Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив

Взять телеграф не получается
 Как «Центральному телеграфу» удалось сохранить самостоятельность

Сергей Филимонов , Компания,7/10/2002

Словосочетание «Центральный телеграф» у большинства москвичей ассоциируется с телеграммами, а также с внушительным зданием в самом начале Тверской улицы. Однако в обороте акционерного общества «Центральный телеграф» (ЦТ) собственно телеграфные услуги занимают сейчас незначительную долю, а свое знаменитое здание компания уже почти потеряла. И тем не менее у ЦТ еще есть шанс закрепиться на рынке.

Телеграфная связь безнадежно убыточна. Руководству главного телеграфа страны это стало понятно не вчера: осваивать другие виды телекоммуникационного (и не только) бизнеса компания начала почти десять лет назад.

Еще в 1993 году руководство компании предприняло первые попытки создать альянс с каким-либо западным оператором связи. Но только в 1995 году, уже преобразовавшись в акционерное общество, ЦТ стал участником действительно крупного проекта – совместного предприятия с международной компанией Global One, созданной американской Sprint вместе с France Telecom и Deutsche Telekom. За пару лет СП «Глобал Один» превратилось в крупнейшего игрока на рынке цифровой связи в Москве. В 1997 году доходы «Глобал Один» достигли $100 млн.

«Американцы привнесли свой опыт, во-первых, в области построения сетей, во-вторых (что, может быть, более важно), в области управления предприятием. Вместе с «Глобал Один» науке бизнеса учился и «Центральный Телеграф»: проводились совместные стажировки, наши сотрудники работали в Global One и т.д.», – рассказывает генеральный директор ЦТ Ваагн Мартиросян.

Накопив опыт в создании и эксплуатации сетей связи, «Центральный телеграф» решил заняться этим сам, вне рамок СП. «С конца 1996 года мы начали думать о том, чтобы построить полноценную интегрированную сеть для предоставления всего комплекса услуг связи. Но для этого нужно было иметь лицензию на телефонию, ведь без услуг телефонии заниматься масштабным телекоммуникационным бизнесом вообще бессмысленно», – вспоминает первый заместитель генерального директора «Центрального телеграфа» Константин Солодухин.

Получить лицензию ЦТ смог, вовремя сориентировавшись в ситуации на рынке. На руку ему сыграла одна особенность телефонизации столичного региона. Дело в том, что у Москвы есть несколько городов-спутников, в которых установлены московские номера. Обслуживанием абонентов с такими номерами занимались сразу две компании – МГТС и АО «Электросвязь Московской области», причем ни той ни другой вечно не хватало средств для развития связи на «сопредельных» территориях. В 1997 году «Центральный телеграф» предложил Минсвязи доверить телефонизацию подмосковной зоны ему. Решение министерства не заставило себя долго ждать. Так «Центральный телеграф» получил 213 500 номеров с кодом 095 и возможность наряду с другими заниматься телефонизацией ближнего Подмосковья.

Но развитие новых услуг потребовало значительных средств. Только на строительство опорной (магистральной) сети, которая проходила бы по всей Москве и имела бы выходы в Подмосковье, необходимо было $15 млн. Чтобы найти деньги, «Центральный телеграф» в 1998 году решил продать принадлежащие ему 40% акций «Глобал Один» консорциуму Global One. К тому времени «Глобал Один» фактически превратился в конкурента самого ЦТ, и продажа акций выглядела довольно логичной. Финансовыми консультантами сделки выступили Arthur Andersen и «ЛВ Финанс».

Сделка, проведенная осенью 1999 года, была совершена по очень сложной схеме, авторство которой приписывают «ЛВ Финанс» – консалтинговой компании, контролирующей сейчас 25% акций оператора «МегаФон». Вместо простого выкупа или обмена акций «Центральный телеграф» получил кредит на сумму 650 млн руб. А взамен выпустил векселя (их нынешний держатель не раскрывается). По расчетам консультантов, через несколько лет векселя должны были обесцениться, и погасить их компания смогла бы без особого труда. (Действительно, при номинале $24 млн нынешняя рыночная стоимость векселей составляет $5млн – $6 млн.) Подобная схема позволяла максимально снизить налоги. Полученные от продажи акций средства были направлены на создание магистральной оптоволоконной сети ЦТ. Казалось бы, желанная независимость не за горами. Но следующий, 2000 год мог спутать «Центральному телеграфу» все карты.

Тогда появился проект реорганизации государственного холдинга «Связьинвест». «Центральный телеграф», в котором «Связьинвесту» принадлежит 51% голосующих акций, должен был войти в состав укрупненного оператора «ЦентрТелеком» (бывшая «Электросвязь Московской области»). Перейдя под крыло новой компании, ЦТ лишился бы всех тех преимуществ, которые есть у независимого оператора, и вынужден был бы работать по спускаемым сверху планам и тарифам. Однако, как ни странно, никакого объединения не произошло: помешали пресловутые векселя. «В 1998 году никто не предполагал, что будет проведена реорганизация «Связьинвеста», – объясняет Мартиросян. – Позже присоединение «Центрального телеграфа» к «ЦентрТелекому» не состоялось из-за того, что могли бы пострадать акционеры ЦТ. По закону при ликвидации предприятия держатели векселей имеют право предъявить их к оплате. Если бы так произошло, пришлось бы выложить их номинальную стоимость – около $24 млн».

Некоторые эксперты, с которыми удалось поговорить «Ко», полагают, что руководство ЦТ и его консультантов не стоит считать такими уж наивными. В конце концов, позже компания «ЛВ Финанс» была выбрана консультантом самого «Связьинвеста» как раз по процессу объединения операторов Центрального региона. Так что не исключено, что векселя изначально задумывались как «отравленная пилюля», которая должна была помочь ЦТ сохранить неприкосновенность.

Как бы то ни было, в этом году «Связьинвест» потребовал от «Центрального телеграфа» разобраться с долгами. Получить деньги можно было, только продав часть активов. И такие активы имелись. По словам Мартиросяна, сеть, которую строил для себя ЦТ, «изначально делалась с запасом – для обеспечения собственных нужд компании хватает 10 – 15% от ее мощности». «Избыточные мощности практически не используются, иногда мы сдаем кабели в аренду, но организованного бизнеса в этой области нет», – добавляет Солодухин. Следовательно, большую часть сети можно было реализовать на открытом рынке. У ЦТ было дочернее предприятие «Центел», продававшее услуги компании в Подмосковье. В собственность «Центела» решено было передать около 85% всей опорной сети «Центрального телеграфа», а контрольный пакет обогащенной новыми активами компании – продать. «На продажу будет выставлен пакет в 51% акций, мы специально решили увеличить пакет до контрольного, чтобы заинтересовать потенциального инвестора. 49% акций останется у ЦТ, – говорит Мартиросян. – Таким образом, планируется привлечь $5 млн – $6 млн». Схема осуществления сделки, как объяснил Мартиросян, следующая: вначале под залог акций будет взят кредит в Промстройбанке, в дальнейшем ЦТ начнет вести поиск покупателя. Финансовым консультантом этой сделки выступает компания Ernst & Young.

«Центральный телеграф» мог бы погасить долги еще одним способом – продав часть своих помещений, расположенных в престижном месте. По экспертным оценкам, стоимость здания на Тверской улице составляет не менее $40 млн. Но этот вариант не проходил, так как контроль над своим собственным зданием ЦТ практически потерял.

Планы переделки дома и сдачи части его в аренду (например, под торговый центр) существовали давно. Для этого в 1997 году была создана компания ЗАО «Телеграф», которая должна была решить задачу модернизации и дальнейшей эксплуатации здания. Некая швейцарская фирма Zenimo подготовила проект реконструкции в обмен на блокирующий пакет в ЗАО. Потом были проведены две допэмиссии акций (каждый раз под нового зарубежного инвестора), и доля ЦТ в компании, владеющей недвижимостью, сократилась до ничего не решающего пакета. Теперь ЦТ контролирует всего лишь 20% помещений (они не передавались в управление ЗАО), еще 20% здания принадлежит Министерству связи. Остальное находится у ЗАО «Телеграф», которое так пока и не приступило к реконструкции. Судьбу собственного здания руководство «Центрального телеграфа» сейчас прогнозировать не берется. «Сегодня этим вопросом занимается сам «Связьинвест», – сказал корреспонденту «Ко» представитель компании. В «Связьинвесте» утверждают, что ни о каком избавлении ЦТ от собственного здания не может быть и речи. «Центральный телеграф» владеет 49% ЗАО «Телеграф» и уменьшать эту долю не планирует», – заявили в пресс-службе «Связьинвеста».

Тем не менее ЦТ еще не все потерял. В ведении компании по-прежнему останется бизнес телефонии – как в Москве, так и в Подмосковье. Первый подмосковный узел связи заработал в конце 2001 года в Люберцах. В этом году в Королеве был открыт первый территориальный центр предоставления услуг ЦТ. По словам Мартиросяна, уже готовы к работе станции в нескольких подмосковных городах. В настоящее время успешно работают АТС и сети ЦТ в Люберцах, Мытищах, Балашихе и др., ведутся работы в Одинцове, Долгопрудном, Лобне и Красногорске.

Но возникает вопрос: кому нужен независимый «Центральный телеграф»? «Это слабая компания на фоне именитых конкурентов – «МТУ-Информ» или «Голден Телеком». За спиной этих компаний стоят могущественные финансовые корпорации, откуда при необходимости можно ожидать инвестиций. У ЦТ ничего подобного нет», – говорит аналитик ИК «Проспект» Алексей Зайцев.

А инвестиции просто необходимы: конкуренты считают, что выжить сейчас можно, только предлагая услуги в комплексе. «В сложившихся условиях успех оператора будет обусловлен в первую очередь наличием широкого спектра услуг и способностью реализовывать самые сложные проекты, работая на уровне системного интегратора, – считает директор по маркетингу «МТУ-Информ» Дмитрий Дронов. – Обладание мощной опорной сетью – это хорошо, но бизнес любого крупного оператора немыслим без развитой сетевой инфраструктуры. Решающее значение приобретают разветвленность и пропускная способность инфраструктуры».

«Единственно верное решение для ЦТ – войти в «ЦентрТелеком», – полагает Зайцев. – Это выгодный процесс для обоих. «ЦентрТелеком» получает некое, пусть небольшое, присутствие в Москве, а ЦТ, в свою очередь, может рассчитывать на определенные инвестиции. Также выиграют и акционеры «Центрального телеграфа»: ценные бумаги ЦТ превратятся в высоколиквидные акции «ЦентрТелекома», которые к тому времени будут активно торговаться на бирже».

Но, по всей видимости, сам «Центральный телеграф» не торопится под крыло другого оператора. По словам Солодухина, сегодня «ЦентрТелеком» – не слишком сильная компания. «У нее самой есть долги, в последнее время компания «ЦентрТелеком» очень мало развивалась в Подмосковье. У ЦТ, напротив, есть опорная сеть, цифровые станции, возможности для реконструкции пятого миллиона номеров в столице (устаревших АТС, использующих номера, начинающиеся на «5» – Прим. «Ко»)». Так что бывшие телеграфисты намерены еще побороться 

Что такое «Центральный телеграф»?

Область деятельности

Телефония, передача данных, доступ в Интернет, телеграфная связь

Обороты

$29,9 млн в 2001 году

Протяженность магистральной сети

800 км

Акционеры

«Связьинвест» (38,25%), российские юридические лица, в том числе Российский фонд федерального имущества (24,58%), иностранные юридические лица (9,58%), физические лица, в основном трудовой коллектив (27,60%)

Источник: «Центральный телеграф»



 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov