Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Закон умер. Да здравствует закон!

7 июля Президент В. Путин подписал новый закон «О связи № 126-ФЗ. Закончились споры и обсуждения, открылся новый этап в переходе российской связи на рыночные условия существования. Каковы основные отличия нового закона, как будут распределены функции регулирования, что дает закон потребителю услуг связи – вот тема настоящего обзора

Прошлый закон «О связи» образца 1995 г. выполнил задачи по формированию в отрасли рыночной среды и полностью исчерпал себя уже два-три года назад.

Достаточно вспомнить, что со времени принятия старого закона «О связи» в стране были построены сети сотовой связи, обслуживающие более 25 млн. абонентов, и передачи данных, через которые 12 млн. россиян входят в Интернет.

Быстрый рост рынка сопровождался усилением диспропорций – доля традиционных операторов электросвязи, обладающих всеми признаками монополий, уже в 2001 г. практически стала меньше 50%, а наряду с бурым развитием связи в развитых регионах в стране оставалось более 50 тыс. населенных пунктов вообще без всякой связи.

Динамичное развитие отрасли, ее переход на качественно новый уровень и обострение конкуренции потребовали существенной корректировки законодательной базы отрасли.

Первый его вариант был готов почти три года назад. В несколько обновленном виде он прошел все согласования в правительстве и находился на пути в Думу, но был возвращен на доработку. В Думу новая редакция федерального закона «О связи» попала только ближе к осени прошлого года и предполагалось, что к 2003 г. закон будет принят. Однако, радикализмом нововведений и противоречивость взглядов государственников и альтернативщиков на перспективы развития отрасли привели к существенным трудностям при прохождении новой редакции закона.

Лишь в декабре 2002 г. Дума закончила прием поправок к нему. Всего было подано 800 заявок, в том числе от участников рынка, причем некоторые содержали по 150 - 200 поправок. Не очень позитивную оценку дал законопроекту и Президент России В. Путин, выступив против расширения полномочий Минсвязи и усомнившись в правовом статусе универсально услуги. Это еще больше подогрело дебаты в нижней палате парламента между первым и вторым чтением. Недостатка в самых разных, порой взаимоисключающих мнениях не было. "Я в Думе заседаю десятый год, но подобного напряжения при обсуждении закона не припомню" – так говорил о работе над законопроектом депутат П. Шелищ. Дошло до того, что думский комитет вернул в текст законопроекта наиболее существенные изменения законопроекта, рекомендованные рабочей группой по доработке документа, в том числе восстановил главу об универсальном обслуживании.

После более полугода подготовки законопроект «О связи» был принят Государственной Думой во втором чтении 4 июня. Итоги голосования впечатляют: 403 депутата «за» и всего 18 – «против». Третье чтение в Думе прошло быстро и незаметно 18 июня.

В Сенате отношение к закону оказалось в целом положительным. Уже через неделю – 25 июня 2003 г. Совет федерации одобрил закон «О связи».

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О связи» 7 июля (далее – Закон).

«Уверен, что все споры по законопроекту пошли на пользу делу», – заявил министр РФ по связи и информатизации Л. Рейман, и отметил взвешенный подход депутатов к решению целого ряда спорных вопросов. Авторы закона имеют все основания праздновать победу: все предлагавшиеся ими основные идеи стали законодательными нормами, несмотря на отрицательное отношение к ним многих крупных альтернативных операторов. Да и последние с облегчением отмечают завершение многомесячного марафона по разработке закона, более адекватного нынешним рыночным условиям и общему состоянию отрасли, и готовятся жить по новому.

Резоны авторов…

Законопроект лучше соответствует реалиям сегодняшнего российского рынка связи и нормам ВТО, чем действующий закон. Минсвязи считает, что Закон:

  • гармонизирует интересы и потребности государства, делового сообщества и миллионов российских граждан;
  • оптимально сочетает внедрение передовых рыночных механизмов с реализацией масштабных социальных программ при сохранении присутствия государства в тех секторах рынка связи, которые непосредственно связаны со стратегическими интересами страны;
  • будет способствовать не только экономическому развитию отрасли и привлечению инвестиций, но и соблюдению конституционных прав населения;
  • позволяет привести российское законодательство в соответствие с международными правовыми нормами;
  • укрепляет имидж России как цивилизованной державы.

Если в прежнем законе 12 глав содержало 44 статей, то новый, состоит из 13 глав, включающих 74 статьи. Они уточняют правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на территориях, находящихся под юрисдикцией России, и устанавливают новые. Заново определены полномочия органов госвласти в области связи, права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности, сформированы более четкие правила игры для компаний и потребителей их услуг.

Закон регулирует отношения собственности на средства связи и земли связи, распределение ограниченных национальных ресурсов радиочастотного спектра и ресурса нумерации, лицензирование деятельности по предоставлению услуг связи, подтверждение соответствия средств связи и услуг связи.

Для обеспечения единства телекоммуникационного пространства и управления сетями связи страны Законом введено понятие единой сети связи РФ и установлен единый порядок взаимодействия всех категорий сетей связи, централизованного мониторинга, а в чрезвычайных случаях и централизованного управления сетями связи.

Закон уточнил и детализировал технические, организационные и экономические нормы и процедуры, регламентирующие деятельность участников рынка услуг связи в России. В том числе, впервые законодательно установлены процедура, сроки и структура правил оказания услуг по присоединению сетей общего пользования и пропуску трафика на основе публичного договора. Механизмы недискриминационного доступа к сетям электрической связи дополнены нормой права всех операторов связи на возмездной основе размещать свои кабели связи в линейно-кабельных сооружениях вне зависимости от их принадлежности.

Впервые в Законе появилась глава, регламентирующая "механизм универсального обслуживания". Значительные изменения коснулись сферы лицензирования деятельности по оказанию услуг связи, нормы которой сведены в специальную главу. Упрощена процедура выделения и присвоения радиочастот, конкретизированы сроки выдачи разрешительных документов на использование радиочастотного спектра. Для распределения частот для сетей связи общего пользования (по умолчанию – на период десять лет, по заявлению претендента – и на меньший) вводится преимущественно конкурсный отбор.

Закон вообще дает предпочтение конкурсным процедурам при распределении ограниченных ресурсов, что, с одной стороны позволит государству более эффективно решать вопрос доступа к ним (частоты, лицензии, универсальные услуги и т.п.) и гарантировать его выгоду, а с другой, защитить интересы операторских компаний. Конкурс, не аукцион, здесь для государства важно не только получение максимального размера выплат за лицензию, но и скорейшие перспективы ее освоения – развитие новых технологий на рынке связи, строительство сетей, предоставление современных услуг.

Закон впервые декларирует право изготовителей и продавцов средств и услуг связи выбирать способ подтверждения их соответствия нормативным требованиям. Одновременно сокращен и перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Теперь к ним будут относиться те, что могут оказать существенное влияние на деятельность единой сети электросвязи.

Граждане впервые получили возможность выбора системы оплаты местных телефонных соединений (абонентской или повременной). Закон регламентирует действия оператора связи при необходимости изменения номера абонента, при переносе абонентского устройства по новому адресу, а также устанавливает причины, по которым оператор может в одностороннем порядке приостановить оказание услуг связи пользователю. Впервые введена норма, согласно которой данные об абоненте могут быть использованы для информационно-справочного обслуживания только с его письменного согласия.

…и возражения оппонентов

Разумеется, Закон в принятом виде не идеален. Критики Закона приводили доводы, касающиеся как общезаконодательных принципов, так и конкретных норм закона, большинство которых так и не было учтены.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике В. Завадникова, особые принципы отдельного закона для отрасли не нужны – необходимо основываться на общем законодательстве, например "О техническом регулировании" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которые должны быть введены принципы, позволяющие осуществлять регулирование предприятий связи. Д. Зимин, почетный президент ОАО "Вымпелком", высказал сожаление по поводу принятия Закона, который «закрепляет и усиливает отраслевой принцип управления важной частью экономики. Необходимость разделения, а не концентрации функций при регулировании рынка мне представлялась очевидной для большинства людей».

Много вопросов у специалистов и участников рынка вызывали механизмы лицензирования, введения и финансирования универсальных услуг. Среди альтернативных операторов бытует мнение, что закон закрепил доминирующее положение телефонных монополистов, и может затормозить развитие освоение телекоммуникационных технологий. Так, возможность отнесения мобильной связи к объектам естественных монополий, а предоставления доступа в Интернет – к универсальным услугам, предполагает государственное регулирование их тарифов. Наряду с введением отчислений на создание резерва универсальных услуг, это может создать "серьезные препятствия для развития новых видов связи».

Большинство оппонентов высказывали сожаление, что закон в большинстве случаев оставил последнее слово за исполнителями закона в лице «федерального органа власти в области связи». Особенно наглядно это будет проявляться при проведении конкурсов, например, по выдаче лицензий.

Новые нормы

Одно из главных нововведений закона, вызвавшее особо напряженные споры –"универсальное обслуживание". Существующее в законодательстве многих стран, оно предполагает создание за счет отчислений всех операторов связи специального фонда для поддержки нерентабельных, но социально значимых задач.

Согласно Закону российское «универсальное обслуживание» предполагает установку в каждом населенном пункте России как минимум одного таксофона с обеспечением бесплатного доступа к экстренным службам, а в населенных пунктах с населением не менее 500 человек – организацию как минимум одного пункта коллективного доступа к сети Интернет.

Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:

Оператор универсального обслуживания будет обязан предоставлять эти услуги, по регулируемым государством ценам, а разрыв между их себестоимостью и своими затратами компенсировать из «резерва универсального обслуживания». Такой оператор будет определяться на конкурсе, где основным критерием будет минимальный объем компенсаций (при прочих равных условиях). В случае отсутствия заявок на участие в конкурсе он будет назначаться правительством принудительно. Нетрудно догадаться, что практически везде такими операторами станут традиционные компании электросвязи, которые получат ощутимую прибавку в доходах, но уже не будут иметь возможности претендовать на роль единственных, которые несут все бремя социальных задач. Можно надеяться, что теперь и частные компании пойдут в деревни, хутора и аулы.

"Резерв" будет формироваться за счет отчислений с оборота всех операторов сетей общего пользования (фиксированных и беспроводных), а также провайдеров каналов и Интернет. Норматив этих платежей установит правительство. Теоретически оно в любой момент может обложить связистов налогом в любом размере, и эта неясность отпугивает инвесторов, поскольку может существенно повлиять на окупаемость проектов. В США операторы вносят в аналогичный резерв общедоступных услуг 4,7-5% суммы с каждого счета. Минсвязи предлагало записать прямо в текст закона размер отчислений в 3%, что позволяло сформировать резерв в 3–3,6 млрд. руб. Но против этого возразил Минфин, не получивший и до сего дня подтверждений необходимого объема компенсаций. Минсвязи только недавно начал сбор данных для уточнения суммы обязательных отчислений от операторов сетей общего пользования.

Замечание В. Путина о «неясной правовой природе» отчислений в резерв в Законе учтено – эти взносы определены как налоговый сбор, а платежи по ним будут относиться на себестоимость.

Реализация такого механизма, по мнению Л. Реймана, «делает решение проблемы массовой телефонизации вопросом ближайших нескольких лет». Следует отметить, что он сможет реально помочь людям получить необходимые услуги, только в том случае, если резерв не превратиться в новую уже не государственную «кормушку», для покрытия постоянно (и иногда неоправданно) растущих издержек.

Нормы присоединения сетей и взаимодействия телекоммуникационных операторов (пропуске трафика) стали еще одним важным нововведением закона.

До сих пор для некоторых монополистов разрешение либо отказ в доступе к своей сети (общего пользования) было сильным инструментом влияния, в том числе источником преференций для аффилированных структур и потенциальных проблем для других участников рынка. Как отмечал первый заместитель министра связи Антонюк, возникавшие здесь между предприятиями электросвязи и альтернативными операторами конфликты «длятся годами».

Теперь право каждого оператора на присоединение к сети общего пользования закреплено законодательно, а более четкая регламентация этих вопросов должна нивелировать различия между операторами. С 2004 г. присоединение сетей и взаимодействие операторов будут идти в рамках публичных договоров, форму которых утвердит Правительство, а конкретные условия опубликованы в СМИ. Это сделает процесс присоединения гораздо прозрачней и понятней и ликвидирует возможность злоупотреблений. Оператор связи, занимающий существенное положение на сети общего пользования, уже не сможет отказать в присоединении по «техническим причинам».

Повременка стала одним из основных каменей преткновения, который постоянно поднимался различными СМИ. Закон «О связи» предоставил гражданам право выбора, по какой системе оплачивать услуги всех операторов сетей общего пользования: повременной или абонентской. Если ранее такую возможность предоставляли только альтернативные компании, в первую очередь сотовые, то с 2004 г она станет доступной и абонентам компаний электросвязи. Каждый, оценив достоинства и недостатки, сможет избрать наиболее экономически приемлемую для него систему оплаты. Казалось бы, применение этой нормы закона будет отрицательно сказываться на экономическом положении операторов. Кто говорит много, выберет фиксированный тариф, кто мало - повременный, а операторы будут в убытке, считали некоторые эксперты. Но, думается, далеко не все и не скоро сумеют это сделать, ведь еще не известно каков будет порядок изменения системы оплаты, в том числе срок через который можно сменить систему платежей и размер платы. Этот порядок еще должно установить Правительство.

Прерогативы власти

Хотя по форме новый закон более конкретен, чем старый, законом прямого действия его назвать нельзя, а большое количество отсылок к будущим документам правительства и администрации связи оставляет много неопределенностей.

Кроме указанных в п.1 ст. 4 закона «О связи» и иных федеральных законов, в соответствие с п.2 ст. 4. отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Но не только федеральными. Государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется также и органами исполнительной власти субъектов РФ, в частности в отношении порядка оказание услуг связи для их нужд (ст. 21 п.1).

В то время как закон не устанавливает каких-либо ограничений на действия Президента РФ в области связи. Да и деятельность Правительства РФ в этой сфере, хотя и описана достаточно подробно, дает ему возможность влиять практически на все виды отношений в области связи. Оно устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи (ст. 21 п. 1) и утверждает положения о государственной комиссии по радиочастотам (ст. 22 п. 2) и специально уполномоченной службе по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств (радиочастотной службе) при федеральном органе исполнительной власти в области связи (ст. 22 п. 3)

Но главное, правительство определяет, устанавливает и утверждает 32 основных документа (Табл. 1). Их нормы и будут регулировать деятельность в области связи, начиная от особенностей прав собственности и кончая правилами оказания услуг связи пользователям.

Впервые в стране появятся правила и порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, перечень услуг присоединения и услуг по пропуску графика, обязанности и цены на услуги присоединения и по взаимодействию сетей операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования. Правительство установит и правила оказание универсальных услуг, порядок регулирования тарифов на них, формирования и расходования средства резерва универсального обслуживания, а также возмещения убытков, причиненных оказанием универсальных услуг связи.

Необходимо отметить, что теперь, в соответствие с п 5. ст. 19 Закона, ведет и публикует реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования федеральный орган исполнительной власти в области связи, то есть эта функция теперь должна перейти от МАПа к Минсвязи России.

Практически с нуля придется разрабатывать и документы, регулирующие отношения, возникающие при распределении ограниченных ресурсов. К ним можно отнести: порядок проведения конкурсов на лицензии; порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром, взимания такой платы, ее распределения и использования; порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, в том числе российских сегментов международных сетей связи. Большинство вновь устанавливаемых Правительством норм будет прямо или косвенно окажут существенное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность операторов связи.

Таблица 1. Документы, которые должны быть выпущены правительством в соответствие с новым законом «О связи»

Действия

Документ

Ссылка

Устанавливает

Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи

Ст. 8 п. 1

Определяет

Порядок строительства и эксплуатации, в том числе обслуживания, линий связи при пересечении госграницы, на приграничной территории, во внутренних морских водах и в территориальном море.

Ст. 9

Устанавливает

Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи РФ для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения.

Ст. 16 п. 3

Утверждает

Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия

Ст. 18 п. 2

Утверждает

Порядок присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия с сетью оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования, и его обязанности при присоединении и взаимодействии с сетями других операторов электросвязи

Ст. 19 п. 3

Устанавливает

Перечень услуг присоединения и услуг по пропуску графика.

Ст. 20

Устанавливает

Порядок регулирования цен на услуги присоединения и по взаимодействию сетей, оказываемые операторами, занимающими существенное положение.

Определяет

Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации.

Ст. 22 п. 5

Утверждает

Таблица распределения полос частот между радиослужбами РФ и план перспективного использования радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами.

Ст. 23 п. 1

Определяет

Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром, взимания такой платы, ее распределения и использования.

Ст. 23 п. 4

Определяет

Порядок осуществления радиоконтроля

Ст. 25 п. 2

Утверждает

Порядок распределения радиочастот

Ст. 22 п. 2

Определяет

Порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, в том числе российских сегментов международных сетей связи.

Ст. 26 п. 1

Определяет

Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи и деятельности органов надзора

Ст. 27 п. 1

Утверждает

Положение о взимании и расходовании средств, получаемых за счет отчислений операторов связи в доходы федерального бюджета

Ст. 27 п. 2

Устанавливает

Перечень и порядок регулирования тарифов услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Ст. 28 п. 2

Устанавливает и ежегодно уточняет

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, и соответствующие перечни лицензионных условий

Ст. 29 п. 1

Устанавливает

Порядок проведения торгов (аукциона, конкурса) на выдачу лицензий.

Ст. 31 п. 2

Утверждает

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи

Ст. 41 п. 3

Определяет

Порядок организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи.

Ст. 41 п. 5

Определяет

Порядок аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания

Утверждает

Правила проведения сертификации

Утверждает

Правила оказания услуг связи (пользователям)

Ст. 44 п. 2

Определяет

Полный перечень экстренных оперативных служб, с которыми должна обеспечиваться возможность круглосуточного бесплатного вызова

Ст. 52 п. 1

Определяет

Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи

Ст. 57 п. 2

Определяет

Порядок проведения, конкурса на оказание универсальных услуг связи

Ст. 58 п. 2

Определяет

Порядок формирования и расходования средства резерва универсального обслуживания

Ст. 59 п. 2

Определяет

Порядок возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи

Ст. 59 п. 3

Устанавливает

Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Ст. 64 п. 4

Определяет

Порядок приоритетного использования во время чрезвычайных ситуаций любых сетей связи и средств связи уполномоченными государственными органами, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

Ст. 66 п. 1

Определяет

Порядок, возмещения затрат, понесенных организациями связи при использовании, приостановке и (или) ограничении использования их сетей и средств связи в чрезвычайных ситуациях за счет средств соответствующих бюджетов

Ст. 67

Определяет

Перечень оконечного оборудования и порядок его использования на территории РФ

Ст. 71 п. 1

Главный орган

В качестве одной из основных целей федерального органа исполнительной власти в области связи Закон поставил «обеспечение целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи РФ и использования радиочастотного спектра». Полномочия этого федерального органа (сегодня – Минсвязи России) устанавливает Правительство РФ, но основные направления его деятельности прямо указаны в Законе (ст. 21 п.2):

  • разработка и реализация государственной политики в области связи и информатизации;
  • осуществлении международной деятельности РФ в области связи;
  • координация деятельности в области создания и развития сетей связи, спутниковых систем связи, использование на территории РФ спутниковых систем связи гражданского назначения, в том числе систем телевизионного вещания и радиовещания;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам регулирования деятельности в области связи, создания, развития и эксплуатации сетей связи, а также применения средств связи;
  • взаимодействие с саморегулируемыми организациями в области связи, в том числе рассмотрение их предложений по внесению в нормативные правовые акты (их проекты) изменений и дополнений;
  • рассмотрение обращений операторов связи по вопросам присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, публикация принятых;
  • выдача предписаний об устранении нарушений обязательных требований в области связи, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 27 п. 4).

Государственный надзор за связью также остался за Минсвязи России. Хотя в ст. 27 это прямо не сказано, но указание на подведомственность, создаваемых им соответствующих государственных учреждений в субъектах РФ, указывает на это. Новым является здесь финансирование госсвязьнадзора из средств федерального бюджета, выделенных Минсвязи России отдельной строкой федерального бюджета, «за счет отчислений операторов связи в доходы федерального бюджета» (ст. 27 п.2). Положение о взимании и расходовании этих средств утверждается Правительством РФ.

Регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства, которое осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам с участием представителей всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (далее – ГКРЧ), обладающим всей полнотой полномочий в этой области (ст. 24.). Среди принципов, которым ему надлежит следовать, следует отметить право доступа всех пользователей к радиочастотному спектру с учетом государственных приоритетов; платность использования радиочастотного спектра; недопустимость бессрочного выделения полос радиочастот, присвоения радиочастот или радиочастотных каналов; прозрачность и открытость процедур распределения и использования радиочастотного спектра.

Но его статус остался тот же «при федеральном органе исполнительной власти в области связи», так что выделение радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств и присвоение радиочастот гражданского назначения, их изменение, продление назначения или его прекращение будет прерогативой Минсвязи.

Регулирование ресурса нумерации осталось другой его важнейшей функцией. Причем оно стало практически полным хозяином этого ресурса, так как кроме установки нормативных требований, распределения, выделения, учета и контроля за его использованием, изменения и изъятия, Минсвязи теперь дает добро и на передачу этого ресурса другому оператору (ст. 26).

Закон предусматривает оплату за использование ограниченных национальных ресурсов. Однако, ее размер еще не определен. Порядок установления размеров разовой платы и ежегодной платы за пользование радиочастотным спектром, взимания такой платы, ее распределения и использования должен быть установлен Правительством, а размер и в порядок сбора за получение ресурса нумерации, будет установлен в законодательстве РФ о налогах и сборах. Установлены лишь размеры сборов за рассмотрение заявления о выдаче лицензии; за их выдачу, переоформление, внесение изменений и дополнений, а также за регистрацию декларации о соответствии.

Лицензионная деятельность в области оказания услуг связи стала одной из наиболее конкретизированных в Законе регулирующих функций Минсвязи России. Раньше она регламентировалась массой подзаконных актов и ведомственных инструкций. А теперь процедуры практически всех действий в этой области законсервированы в Законе. К основным положительным нововведениям в этой сфере можно отнести норму об утверждении правительством перечня лицензионных условий, судебный порядок аннулирования лицензий, а также преимущественно конкурсный порядок выдачи лицензий на мобильную связь. Однако у Минсвязи осталось достаточно власти, чтобы через лицензии осуществлять контроль над рынком услуг. Именно оно:

  • устанавливает лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;
  • регистрирует заявления о предоставлении лицензий;
  • выносит решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии, а также ее продлении и переоформлении;
  • осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении нарушений;
  • выносит предупреждения о приостановке действия лицензии, приостанавливает и возобновляет ее действие;
  • устанавливает ограничение на количество операторов связи на данной территории, а также принимает решение и организует торги на лицензии (ст. 31).

Необходимо отметить, что Минсвязи практически сняло с себя ответственность в случае отказа в переоформлении лицензии. В соответствие с п.8 ст. 35, при этом только лицензиат несет ответственность перед пользователями услугами связи в соответствии с заключенными с пользователями договорами об оказании услуг связи.

Сертификация и декларация соответствия поставляемых средств связи сертификационным требованиям и условиям – еще одним направлением регулирования, прямо закрепленным за Минсвязи. Он организует всю систему сертификации в области связи (органы по сертификации, лаборатории, центры и т.п.), утверждает форму декларации о соответствии и регистрирует их, контролирует соблюдение держателями сертификатов и декларантами обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи сертификационным требованиям и условиям, устанавливает и контролирует сроки устранения выявленных несоответствий (ст. 41).

Закон дал Минсвязи России право выпускать нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности в области связи, создания, развития и эксплуатации сетей связи, а также применения средств связи (Табл. 2). Для осуществления его функций, оно также может запрашивать у операторов и компаний-производителей информацию, в том числе о перспективах развития сетей связи и средств связи, об их техническом состоянии, об условиях оказания услуг связи, присоединения и по пропуску трафика, о применяемых тарифах и расчетных таксах.

Таблица 2. Документы, которые должны быть выпущены Минсвязи России и органами при нем в соответствие с новым законом «О связи»

Действия

Документ

Ссылка

Определяет

Порядок взаимодействия и централизованного управления сетями связи общего пользования

Ст. 12 п. 2

Устанавливает

Требования к построению, управлению и нумерации сетей связи общего пользования (СОП).

Устанавливает

Требования к применяемым на них средствам связи.

Устанавливает

Требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Устанавливает

Требования по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации.

Устанавливает

Порядок присвоения нумерации выделенным и технологическим сетям связи

Ст. 14 п. 2 и Ст. 15 п. 2

Устанавливает

Порядок взаимодействия сетей связи специального назначения с другими сетями единой сети электросвязи РФ

Ст. 16 п. 4

Определяет

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов операторов по осуществляемым видам деятельности, оказываемым услугам связи и используемым для оказания этих услуг частям сети электросвязи

Ст. 20 п. 2

Устанавливает

Порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот.

Ст. 24 п. 5.

Устанавливает

Требования к средствам связи в нормативных правовых актах по вопросам их применения.

Ст. 41 п. 2

Устанавливает

Требования, касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации

Ст. 46

Определяет

Порядок предоставления служебной электросвязи

Ст. 50

Устанавливает

Требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий (по согласованию с уполномоченными органами)

Ст. 64 п. 2

 

Кроме информации о документах, указанных в таблице 2, Закон обязал Минсвязи публиковать реестры (и вносимые в них изменения) лицензий, операторов, занимающих существенное положение в СОП, сертификатов соответствия и деклараций, а также решения о выделении и присвоении полос радиочастот и решения, принятые по обращениям операторов связи по вопросам присоединения и взаимодействия. Далеко не во всех случаях Закон установил сроки и объем публикуемой информации, оставив их определение Минсвязи России.

Абоненты и пользователи

Одной из 7 целей, установленных в ст. 1 Закона, стала защита интересов не только хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области связи, но и пользователей услугами связи. Ну, как нормы закона предписывают защищать интересы первых, читатель уже мог составить себе представление. А, что полагается, тем, кто и будет, в конечном итоге, оплачивать всю деятельность игроков и регуляторов рынка, попытаемся раскрыть ниже.

Для целей Закона пользователь услугами связи – это лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи, а абонент – это такой пользователь, с которым заключен договор об оказании услуг и выделен номер или уникальный код идентификации.

По смыслу ст. 13 любой пользователь может получить на возмездной основе услуги связи операторов сети общего пользования (СОП) на всей территории России. Эти услуги оказываются на основании публичных договоров, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Эти Правила являются практически единственным документом, упомянутым в Законе, который влияет на отношения оператор-пользователь. Утверждаемые правительством, они должны регламентировать практически все вопросы предоставления услуг потребителям связи. В том числе установить:

  • регламент взаимоотношений пользователей и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи,
  • порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора,
  • особенности оказания услуг связи,
  • права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи,
  • форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи,
  • порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи и
  • ответственность сторон.

Но многие нормы установлены в самом Законе. Так в ст. 46. обязывает операторов связи оказывать пользователям услугами в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты. Причем, если тарифы на услуги данного оператора связи подлежат государственному регулированию, то по требованию абонента-гражданина такой оператор обязан предоставить ему возможность оплаты доступа к сети связи с рассрочкой платежа (ст. 54).

Льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты пользователями могут быть установлены международными договорами РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Такие пользователи, обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в полном объеме с последующей компенсацией произведенных ими расходов непосредственно за счет средств бюджета (ст. 47).

В случае нарушения пользователем услугами связи требований Закона, правил или договора оказания услуг связи, в том числе нарушения сроков оплаты, оператор связи вправе приостановить оказание услуг связи, а в случае неустранения такого нарушения дольше шести месяцев (со дня получения письменного уведомления) – в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг связи (ст. 44). В этих случаях пользователь услугами связи обязан возместить оператору связи причиненные ему убытки (ст. 68 п. 7).

Защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг связи; гарантии получения этих услуг надлежащего качества; право на получение необходимой и достоверной информации об услугах и операторах связи; основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются Законом, гражданским законодательством, законодательством РФ о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 62). Абоненты (пользователи) услуг связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи. Судебный порядок рассмотрения споров по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения договора об оказании услуг связи, а также незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подразумевают исполнение процедур гражданского законодательства, в том числе первоначальное предъявление соответствующих претензий (ст.55 и 68).

Среди положительных особенностей оказания услуг связи гражданам по новому закону обычно указывают на нормы ст. 45. Например, об обязанности оператора переоформить с наследником помещения договор об оказании услуг связи, а также, обязанность оператора связи переключить абонентский номер на линию в другом принадлежащем абоненту помещении по требованию абонента и при наличии технической возможности. Но даже при этом «наличии», большинство граждан (которые просто меняют место своего жительства) этого вряд ли добьются, так как с регистрацией их прав собственности на новое помещение, они автоматически в силу п. 5 ст. 45 перестают быть абонентом и, соответственно, теряют право что-то потребовать.

О вступлении вместо заключения

Подписанный Президентом Закон вступает в силу с 1 января 2004 г., за исключением п. 2 ст. 47. (Льготники будут обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в полном объеме с последующей компенсацией произведенных ими расходов за счет средств бюджета с 2005 г.). Однако, вступит ли он в «полную силу», – это пока вопрос.

Можно быть уверенным, что Минсвязи еще до принятия Закона начало готовить указанные в таблицах свыше 40 документов, но их корректировка в соответствие с формулировками принятого Закона и согласование с заинтересованными ведомствами может затянуться. Именно, здесь теперь развернутся «баталии» между взглядами различных государственных органов и интересами телекоммуникационного лобби на будущее развитие российской связи. Этому будет способствовать и возможность различных трактовок некоторых (если не сказать многих) норм Закона.

Наиболее сильно это скажется на прохождении новых нормативных правовых актах, касающихся порядка и правил присоединения и взаимодействия сетей; определения цен на услуги операторов, занимающих существенное положение на рынке; размеров и использования платы за пользование радиочастотным спектром; взимания и расходовании отчислений операторов связи в доходы федерального бюджета; а также актов, регулирующих оказание и тарифы универсальных услуг, формирование и расходование средств резерва универсального обслуживания.

Скорее всего, 2004 г. станет тем самым «годом перемен» из известной китайской пословицы, когда нормы Закона и более 40 новых нормативных правовых актов федеральных органов власти будут дорабатываться, а у игроков рынка связи «трещать чубы».

 

Парфенов В.Б , Вестник Связи International

 
 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov