Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Рынок дополнительных и контент-услуг России / iKS-Consulting

06.12.2004


К концу 2005 года, вероятно, можно будет говорить о завершении в целом формирования рынка контента России. Аналитики компании iKS-Consulting предлагают свое видение ситуации на российском рынке контента и дополнительных услуг (VAS) по состоянию на начало декабря 2004 года, а также прогноз развития рынка в 2005 году.


 

Панкратова Оксана

 

На «зрелых» рынках сотовой связи развитие дополнительных услуг выступает в качестве одного из основных инструментов по стимулированию роста доходов операторов. Показатель ARPU западноевропейских операторов, колеблющийся в диапазоне от 20 до US$50, в 2003 году продемонстрировал заметный рост, вызванный увеличением популярности MMS-услуг.

На текущий момент Россия еще отстает от развитых европейских стран по такому показателю, как доля дополнительных услуг в общих доходах от услуг сотовой связи. В 2003 году дополнительные услуги, включая базовые, принесли российским операторам 11% от всех доходов, в то время как доля только неголосовых услуг, связанных с передачей различного типа неголосовой информации, в структуре общей выручки западноевропейских операторов уже составляет от 15 до 20%. Самый большой показатель доли неголосовых услуг наблюдается у компании Vodafone в Ирландии - 21% в 2003 году. На втором месте по этому показателю находится оператор O2 в Германии.

В России пока еще рано говорить о том, что развитие неголосовых услуг вот-вот приведет к росту ARPU. Все последние годы этот показатель падает, хотя падение и замедляется. Однако развитие дополнительных услуг пока оказывает незначительное влияние на замедление падения, в основном это происходит в связи со стабилизацией тарифной политики операторов. В 2003 году замедление падения показателя ARPU в России только на 21% было вызвано ростом доли дополнительных услуг, влияние же прочих факторов оказалось заметно более весомым.

  • Дополнительные услуги – один из основных инструментов стимулирования роста доходов операторов связи.

  • Доля услуг в доходах российских операторов сотовой связи – 11% (более $360 млн.) на 01.07.2004

  • Замедление падения ARPU в России за счет активного продвижения доп. услуг.

Доходы от доп. услуг, 2002-2007F

Структура рынка доп. услуг по игрокам

  • В первой половине 2004 года 93% доходов от дополнительных услуг пришлось на долю операторов «Большой тройки».

  • Лидером и по абсолютному показателю, и по доле дополнительных услуг в структуре доходов от услуг сотовой связи является ОАО «ВымпелКом». Доля компании в общих доходах от доп. услуг составила 39%.

  • Доля «Большой тройки» в доходах от контент-услуг является еще более высокой и составляет 98%.

Более высокие показатели доли доходов от дополнительных услуг в общей структуре доходов у федеральных операторов объясняются более активной позицией этих компаний на этом рынке. Однако и региональные операторы постепенно приходят к пониманию необходимости развития дополнительных услуг и как инструмента конкурентной борьбы, и как источника роста доходов.

Структура рынка дополнительных услуги связи, 2004

Услуга/группа услуг Доходы от услуги, $ млн, 1H04 Доля в доходах от дополнительных услуг, 1H04
Базовые услуги 76 21%
SMS 171 47%
MMS 6 2%
Передача данных / мобильный интернет 22 6%
Контент-услуги 87 24%
  • Услуги обмена сообщениями (SMS, MMS) занимают почти 50% доходов от доп. услуг. В 2005 ожидается рост этой доли за счет увеличения доходов от MMS.

  • Вторая по значимости группа - контент-услуги (24%). По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут до $280 млн. (рост - 200%). Их доля вырастет до 30% от всех доходов от доп. услуг.

  • Доля доходов от мобильного Интернета выросла с 3% (2003 г.) до 6% (на 01.07.2004). На текущий момент - более 1 млн. GPRS-пользователей.

В структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи практически половину занимают услуги обмена сообщениями между пользователями, при чем 96% доходов от обмена сообщениями занимает обмен SMS. По сравнению с 2003 годом доля этого вида услуг осталась практически неизменной, в дальнейшем прогнозируется ее рост, вызванный, прежде всего, ростом объемов MMS-трафика.

Контент-услуги – вторая по размеру доходов группа дополнительных услуг. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн, из которых около $30 млн пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут еще более чем на 200% по сравнению с 2003 годом, достигнув $300 млн и принесут более 30% от всех доходов от дополнительных услуг.

Рынок контент-услуг

Контент-услуги. Услуги, предполагающие получение на свой телефон полезной или развлекательной информации за дополнительную плату. (Определения других терминов - смотрите здесь).

Эта группа услуг, в свою очередь, включает в себя голосовые контентные услуги, услуги на базе SMS, WAP-услуги, а также контентные MMS-услуги. Контент-услуги – вторая по размеру доходов группа дополнительных услуг. В 2003 году доходы от контент-услуг составили почти $100 млн, из которых около $30 млн пришлось на долю контент-провайдеров. В первом полугодии 2004 года объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи достиг $87 млн. По прогнозам iKS-Consulting, в 2004 году доходы от контент-услуг вырастут еще более чем на 200% по сравнению с 2003 годом, достигнув $300 млн и принесут более 30% от всех доходов от дополнительных услуг.

  • Рынок начал формироваться в 2002 году. В 2004 году наблюдался взрывообразный рост рынка контент-услуг. Объем рынка в 1H04 - $87 млн.

  • Доля контент-услуг в общих доходах дополнительных услуг выросла с 25% в 2003 г. до 30% в 2004 г.

  • Львиную долю в доходах контент-услуг занимают услуги на базе SMS.

Региональная структура рынка контент-услуг, 2004

Поскольку рынок находится на начальном этапе формирования, вектор его регионального развития в большей степени пока еще зависит не от объективных факторов, таких как спрос на услуги (на который, в свою очередь, влияют технологические факторы развития телекоммуникационной инфраструктуры, тарифная политика сервис-провайдеров и т.д.), а от субъективных, в частности, от предложения услуг операторами и сервис-провайдерами.

По сравнению с рынком интеллектуальных услуг региональные рынки дополнительных услуг в сетях сотовой связи более развиты, что обусловлено стратегией крупнейших сотовых операторов (в рамках региональной экспансии). Осваивая регион за регионом, компании «Большой тройки» постепенно начинают конкурировать не только в ценовой плоскости, но и в плоскости дополнительных услуг.

  • Рынок находится на начальном этапе формирования – региональное развитие зависит от субъективных факторов (напр., предложения услуг)

  • Региональному развитию доп. услуг способствуют региональные стратегии крупнейших операторов: компании «Большой тройки» начинают конкурировать и в плоскости доп. услуг.

  • В настоящее время доля совокупная Москвы и Санкт-Петербурга уменьшилась до 60%.

Структура рынка контент-услуг, 1H04

Регион Доля в доходах 1H04
Москва 47%
С.Петербург 13%
Центр 7%
Северо-Запад 4%
Юг 12%
Поволжье 8%
Урал 2%
Сибирь 6%
Дальний Восток 1%

iKS-Consulting считает, что дальнейшая активизация деятельности операторов и контент-провайдеров в регионах России приведет к изменению региональной структуры этого рынка. Доля доходов, принесенных абонентами Москвы и Санкт-Петербурга, сократится к 2007 году с текущих 60% до 34%.

Структура потребления контент-услуг (1H04)

В настоящее время существует большое количество различных вариантов классификации контент-услуг, оказываемых абонентам сотовой связи. Одной из самых распространенных до последнего времени являлась классификация услуг в зависимости от транспортной среды, которая используется для доставки контента абоненту. Однако структурировать доходы согласно этой классификации достаточно проблематично в связи с тем, что для оказания некоторых видов услуг используется сразу несколько технологий (например, для получения полифонической мелодии на свой телефон абонент использует SMS для первоначального запроса, а затем WAP для скачивания самой мелодии).

Наиболее распространенной и удобной классификацией является классификация контент-услуг по содержанию/назначению услуги: Медиа-интерактивные услуги: Канал "Отдохни!", Развлекательный портал i-Free, SMS-трансляция с Формулы-1, прогнозы погоды, "Афиша" на WAP-MTS, "Клубничка" и пр.

Структура доходов по группам контент-услуг, 2002-2004

  • Наиболее популярны услуги кастомизации (рингтоны/логотипы) – 46% или более $40 млн.

  • Доля медиа-интерактивных услуг выросла за 1,5 года с 0% до 20%

  • Услуги общения и знакомства принесли $11 млн (доля - 13%)

  • Доля информационно-развлекательных услуг сокращается (с 20% в 2002 г. до 15% в 2004 г.)

К наиболее перспективным контент-услугам относятся: игры, проекты с участием СМИ, общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации телефонных аппаратов и информационно-развлекательных услуг будет постепенно снижаться. Незначительно вырастет доля бизнес-приложений.

Российские контент-провайдеры

  • Роль поставщиков контента на рынке контент-услуг усиливается.

  • В 1H04 доходы российских поставщиков контента превысили $33 млн.

  • 10 крупнейших контент-провайдеров заработали более 75% от общих доходов контент-провайдеров в РФ.

На российском рынке контент-услуг уже сформировалась группа крупнейших контент-провайдеров, которые отличаются агрессивной маркетинговой и региональной политикой. Появляется новый класс игроков – контент-агрегаторы, что говорит о том, что рынок контент-услуг становится более зрелым.

© Оксана Панкратова, iKS-Consulting

 

Рейтинг Контент-Провайдеров

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov