Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

2003/03/21. Компании / Рейтинги: Пресс-рейтинг телекоммуникационных компаний по итогам 2002 года / Известия


В отличие от общемировых кризисных тенденций на телекоммуникационном рынке, российская отрасль связи в прошлом году бурно развивалась. Именно поэтому общий тон публикаций о данном секторе рынка был в целом позитивным. Основная тенденция PR-присутствия в прошлом году – региональное развитие. Что не могло не найти отражения в пресс-рейтинге телекоммуникационной отрасли за 2002 год, который специально для «Известий» подготовил НИИ репутации.

Многие отечественные телекоммуникационные компании являются полноценными участниками фондового рынка. Именно поэтому огромное значение «связисты» уделяют PR-присутствию в СМИ. И если реклама используется в качестве основного элемента воздействия на потребителей, PR – для создания и поддержания репутации. В связи с этим большую долю в структуре информации занимает работа компании (29%) и компания в цифрах (16%).

По традиции лидерами рейтинга стали ведущие сотовые операторы и международные производители оборудования для сотовой связи.

"Это и неудивительно – в любом секторе рынка уровень информационного присутствия компаний зависит от того, насколько обширен круг их реальных и потенциальных клиентов", – считает Владимир Пахомов, директор НИИ репутации. Кроме этого, важными факторами являются степень конкурентности рынка и размер компании. Порядок лидеров пресс-рейтинга в этом смысле показателен: среди восьми лидеров четверо – операторы сотовой связи, четверо – производители сотовых телефонов.

Немаловажно также, что мобильная связь является наиболее активно развивающейся частью телекоммуникационной отрасли. Достаточно сказать, что в прошлом году количество абонентов сотовой связи в стране увеличилось на 121% (с 8,04 миллиона до 17,8 миллиона). На высокие позиции сотовые операторы смогли претендовать и благодаря относительно невысокому уровню негативной информации. Объясняется это просто: «сотовики» выбрали правильный тон общения с прессой, который характеризуется достаточной открытостью и доступностью.

Любопытно: место компании в рейтинге непосредственно зависит от ее величины. Так, лидер рейтинга компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в этом году стала крупнейшим сотовым оператором не только в России, но и в Центральной и Восточной Европе. И информации о МТС было выявлено в 1,6 раза больше, чем о "ВымпелКоме" и "МегаФоне", которые почти с одинаковым результатом заняли третье и четвертое места.

Темой года для всех операторов «большой тройки» стала развернутая масштабная региональная экспансия. Несколько упустив лидерство в Московском регионе, МТС сделала ставку на позиционирование себя как активно и успешно развивающейся компании в целом по стране. О ее успешности свидетельствует, в частности, тот факт, что число региональных абонентов МТС в 2002 году более чем в 2 раза превысило число московских пользователей.

Впрочем, карту регионального позиционирования активно разыгрывали и конкуренты МТС. В то же время большое внимание в прессе уделялось и победе "ВымпелКома" на московском рынке – в прошлом году количество московских пользователей этой компании превысило число абонентов МТС. Этому в немалой степени способствовали новации компании в области тарифов ("ВымпелКом" снизил вдвое стоимость звонков по Москве и области для всех своих столичных абонентов) и активная рекламная и PR-кампании, направленные на поддержку вводимых новшеств. В структуре информации о компании это отразилось большей, нежели у МТС и "МегаФона", долей категории «Продукты» (1,4% у МТС, 1,8% у "МегаФона" и 3,3% у "ВымпелКома").

Информация о тарифах играет важную роль в структуре информации о сотовых операторах «большой тройки». Данные о них содержит практически каждая третья статья о «сотовиках».

По оценкам аналитиков, конкуренцию на столичном рынке оживила и агрессивная тарифная политика "МегаФона", которую эта сотовая компания выбрала в качестве важнейшего элемента для позиционирования себя в прессе. Может быть, именно поэтому, уступая основным конкурентам по количеству абонентов, по приросту клиентской базы "МегаФон" значительно (223% против 141 и 142%) опережает конкурентов.

Предлагая льготные цены на популярные модели телефонов, сотовые операторы способствуют продвижению брендов ведущих производителей оборудования, таких, как компания Siemens, которая заняла в пресс-рейтинге второе место. Отличительной особенностью структуры информации о компаниях – производителях оборудования является высокий удельный вес рубрики «Продукты» (у Siemens он составляет 15,4%, что в 5-10 раз выше, чем у сотовых операторов).

Если для сотовых операторов основным элементом позиционирования в СМИ была региональная экспансия за счет покупки и открытия новых локальных компаний, то для операторов «проводной» связи основным стал процесс консолидации. Так, главным событием года специалисты единогласно признали реорганизацию предприятий "Связьинвеста", в результате которой из 72 региональных операторов телефонной связи было создано семь крупных компаний. Об этом много писалось в прессе, поэтому "Связьинвест" занял в пресс-рейтинге девятое место, опередив все другие компании «проводной» связи.

Десятку лидеров пресс-рейтинга замкнул "Ростелеком". Практически не уступая "Связьинвесту" по информационному присутствию, "Ростелеком" значительно опередил его по количеству негатива (4,9% против 2,2%). Отрицательный вклад в имидж "Ростелекома" внесли сообщения о повышении тарифов и сокращении капитальных вложений. Но негативная информация не определяла имиджа "Ростелекома", который позиционировался прессой как один из лидеров на российском рынке телекоммуникационных услуг. При этом отмечалось, что принятые Госдумой поправки к закону «О связи» повышают конкурентоспособность "Ростелекома" и создают условия для восстановления его позиций на рынке связи.

Структура информации о телекоммуникационных компаниях в прессе 2002 года

Работа компании 29%
Компания в цифрах 16%
Технологии управления и маркетинга 11%
Техническая оснащенность 11%
Общие сведения 10%
Клиенты и услуги 8%
Продукты 8%
Персоналии и компетентное присутствие 7%

Источник: НИИ репутации

Доля рынка по операторам (пропорционально числу абонентов)

МТС 36%
"ВымпелКом" 28,5%
"МегаФон" 16,6%
Другие 18,9%

 Источник: J'son & Partners, ИАА «Сотовик»

Пресс-рейтинг телекоммуникационных компаний за 2002 год

 Компания Общий рейтинг Процент от общего количества информации Процент негативной информации
1 МТС 33 493 8,5 3,6
2 Siemens 24 352 6,2 3,9
3 ВымпелКом 21 663 5,4 2,4
4 "МегаФон" 19 172 5,2 6,3
5 Samsung 17 212 4,1 0,4
6 Nokia 15 571 4 4,2
7 МГТС 14 772 4,1 7,3
8 Ericsson 14 266 3,8 6,3
9 Связьинвест 14 207 3,5 2,2
10 Ростелеком 13 248 3,5 4,9
11 Motorola 12 380 3,2 4
12 Alcatel 10 393 2,5 0,7
13 Lucent 9109 2,6 8
14 Sony 9088 2,2 1
15 Panasonic 7751 1,9 2,4
16 MCC 7710 1,9 2,7
17 Северо-Западный GSM 7628 1,8 1,4
18 Транс ТелеКом 7159 1,7 0
19 NEC 7017 1,7 2,3
20 Philips 6164 1,5 0,7
21 МТУ-Информ 5998 1,4 0
22 Телекоминвест 5752 1,5 4,0
23 Telia 5530 1,4 3,9
24 Cisco 5395 1,3 0,7
25 Sonera 5373 1,5 8,4
26 Соник Дуо 5239 1,2 0,6
27 Система Телеком 5196 1,4 5,1
28 Комстар 5178 1,2 0
29 МТУ- Интел 5143 1,2 0,2
30 Комкор 5104 1,2 0
31 Сонет 4615 1,2 3,7
32 Avaya 4223 1,0 0
33 Дельта Телеком 4185 1,1 6,4
34 Совинтел 3992  0,9 0
35 Telenor 3780  0,9 0,7
36 Северо-Западный Телеком 3357 0,9 5,6
37 Зебра Телеком 3083 0,7 0
38 Кубань-GSM 3038 0,8  4,5
39 Голден Телеком 2900 0,7 4,4
40 Huawei 2725 0,6 0
41 AT&T Wireless 2662 0,7 3,3
42 Комбеллга 2605 0,6 0
43 Orange 2471  0,6 0
44 Matsushita 2160  0,6 10
45 Cable & Wireless  2142 0,5 0
46 Equant 2043 0,5 1,3
47 Телмос 2021 0,5 2,1
48 T-Mobile 1945 0,5 2,2
49 Nortel Networks 1691 0,4 0
50 Петер Стар 1638 0,4 1,5

Источник: НИИ репутации – специально для «Известий»

© Анна Каледина, Известия

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov