В
соответствии с распоряжением Совета
Министров СССР от 7 мая 1949 г. № 6630-Р и на
основании приказа министра нефтяной
промышленности от 12 мая 1949 г. № 601
организована хозрасчетная
Государственная Союзная контора связи.
Штат Союзной конторы связи утвержден
численностью 55 человек: 9 человек -
административно-управленческий
персонал, 46 - производственный персонал.
Начальником конторы назначен Беспалов
Николай Васильевич.
В 1953 - 1961 гг. в
состав Союзной конторы связи входили
следующие самостоятельные отделения
связи: Кряжское (1953г.), Уфимское (1953 - 1958 гг.),
Саратовское (1956 г.), Альметьевское (1957г.).
В 1961 г. из Сталинградского товарно-транспортного
управления в состав Государственной
Союзной конторы передается
Сталинградское (с 1963 г. - Волгоградское)
отделение связи.
В 1956 г. в
составе Союзной конторы связи создано
хозрасчетное предприятие - Рязанская
ремонтно-монтажная мастерская. Первым
начальником ремонтно-монтажной
мастерской был Вотинцев Николай
Васильевич, с 1956 по 1959 г. начальником
работал Вайсберг Давид Феликсович. В 1959
г. директором назначается Нечаев
Александр Юрьевич, который занимал эту
должность до сентября 1975 г., когда он был
назначен начальником Управления
эксплуатации производственной связи.
После ряда
реорганизаций в 1970 г. Союзная
контора связи вошла в состав
Главтранснефти Миннефтепрома в
качестве Управления эксплуатации
производственной связи (УЭПС). Структура
УЭПС к этому времени включала 9
эксплуатационно-технических контор
связи (ЭТКС): Саратовскую, Альметьевскую,
Рязанскую, Волгоградскую, Тихорецкую (1962
г.), Красноярскую (1964 г.), Омскую (1964 г.),
Пермскую (1964 г.) и Ярославскую (1969 г.),
которые так стали называться после
реорганизации отделений связи.
В 60-е годы
развивается нефтяная промышленность в
Поволжье, строятся новые нефтепроводы и
вместе с ними новые линии связи. В это
время было создано Куйбышевское
строительно-монтажное управление связи,
а годом раньше - Люберецкое ремонтно-строительное
управление связи (1969 г. - Люберецкое
строительно-монтажное управление связи).
В 1970 г. создается
Министерство нефтяной промышленности
СССР и с этого времени начинается
организация эксплуатационно-технических
контор связи в союзных республиках: в 1970
г. - Гурьевская и Львовская ЭТКС, в 1971 г. -
Полтавская и Дрогобычская ЭТКЧ, в 1977-1983
гг. - Тбилисская, Новополоцкая,
Актюбинская, Павловская ЭТКС.
В годы бурного
развития нефтегазового комплекса
Сибири и Западной Сибири для
обслуживания системы транспорта нефти
создаются Томская (1971г.), Тюменская (1972г.)
и Сургутская (1977 г.) конторы связи.
Для обслуживания
трубопроводов, транспортирующих нефть
через Урал, в составе УЭПС создаются
Челябинская (1973 г.) и Уфимская (1976 г.) ЭТКС.
В 1974 г. из
состава УЭПС выделяется в
самостоятельное предприятие Московский
узел связи, на базе которого вскоре
создается Московская эксплуатационно-техническая
контора связи.
В 1984 г.
эксплуатационно-технические конторы
связи были переименованы в
производственно-технические управления
связи по месту расположения.
В 1988 г.
Главтранснефть утвердила Устав
Управления эксплуатации
производственной связи, по которому 22
производственно-технических управления
связи вошли в состав Управления на
правах структурных единиц и два
предприятия (Люберецкое и Куйбышевское
СМУ) - на правах юридических лиц.
В составе
Управления эксплуатации
производственной связи происходили
структурные изменения:
1972 г. -
Рязанские экспериментальные
электромеханические мастерские
переименованы в Рязанский опытный
электромеханический завод;
1986 г. -
Закавказское ПТУС передается в состав
объединения "Грузнефть", в этом же
году ликвидируют Прикарпатское (г.
Дрогобыч) и Южно-Уральское (г. Челябинск)
ПТУС, а также Московскую ЭТКС.
1990 г. -
Куйбышевское строительно-монтажное
управление стало арендным предприятием,
а в 1992 г. после выплаты последнего взноса
в оплату имущества, взятого в аренду,
стало самостоятельным, выйдя из состава
УЭПС (в то время Управление уже
называлось Производственным
объединением связи).
1991 г. -
предприятия связи, находящиеся на
территории Казахстана, Украины и
Белоруссии, а именно: Прикаспийское (г.
Гурьев), Восточно-Казахстанское (г.
Павлодар), Западно-Казахстанское (г.
Актюбинск), Западно-Украинское (г. Львов),
Южно- Украинское (г. Полтава) и
Белорусское (г. Новополоцк)
производственно-технические управления
связи в результате принятия Декларации
о независимости переходят под
юрисдикцию этих стран.
Управление
эксплуатации производственной связи
переименовано в Производственное
объединение связи.
1994 г. -
Производственное объединение связи
зарегистрировано Московской
регистрационной палатой как
Акционерное общество открытого типа "Связь
объектов транспорта и добычи нефти" (АООТ
"Связьтранснефть").
1995 г. -
производственно-технические управления
связи преобразованы в филиалы АООТ "Связьтранснефть"
(1997 г. - в филиалы ОАО "Связьтанснефть").
Годы становления.
Первым
руководителем Государственной Союзной
конторы связи (затем Управления
эксплуатации производственной связи)
был Беспалов Николай Васильевич. Он
проработал в этой должности 26 лет, с 11
июля1949 г. по 27 марта 1975 года. В эти годы
происходит становление нефтепроводной
технологической связи, расширение секти
связи за счет строительства в основном
воздушных линий связи, начинается
строительство кабельных и
радиорелейных линий связи вдоль
магистральных нефтепроводов
Альметьевск - Горький, Ярославль - Кириши,
Малгобек - Тихорецк и др. За четверть
века с момента организации Союзной
конторы связи было построено: более 70
тыс. километров проводных, радио и
радиорелейных линий связи, более 300
узлов связи, обеспечивших эксплуатацию
около 730 тыс. кан./км. Высокочастотной
производственной связи, смонтировано 397
ручных и автоматических телефонных
станций общей емкостью свыше 50 тыс.
номеров. На сети связи нефтепроводного
транспорта находилась в эксплуатации 12
и 3-канальная аппаратура ВЧ-телефонирования
воздушных линий связи, 24- и 60-канальная
аппаратура ВЧ-телефонирования
кабельных линий связи. Большое внимание
уделялось в эти годы развитию
телеграфной связи, началось внедрение
средств радиосвязи.
Развитие и
совершенствование средств связи.
В
сентябре 1975 г. на должность начальника
Управления эксплуатации
производственной связи назначается
Нечаев Александр Юрьевич, который
руководил предприятием более 20 лет.
В эти годы
происходит дальнейшее развитие и
совершенствование сети связи как по
существующим , так и по вновь строящимся
нефтепроводам. Вводятся в эксплуатацию
такие гиганты нефтепроводного
транспорта, как нефтепроводы Усть-Балык
- Курган - Уфа - Альметьевск - Куйбышев -
Лисичанск, Сургут - Полоцк,
Нижневартовск - Курган - Куйбышев,
Саратов - Кузьмичи, Холмогоры - Клин, "Дружба".
И на всех нефтепроводах ведется
строительство новых кабельных и
радиорелейных линий, а также узлов связи.
Интенсивно проводится техническое
перевооружение существующих средств
связи.
К концу 1986 г.
протяженность линий магистральной
связи составила более 72 тыс. км,
протяженность телефонной связи - 8 млн. 319
тыс. кан./км, в эксплуатации находилось
более 700 узлов связи. Количество
телефонных станций возросло на 21 %, а их
монтированная емкость увеличилась на 38,5тыс.
номеров и составила около 210 тыс. номеров,
в том числе емкость АТС декадно-шаговой
и координатной систем - 157,2 тыс. номеров,
до 74% доведен уровень автоматизации. Был
создан новый вид связи - радиотелефонная
связь с подвижным объектами,
протяженность которой в эти годы
составляла почти 10 тыс. км. На основных
магистралях нефтепроводного транспорта
работали отечественные системы
передачи К-60, К12_12, К-300, К1920, К-120НС
производства НРБ, БК-300Г производства
ВНР, радиорелейное оборудование Трал-400/24,
РЛ-60/120 производства НРБ.
В Конце 70-х - в
начале 80-х годов основной задачей
Управления эксплуатации
производственной связи стало
бесперебойное обеспечение
производственно-технологической связью
объектов добычи и транспорта
развивающейся быстрыми темпами
нефтяной промышленности СССР. В первую
очередь необходимо было повысить
устойчивость и надежность связи,
обеспечить возможности выделения
технологических каналов в любой точке
трассы для дистанционного управления,
организации диспетчерской связи и
системы "связь-совещание",
подвижной УКВ-радиосвязи с аварийно-восстановительными
бригадами и т.д.
В этот период
вводятся в эксплуатацию магистрали:
- Ш Сургут - Полоцк, БК-300Г;
- Ш Куйбышев - Волгоград (Кузьмичи),
К-300;
- Ш Кузьмичи - Тихорецк, К-1920;
- Ш Сургут - Нижневартовск,
РЛ-60/120-2 ГГц;
- Ш Грозный - Баку, К-120НС;
- Ш Лисичанск - Кременчуг,
К-120НС;
- Ш Каламкас - Шевченко, К-120НС;
- Ш Омск - Павлодар -
Чимкент, VLT-1920 и др.
|
Благодаря
усилиям эксплуатационников
магистральная сеть связи
Главтранснефти становится одной из
лучших среди подобных ведомств. Начиная
с 1986 г., реализуется комплексная
программа "Качество",
предусматривающая приведение в
соответствие с техническими нормами
линейных трактов, каналов, источников
питания, повышение их надежности и
качества работы. Улучшены состояние и
работа линейных трактов; 258 трактов,
находящихся в эксплуатации,
паспортизировано, приведено к нормам
более 90% линий связи. И как результат
успешной работы инженерно-технического
персонала УЭПС и ПТУС - соответствие
нормам 94% линий и оборудования связи, что
подтвердилось независимыми проверками
Минсвязи и МВКС (ныне ГКС) состояния
эксплуатации наших сетей в семи
регионах с 1985 по 1989 г. Это говорит о
высокой квалификации эксплуатационно-технического
персонала, его исполнительской
дисциплине и ответственности за
выполнение поставленных задач.
Большую работу
проводит в эти годы Управление
эксплуатации производственной связи по
взаимоувязке и взаиморезервированию
сети связи Миннефтепрома с
общегосударственной сетью и сетями
других ведомств. Построены
соединительные линии к узлам связи
Минсвязи СССР, в строящихся кабельных и
радиорелейных магистралях
предусмотрены тракты и каналы для
создания дополнительных направлений,
что отвечало интересам народного
хозяйства и обороны страны.
Производственно-технологическая
связь Миннефтепрома СССР к середине 80-х
годов превратилась в одни из основных
элементов системы управления
технологическими процессами бурения,
добычи и транспортировки нефти,
предприятиями и отраслью в целом.
Постоянно повышались и требования к
системе производственно-технологической
связи.
Однако к концу 80-х
годов выполнять эти требования
становится все труднее. Средства связи
нефтепроводного транспорта находятся в
эксплуатации уже более четверти века, на
ряде направлений морально устарели,
физически изношены. Необходимость
обеспечения основного производства
каналами телемеханики, диспетчерской
связи, связи с подвижными объектами, АСУ
заставили специалистов серьезно
заняться разработкой и организацией
выпуска новых, современных средств
производственно-технологической связи.
В 1984 - 1988 гг.
Миннефтепром принимает долевое участие
в финансировании ряда разработок нового
поколения техники связи ("Надежда
-2", "Цепь", "Зона" и др.),
соответствующих специальным
требованиям ведомственных сетей связи (Миннефтепрома,
Газпрома, Госкомнефтепродукта и других
ведомств).
В 1990 г.
разрабатывается и утверждается
соответствующая концепция, определены
конкретные программы развития связи.
Ставка на ближайшие годы делается не на
новое строительство, а на техническое
перевооружение - замену устаревшего
оборудования, применение новых
экономичных технологий. Основное
направление при этом - внедрение
цифровых радиорелейных линий, станций
спутниковой связи в комплексе с
радиотелефонными системами для связи с
подвижными объектами и
технологическими радиостанциями для
линейной телемеханики, что должно
способствовать обеспечению надежной
связи на каждом участке нефтепровода.
Мы создаем не только
сеть связи.
В
мае 1996 г. третьим генеральным директором
Открытого акционерного общества "Связь
объектов транспорта и добычи нефти",
за всю 50-летнюю историю предприятия,
назначен директор Западно-Сибирского
ПТУС - филиала "Связьтранснефти".
Развитие
рыночных отношений в стране, внедрение
передовых технологий на магистральных
нефтепроводах требовали создания
надежной цифровой сети передачи
информации между всеми звеньями АК "Транснефть".
В 1995 - 1996 гг. в ОАО
"Связьтранснефть" была разработана
Концепция развития единой
ведомственной сети связи, объединяющей
узлы автоматической коммутации,
автоматические и традиционные
междугородные станции, станции
спутниковой связи, системы
радиотелефонной транкинговой связи,
системы передачи данных, другие
аналоговые и цифровые сети.
Идея нового
подхода: на первом этапе основная
первичная сеть линий связи не
перестраивается, а за короткий срок
параллельно формируется инфраструктура
цифровой сети с возможностью
предоставления качественных ISDN-услуг.
Магистральные линии связи
перевооружаются на втором этапе. На
основе данной концепции была
разработана схема развития и размещения
средств связи ОАО "Связьтранснефть"
на перспективу до 2010 г., одобренная
Государственной комиссией по
электросвязи.
Основа
интегрированной сети реализована в ОАО
"Связьтранснефть" в течении двух
лет.
Для
комбинированных узлов автоматической
коммутации (УАК) выбраны цифровые
станции, имеющие гибкое программное
обеспечение, интерфейсы для увязки с
существующими сетями и сертификаты на
применение в России. Станции позволяют с
помощью цифровых интерфейсов
объединять модули в единую станцию,
передавать услуги между модулями,
обеспечивать маршрутизацию, транзиты и
единую нумерацию сети. При
необходимости телефонизации
предприятий, производственный процесс
которых требует большого количества
мобильных абонентов, к цифровым АТС
подключают систему микросотовой
радиосвязи. Таким образом
обеспечиваются объединение проводных и
мобильных аппаратов в единую сеть, и
любой сотрудник может иметь проводной и
мобильный телефон под одним номером. Для
организации цифровых каналов и потоков
между УАК в 1996 - 1999 гг. установлено 36
наземных спутниковых станций, центр
управления которыми находится в Москве.
Кроме того, использовано оборудование
технологии VSAT, практически реализована
первая корпоративная сеть, работающая в
режимах предоставления телефонной
связи по требованию "каждый с каждым",
закрепленных каналов для передачи речи
и данных до 64 кбит/с и цифровых потоков
от 128 кбит/с до 8Мбит/с для подключения
удаленных цифровых зон в общую цифровую
сеть.
ОАО "Связьтранснефть"
осуществляет деятельность по
спутниковой связи в соответствии с
условиями лицензии № 5735, выданной
Госкомсвязи России, имеет
соответствующее решение на
использование пропускной способности
геостационарного спутника ИСЗ-РТР "Горизонт"
с точкой стояния 53 град. Восточной
долготы.
В связи с тем, что на первом этапе
реализации концепции магистральная
сеть оставалась аналоговой, а для ее
перевооружения требуется около 10 лет, в
переходной период (1996 - 20005 гг.) на
групповых аналоговых трактах 315…552 кГц
стали применять трансмультиплексоры,
преобразующие вторичную группу
аналоговых систем передачи в два потока
Е1, что значительно расширяет
возможности сети.
В сети применен
универсальный интегратор, который
объединяет различного рода потоки
информации в едином физическом канале с
максимальной степенью уплотнения.
В опорных узлах
установлены контроллеры транкинговой
радиотелефонной сети "Аркнет Плюс"
фирмы Motorola. Транкинговая сеть
развернута по территории всей страны,
организована по зоновому принципу и с 1998
г. это сеть с общей базой данных,
семизначной нумерацией и роумингом.
Для оперативного
контроля и управления сетью связи ОАО
"Связьтранснефть", организации
оперативного восстановления ее
элементов создается система сетевого
контроля и управления.
Сети передачи данных ОАО "Связьтранснефть"
реализуют протоколы Х.25, Frame Realy, TCP/IP в 51
регионе страны, т.е. обеспечивают
технологические процессы
транспортировки нефти и передаче данных
для любых пользователей.
Сегодня ОАО "Связьтранснефть"
эксплуатирует 45 тыс. км магистральных
линий связи, несколько миллионов канало-километров
телефонной связи, оказывает все виды
услуг связи. Получены лицензии на пять
разных видов связи.
Создавая единую
цифровую сеть связи, ОАО "Связьтранснефть"
одновременно решает задачи объединения
с сетями других ведомств: РАО "ЕЭС",
ОАО "Газпром", ОАО "Ростелеком",
МПС, МВД, ФСБ.
В интервью генерального директора ОАО
"Связьтранснефть" журналу "Мир
связи" отмечено: "То, что мы создаем,
- это не только сеть связи по всей России,
но и среда для единого информационного
пространства. Наша фирма готова
передавать аудио-, видеоинформацию,
данные, предоставлять все виды услуг
цифровой и аналоговой сети для
юридических и физических лиц".
Думать о прибыли,
учиться экономить.
Раньше
нашей главной задачей было обеспечение
технологической связи, поэтому о
коммерческой стороне дела думали мало.
За последние два года в ОАО "Связьтранснефть"
и его филиалах созданы коммерческие
отделы, где трудятся молодые знающие
кадры - инженеры, экономисты, менеджеры.
Это стратегический резерв для будущих
руководящих кадров предприятия.
Предоставление
услуг связи, помимо предприятий АК "Транснефть",
другим (бюджетным, коммерческим)
предприятиям, физическим лицам
заставляет сегодня больше заниматься
изучением и расширением рынка услуг
связи, выявлением перспективных видов
услуг связи, обеспечивающих активизацию
спроса.
О главном
В
современных условиях работоспособность
любого предприятия в значительной
степени зависит от кадрового состава,
его квалификации, умения гибко
реагировать на изменяющиеся
экономические условия, от уровня
культуры, традиций и многих других
факторов, определяющих понятие "персонал
предприятия".
Отмечая сегодня
полувековой юбилей создания
Государственной Союзной конторы связи -
Управления эксплуатации
производственной связи - ОАО "Связьтранснефть",
нельзя не вспомнить тех, кто были
первыми.
В далеком 1947 г.
несколько десятков связистов -
энтузиастов и фанатов своего дела во
главе с Н.В. Беспаловым стояли у истоков
создания сети производственно-технологической
связи нефтепроводного транспорта.
С 1969 по 1989 г.
бессменным главным инженером
Государственной союзной конторы связи,
управления эксплуатации
производственной связи был Мальгин
Геннадий Валерьянович, человек большой
души, грамотный инженер, опытный
руководитель и организатор. Он сумел
воспитать не одно поколение связистов,
передал им свое умение , опыт и знания.
Первым
руководителем Кряжского отделения
связи был Забуга Михаил Степанович -
знающий инженер с большими
организаторскими способностями. Забуга
М.С. руководил коллективом до 1968 г.
Начальником
Уфимской ЭТКС был назначен Краснер
Григорий Борисович, который проработал
в системе Миннефтепрома, Минтопэнерго 41
год, с 1955 по 1996 г., до ухода на пенсию.
Именно при нем Уфимская ЭТКС, перенеся
все трудности становления, превратилась
в крупное предприятие, оснащенное
современным оборудованием. Где сложился
сплоченный коллектив со своими
традициями.
Руководителем
коллектива Сталинградского отделения в
1961 г. назначается Павлов Евгений
Алексеевич, сумевший объединить
разрозненные подразделения в единых
коллектив.
С большим
уважением вспоминают ветераны и
работники Приокского ПТУС (Рязанская
ЭТКС, Рязанское отделение) своего
первого руководителя Комара Георгия
Ефимовича, который руководил
коллективом на протяжении 16 лет (с 1961 по
1977 г.).
Нет с нами
сегодня многих специалистов, но
навсегда останется в наших сердцах
светлая память о них , отдавших делу
создания, развития и совершенствования
связи нефтяной промышленности свои силы,
знания, душу.
История нашего
предприятия не закончена. Она
продолжается. Спустя многие годы уже
другие будут продолжать наше дело, будут
вспоминать с теплой и благодарностью
сегодняшних работников ОАО "Связьтранснефть"
и его филиалов.
|