|
Панкратова Оксана |
На «зрелых» рынках сотовой связи развитие дополнительных
услуг выступает в качестве одного из основных инструментов по стимулированию
роста доходов операторов. Показатель ARPU западноевропейских операторов,
колеблющийся в диапазоне от 20 до US$50, в 2003 году продемонстрировал
заметный рост, вызванный увеличением популярности MMS-услуг.
На текущий момент Россия еще отстает от развитых
европейских стран по такому показателю, как доля дополнительных услуг в общих
доходах от услуг сотовой связи. В 2003 году дополнительные услуги, включая
базовые, принесли российским операторам 11% от всех доходов, в то время как
доля только неголосовых услуг, связанных с передачей различного типа
неголосовой информации, в структуре общей выручки западноевропейских
операторов уже составляет от 15 до 20%. Самый большой показатель доли
неголосовых услуг наблюдается у компании Vodafone в Ирландии - 21% в 2003
году. На втором месте по этому показателю находится оператор O2 в Германии.
В России пока еще рано говорить о том, что развитие
неголосовых услуг вот-вот приведет к росту ARPU. Все последние годы этот
показатель падает, хотя падение и замедляется. Однако развитие дополнительных
услуг пока оказывает незначительное влияние на замедление падения, в основном
это происходит в связи со стабилизацией тарифной политики операторов. В 2003
году замедление падения показателя ARPU в России только на 21% было вызвано
ростом доли дополнительных услуг, влияние же прочих факторов оказалось заметно
более весомым.
-
Дополнительные услуги – один из основных инструментов
стимулирования роста доходов операторов связи.
-
Доля услуг в доходах российских операторов сотовой связи
– 11% (более $360 млн.) на 01.07.2004
-
Замедление падения ARPU в России за счет активного
продвижения доп. услуг.
Доходы от доп. услуг, 2002-2007F
Структура рынка доп. услуг по игрокам
-
В
первой половине 2004 года 93% доходов от дополнительных услуг пришлось на
долю операторов «Большой тройки».
-
Лидером и по абсолютному показателю, и по доле
дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи является ОАО
«ВымпелКом». Доля компании в общих доходах от доп. услуг составила 39%.
-
Доля «Большой тройки» в доходах от контент-услуг является
еще более высокой и составляет 98%.
Более высокие показатели доли доходов от дополнительных услуг
в общей структуре доходов у федеральных операторов объясняются более активной
позицией этих компаний на этом рынке. Однако и региональные операторы
постепенно приходят к пониманию необходимости развития дополнительных услуг и
как инструмента конкурентной борьбы, и как источника роста доходов.
Структура рынка дополнительных услуги связи, 2004
Услуга/группа услуг |
Доходы от услуги, $ млн, 1H04 |
Доля в доходах от дополнительных услуг,
1H04 |
Базовые услуги |
76 |
21% |
SMS |
171 |
47% |
MMS |
6 |
2% |
Передача данных / мобильный интернет |
22 |
6% |
Контент-услуги |
87 |
24% |
-
Услуги обмена сообщениями (SMS, MMS) занимают почти 50%
доходов от доп. услуг. В 2005 ожидается рост этой доли за счет увеличения
доходов от MMS.
-
Вторая по значимости группа - контент-услуги (24%). По
прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до
$280 млн. (рост - 200%). Их доля вырастет до 30% от всех доходов от доп.
услуг.
-
Доля доходов от мобильного Интернета выросла с 3% (2003
г.) до 6% (на 01.07.2004). На текущий момент - более 1 млн.
GPRS-пользователей.
В структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи
практически половину занимают услуги обмена сообщениями между пользователями,
при чем 96% доходов от обмена сообщениями занимает обмен SMS. По сравнению с
2003 годом доля этого вида услуг осталась практически неизменной, в дальнейшем
прогнозируется ее рост, вызванный, прежде всего, ростом объемов MMS-трафика.
Контент-услуги – вторая по размеру доходов группа
дополнительных услуг. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100
млн, из которых около $30 млн пришлось на долю контент-провайдеров. В первом
полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87
млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут
еще более чем на 200% по сравнению с 2003 годом, достигнув $300 млн и принесут
более 30% от всех доходов от дополнительных услуг.
Рынок контент-услуг
Контент-услуги. Услуги, предполагающие получение на свой
телефон полезной или развлекательной информации за дополнительную плату.
(Определения других терминов -
смотрите здесь).
Эта группа услуг, в свою очередь, включает в себя голосовые
контентные услуги, услуги на базе SMS, WAP-услуги, а также контентные
MMS-услуги. Контент-услуги – вторая по размеру доходов группа дополнительных
услуг. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн, из
которых около $30 млн пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии
2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн. По
прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут еще
более чем на 200% по сравнению с 2003 годом, достигнув $300 млн и принесут
более 30% от всех доходов от дополнительных услуг.
-
Рынок начал формироваться в 2002 году. В 2004 году
наблюдался взрывообразный рост рынка контент-услуг. Объем рынка в 1H04 - $87
млн.
-
Доля контент-услуг в общих доходах дополнительных услуг
выросла с 25% в 2003 г. до 30% в 2004 г.
-
Львиную долю в доходах контент-услуг занимают услуги на
базе SMS.
Региональная структура рынка контент-услуг, 2004
Поскольку рынок находится на начальном этапе формирования,
вектор его регионального развития в большей степени пока еще зависит не от
объективных факторов, таких как спрос на услуги (на который, в свою очередь,
влияют технологические факторы развития телекоммуникационной инфраструктуры,
тарифная политика сервис-провайдеров и т.д.), а от субъективных, в частности,
от предложения услуг операторами и сервис-провайдерами.
По сравнению с рынком интеллектуальных услуг региональные
рынки дополнительных услуг в сетях сотовой связи более развиты, что
обусловлено стратегией крупнейших сотовых операторов (в рамках региональной
экспансии). Осваивая регион за регионом, компании «Большой тройки» постепенно
начинают конкурировать не только в ценовой плоскости, но и в плоскости
дополнительных услуг.
-
Рынок находится на начальном этапе формирования –
региональное развитие зависит от субъективных факторов (напр., предложения
услуг)
-
Региональному развитию доп. услуг способствуют
региональные стратегии крупнейших операторов: компании «Большой тройки»
начинают конкурировать и в плоскости доп. услуг.
-
В настоящее время доля совокупная Москвы и
Санкт-Петербурга уменьшилась до 60%.
Структура рынка контент-услуг, 1H04
Регион |
Доля в доходах 1H04 |
Москва |
47% |
С.Петербург |
13% |
Центр |
7% |
Северо-Запад |
4% |
Юг |
12% |
Поволжье |
8% |
Урал |
2% |
Сибирь |
6% |
Дальний Восток |
1% |
iKS-Consulting считает, что дальнейшая активизация
деятельности операторов и контент-провайдеров в регионах России приведет к
изменению региональной структуры этого рынка. Доля доходов, принесенных
абонентами Москвы и Санкт-Петербурга, сократится к 2007 году с текущих 60% до
34%.
Структура потребления контент-услуг (1H04)
В
настоящее время существует большое количество различных вариантов
классификации контент-услуг, оказываемых абонентам сотовой связи. Одной из
самых распространенных до последнего времени являлась классификация услуг в
зависимости от транспортной среды, которая используется для доставки контента
абоненту. Однако структурировать доходы согласно этой классификации достаточно
проблематично в связи с тем, что для оказания некоторых видов услуг
используется сразу несколько технологий (например, для получения
полифонической мелодии на свой телефон абонент использует SMS для
первоначального запроса, а затем WAP для скачивания самой мелодии).
Наиболее распространенной и удобной классификацией является
классификация контент-услуг по содержанию/назначению услуги:
Медиа-интерактивные услуги: Канал "Отдохни!", Развлекательный портал i-Free,
SMS-трансляция с Формулы-1, прогнозы погоды, "Афиша" на WAP-MTS, "Клубничка" и
пр.
Структура доходов по группам контент-услуг, 2002-2004
-
Наиболее популярны услуги кастомизации (рингтоны/логотипы)
– 46% или более $40 млн.
-
Доля медиа-интерактивных услуг выросла за 1,5 года с 0%
до 20%
-
Услуги общения и знакомства принесли $11 млн (доля - 13%)
-
Доля информационно-развлекательных услуг сокращается (с
20% в 2002 г. до 15% в 2004 г.)
К наиболее перспективным контент-услугам относятся: игры,
проекты с участием СМИ, общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации
телефонных аппаратов и информационно-развлекательных услуг будет постепенно
снижаться. Незначительно вырастет доля бизнес-приложений.
Российские контент-провайдеры
-
Роль поставщиков контента на рынке контент-услуг
усиливается.
-
В 1H04 доходы российских поставщиков контента превысили
$33 млн.
-
10 крупнейших контент-провайдеров заработали более 75% от
общих доходов контент-провайдеров в РФ.
На российском рынке контент-услуг уже сформировалась
группа крупнейших контент-провайдеров, которые отличаются агрессивной
маркетинговой и региональной политикой. Появляется новый класс игроков –
контент-агрегаторы, что говорит о том, что рынок контент-услуг становится
более зрелым.
© Оксана Панкратова,
iKS-Consulting