Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Опрос общественного мнения, проведенный Обществом потребителей мобильной связи

Абонентов мобильных сетей в Московском регионе больше, чем жителей, включая младенцев. Такая парадоксальная ситуация возникла благодаря тому, что один человек зачастую покупает SIM-карты нескольких операторов, которые и считают его двумя, тремя или десятью абонентами. В конце февраля Общество потребителей мобильной связи провело опрос среди пользователей сотовых сетей с целью получить данные о том, кто имеет больше одной SIM-карты и с какими целями приобретает их. На улицах Москвы было опрошено 1050 человек в возрасте от 16 до 60 лет, постоянно проживающих в столице и области. Они были разделены на три равные группы – по определению своего основного оператора, т.е. той сети, через которую они совершают и принимают большинство звонков. Соответственно, в результаты опроса включены данные, полученные от 350 абонентов МТС, 350 абонентов БиЛайн и 350 абонентов МегаФон.

Абоненты – отдельно, SIM-карты - отдельно

Напряженная конкурентная борьба между столичными мобильным операторами привела к тому, что стать абонентом той или иной сети иногда проще, чем купить газету. Простота и дешевизна процесса подключения, отсутствие абонентской платы и сроков действия платежа (эти условия действуют в большинстве препэйдных продуктов) позволяет абоненту заводить по нескольку SIM-карт, не задумываясь о расходах.

Главная цель исследования – определить реальное проникновение мобильной связи в столичном регионе, выяснив число абонентов-людей, а не действующих SIM-карт. Рассмотрим соотношение количества людей, имеющих только одну карту и тех, кто обладает двумя, тремя и более.

Итак, «дважды трижды и т.п. абонентов» - до 40 процентов от общего числа людей, пользующихся мобильной связью. Далее им было предложено сообщить, сколько именно дополнительных SIM-карт, помимо основой, они имеют. Результаты таковы:

Примечание: за 100% взято количество абонентов, имеющих две и более SIM-карты

Теперь подсчитаем, сколько SIM-карт находилось в телефонах, карманах, кошельках или дома у опрошенных нами абонентов. Отдельно заметим, что в категорию «Четыре и более дополнительных SIM-карт» попали и те респонденты, кто имеет 10, 20 или даже 50 карт; но число таких людей мало и мы будем считать, что дополнительных карт у них именно четыре.

Заявленное количество SIM-карт

Число респондентов

% от общего числа респондентов

Итоговое количество SIM-карт

Одна основная

667

63,52

667

Одна основная + одна дополнительная

218

20,76

436

Одна основная + две дополнительные

98

9,33

294

Одна основная + три дополнительные

38

3,62

152

Одна основная + четыре и более дополнительных

29

2,76

145

Таким образом, на 1050 респондентов приходятся 1694 SIM-карты.

Теперь зададим респондентам, имеющим две и более SIM-карты, вопрос – услугами какого оператора (операторов) они пользуются?

Примечание: за 100% взято количество абонентов, имеющих две и более SIM-карты. При ответе на этот вопрос один респондент мог указать несколько операторов, услугами которых пользуется, как дополнительными

Наиболее популярной в качестве дополнительной является SIM-карта МТС, на втором месте, со значительной разницей – БиЛайн, на третьем, с разницей чуть меньшей – МегаФон.

Московские GSM-операторы отличаются друг от друга тарифами (особенно на разговоры между абонентами одной сети), качеством и количеством дополнительных услуг. Даже в городской черте есть «сложные точки», где присутствует сигнал только одного оператора.

Респонденты сообщили, что дополнительные карты используются ими для следующих целей:

Примечание: за 100% взято количество абонентов, имеющих две и более SIM-карты

В категорию «Другое» вошли следующие варианты использования дополнительных SIM-карт:

- передача данных (в т.ч. через GPRS),

- использование SIM-карты «на выговор» (об этом речь пойдет ниже),

- отправка SMS и MMS (в т.ч. зарубежным абонентам),

- сохранение анонимности,

а также другие, в том числе самые экзотические, способы.

Все эти факторы наводят абонента на мысль о приобретении дополнительной SIM-карты. Один человек становится абонентом нескольких компаний, исправно оплачивает услуги связи и пользуется ими; ничего необычного в этом нет. Другой случай – человек, приобретающий вторую (третью, пятую, сорок шестую) карту своего «основного» оператора. Сколько их?

Примечание: за 100% взято количество абонентов, имеющих две и более SIM-карты

Как видно на диаграмме, расстановка сил такая же, как и в предпочтениях абонентов по выбору дополнительного оператора. Купить карту своего же оператора абонент может по двум причинам, исключая экзотические: чтобы пользоваться еще одним тарифом, предлагающим временные или постоянные скидки на часто потребляемые абонентом услуги или чтобы выговорить баланс карты и приобрести новую. Второй вариант рассмотрим подробнее.

«Убийство» SIM-карты законом не карается

Как уже говорилось, подключение к сотовой сети стало делом простым и обыденным. Всего за 99 рублей Вы можете стать обладателем комплекта для подключения к сети с балансом в пять долларов, т.е. около 140 рублей). Перед новогодними праздниками, когда борьба идет буквально за каждого абонента, разница между ценой и балансом достигала еще больших размеров: некоторые комплекты стоили 49 рублей, а баланс достигал 15 долларов. Получается, что подключаться к сети не только просто, но и выгодно. Особняком, правда,  стоит «МегаФон»; подключение к препэйдным тарифам этой сети «дешевле остатка средств» невозможно.

Не секрет, что многие абоненты мобильной связи пользуются маркетинговыми инициативами сотовых компаний иначе, чем рассчитывают операторы: купив SIM-карту дешевле остатка средств на ней, они просто «выговаривают» баланс и выбрасывают карту, чтобы купить новую. В то же время, учетная политика компаний-операторов такова, что «выговоренная» карта будет включаться в абонентскую базу еще в течение долгого периода. Т.е. люди экономят на сотовых разговорах, а операторы получают вместо реальных абонентов «мертвые души». В ходе опроса было выяснено отношение абонентов сотовых компаний к возможности приобретения SIM-карты дешевле первоначального остатка средств на ней:

и намерении пользоваться такой картой далее:

Респонденты, готовые купить SIM-карту «на выговор» и при этом сообщившие, что пользоваться ей в дальнейшем не будут, - потенциальные «мертвые души» в абонентских базах операторов. Столь высокие показатели готовности абонентов участвовать в построении «мобильной пирамиды» не может не настораживать.

Обмен абонентами

Многие жители московского региона сменили основного мобильного оператора (продолжая пользоваться дополнительными картами в ряде случаев) или могут сделать в обозримом будущем. Нижеследующая диаграмма иллюстрирует процессы изменения статуса оператора в глазах абонента:

 

Положительные значения на диаграмме – абоненты, пришедшие из других сетей, отрицательные – абоненты, ушедшие в другие сети. Как следует из полученных данных, лидером по «переманиванию» абонентов из других сетей является московский МегаФон. Количество абонентов, сменивших МТС на БиЛайн, более чем на пять процентов превышает количество абонентов, совершивших смену оператора в обратном направлении. Следует учесть, что речь здесь идет не о прямой смене оператора, когда человек перестает быть абонентом одного оператора, чтобы стать абонентом другого, а психологическом моменте смены оператора, которого респондент считает для себя основным.

МТС и БиЛайн практически равны по «подвижности» абонентов. МТС отдал 20,57% абонентов БиЛайну и 16,57% МегаФону (итого 37,14%), а БиЛайн, в свою очередь, сменили на МТС 15,14%, на МегаФон – 20,86% (суммарно 36%).  В свою очередь, МегаФон абоненты покидают реже: суммарно 11,42% опрошенных перестали считать эту компанию своим основным оператором. В то же время, МегаФон привлек из других сетей число абонентов, примерно равное «обменянным» между БиЛайном и МТС абонентам.

Те, кто не пользовался ранее мобильной связью, выбирают сети МТС или МегаФон в 6,86% случаев, сеть БиЛайн – в 2,86%.

Портрет абонента

Для качественной оценки абонентов московских GSM-сетей, опрошенных Обществом потребителей мобильной связи, приводим данные об уровне среднемесячных расходов на связь и демографических показателях.

Затраты на связь, $/мес.

 

МТС, %

БиЛайн, %

МегаФон, %

менее 10

11,14

12,29

9,71

10-15

27,71

36,57

33,14

15-20

23,14

27,14

26,00

20-30

19,71

13,14

19,14

более 30

17,71

10,29

12,00

отказ от ответа

0,57

0,57

0,00

 

 

 

 

Пол

 

 

 

 

мужской

45,71

48,00

41,71

женский

54,29

52,00

58,29

 

 

 

 

Возраст, лет

 

 

 

 

16-20

22,86

25,71

22,29

20-25

39,14

39,43

37,43

25-30

18,86

21,71

27,43

30-45

17,14

10,86

11,71

45-60

2,00

2,29

1,14

 

 

 

 

         

Вывод

«Новые подключения любой ценой» - таков девиз московских GSM-операторов на сегодняшний день. В зависимости от новых маркетинговых инициатив компаний, их политики ценообразования, многие абоненты будут мигрировать от одного оператора к другому и (или) принимать участие в «мобильной пирамиде», покупая SIM-карты, выговаривая баланс и подключаясь снова. «Виртуальные» абоненты, использующие свои дополнительные SIM-карты редко или приобретающие их для выговора баланса ухудшат ряд финансовых показателей компаний-операторов. Если существующая политика учета абонентов не претерпит изменений, то скоро проникновение сотовой связи в столичном регионе достигнет и 150%. Только число реальных людей, пользующихся мобильной связью, при этом вряд ли сильно изменится.

 

Общество потребителей мобильной связи (РОО ОПМС) - некоммерческое объединение абонентов компаний-операторов мобильной связи Московского региона. Задача Общества заключается в содействии защите прав потребителей услуг мобильной связи, информировании общественности о ситуации на рынке с точки зрения абонента, а также другой деятельности, направленной на установление цивилизованных отношений между компаниями - операторами мобильной связи и их клиентами.
Общество потребителей мобильной связи проводит регулярные тестирования качества связи и дополнительных услуг. Данные собираются пользователями сотовых сетей, что обеспечивает непредвзятость результатов. Силами ОПМС проводятся встречи абонентов с руководством компаний-операторов.
Общество потребителей мобильной связи поддерживает деятельность сайта Ячейки.ру (www.cells.ru). Конференции этого сайта признаны лучшей площадкой для общения абонентов, профессионалов в области коммуникаций и представителей операторских компаний. Другой интернет-проект Общества – www.imeigsm.ru – посвящен борьбе с воровством сотовых телефонов.

За дополнительной информацией обращайтесь к Андрею Тимошину по электронной почте timoshin@cells.ru

Зима 2005

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov