Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Qwest, который лопнул
Компания распродает свои подразделения с молотка

Юлия Мифаева


Злополучная WorldCom не единственная жертва последних потрясений в телекоммуникационной отрасли. В последние месяцы произошел стремительный закат еще одной «звезды» 1990-х – компании Qwest Communications. Сценарий почти тот же, хотя актеры другие. Конец истории пока неясен.

 

Qwest в отличие от WorldCom была основана на «старые» деньги, которые миллиардер Филип Аншуц заработал в традиционном бизнесе – сначала на нефтедобыче, а затем на железных дорогах. Американцам казалось, что его приход в новую экономику будет таким же беспроигрышным. Ан нет: «коварный» телеком обломал зубы даже такой опытной акуле бизнеса.

Аншуц за последние 30 лет стал одним из крупнейших игроков на американской деловой сцене, ухитрившись при этом остаться практически неизвестным широкой публике. Последнее интервью Аншуц дал в 1974 году, и с тех пор контактов с прессой магнат избегает. Хотя и отшельником его не назовешь: Аншуц регулярно ходит с друзьями на охоту и рыбалку, аккуратно посещает церковные службы, каждое утро совершает многокилометровые пробежки. «Ненормально нормальный» – так окрестили Аншуца журналисты.

 



Джон Наккио и директор NYSE Ричард Грассо выводят Qwest на биржу
 

«Старые» деньги для новой экономики

После окончания в 1961 году Канзасского университета Аншуц пошел работать в небольшую компанию, специализировавшуюся на нефтедобыче и принадлежавшую его отцу. Он потратил несколько лет на освоение всех тонкостей бизнеса: покупал и продавал нефтяные участки, бурил скважины, одним из первых в отрасли стал применять сложные тесты для нефтеразведки.

В конце 1960-х случилось событие, которое стало доказательством недюжинных способностей молодого бизнесмена. Когда в одной из принадлежавших компании скважин была обнаружена нефть, Аншуц быстро и дешево скупил все близлежащие участки, пока о новости не узнали соседи. Денег у него не было, поэтому земля приобреталась в кредит – в расчете на то, что доход от нового месторождения окупит все затраты. Вернувшись в Денвер, усталый, но довольный Аншуц включил телевизор… и остолбенел. Главная новость дня – крупный пожар на нефтяном месторождении. Недобрые предчувствия не обманули: горел тот самый участок, а вместе с ним горели и надежды на скорое обогащение.

Однако Аншуц не потерял голову. Он сумел уломать героя-пожарного Реда Адера, чтобы тот принял участие в тушении пожара. Кроме того, Аншуц продал права на съемку спасательных операций киностудии Universal Studios, которая по счастливому совпадению как раз делала фильм об Адере. Вырученные таким образом $100 000 помогли Аншуцу продержаться на плаву до получения столь необходимых кредитов от банка.

 


Филип Аншуц - скромный миллиардер с подпорченным имиджем

В 1970-е бизнес Аншуца испытывал то взлеты, то падения, а состояние его соответственно то увеличивалось, то уменьшалось. Однако к концу десятилетия удача вновь улыбнулась амбициозному бизнесмену. Вместе с отцом он приобрел ферму в районе, который считался бесперспективным в плане нефтедобычи. Но Аншуц решил довериться данным сейсморазведки и не прогадал. Первую скважину он пробурил прямо на заднем дворе своей фермы. В итоге на участке было обнаружено огромное месторождение, в котором содержалось до миллиарда баррелей нефти. Это стало одним из самых крупных геологических открытий в США со времен обнаружения нефтяных залежей на Аляске. В 1982 году, незадолго до общемирового падения цен на нефть, Аншуц удачно продал большую часть найденного им месторождения компании Mobil за полмиллиарда долларов.

Еще в 70-е годы Аншуц начал диверсифицировать свой бизнес и в итоге собрал интересную коллекцию – урановые и угольные шахты, энергетические компании, скотоводческие ранчо, овощеводческие фермы. Двигала им при этом не жажда наживы, а желание подстраховаться: если какая-то часть его бизнеса столкнется с кризисом, то доходы, полученные на других рынках, помогут пережить трудные времена.

В начале 1980-х в поле зрения Аншуца попали железные дороги. Эта отрасль тогда только-только избавилась от государственного регулирования, и Аншуц предположил, что рано или поздно в отрасли начнется масштабная консолидация, во время которой крупные компании будут поглощать более мелкие. Для начала Аншуц купил небольшую Денверскую железную дорогу, а в 1988 году – сан-францисскую Southern Pacific, испытывавшую в тот момент жестокий кризис. На спасение одной из крупнейших железных дорог страны Аншуц бросил лучшие кадры, да и сам практически переселился из Денвера в Сан-Франциско, где несколько лет ночевал в тамошних отелях или прямо в штаб-квартире Southern Pacific.

Проведя в компании масштабные реформы, Аншуц за несколько лет вернул ей прибыльность и стал ждать покупателей. Расчет оказался верным: в 1995 году к Аншуцу явились гонцы из Union Pacific. Эта компания была кровно заинтересована в покупке, поскольку сделка давала ей шанс на равных конкурировать с недавно образованным гигантом Burlington Northern Santa Fe. Прекрасно зная об этом, Аншуц позволил себе поторговаться. В итоге сделка была заключена в 1996 году после нескольких месяцев переговоров. Union Pacific заплатила Аншуцу $5,4 млрд – в четыре раза больше того, что он отдал за Southern Pacific восемью годами раньше. Принадлежавшие Аншуцу акции в SP были обменены на второй по величине пакет акций в Union Pacific.

 

Qwestern

Без работы Аншуц конечно же не остался. Тем более что к тому времени у него появилась новая «игрушка» – Qwest Communications. Еще до пришествия Аншуца в Southern Pacific при железной дороге была образована дочерняя компания SP Telecom, начавшая прокладку волоконно-оптического кабеля вдоль рельсов. Однако пока Аншуц не купил SP, никто этим проектом всерьез не занимался. У боровшейся за выживание компании не было ни средств, ни достаточной прозорливости, чтобы разглядеть перспективность этой идеи. Аншуц же, хотя и плохо разбирался в новых технологиях, сразу распознал огромный потенциал SP Telecom. Он сообразил, что с развитием Интернета потребность в кабельных сетях с повышенной пропускной способностью резко возрастет, и бросил все силы на развитие нового направления.

В 1995 году Аншуц отделил SP Telecom от железной дороги и объединил ее с недавно приобретенной денверской компанией Qwest, которая занималась производством микроволновых печей. Он постарался закрепить за собой право на прокладку кабеля вдоль рельсов SP и других крупных железных дорог страны. Однако в первые годы Qwest лишь предоставляла свои мощности другим телекоммуникационным компаниям – таким, как WorldCom и Frontier Communications.

Верный себе, Аншуц не особенно афишировал себя как основателя и главного акционера одной из самых модных телекоммуникационных компаний конца 1990-х. Посему лицом Qwest стал СЕО Джон Наккио, который в роли звезды чувствовал себя гораздо увереннее.

Его карьера складывалась совсем иначе. Выпускник Нью-Йоркского университета, Наккио в 1969 году по ошибке попал на собеседование с рекрутером из AT&T и поступил туда на работу, хотя изначально планировал устроиться в Procter & Gamble. Начал с должности простого инженера, но очень быстро пошел вверх. В 1984 году корпорация оплатила обучение Наккио в школе менеджмента при Массачусетском технологическом институте, и это событие изменило его жизнь. С тех пор Наккио ощущал себя скорее бизнесменом, нежели инженером. Тогда же Наккио сформулировал свою философию «информированного оппортунизма»: доверяй своему чутью, и в итоге перед тобой откроются большие возможности.

Проработав в AT&T двадцать с лишним лет, Джон Наккио считал себя самым реальным кандидатом на кресло председателя правления после Роберта Аллена. Однако в конце 1996 года тот официально назвал другого преемника – Джона Уолтера, который пришел в корпорацию со стороны. Разочарованный Наккио не постеснялся открыто выразить свое недовольство, а спустя месяц вообще покинул корпорацию. Позднее он объяснял свою карьерную неудачу в том числе и тем, что не любил играть в гольф, который был «пунктиком» для Роберта Аллена.

После фиаско в AT&T Наккио приступил к поискам новой работы: неважно какой – лишь бы руководящей. Солдатом, безропотно исполняющим чужие приказы, он быть вовсе не собирался. В этот момент Филип Аншуц и предложил ему возглавить Qwest на условиях полного карт-бланша. Наккио доверился своему инстинкту и принял предложение.

В свой первый же рабочий день, 6 января 1997 года, когда состоялась встреча нового главы Qwest с членами совета директоров, Наккио поразил собравшихся тем, что вытащил из портфеля готовый бизнес-план. Состоял он в следующем: из владельца обширной волоконно-оптической сети, предоставляющей свои мощности другим компаниям, Qwest должна превратиться в самостоятельного игрока на телекоммуникационном рынке. «И в один прекрасный день я, возможно, куплю AT&T», – делился чуть позже Наккио своими планами с журналистами.

Спустя полгода после воцарения Наккио Qwest акционировалась, продав 13,5 млн акций по $22 за штуку. За одну ночь личное состояние Наккио выросло на $18 млн. Заодно увеличился на несколько миллиардов и без того немалый личный капитал Аншуца. К концу 1997 года в распоряжении Qwest было уже 6700 миль кабеля. В своей рекламе компания с гордостью утверждала, что по ее сети фонд библиотеки конгресса можно передать с одного побережья США на другое всего за две минуты.

Усиление компании Наккио решил проводить не только за счет расширения сети, но и с помощью стратегически важных покупок. Первыми его приобретениями стали три сравнительно небольших Интернет-провайдера – Phoenix Network, EUnet International и SuperNet. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и в декабре 1998 года Qwest проглотила LCI International – четвертую в рейтинге междугородных телефонных компаний США на тот момент. Покупка обошлась в $4,4 млрд. Эксперты с сомнением наблюдали за ходом переговоров: годовые продажи Qwest тогда составляли $696 млн – почти в три раза меньше, чем у самой LCI. Однако сделка состоялась, и Qwest одним махом переместилась на почетное четвертое место на рынке вслед за гигантами уровня AT&T, WorldCom и Sprint.

Но и этого Наккио было мало. Следующей крупной мишенью для Qwest стала одна из Baby Bell – телефонная компания US West, обслуживавшая 14 западных штатов. Та заключать сделку не хотела, и тогда Наккио организовал самый настоящий враждебный захват. Несколько месяцев подряд он всюду, где только мог, критиковал US West за плохое управление и забюрократизированность, обвиняя ее топ-менеджеров в недостатке ума и даже в психической неуравновешенности. Агрессивный стиль Наккио заставил многих вспомнить о 1980-х годах, когда Америка переживала бум враждебных захватов. В конце концов US West сдалась. Сумма сделки составила $43,5 млрд, но радость победы была подпорчена тем, что за месяцы осады сорвалось намеченное слияние с Deutsche Telekom: немцы устали ждать, когда Qwest наконец договорится с US West, и вышли из игры.

 

Сценарий для плохого кино

Победное шествие Qwest прервалось резко, хотя нельзя сказать, что это стало неожиданностью, причем сценарий падения компании очень напоминает историю краха WorldCom. Для расширения сети и присоединения новых компаний Qwest набрала кредитов – по последним данным, их сумма оценивается в $26,6 млрд. В более спокойные времена это, возможно, и не привело бы к плачевным последствиям, но сейчас телекоммуникационную отрасль трясет, и фатальной может оказаться любая мелочь, а уж тем более такой огромный долг.

По совпадению, которое сейчас уже не выглядит странным, Qwest Communications тоже пользовалась услугами аудиторской компании Arthur Andersen. Поэтому после начала «энронгейта» Qwest стала объектом повышенного внимания со стороны соответствующих органов. Сначала пошли слухи о том, что комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) якобы начала расследование в отношении руководства Qwest. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы вселить панику в сердца инвесторов. Акции Qwest поползли вниз.

Все это наложилось на общий кризис в телекоммуникационном секторе: падение спроса на услуги связи и обострившаяся конкуренция привели к тому, что убытки Qwest в последнем квартале 2001 года составили $516 млн, а объем продаж снизился на 6,3%. В июне нынешнего года под давлением совета директоров Джон Наккио был вынужден подать в отставку. Его место занял Ричард Ноутберт, прежде возглавлявший компанию Tellabs.

А через месяц SEC наконец подтвердила то, о чем все уже давно подозревали: Qwest тоже завышала прибыль в 1999 – 2001 годах. Точная сумма приписок пока неизвестна, но фондовому рынку хватило и этой информации – акции Qwest скатились ниже некуда.

Масла в огонь подлили известия о том, что менеджмент компании неплохо нажился на продаже акций Qwest как раз в те годы, когда к инвесторам поступали неправильные данные о прибыли. Джон Наккио, к примеру, заработал таким образом $227 млн, а бывший финансовый директор Роберт Вудрафф – $29 млн. Больше всех сумел урвать главный акционер Филип Аншуц, который в мае 1999 года продал акций на $1,5 млрд. «Светлый» образ скромного американского миллиардера серьезно подпорчен. Общественность негодует, хотя главным виновником неприятностей в Qwest считают, конечно, Джона Наккио с его наполеоновскими амбициями.

Впрочем, в отличие от WorldCom, уже признавшей себя банкротом, Qwest во главе с Ноутбертом еще борется за выживание. По крайней мере самую острую проблему (нехватка наличности для выплаты «горящих» долгов) компании удалось решить. На прошлой неделе было объявлено, что Qwest продает свое издательское подразделение QwestDex группе инвесторов, возглавляемых компаниями Carlyle Group Inc. и Welsh, Carson, Anderson & Stowe, за $7,05 млрд. QwestDex специализируется на выпуске телефонных справочников («желтых страниц») и является одним из самых стабильных подразделений Qwest Communications. Реальную его стоимость специалисты оценивают в $8 млрд – $10 млрд, но в этой ситуации Qwest выбирать уже не приходится.

Компания, Сентябрь 2002 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov