры на Тайване, можно специально для него создать тариф с льготным роумингом».

Максимальная мощность принадлежащей Corbina Telecom сети DAMPS – 70 000 абонентов. Целесообразно ли инвестировать в увеличение ее мощности, в компании пока не решили. Большинство клиентов сети пользуются трубкой Corbina как вторым телефоном, наряду с подключенным к одному из операторов «большой тройки» аппаратом GSM. Аналитик компании «Тройка-Диалог» Евгений Голосной считает, что положение Corbina Telecom может осложниться после выхода на московский

рынок сети нового поколения Sky Link. «Corbina нашла достаточно удачную нишу сотовой связи для крупного и среднего бизнеса, но практически на тот же рынок нацелен и Sky Link. Они будут конкурировать как в области мобильной связи, так и в

области Интернет-доступа. Только время покажет, кто из них окажется более

успешным», – считает Голосной.

Мультисеть вокруг столицы

Другой масштабный проект компании – создание мультисервисной сети – планируется реализовать в Москве и ближнем Подмосковье. Компания планирует одновременно предоставлять клиентам телефонию, выход в Интернет и другие услуги, причем по цене минимум в два раза ниже, чем у конкурентов. В сеть уже вложено $1,2 млн. Общие инвестиции в проект, который стартует весной 2004 года, составят более $9,5 млн. Сейчас клиенты сети есть в 25 подмосковных городах, в том числе в Люберцах, Жуковском, Подольске, Воскресенске, Фрязине и Балашихе. Следующим этапом проекта станет создание линий связи между Москвой и городами Рязанской, Тульской, Калужской и Ярославской областей.

Услуги мультисервисной сети Corbina ориентированы на бизнес-пользователей. Физическим лицам подключаться к ней дорого. Александр Малис объясняет это в частности натянутыми отношениями между Corbina Telecom и чиновниками, регулирующими отрасль связи. «Не секрет, что подавляющее большинство телекоммуникационных компаний принадлежат финансовым группам, так или иначе связанным с властными структурами. Corbina этим ресурсом не располагает, и нам буквально все достается существенно дороже, чем конкурентам», – сетует Малис.

Представители других альтернативных операторов сомневаются в том, что ближнее Подмосковье окажется благодатной почвой для продвижения услуг фиксированной связи. «Откровенно говоря, достаточного спроса на такие услуги в Подмосковье пока не наблюдается. Основные пользователи сконцентрированы в Москве. Несмотря на то что московский рынок близок к насыщению, время для завоевания Подмосковья еще не настало, – говорит директор по маркетингу «МТУ-Информ» Дмитрий Дронов. – Платежеспособных клиентов в Московской области немного. А намерения Corbina снизить цены в реальности приведут к тому, что возврат их инвестиций отодвинется на неопределенный срок».

«Corbina чутко реагирует на изменения рынка и часто выходит с маркетинговыми инициативами, которые помогают довольно успешно привлекать новых корпоративных и частных клиентов, причем часто за счет демпинга, – резюмирует Татьяна Толмачева. – Планы Corbina Telecom амбициозны. Например, в 2002 году она заявляла о своих намерениях выйти на мировые финансовые рынки со своими акциями и привлечь не менее $400 млн. По моему мнению, планы Corbina стать третьим альтернативным оператором будет трудно реализовать, хотя несколько потеснить крупнейших мультисервисных операторов Москвы она сможет».

 

Что такое Corbina Telecom

В группу компаний Corbina Telecom входят операторы электросвязи – компании «Инвестэлектросвязь» и «Кортек». Учредитель и стопроцентный владелец группы компаний Corbina Telecom – IDT, один из крупнейших транснациональных телекоммуникационных концернов. Услугами Corbina Telecom в России пользуются более 20 000 частных и корпоративных клиентов. Компания предоставляет услуги корпоративной телефонии, беспроводной связи, доступа в Интернет, хостинга и т. д. В 2000 году руководство Corbina Telecom заявило о намерении выйти на рынки капитала за границей. Отраслевые аналитики отнеслись к этой идее скептически, пояснив, что хотя у компании формально был достаточный оборот, чтобы выйти на западные фондовые биржи, но серьезные инвесторы вряд ли заинтересуются ее акциями. Как правило, их привлекают компании с оборотом более $200 млн.

Компания, Декабрь  2003

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov