Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 

 

Rambler's Top100

   

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ 2001 Г.

Прошедший 2001 г. для российского интернета был достаточно успешным. Падение курса NASDAQ и последовавшее за этим в США обвальное сокращение интернет-проектов, хотя и оказали негативное влияние на российский рынок, но не привели к возникновению кризисных явлений в Рунете.

Знаменательным событием года стало то, что российский интернет, наконец, приобрел официальную поддержку со стороны правительства. Разработана программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", приняты постановления о подключении к интернету почтовых отделений и о компьютеризации сельских школ, к логическому завершению - закреплению законодательно, пришла полемика об электронной цифровой подписи, и т.д.

По оценке Компании МИС-информ, в 2001 г. количество пользователей интернета в России достигло 5 млн. Таким образом, их численность с 1998 г. выросла более чем в 4 раза (динамика изменения числа пользователей показана на рис. 1). Необходимо отметить, что аудитория российского сегмента интернета в 2001 г. превысила 18 млн. чел., в том числе регулярная аудитория интернета составила около 8 млн. чел.



* - прогноз Источник: Компания МИС-информ
Рисунок 1. Динамика изменения числа пользователей интернета в России в 1998-2001 гг. и прогноз на 2002 г., тыс.

Наряду с общим ростом числа пользователей происходит перераспределение долей корпоративных клиентов и физических лиц в сторону корпоративных пользователей (рис. 2). В данном случае "корпоративный пользователь" - это пользователь, имеющий доступ в интернет с работы, учебы или другого места и не оплачивающий услуги из персонального или семейного бюджета.



Рисунок 2. Соотношение корпоративных пользователей и физических лиц в 1998-2002 г.

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ АУДИТОРИИ РОССИЙСКОГО ИНТЕРНЕТА

При фактическом увеличении абсолютного значения числа пользователей интернета в России темпы роста аудитории имеют тенденцию к снижению (табл. 1, рис. 3 ). Этот процесс является обычным для любого рынка услуг, когда происходит удовлетворение спроса. Подобная картина наблюдается в США, где в 2001 г. прирост пользователей составил 29% и также имеет тенденцию к снижению.

Таблица 1. Изменение прироста пользователей в США и России в 1998-2001 гг.

Год 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
Прирост пользователей в России, % 57 62 79 47
Прирост пользователей в США, % 42 31 14 29




Рисунок 3. Динамика изменения прироста интернет-пользователей в России и США.

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА В РОССИИ.

В качестве источников данных о социально-демографических характеристиках пользователей интернета в России использованы результаты исследований, проведенных в 2001 г. The Internet Monitoring, Комкон-2.

В обобщенном виде портрет российской аудитории интернета выглядит следующим образом.

Основная часть пользователей интернета в России - в возрасте от 16 до 34 лет (64%), из них с высшим образованием (68%).

Среди тенденций изменения социально-демографических характеристик следует отметить, что распределение пользователей по возрасту и по полу в течение 1999-2001 гг. остается стабильным (табл.2, 3). Происходящие изменения имеют колебательный характер относительно среднего значения и не превышают нескольких процентов.

Таблица 2. Распределение пользователей интернета по возрасту

  Россия 1999 г. Россия 2000 г. Россия 2001 г. Европа 2001 г.
До 25 лет 38 42 37 25
25-34 года 27 30 27 30
35-44 года 20 17 18 24
45-54 года 12 8 12 15
более 54 лет 3 3 6 7
Источник: TIM-2001 г. (The Internet Monitoring)

Таблица 3. Распределение пользователей интернета по полу, %

  1999 г. 2000 г. 2001 г.
Мужчины 60 59 59
Женщины 40 41 41
Источник: TIM-2001 г. (The Internet Monitoring)

По качественным показателям в российском интернете остается преобладание молодежи (до 25 лет - 37%). Пока еще недостаточно пользователей в возрасте от 25 до 44 лет, являющихся основными производителями материальных ценностей в стране и кроме того, представляющих наиболее активную часть населения, потребляющую товары и услуги. Для сравнения в табл. 2 приведены соответствующие показатели по Европе.

Отмечается устойчивый рост среди интернет-пользователей руководителей высшего и среднего звена, а также студентов и учащихся. Это, в свою очередь, подтверждает изменение распределения числа пользователей по месту доступа в Сеть (табл. 4) , где количество пользователей, имеющих доступ в интернет с работы и учебы (63%) превышает число выходящих в Сеть из дома и других мест (друзья, знакомые, места коллективного доступа).

Таблица 4. Распределение пользователей по виду занятости и должностному статусу, %

Должностной статус Доля в аудитории интернета 1999 г. Доля в аудитории интернета 2000 г. Доля в аудитории интернета 2001 г.
Руководители высшего и среднего звена 17 18 20
Высококвалифицированные специалисты, в т.ч. технический персонал 43 37 36
Студенты и учащиеся 23 27 30
Другие 17 18 14




Источник: Комкон-2

Рисунок 4. Распределение пользователей по виду занятости и должностному статусу в 1999-2001 гг.

Средний доход российского пользователя (физические лица) интернета в большинстве своем не превышает 200 долл. на члена семьи в месяц.

Таблица 5. Распределение пользователей в 2001 г. по доходам на члена семьи в среднем по России, %

Доходы на члена семьи %
Более 3000 руб. 27
1250-3000 руб. 35
750-1250 руб. 25
Менее 750 13
Источник: Комкон-2

ГЕОГРАФИЯ РУНЕТА

Территориально российская интернет-аудитория продолжает концентрироваться в городах Москве и Санкт-Петербурге. На их долю приходится 66,3% интернет-пользователей и более 72% доменов второго уровня. Тем не менее, в 2000-2001 гг. отмечался и некоторый рост активности в регионах. Экономическое развитие ряда из них способствовало повышению спроса на услуги связи, в том числе и на интернет-техологии. Из табл. 6 видно, что на регионы с благоприятным инвестиционным климатом (потенциал не ниже среднего, умеренный или минимальный риск) приходится от одного процента пользователей Рунета и более.

Таблица 6. Географическое распределение российских пользователей интернета по городам России, %

Регион Пользователи, % от всего Рунета Инвестиционный рейтинг региона
Москва 57,2 Максимальный потенциал - минимальный риск
Санкт-Петербург 9,1 Высокий потенциал - умеренный риск
Новосибирск 2,8 Средний потенциал - умеренный риск
Екатеринбург 2,4 Высокий потенциал - умеренный риск
Краснодар 1,7 Средний потенциал - умеренный риск
Владивосток 1,3 Средний потенциал - умеренный риск
Иркутск 1,3 Средний потенциал - умеренный риск
Нижний Новгород 1,1 Средний потенциал - умеренный риск
Самара 1,0 Средний потенциал - умеренный риск
Остальные города 22,1  
Источник: SpyLog, МИС-Информ, Эксперт-регионы

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ ПО ИНТЕРЕСАМ.

С января 2001 г. появилась возможность постоянного мониторинга российских интернет-ресурсов с использованием технических средств (проект компании SpyLog). Для этого ресурсы разделены на пять интернет-отраслей: интернет-сервисы (поиск, электронная почта, создание персональных веб-страниц), электронная коммерция (интернет-магазины, торговые и платежные системы), он-лайновые СМИ, тематические порталы, развлекательные ресурсы. Для оценки результатов введено понятие индекса, исходное значение которого принято за 100 ед. и в дальнейшем изменение индекса отражает изменение трафика от базового (исходного) значения.

В табл. 7 и на рис. 5 приведены средняя величина и изменение трафика по всем пяти интернет-отраслям в 2001 г. Как видно, наибольший прирост пришелся на ресурсы, связанные с электронной коммерцией и интернет-сервисами.

Таблица 7. Прирост трафика интернет-ресурсов в 2001 г.

  Электронная коммерция Интернет-сервисы Развлечения Тематические ресурсы Интернет- СМИ
Ср. значение индекса трафика 124,3 132,1 114 138,1 163,8
Прирост трафика 2,3% 1,5% 1,1% 0,8% 0,1%




Рисунок 5. Распределение прироста трафика между интернет-ресурсами в 2001 г.

ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС И ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В РОССИИ

Электронный бизнес в России пока еще не получил достаточного развития. Низкая корпоративная культура российских компаний, недостаточная покупательная способность населения, относительно небольшое число пользователей интернета (как правило, при преодолении 9-10% порога интернетизации населения у электронного бизнеса в стране появляются перспективы развития, а в 2001 г. интернетизация в России составляла около 3%) - все это не способствует развитию российского электронного бизнеса.

Сложившееся сейчас положение с этим направлением интернет-технологий можно прокомментировать следующим образом.

Традиционная закрытость среднего и крупного бизнеса в России не способствует развитию В2В. Кроме того, имеющиеся в российских компаниях внутренние резервы оптимизации их деятельности (в частности, с помощью корпоративного ПО различного назначения) еще не исчерпаны до конца, поэтому оптимизация внешних связей через В2В-приложения пока не имеет для них достаточной актуальности.

Неуверенность российских коммерсантов в достаточной степени защиты средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации и при работе действующих в России электронных платежных систем пока удерживают крупных участников российского финансового рынка в рамках корпоративных сетей. Из числа банков, представляющих ряд своих услуг через интернет, можно назвать Автобанк, Гута-Банк, АКБ "БИН", услуги интернет-трейдинга представляют АКБ "Росбанк", Гута-Банк, "Риком-траст".

Низкая покупательная способность населения России приводит к тому, что российские В2С-проекты в большей степени ориентированы на русскоязычных клиентов за рубежом либо жителей г. Москвы и Санкт-Петербурга.

Российский рынок электронной коммерции B2C имеет ярко выраженную централизацию (Москва и Санкт-Петербург). Среди посетителей российских интернет-магазинов доля жителей Москвы и Петербурга составляет около 80-85%, на другие регионы страны приходится 15-20%.

Слабо развиты электронные платежные системы и логистика, отсутствуют крупные эффективные системы доставки товаров покупателям (уже существующие ограничиваются пределами одного-двух городов, либо не могут обеспечить своевременность получения клиентом товара при доставке почтой или другим путем).

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТА В РОССИИ

Тенденция к росту российского интернета продолжает сохраняться. Однако это в большей мере касается доступа в интернет и соответственно доходов интернет-провайдеров, чем электронного бизнеса, рынков хостинга и аренды приложений.

К числу факторов, сдерживающих развитие интернета в России, можно отнести: - Недостаточно развитую сетевую и информационную инфраструктуру (в качестве примера можно привести данные в табл. 8 и на рис. 7, где представлена зависимость распределения пользователей интернета от телефонизации регионов).

Таблица 8. Зависимость распределения интернет-пользователей в России от уровня телефонизации регионов в 2001 г.

Федеральный округ Плотность телефонных аппаратов Распределение интернет-пользователей, %
Центральный 29,5 29
Северо-Западный 31,2 14
Дальневосточный 19,4 13
Приволжский 22,9 12
Сибирский 18,7 11
Южный 16,6 11
Уральский 23,1 10




Источник: Минсвязи РФ

Рисунок 6. Зависимость распределения интернет-пользователей в России от уровня телефонизации регионов в 2001 г.

Как видно из рисунка, распределение пользователей по федеральным округам достаточно близко повторяет кривую изменения плотности телефонных аппаратов в зависимости от региона.

- Высокая стоимость персональных компьютеров, в том числе и домашних ПК, а также слабая развитость индустрии предоставления доступа в интернет с использованием других, более дешевых оконечных устройств (например, приставок set-top box).

К социально-экономическим факторам относятся низкий уровень платежеспособности населения, недостаточная информационная подготовка и информационная культура российского бизнеса, слабая осведомленность о возможностях современных интернет-технологий.

Тем не менее, в России в настоящее время можно выделить несколько тенденций, способствующих развитию российской аудитории интернета:
  • В последние два года складывается позитивная динамика развития сетевой и информационной инфраструктуры, на рынок выходят новые магистральные операторы, начался процесс укрупнения интернет-провайдеров и создания региональных интернет-операторов с широким спектром услуг.
  • Российский интернет получил государственную поддержку. Принимаются и реализуются государственные и ведомственные программы, направленные на повышение уровня интернетизации России.
  • Рост экономического развития приводит к активизации бизнес-процессов, повышению покупательной способности населения и соответственно, повышению спроса на интернет-услуги.

 


 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov