Интервью: Михаил Амарян,
генеральный директор ЗАО “МТУ-Интел”
“Мы нацелены на массовый рынок”
Игорь Цуканов
Ведомости
Этот год может стать одним из самых успешных
для крупнейшего московского интернет-провайдера “МТУ-Интел”. При
поддержке своего крупнейшего акционера — АФК “Система” компания в
феврале вышла на массовый рынок, где к сентябрю “завербовала”
более 30 000 частных пользователей, а недавно совместно с
“Системой-МассМедиа” начала участвовать в проекте организации
общегородского цифрового телевещания. Генеральный директор
“МТУ-Интел” Михаил Амарян прогнозирует, что рынок широкополосного
доступа в Интернет ждет “взрывное развитие”, как это уже было на
рынке сотовой связи.
— Почему год назад акционеры решили поменять
менеджмент “МТУ-Интел” и какие задачи перед вами поставили?
— Когда произошло мое назначение, у руля
“Системы Телеком” еще находился Александр Гончарук. Он поставил
задачу развернуть компанию в сторону продаж. Технологическая часть
уже была во многом отлажена, и целью компании было выйти на
массовый рынок и вплотную заняться продажами.
— И как вы решаете поставленную задачу?
Сколько домашних пользователей вы обслуживаете сегодня?
— Мы развернули агрессивную рекламную кампанию.
Нам удалось совершить количественный рывок: если в начале проекта
у нас было 3500-4000 абонентов — физических лиц, пользующихся
широкополосным доступом, то на данный момент их уже порядка 30
000. Еще около 10 000 абонентов приходится на бизнес-сектор.
— Последнее время торговая марка “Точка.ру”
будто бы исчезла, зато активно рекламируется “СТРИМ”. Вы
сознательно проводите ребрэндинг?
— Это не ребрэндинг. Торговая марка “Точка.ру”
сохраняется, просто она позиционируется под привлечение и
обслуживание корпоративного сектора. А семейство тарифов “СТРИМ”
сфокусировано на “квартирных” интернет-пользователях, частном
секторе.
— И все же “Точка.ру” рекламируется куда
менее активно, чем “СТРИМ”…
— А сейчас и задача несколько другая: мы
нацелены на массовый рынок. Анализ наших маркетинговых
исследований говорит о том, что уровень известности торговой марки
“Точка.ру” сегодня достаточен. Мы не сворачиваем “Точку.ру” —
просто в корпоративном секторе этот брэнд знает практически
каждый. А вот “СТРИМ” знают еще не все.
— Какими темпами, по вашему мнению, будет
развиваться столичный рынок широкополосного доступа?
— Здесь, наверное, можно вспомнить развитие
сотовой связи. Когда сотовая связь находилась еще в зачаточном
состоянии, были различные версии, как будет развиваться этот
рынок. Прогнозы были по большей части пессимистичные, а потом мы
получили взрывное развитие рынка. Думаю, что и с Интернетом мы
будем иметь похожую картину. До сих пор развитие было медленным:
люди узнавали об услуге, привыкали к ней, услуга была, не станем
кривить душой, дорогая, и не все могли себе ее позволить. А
сейчас, когда услуга становится доступной, я думаю, картина будет
похожей на развитие сотового рынка.
Я бы не стал давать какие-то прогнозы, ведь мы
только в начале пути и пока просто не знаем, в какой точке
наступит критическое нарастание и произойдет взрыв
потребительского интереса. Эта точка может оказаться совсем рядом,
может — чуть дальше. Сейчас риск ошибиться в прогнозе — выше 50%.
А фантазировать — не наша специальность.
— Еще недавно было модно рассуждать о том,
когда наступит “порог насыщения” рынка сотовой связи. Пределом
считалось проникновение в 50-60%. Сейчас сотовой связью пользуются
уже более 80% москвичей, но рынок все равно продолжает расти. С
Интернетом будет то же самое или на этом рынке все же есть пределы
роста?
— В Германии к широкополосному доступу
подключены 15% квартир. В Москве сегодня порядка 700 000
пользователей коммутируемого доступа, и я не вижу причины, почему
не рассматривать их всех как наших потенциальных клиентов. С
другой стороны, средняя цена dial-up доступа в Москве сегодня —
$5-6 в месяц. Предположить, что мы сможем в ближайшее время
продавать услугу по такой же цене, я не могу, потому что сегодня
себестоимость выше.
Есть и еще ограничение: чтобы стать
пользователем Интернета, нужен компьютер. А компьютер — это не
сотовая трубка, он стоит других денег. Сегодня средний уровень
проникновения компьютеров в стране — около 10%, в Москве он
несколько выше. У нас есть приблизительные оценки того, как будет
развиваться рынок ПК в следующем году, но слишком много факторов
трудно поддаются оценке. Например, человек может иметь дома
компьютер, но не подключать его к Интернету, потому что Интернетом
он пользуется днем в офисе.
— Недавно “Система-МассМедиа” объявила о
начале проекта, предусматривающего организацию телевещания по
обычному телефонному кабелю с использованием технологии ADSL.
Расскажите о вашем участии в этом проекте.
— На днях мы как раз завершили очередной этап
переговоров с “Системой-МассМедиа” о создании опытной зоны
телевещания. “Система-МассМедиа” будет готовить контент, который
мы с помощью нашей технологии можем доставить до конечного
потребителя. Естественно, этот контент будет легальный.
— Каких инвестиций потребует этот проект со
стороны “МТУ-Интел”?
— С нашей стороны требуются лишь небольшие
операционные расходы на поддержку уже существующей технологии.
— Ваши конкуренты, операторы кабельного ТВ,
утверждают, что пропускная способность ADSL-каналов недостаточна,
для того чтобы пропускать “тяжелый” трафик. Что вы на это скажете?
— Все зависит от состояния телефонного кабеля —
есть устаревшие линии, состояние которых не очень хорошее. Как раз
сейчас на сети МГТС идет тестирование линий. Делается это для
того, чтобы у абонента не было разочарования. Лучше сразу сказать:
на данный момент мы не можем предоставить услугу в том или ином
районе. Но в перспективе линии будут заменяться, чтобы все-таки
довести контент до каждого потребителя.
— И какую часть линий придется заменить?
— Такой оценки у нас пока нет. В Германии при
запуске аналогичного проекта пришлось заменить 20% линий.
— В прошлом году МГТС начала масштабную
реконструкцию телефонной сети. Как скажется эта реконструкция на
качестве доступа в Интернет?
— Начавшаяся замена устаревшего оборудования
АТС на более новое, цифровое, повысит качество коммутируемого
доступа. Но параллельно МГТС ведет и реконструкцию сети передачи
данных, предусматривающую увеличение пропускной способности и
мощности на всех направлениях. И это нам поможет предоставлять
более качественную услугу в области широкополосного доступа.
— Судя по очереди из желающих подключиться к
“СТРИМ”, которую можно наблюдать на 1-м этаже вашего офиса,
недавно введенный “МТУ-Интел” безлимитный тариф пользуется
популярностью. Но одновременно увеличилось и число недовольных
качеством обслуживания. Оказалась ли “МТУ-Интел” технически
готовой к резкому увеличению числа абонентов?
— Мы объявили о запуске семейства тарифных
планов “СТРИМ” 9 февраля. Но еще с начала прошлого года мы
готовились к выводу услуги на массовый рынок. Речь шла как раз о
том, чтобы подготовить технологию. Поэтому стремительное
увеличение абонентской базы не повергло нас в шок, мы были готовы
к приему такого количества абонентов.
Что же касается жалоб… Когда у нас было 4000
клиентов, недовольных набиралось два-три человека, и их голоса
просто не были слышны. Сейчас у нас 30 000 клиентов, значит, и
число недовольных пропорционально увеличилось. Если предположить,
что завтра число наших абонентов достигнет 2 млн, то, возможно,
будет казаться, что сеть вообще не работает, хотя процент жалоб
останется прежним.
— Сколько средств вы инвестировали в сеть,
когда готовились к выходу на массовый рынок?
— Это скорее вопрос к МГТС, расширение сети —
их задача. Мы можем говорить лишь о повышении качества
обслуживания. С 1 октября мы вводим в эксплуатацию новый центр
обслуживания абонентов, думаю, что с его введением мы окончательно
снимем все претензии.
— Насколько рентабелен сегодня бизнес
интернет-провайдера? Ведь тарифы для абонентов постоянно
снижаются.
— Бизнес остается выгодным. Если мы продолжим
наращивать абонентскую базу и помимо базовой услуги доступа начнем
предоставлять еще и дополнительные контентные услуги, доходы будут
ощутимо расти. И рентабельность будет только увеличиваться.
— Но тарифы продолжат снижаться?
— Я бы мог отшутиться и сказать, что если мы
сейчас заявим о намерении снижать тарифы, никто не станет
подключаться, все будут ждать, когда снизим. Уже сейчас наши
тарифы немного ниже, чем на Западе, хотя нужно учитывать, что у
нас ниже и уровень жизни. Но если говорить серьезно, то я считаю,
что мы дали рынку хорошее предложение, которое еще долго будет
актуальным.
— Какова сегодня расстановка сил на
московском рынке доступа в Интернет? Будет ли она меняться со
временем?
— Вся наша политика нацелена на завоевание
наибольшей доли рынка. Соответственно, доля домовых сетей должна
снижаться. Мы с ними активно конкурируем, но наше предложение я
уже оцениваю как предпочтительное.
Есть и еще один существенный момент. Я надеюсь,
что правоохранительные органы все-таки обратят внимание на то, что
контент, который предоставляют домовые сети, по большей части
нелегальный. В основном это пиратские копии. Хотелось бы, чтобы
конкуренция была честной, чтобы мы играли по одним правилам и на
одном поле.
Конечно, серьезные домовые сети готовы
предоставлять абонентам качественный сервис. Но очень высок
процент “пионерских” и пост-“пионерских” сетей: собрались друзья,
сделали сетку, потом разбежались, на их место пришли совсем другие
люди… Есть оценки, что сейчас в домашних сетях порядка 100 000
абонентов. Кто из них в “хороших” сетях, а кто в “плохих”, я не
готов сказать. Дело в том, что сами домашние сети не раскрывают
информации о количестве своих клиентов.
— Рынок “домовиков” переживает консолидацию,
сети объединяются вокруг более крупных провайдеров. Какова ваша
стратегия борьбы с такими сетями — вытеснение конкурентов с рынка
или поглощение?
— Мы не работаем с технологиями, которые
используют домовые сети, поэтому поглощать эти сети нам не имеет
смысла. В первую очередь мы делаем ставку на более интересное
конкурентное предложение, качество обслуживания абонентов и
дополнительные сервисы. Мы хотим вытеснить с рынка “плохие” сети и
честно конкурировать с серьезными игроками.
— А как насчет коммутируемого доступа? Вы
ожидаете миграции dial-up пользователей в широкополосные сети?
Насколько быстрым будет этот процесс?
— Миграция, безусловно, будет происходить. Как
быстро — сказать трудно, но мы постараемся ускорить этот процесс с
помощью маркетинговых акций. Могу сказать, что в США 60%
интернет-пользователей используют именно широкополосный доступ и
лишь 40% — dial-up.
— А каково соотношение широкополосного и
коммутируемого доступа в Москве?
— На dial-up приходится 80%
(????)
, а на широкополосные технологии — 20%. Но доля широкополосного
доступа будет увеличиваться. Человек пробует новую услугу, ему
нравится, его запросы еще возрастают, и т. д.
Замечание Russian
Telecom
Согласно опросам по программе
RTG-I (данные опросов домашних хозяйств
Комконом-2) еще в 1 квартале 2003
года соотношение по способу доступа в интернет из дома
для г.Москвы
выглядело следующим образом:
Надо полагать в настоящее время
ситуация изменилась еще в большую сторону для широкополосного
доступа (под ним подразумевается как доступ в интернет по
технологии ADSL так и по технологии
Ethernet)
т.о
цифры озвученные в интервью выглядят более чем странными.
— Года три назад “МТУ-Интел” объявляла о
планах выхода на региональные рынки. Среди возможных приобретений
прежнее руководство компании называло одного из рязанских
провайдеров. Планы региональной экспансии еще сохраняются или вы
крепко “привязаны” к сети МГТС?
— К сети МГТС мы, безусловно, “привязаны”, но и
региональное развитие не сбрасываем со счетов.
Доходит до смешного: нам звонят люди с Урала,
из Сибири, с Украины и спрашивают, как к нам подключиться.
Особенно часто стали раздаваться такие звонки после запуска
безлимитного тарифа. Но в первую очередь мы рассматриваем все же
Центральный регион, ближайшие к Москве области.
21.09.2004, №171 (1211)