Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100
Интервью: Михаил Амарян, генеральный директор ЗАО “МТУ-Интел”

“Мы нацелены на массовый рынок”

Игорь Цуканов
Ведомости

Этот год может стать одним из самых успешных для крупнейшего московского интернет-провайдера “МТУ-Интел”. При поддержке своего крупнейшего акционера — АФК “Система” компания в феврале вышла на массовый рынок, где к сентябрю “завербовала” более 30 000 частных пользователей, а недавно совместно с “Системой-МассМедиа” начала участвовать в проекте организации общегородского цифрового телевещания. Генеральный директор “МТУ-Интел” Михаил Амарян прогнозирует, что рынок широкополосного доступа в Интернет ждет “взрывное развитие”, как это уже было на рынке сотовой связи.

— Почему год назад акционеры решили поменять менеджмент “МТУ-Интел” и какие задачи перед вами поставили?

— Когда произошло мое назначение, у руля “Системы Телеком” еще находился Александр Гончарук. Он поставил задачу развернуть компанию в сторону продаж. Технологическая часть уже была во многом отлажена, и целью компании было выйти на массовый рынок и вплотную заняться продажами.

— И как вы решаете поставленную задачу? Сколько домашних пользователей вы обслуживаете сегодня?

— Мы развернули агрессивную рекламную кампанию. Нам удалось совершить количественный рывок: если в начале проекта у нас было 3500-4000 абонентов — физических лиц, пользующихся широкополосным доступом, то на данный момент их уже порядка 30 000. Еще около 10 000 абонентов приходится на бизнес-сектор.

Последнее время торговая марка “Точка.ру” будто бы исчезла, зато активно рекламируется “СТРИМ”. Вы сознательно проводите ребрэндинг?

— Это не ребрэндинг. Торговая марка “Точка.ру” сохраняется, просто она позиционируется под привлечение и обслуживание корпоративного сектора. А семейство тарифов “СТРИМ” сфокусировано на “квартирных” интернет-пользователях, частном секторе.

— И все же “Точка.ру” рекламируется куда менее активно, чем “СТРИМ”…

— А сейчас и задача несколько другая: мы нацелены на массовый рынок. Анализ наших маркетинговых исследований говорит о том, что уровень известности торговой марки “Точка.ру” сегодня достаточен. Мы не сворачиваем “Точку.ру” — просто в корпоративном секторе этот брэнд знает практически каждый. А вот “СТРИМ” знают еще не все.

— Какими темпами, по вашему мнению, будет развиваться столичный рынок широкополосного доступа?

— Здесь, наверное, можно вспомнить развитие сотовой связи. Когда сотовая связь находилась еще в зачаточном состоянии, были различные версии, как будет развиваться этот рынок. Прогнозы были по большей части пессимистичные, а потом мы получили взрывное развитие рынка. Думаю, что и с Интернетом мы будем иметь похожую картину. До сих пор развитие было медленным: люди узнавали об услуге, привыкали к ней, услуга была, не станем кривить душой, дорогая, и не все могли себе ее позволить. А сейчас, когда услуга становится доступной, я думаю, картина будет похожей на развитие сотового рынка.

Я бы не стал давать какие-то прогнозы, ведь мы только в начале пути и пока просто не знаем, в какой точке наступит критическое нарастание и произойдет взрыв потребительского интереса. Эта точка может оказаться совсем рядом, может — чуть дальше. Сейчас риск ошибиться в прогнозе — выше 50%. А фантазировать — не наша специальность.

— Еще недавно было модно рассуждать о том, когда наступит “порог насыщения” рынка сотовой связи. Пределом считалось проникновение в 50-60%. Сейчас сотовой связью пользуются уже более 80% москвичей, но рынок все равно продолжает расти. С Интернетом будет то же самое или на этом рынке все же есть пределы роста?

— В Германии к широкополосному доступу подключены 15% квартир. В Москве сегодня порядка 700 000 пользователей коммутируемого доступа, и я не вижу причины, почему не рассматривать их всех как наших потенциальных клиентов. С другой стороны, средняя цена dial-up доступа в Москве сегодня — $5-6 в месяц. Предположить, что мы сможем в ближайшее время продавать услугу по такой же цене, я не могу, потому что сегодня себестоимость выше.

Есть и еще ограничение: чтобы стать пользователем Интернета, нужен компьютер. А компьютер — это не сотовая трубка, он стоит других денег. Сегодня средний уровень проникновения компьютеров в стране — около 10%, в Москве он несколько выше. У нас есть приблизительные оценки того, как будет развиваться рынок ПК в следующем году, но слишком много факторов трудно поддаются оценке. Например, человек может иметь дома компьютер, но не подключать его к Интернету, потому что Интернетом он пользуется днем в офисе.

— Недавно “Система-МассМедиа” объявила о начале проекта, предусматривающего организацию телевещания по обычному телефонному кабелю с использованием технологии ADSL. Расскажите о вашем участии в этом проекте.

— На днях мы как раз завершили очередной этап переговоров с “Системой-МассМедиа” о создании опытной зоны телевещания. “Система-МассМедиа” будет готовить контент, который мы с помощью нашей технологии можем доставить до конечного потребителя. Естественно, этот контент будет легальный.

— Каких инвестиций потребует этот проект со стороны “МТУ-Интел”?

— С нашей стороны требуются лишь небольшие операционные расходы на поддержку уже существующей технологии.

— Ваши конкуренты, операторы кабельного ТВ, утверждают, что пропускная способность ADSL-каналов недостаточна, для того чтобы пропускать “тяжелый” трафик. Что вы на это скажете?

— Все зависит от состояния телефонного кабеля — есть устаревшие линии, состояние которых не очень хорошее. Как раз сейчас на сети МГТС идет тестирование линий. Делается это для того, чтобы у абонента не было разочарования. Лучше сразу сказать: на данный момент мы не можем предоставить услугу в том или ином районе. Но в перспективе линии будут заменяться, чтобы все-таки довести контент до каждого потребителя.

— И какую часть линий придется заменить?

— Такой оценки у нас пока нет. В Германии при запуске аналогичного проекта пришлось заменить 20% линий.

— В прошлом году МГТС начала масштабную реконструкцию телефонной сети. Как скажется эта реконструкция на качестве доступа в Интернет?

— Начавшаяся замена устаревшего оборудования АТС на более новое, цифровое, повысит качество коммутируемого доступа. Но параллельно МГТС ведет и реконструкцию сети передачи данных, предусматривающую увеличение пропускной способности и мощности на всех направлениях. И это нам поможет предоставлять более качественную услугу в области широкополосного доступа.

Судя по очереди из желающих подключиться к “СТРИМ”, которую можно наблюдать на 1-м этаже вашего офиса, недавно введенный “МТУ-Интел” безлимитный тариф пользуется популярностью. Но одновременно увеличилось и число недовольных качеством обслуживания. Оказалась ли “МТУ-Интел” технически готовой к резкому увеличению числа абонентов?

— Мы объявили о запуске семейства тарифных планов “СТРИМ” 9 февраля. Но еще с начала прошлого года мы готовились к выводу услуги на массовый рынок. Речь шла как раз о том, чтобы подготовить технологию. Поэтому стремительное увеличение абонентской базы не повергло нас в шок, мы были готовы к приему такого количества абонентов.

Что же касается жалоб… Когда у нас было 4000 клиентов, недовольных набиралось два-три человека, и их голоса просто не были слышны. Сейчас у нас 30 000 клиентов, значит, и число недовольных пропорционально увеличилось. Если предположить, что завтра число наших абонентов достигнет 2 млн, то, возможно, будет казаться, что сеть вообще не работает, хотя процент жалоб останется прежним.

— Сколько средств вы инвестировали в сеть, когда готовились к выходу на массовый рынок?

— Это скорее вопрос к МГТС, расширение сети — их задача. Мы можем говорить лишь о повышении качества обслуживания. С 1 октября мы вводим в эксплуатацию новый центр обслуживания абонентов, думаю, что с его введением мы окончательно снимем все претензии.

— Насколько рентабелен сегодня бизнес интернет-провайдера? Ведь тарифы для абонентов постоянно снижаются.

— Бизнес остается выгодным. Если мы продолжим наращивать абонентскую базу и помимо базовой услуги доступа начнем предоставлять еще и дополнительные контентные услуги, доходы будут ощутимо расти. И рентабельность будет только увеличиваться.

— Но тарифы продолжат снижаться?

— Я бы мог отшутиться и сказать, что если мы сейчас заявим о намерении снижать тарифы, никто не станет подключаться, все будут ждать, когда снизим. Уже сейчас наши тарифы немного ниже, чем на Западе, хотя нужно учитывать, что у нас ниже и уровень жизни. Но если говорить серьезно, то я считаю, что мы дали рынку хорошее предложение, которое еще долго будет актуальным.

— Какова сегодня расстановка сил на московском рынке доступа в Интернет? Будет ли она меняться со временем?

— Вся наша политика нацелена на завоевание наибольшей доли рынка. Соответственно, доля домовых сетей должна снижаться. Мы с ними активно конкурируем, но наше предложение я уже оцениваю как предпочтительное.

Есть и еще один существенный момент. Я надеюсь, что правоохранительные органы все-таки обратят внимание на то, что контент, который предоставляют домовые сети, по большей части нелегальный. В основном это пиратские копии. Хотелось бы, чтобы конкуренция была честной, чтобы мы играли по одним правилам и на одном поле.

Конечно, серьезные домовые сети готовы предоставлять абонентам качественный сервис. Но очень высок процент “пионерских” и пост-“пионерских” сетей: собрались друзья, сделали сетку, потом разбежались, на их место пришли совсем другие люди… Есть оценки, что сейчас в домашних сетях порядка 100 000 абонентов. Кто из них в “хороших” сетях, а кто в “плохих”, я не готов сказать. Дело в том, что сами домашние сети не раскрывают информации о количестве своих клиентов.

— Рынок “домовиков” переживает консолидацию, сети объединяются вокруг более крупных провайдеров. Какова ваша стратегия борьбы с такими сетями — вытеснение конкурентов с рынка или поглощение?

— Мы не работаем с технологиями, которые используют домовые сети, поэтому поглощать эти сети нам не имеет смысла. В первую очередь мы делаем ставку на более интересное конкурентное предложение, качество обслуживания абонентов и дополнительные сервисы. Мы хотим вытеснить с рынка “плохие” сети и честно конкурировать с серьезными игроками.

— А как насчет коммутируемого доступа? Вы ожидаете миграции dial-up пользователей в широкополосные сети? Насколько быстрым будет этот процесс?

— Миграция, безусловно, будет происходить. Как быстро — сказать трудно, но мы постараемся ускорить этот процесс с помощью маркетинговых акций. Могу сказать, что в США 60% интернет-пользователей используют именно широкополосный доступ и лишь 40% — dial-up.

— А каково соотношение широкополосного и коммутируемого доступа в Москве?

— На dial-up приходится 80% (????) , а на широкополосные технологии — 20%. Но доля широкополосного доступа будет увеличиваться. Человек пробует новую услугу, ему нравится, его запросы еще возрастают, и т. д.


Замечание Russian Telecom

Согласно опросам по программе RTG-I (данные опросов домашних хозяйств Комконом-2) еще в 1 квартале  2003 года соотношение по способу доступа в интернет из дома для г.Москвы  выглядело следующим образом:

Надо полагать в настоящее время ситуация изменилась еще в большую сторону для широкополосного доступа (под ним подразумевается как доступ в интернет по технологии ADSL так и по технологии Ethernet)

т.о цифры озвученные в интервью выглядят более чем странными.


— Года три назад “МТУ-Интел” объявляла о планах выхода на региональные рынки. Среди возможных приобретений прежнее руководство компании называло одного из рязанских провайдеров. Планы региональной экспансии еще сохраняются или вы крепко “привязаны” к сети МГТС?

— К сети МГТС мы, безусловно, “привязаны”, но и региональное развитие не сбрасываем со счетов.

Доходит до смешного: нам звонят люди с Урала, из Сибири, с Украины и спрашивают, как к нам подключиться. Особенно часто стали раздаваться такие звонки после запуска безлимитного тарифа. Но в первую очередь мы рассматриваем все же Центральный регион, ближайшие к Москве области.

21.09.2004, №171 (1211)


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov