Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
«КОГДА-НИБУДЬ МОСКОВСКИЙ РЕГИОН 
СТАНЕТ НАМ ТЕСЕН»
Интервью с Саидом Алимбековым,
Русский Фокус, Июль 2002

— Руководство холдинга «Система Телеком» заявило о планах объединения на базе «МТУ-Информа» компаний «Телмос», «Голден Лайн», «Комстар» и «МТУ-Интел». Каким может быть эффект от подобного слияния?

— В «Системе Телеком» работает достаточно много однопрофильных операторов фиксированной связи. «МТУ-Информ», «Комстар», «Телмос» — компании, которые предоставляют практически одинаковые услуги. Элементарная логика подсказывает, что бизнес этих компаний необходимо объединить. Конечно, здесь возникнут технические трудности, поскольку у каждого оператора своя система коммутации, своя технология построения сети, но это вполне решаемо. Ведь какие бы разные ни были производители оборудования — Lucent Technologies или AlcateL — характеристики всех электронных коммутаторов практически одинаковые.

Основная цель объединения — консолидация акций компаний. Их реальная стоимость повысится в три-четыре раза — не за счет простого арифметического сложения, а в геометрической прогрессии. На мой взгляд, основная причина объединения именно финансовая: акции объединенного оператора будут стоить гораздо дороже. Объединив наши усилия, финансовые возможности, мы сможем завоевать большую долю рынка Московского региона. Даже простое сложение дает значительное увеличение номерной емкости — на 20—30%.

— Как вы считаете, почему центром консолидации была избрана именно ваша компания?

— Я думаю, в силу простой логики и арифметики: «МТУ-Информ» — один из крупнейших операторов на московском телекоммуникационном рынке, по количеству задействованных номеров занимающий второе место после МГТС. Наша монтированная емкость сегодня — 400 000 номеров, у остальных операторов она гораздо меньше. И очевидно, что меньшие присоединяются к более крупному.

— Разработан ли уже примерный график,в соответствии с которым будет происходить объединение? Какие сроки отведены на всю эту процедуру?

— Мы уже более года работаем над объединением, и многие организационные вопросы успешно решены. Если говорить о временных рамках, то в течение года — если начинать отсчет с
сегодняшнего дня — объединение должно произойти. Непреодолимых технических проблем не возникнет: уже сейчас разрабатываются различные технические схемы объединения сетей. Достаточно легко решится и проблема структурной реорганизации: 
объединение бухгалтерии,плановых отделов, маркетинга. Правда, существуют некоторые нюансы с брэндами. Мы решили, что на первом этапе, даже когда мы объединимся, брэнды компаний (вернее, предоставляемых ими услуг) скорее всего останутся прежними.
Нерешенным остается вопрос с иностранным участником «Комстара» (американская компания Metromedia International Telecommunications Inc., владеющая наравне с МГТС 50% уставного капитала этого оператора. — «Фокус»). Однако переговоры продолжаются.

— То есть участие «Комстара» в объединении пока под вопросом?

— Стратегически «Комстар» должен участвовать в объединении.Это вопрос договоренности между акционерами «Комстара». Рано или поздно это должно произойти.

— Одно время бродили слухи, что в объединении может принять участие еще и питерская компания «Петерстар».

— Вполне возможно, что «Петерстар» рано или поздно примет участие в слиянии. Здесь тот же самый вопрос достижения договоренностей между акционерами компании (акции ЗАО «Пе-
терстар» распределены между питерским холдингом «Телекоминвест» (29%) и Metromedia International Telecommunications Inc., владеющей 71% через оффшоры NVE Capital (Cyprus) Ltd. и PLD Holdings Ltd. — «Фокус»)

Понадобятся ли будущей объединенной компании инвестиции со стороны и как вы собираетесь их привлекать?

— Мы никаких финансовых трудностей не испытываем и развиваемся на свои собственные доходы. Мы зарабатываем достаточно приличные по меркам нашего бизнеса суммы, и внешние инвестиции нам на данном этапе не требуются. Суммы, которые мы можем инвестировать в собственное развитие, исчисляются десятками миллионов долларов в год. Что касается направлений инвестирования, то для нас приоритетным является развитие собственной транспортной сети. После объединения возможен выход на международный рынок с ADR третьего уровня. Каким образом это будет сделано, пока неясно. Но, в общем, это вполне реально. Будущая объединенная компания имеет очень серьезные шансы выйти на рынок и достаточно высоко там котироваться. Мы привлечем относительно дешевые рыночные деньги — и тогда, возможно,Москва и Московский регион станут нам тесны. Наступит время думать о развитии в пределах всей России.

— Выход на международный рынок, очевидно, подразумевает и переход к статусу публичной компании?

— Поскольку в наши планы входит выход на биржу, структура компании должна быть абсолютно прозрачной.

— С июня «МТУ-Информ» начал создавать дилерскую сеть для продажи пакета услуг «Лоджик Лайн». Это можно расценить как свидетельство того, что сложившийся круг корпоративных клиентов уже не позволяет компании динамично развиваться и его необходимо расширять?

— Нет. Просто прошел тот период, когда потребитель с недоверием относился к возможностям интеллектуальной телефонии. Если раньше клиент старался самостоятельно построить подобие телефонного центра, чтобы хоть как-то справиться с потоком телефонных вызовов, то теперь он готов доверить это оператору связи.«Лоджик Лайн» — это виртуальный телефонный номер, поддерживаемый интеллектуальной платформой, который позволяет обработать любое количество вызовов в соответствии с заданным алгоритмом их обслуживания — как стандартным, так и индивидуальным. Если вычленить данную услугу из общих доходов компании, то мы увидим, что она уже самоокупается и начинает приносить прибыль. За последние два года «Лоджик Лайн» стал услугой массового потребления в корпоративном секторе рынка и теперь готов к реализации через дилерскую сеть в качестве «коробочного» продукта.

Но дело в том, что любого абонента — и у нас в стране, и за рубежом — нужно обучать, показывать ему, какие услуги мы можем предоставить, дать попробовать на вкус, что это такое.
Именно поэтому в рамках нашей программы по созданию дилерской сети мы создали школу дилеров, где и собираемся продемонстрировать свою услугу «наглядно». А дальше уже начинает работать система внутренней рекламы, которая,на мой взгляд, наиболее эффективна: я рассказал вам, вы — своему другу, ваш друг — Петрову, Петров — Иванову...

— Складывается впечатление, что многие из ваших коллег, так называемые альтернативные операторы, обслуживающие в основном бизнес-сектор, в последнее время стремятся расширить круг своих клиентов за счет физических лиц. Почему это происходит и как вы относитесь к работе с индивидуалами?

— Вопрос неоднозначный. С точки зрения бизнеса корпоративный клиент, конечно, намного выгоднее. Он берет сразу десятки, сотни номеров, а такие крупные операторы, как МТС, — и сотни тысяч. Нашими номерами пользуются, например, «Совинтел», «ПеКом», «Ростелеком». В этом смысле «МТУ-Информ» можно назвать оператором для операторов.

Но одновременно мы, безусловно, не забываем о физических лицах, квартирном секторе. Услуги наши по сравнению с ценами МГТС, ко-
нечно, подороже — поэтому мы обеспечиваем связью более состоятельных клиентов, владельцев элитного жилья или жилья бизнес-класса. Три года назад мы начали работать с крупными
застройщиками Москвы — «Дон-Строем», НПП «Тема», ЗАО «Тема», «Авгур Эстейт». У нас уже порядка 10 000 частных абонентов и телефонизировано примерно 25 объектов жилого сектора
по Москве. Мы продолжаем этот бизнес, поскольку это выгодно и нам, и строительным компаниям. Ведь простая квартира продается поодной цене, а квартира, полностью обеспеченная услугами электросвязи, — уже по другой.Хотя обычно стоимость услуг связи входит в стоимость квадратного метра, и величина этих затрат покупателем даже не ощущается. Для человека, который покупает квартиру стоимостью $1500—2000 за квадратный метр, наша сумма абсолютно некритична.

— В августе прошлого года «МТУ-Информ» запустил услугу предоставления доступа в Интернет по технологии HomePNA. Похожий проект под названием «Точка.ру»
развивает и «МТУ-Интел»: там используется технология ADSL, позволяющая входить в Интернет с использованием медной пары абонентских телефонных линий, не занимая телефонный номер. В чем принципиальное отличие между этими двумя технологиями? Может быть, после слияния с «МТУ-Интел» есть смысл объединить вашу услугу с «Точ-
кой.ру»?

— Попробую объяснить. Технология ADSL представляет собой удаленный доступ от узла оператора до абонентов и предполагает установку соответствующего оборудования и на телефонной станции, и у абонента. Телефон остается свободным, а абонент получает качественный доступ по выделенному каналу. Нацелена эта технология на абонентов МГТС и имеет большой территориальный охват. Что касается HomePNA, эта технология ориентирована прежде всего на
абонентов «МТУ-Информ». При помощи программных средств все квартиры в телефонизированных нами жилых комплексах объединяются в локальную сеть, которая подключается по оптоволоконному каналу к ближайшему узлу «МТУ-Информа». Как и в случае с ADSL, абонент может одновременно выходить в Интернет и пользоваться телефонной линией, но при этом он имеет возможность еще и общаться с соседями по дому. В сеть можно объединить два-три дома или даже все дома одного застройщика — как, например, в случае с «Донстроем». Канал
обладает большой пропускной способностью,так что проблем с перегрузкой не возникает.

Корпоративные клиенты пока эту услугу не берут, но во всех домах жилого сектора мы ее предлагаем, и люди пользуются ею. Так что ADSL и HomePNA — параллельные технологии, используемые в совершенно разных случаях, и развиваться им необходимо параллельно.

— «МТУ-Информ», кроме всего прочего, предоставляет еще и услуги кабельного телевидения. Этот рынок сейчас стремительно развивается: свои проекты продвигают «Мостелеком», «НТВ-плюс», «Комкор-ТВ», «Космос-ТВ». Вы ощущаете конкуренцию с их стороны?

— Мы начали заниматься кабельным ТВ после пожара на Останкинской башне в 2000 г., когда возникла необходимость в сжатые сроки восстановить телевещание. Именно тогда было принято решение о строительстве собственной сети кабельного телевидения. Предоставлять услуги кабельного ТВ мы можем в силу того, что у нас есть современная транспортная сеть SDH, кстати, одна из крупнейших в Европе. Ведь телевидение — это тот же электрический сигнал, который нужно доставить из точки А в точку В, к абоненту. Да иную услугу мы опять-таки предлагаем жильцам элитных домов. Идти с телевидением в те дома, где нас нет как оператора, пока нет смысла.

Конкурентами я, строго говоря, не вижу ни «Комкор-ТВ», ни «Космос-ТВ». Места на рынке хватит всем. Квартирный сектор в Москве составляет около 3,3 млн квартир, а кабельным ТВ пользуются всего около сотни тысяч. Тем более что мы работаем не из эфира, как «НТВ-плюс» или «Космос-ТВ». Мы берем сигнал из Останкино и по нашим линиям доводим его до абонента.

Кроме того, в перспективе мы планируем предоставлять интерактивное вещание. Человек сможет со своего телевизионного пульта обратиться в ту или иную справочную службу, узнать прогноз погоды, спортивные новости, видео по запросу... В будущем, возможно, можно будет устраивать какие-то развлекательные программы, игры. Технически мы уже сейчас готовы обеспечить доступ к такого рода услугам.

— Минсвязи давно лоббирует идею создания спецрезерва для финансирования убыточных услуг связи, в который все российские операторы, в том числе и альтернативные,отчисляли бы по 3% своей выручки. Вы считаете эту идею справедливой или не очень?

— У меня к этому двоякое отношение. Как бы мы это ни называли, это еще один налог, причем налог на доходы. Три процента от доходов нашей компании — это очень серьезная годовая сумма. Как бизнесмену, руководителю, мне это не нравится. Но одновременно я понимаю позицию Минсвязи. Для того чтобы развивать связь не только на периферии, но даже в Подмосковье, необходимо где-то взять деньги. А деньги можно взять только у тех, кто их зарабатывает.

Аналогичные примеры есть и в других странах. Я точно знаю, что, например, в Канаде, чтобы получить лицензию на связь, ты обязательно должен в каком-нибудь поселке за Северным полярным кругом установить с десяток телефонов и их обслуживать. Сточки зрения государства и потребителя это, наверное, правильно. Я всю жизнь проработал в связи, и у нас все время было перекрестное субсидирование. Так что я министерство не то чтобы поддерживаю, но понимаю.

— «МТУ-Информ» — один из основных акционеров компании «Персональные коммуникации» («ПеКом»), работающей под торговой маркой «СОНЕТ». Технология СОМА-800, по которой эта компания работает, у Минсвязи не в чести. Не собираетесь отказываться от участия в этом бизнесе?

— Технология СОМА, подразумевающая кодовое разделение сигнала, что бы там ни говорили, — это наиболее перспективная из всех технологий радиосвязи, которые вообще существуют в мире. За ней будущее, я убежден в этом. Даже не будь я акционером «ПеКома», все равно свою точку зрения не изменил бы. Данная технология занимает очень узкий частотный диапазон, работает на гораздо меньших мощностях,чем другие, более безопасна, по качеству совершенно не уступает технологии GSM. Но так сложилось, что эта проблема переросла сугубо технические рамки.

Я не понимаю, почему нельзя разрешить СОМА в России. Это то же самое, что не разрешить, например, машинам марки Ford ездить по Москве. Сейчас ситуацию решили представить так, будто все дело в спектре 800 МГц: мол, потом, когда-нибудь он будет занят цифровым телевидением. Ну и что? Можно поделить спектр и передавать одновременно голос и цифровое телевидение, ведь для СОМА не нужна широкая полоса. Даже в развитых странах мира еще никто толком не представляет, что это такое — сотовое цифровое телевидение, а СОМА есть уже сейчас.Я думаю, со временем эта проблема все-таки разрешится и технология СОМА займет достойное место на рынке.

СDМА сейчас активно развивается в США и с другой стороны Тихого океана — в Японии, Китае, Юго-Восточной Азии. Так что позиция неприятия СОМА мне непонятна. Пусть существуют
все стандарты, кому от этого хуже? Абоненту все равно, какую технологию использует оператор:
ему нужно быстро дозвониться, получить качественную связь, максимум дополнительных услуг.Поэтому мы продолжаем вкладывать в «ПеКом» значительные деньги и будем вкладывать еще. А время все расставит по местам. 


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov