Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив

 

Рынок телекоммуникаций Украины  
Украина

Фиксированная связь: чрезмерная монополизация
Мобильная связь: cтадия бурного роста пройдена
Интернет: на пороге консолидации

Телекоммуникационный рынок Украины продолжает демонстрировать темпы роста, существенно превышающие показатели украинской экономики в целом (доходы отрасли выросли на 18% в первом полугодии 2002 года, против 4% роста ВВП). За 2 года разрыв с европейскими странами в развитии мобильной связи сократился в 5 раз, интернета — в 1,5 раза, разрыв в развитии фиксированной связи не сократился.

На протяжении последних 3-х лет телекоммуникации были одной из наиболее быстрорастущих отраслей украинской экономики. В 2001 году доходы от продажи телекоммуникационных услуг выросли на 28% до $1.5 млрд. При этом, если в 1999 году доля отрасли в ВВП составила 3.5%, то в 2001 этот показатель вырос до 4%. В первом полугодии 2002 года темп роста доходов отрасли составил 18% в сравнении с аналогичным периодом 2001 года — снижение произошло из-за замедления развития экономики страны (Иллюстрация 1). Наиболее быстро развиваются рынки передачи данных и мобильной связи, вследствие чего увеличивается их доля в структуре дохода отрасли.

Иллюстрация 1. На рынке увеличивается роль услуг мобильной связи и передачи данных

На рынке увеличивается роль услуг мобильной связи и передачи данных

Мы считаем, что в сравнении с 2001 г. в нынешнем году развитие телекоммуникационного рынка несколько замедлится, но при этом отрасль продолжит демонстрировать темпы роста, которые значительно превышают показатели украинской экономики в целом.

Результаты сравнительного анализа по нескольким европейским странам говорят о том, что украинские телекоммуникации имеют существенный потенциал долгосрочного развития. В то время как многие телекоммуникационные рынки Европы в последнее время входили в стадию насыщения, развивающийся рынок Украины показывал внушительные темпы роста. Более того, отечественный рынок выглядел неплохо при сравнении внутри группы стран с примерно одинаковым уровнем развития (Иллюстрация 2).

Иллюстрация 2. В последние 5 лет украинские телекоммуникации демонстрировали существенные темпы роста

В последние 5 лет украинские телекоммуникации демонстрировали существенные темпы роста

Для того, чтобы получить некоторое представление о том, будет ли телекоммуникационный рынок Украины продолжать развиваться высокими темпами в будущем, можно рассмотреть абсолютные показатели развития телекоммуникаций в той же группе стран (Иллюстрация 3).

Иллюстрация 3. Отрасль далека от насыщения

Отрасль далека от насыщения

Наиболее быстро «догоняет» Европу рынок мобильной связи, в последние 5 лет он развивался в 2 раза быстрее, чем в среднем по Европе. По итогам 1999 года уровень проникновения мобильной связи отставал в 52 раза, а на начало этого года — в 10 раз. По нашему мнению, с дальнейшим уменьшением разрыва рост рынка мобильной связи будет замедляться. Сравнительно развитой на общем фоне выглядит фиксированная связь, однако существующий на этом рынке разрыв не сокращался в течение по меньшей мере последних трех лет. Мы считаем, что в уровне фиксированной телефонизации Украина не сможет окончательно преодолеть разрыв с Европой даже после приватизации Укртелекома, а в долгосрочной перспективе соотношение между фиксированной и мобильной связью будет изменяться в пользу последней. Наиболее отстающим от европейских показателей остается сектор Интернета, поэтому мы считаем, что в ближайшие 2–3 года этот рынок ожидает стабильное развитие.

 
Фиксированная связь: чрезмерная монополизация

 
После дерегуляции рынок потребует от операторов совершенно новых решений и стратегий
Фиксированная связь продолжает быть наиболее монополизированным сектором телекоммуникаций — из 10.6 млн. абонентов 8.5 млн. обслуживаются Укртелекомом, а доля рынка частных операторов не превышает 20%. При этом государственные компании (Укртелеком и Утел) по прежнему контролируют львиную долю самого лакомого сегмента рынка — услуги международной и междугородней связи. Государственные регулирующие органы вероятнее всего не предпримут каких либо действий по совершенствованию конкурентной среды до приватизации Укртелекома. Мы ожидаем, что послеприватизационная дерегуляция откроет новые возможности для частных операторов и сделает отрасль более привлекательной для иностранных коммуникационных компаний. Если ситуация будет развиваться именно так, то со временем операторы фиксированной связи окажутся с «развязанными руками» в более интенсивной конкурентной среде, и тогда рынок потребует от них совершенно новых решений и стратегий. Многие участники рынка будут вынуждены рассматривать такие действия как фундаментальные инвестиции в инфраструктуру и слияния/поглощения. Необходимость финансирования развития в итоге увеличит потребность компаний-операторов в капитале.

 
Мобильная связь: cтадия бурного роста пройдена

 
  Иллюстрация 4. Рост количества пользователей мобильной связи
Рост количества пользователей мобильной связи
Для рынка мобильной связи последние 2 года были «звездным часом», во время которого клиентская база национальных операторов ежегодно увеличивалась более чем в 2 раза (Иллюстрация 4). При этом рынок остается фактической дуополией, поскольку 2 национальных оператора контролируют более 90% пользователей. Для сравнения, в большинстве европейских стран на рынке работают как минимум три оператора с общенациональным покрытием. Недостаток конкуренции в Украине позволяет операторам поддерживать цены на более высоком, в сравнении с развитыми странами, уровне и таким образом сохранять рентабельность.

 
Иллюстрация 5. У операторов падает ARPU  
У операторов падает ARPU
Мы считаем, что в сравнении с 2001 г. в этом году темп роста клиентской базы снизится и составит примерно 70–80%. Скорее всего, в будущем темп роста количества абонентов будет и далее сокращаться.

Для того, чтобы поддерживать темп роста операторам приходится подключать менее платежеспособных абонентов. Все большая часть прироста клиентской базы сегодня происходит за счет пользователей предоплаченных пакетов, для которых характерен низкий среднемесячный уровень потребления услуг. Общая масса абонентов таким образом постоянно «разбавляется» клиентами с низкой покупательской способностью, в результате чего падает показатель среднего дохода, получаемого операторами от одного пользователя (ARPU — Average Revenue Per User, Иллюстрация 5).

 
  Иллюстрация 6. S-линия мобильной связи
S-линия мобильной связи
Абоненты с низкой платежеспособностью менее прибыльны для операторов, поэтому мотивация операторов к их подключению падает пропорционально ARPU. Постепенно платежеспособный спрос на услуги мобильной связи будет истощаться, что также приведет к замедлению темпа роста клиентской базы. Согласно нашим прогнозам, в следующие 4 года рост количества пользователей мобильной связи составит в среднем не более 50%, а в 2005–2006 г.г. украинский рынок начнет насыщаться.

Развития рынка мобильной связи можно описать так называемой S-кривой (Иллюстрация 6). До 1999 г. рынок находился в стадии зарождения, после чего перешел в стадию развития. Эта стадия продлится еще 3–4 года, после чего рынок войдет в этап зрелости.

 
Интернет: на пороге консолидации

 
  Иллюстрация 7. Стабильный рост пользователей интернета
Стабильный рост пользователей интернета
В последние 4 года количество пользователей Интернета ежегодно увеличивалось примерно на 70% (Иллюстрация 7). К середине 2002 года в Украине было около 1.7 млн. пользователей Интернета (~3.7% населения), из которых около 750 тысяч пользовалось Сетью регулярно (1.5% населения). До 80% пользователей Интернета находятся в 7-ми крупнейших городах и мы ожидаем, что с развитием регионального рынка доля крупных городов уменьшится.

Основными факторами, сдерживающими развитие рынка услуг доступа в Интернет, являются низкий темп роста компьютерной базы и ограниченные возможности инфраструктуры фиксированной связи. Тем не менее, на наш взгляд вполне реалистичным является прогноз, согласно которому к 2006 г. 7%-10% населения Украины будут активными пользователями Сети.

Следствиями отмены лицензирования в 1997 г. стал выход на рынок более 270 провайдеров, усиление конкуренции и стремительное падение цен на все виды услуг. Это послужило хорошим толчком для развития рынка, но негативно сказалось на уровне прибыльности бизнеса ISP — многие компании сегодня работают на нулевом пределе рентабельности.

 
Эффект масштаба обуславливает мотивацию к увеличению размера компании

Из 280 работающих компаний 15 крупнейших контролируют около 80% рынка ISP. Существует ряд причин, по которым наиболее вероятным сценарием развития дальнейших событий будет консолидация. Основной причиной является подверженность украинского бизнеса предоставления доступа в Интернет влиянию эффекта масштаба. При увеличении объема предоставления услуг могут быть значительно снижены удельные затраты на внешний канал, персонал и маркетинг. Во многом из-за этого эффекта сегодня крупные ISP в большинстве случаев являются более прибыльными. У крупных провайдеров эффект масштаба обуславливает мотивацию к увеличению размера компании. В то же время мелкие ISP теряют доходность, что ведет к сокращению их рыночной стоимости. Совокупность этих процессов делает сценарий консолидации более вероятным.

Поскольку рынки крупных городов насыщаются, более привлекательной становится региональная экспансия. На менее конкурентных региональных рынках у крупных столичных провайдеров есть возможность использовать свои сильные брэнды и опыт ведения бизнеса. Вход на эти рынки может осуществляться как путем создания представительств «с нуля», так и путем поглощения местных ISP или применения франчайзы.


Ростислав Хоменко, аналитик AVentures,
Декабрь 2002  

             

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov