|
Борис Антонюк, зам. министра информационных технологий и
связи РФ: "Мы должны создать эффективную правовую базу использования
ресурсов инфокоммуникационных технологий для увеличения ВНП и экспортного
потенциала России"
Во время выставки "ИнфоКом-2004"
заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк
дал эксклюзивное интервью корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС.
- Борис Дмитриевич, какова в этом году концепция "ИнфоКом", на чем
сделан основной акцент при ее организации?
- В этом году один из основных акцентов выставки - демонстрация
достижений и перспектив в области новых инфокоммуникационных услуг. Можно,
таким образом, определить "ИнфоКом" в этом году как выставку услуг,
причем, в первую очередь - услуг на основе информационных технологий.
- Чем обусловлено именно такое решение выставки?
- Дело в том, что современные информационные услуги - очень широкое
понятие, включающее в себя сервисы, ориентированные как на население, так
и на специалистов разных отраслей, и на потребности органов
государственного управления разных уровней - от федерального до
муниципального. Соответственно, при таком широком спектре потенциальных
пользователей информационных услуг, выбор этих услуг в качестве стержневой
темы выставки не случаен. Еще один важный аргумент в этом отношении - то,
что административная реформа, которая идет в нашей стране, нацелена,
прежде всего, на повышение эффективности управленческих решений. Поэтому
демонстрация возможностей систем информационного обеспечения является
сейчас очень важной. Кроме того, административная реформа в качестве одной
из важнейших своих целей ставит повышение прозрачности деятельности
государственных органов и их доступности гражданам. Одним из путей решения
этой, несомненно, важной государственной задачи является использование
возможностей информационных технологий, сети Интернет, для, создания,
например, структуры "электронного правительства" - как федерального так и
региональных. Еще один аспект - повышение доступности государственных
органов для граждан. Не секрет, что сейчас обращение за справочной
информацией или процесс представления государственным органам каких-то
документов требует зачастую значительных затрат времени. Если же
использовать для этого "электронные справочные", как, например, это
сделано на веб-сайте Мининформсвязи - время получения необходимой
справочной информации может быть значительно сокращено. Если же
предоставить в распоряжение граждан возможность использования электронной
цифровой подписи - то значительно сократится и время, которое тратится на
представления документов в госорганы, в частности, налоговых деклараций.
Разумеется, для предоставления этих и других информационных услуг
необходимо развитие соответствующих технологий. Поэтому выставка
"ИнфоКом-2004" - это сочетание демонстрации современных и перспективных
услуг и технологий для предоставления этих услуг. Наверное, в этом и есть
главная особенность нынешней выставки.
- В чем это выражается в смысле организации экспозиции и работы
выставки?
- В этом году, например, мы впервые проведем в рамках выставки День
семьи. Будет для этого выделен специальный день, когда посетители выставки
смогут ознакомиться с услугами информационных технологий, которые нужны
непосредственно для их семьи, задать вопросы представителям компаний,
участвующих в выставке. Я считаю, что такая возможность очень важна и для
компаний-экспонентов: возможно, общаясь с посетителями, они смогут
получить от них новые для себя знания о потребностях потенциальных
пользователей, что сделает процесс научно-технологических разработок более
целенаправленным с точки зрения создания инструментов для наиболее
востребованных сервисов.
- Означает ли сделанный акцент на инфокоммуникационные услуги, что
технологическая база в этой сфере у нас в стране достаточно
сформировалась, и теперь настало время продемонстрировать сервисы, которые
обеспечиваются этими технологиями?
- Мы демонстрировали подобные услуги и в прошлом году, но тогда, в
частности, только началось практическое развертывание программы
"Электронная Россия". Поэтому перечень услуг в этой области и перечень
показанных приложений для их реализации был существенно меньше. В этом
году мы организовали большой стенд "Электронной России" на котором, к тому
же, представлены несколько разделов: "электронное правительство",
электронная торговля, электронное обучение - и другие. На это же стенде
представлены и основные компании, которые разрабатывают и обеспечивают
данные услуги. Это и "Ростелеком" (RTKM), и "Центртелеком" (ESMO) и
другие.
- Другими словами, выставка "ИнфоКом" в этом году отражает новую
ситуацию, когда мы перешли от планов и деклараций в отношении широкого
развития инфокоммуниационных услуг в России к демонстрации уже реально
сделанного в этом направлении.
- Совершенно верно. Причем, наряду с развернутой демонстрацией
достижений "Электронной России", еще около 140 компаний демонстрируют
самые разнообразные инфокоммуникационные системы и сервисы. Можно сказать,
что "Электронная Россия" является своего рода тематическим катализатором
этой выставки и стимулирует активное представления компаниями своих
инфокомуникационных разработках для различных секторов экономики.
- Можно ли провести параллель между тем, что на выставке делается
акцент на демонстрацию, в первую очередь, информационных технологий, и
тем, что и в наименовании министерства информационные технологии теперь
стоят первыми?
- Я бы сказал, что изменение названия министерства отражает тот факт,
что несколько скорректированы приоритеты в его деятельности. Если говорить
о министерстве как о правоустанавливающем органе, то сейчас мы, в
основном, завершили работу по созданию правовой базы для отрасли связи в
ее традиционном понимании. Сегодня в стране сформирован и работает рынок
традиционных услуг связи, этот рынок очень существенно демонополизирован,
хотя известная доля государственного регулирования на нем сохраняется. С
другой стороны, рынок информационных услуг развивался в условиях
минимального регулирования. В этом есть, несомненно, свои плюсы, но есть и
минусы. Одним из минусов является недостаточность правовой базы для
развития информационных сервисов. Поэтому выход информационных технологий
на приоритетные позиции, в том числе - и в названии министерства, отражает
два основных момента. Первый - это огромный потенциал этих технологий для
увеличения и валового национального продукта России и экспортного
потенциала страны. Второй момент - понимание правительством необходимости
совершенствования нормативной базы в этом секторе. Например, я упоминал об
электронной цифровой подписи, так вот: закон об этом принят, но для его
полномасштабного применения необходимо принять несколько новых правовых
актов или внести изменения в уже существующие. Говоря о приоритетности в
настоящее время информационных технологий, я бы обратил внимание еще на
одну особенность выставки в этом году: она не только проходит одновременно
в 5-ти городах, но и продемонстрирует возможности создания единого
информационного пространства, потому что все эти города будут объединены
прямыми постоянно действующими каналами связи, в том числе - видеосвязи.
Это обстоятельство немаловажно еще и потому, что значительно - в 2 раза до
более 400 - выросло число компаний-участников выставки, и в 2,5 раза
увеличились выставочные площади - до 18 тыс кв м. Таким образом,
применение современных технологий позволяет создать одно большое
виртуальное выставочное пространство, и человек, придя на выставку в,
скажем, Краснодаре, сможет видеть, что же происходит на "ИнфоКоме" в
Санкт-Петербурге.
- Получается, что "ИнфоКомм" в этом году - не просто площадка для
демонстрации достижений отрасли, но и сама по себе один большой
действующий экспонат, наглядно представляющий эти достижения.
- Именно так.
- Поскольку уж мы говорим сейчас об инфокоммуникационных услугах,
скажите - не только применительно к выставке, а в целом к рынку - какие,
на Ваш взгляд, инфокоммуникационные услуги в ближайшее время будут
наиболее быстрыми темпами развиваться в России?
- Достаточно сложно делать такие прогнозы в связи с огромным
многообразием услуг, которые мы видим в действии уже сегодня, не говоря
уже о тех, которые мы увидим завтра. Я бы скорее выделил те основные
направления, по которым инфокоммуникационные услуги, несомненно, будут
развиваться. Это группа услуг по информатизации управления производством,
информационные системы для экономического анализа. Второе большое
направление - создание "электронного правительства" и связанных с ним
систем, о чем мы с Вами уже говорили. Третье направление - информатизация
социальной сферы, например - телеобучение и телемедицина. Еще одно -
предоставление возможности доступа каждого гражданина к необходимой ему
тематической информации - развлекательного, справочного или другого
характера. Причем, следует иметь в виду, что развиваться будет не только
содержание и количество инфокоммуникационных услуг, но и способы из
предоставления.
Например, сейчас очевидно ускорилось развитие информационных услуг,
предоставляемых в сетях подвижной связи. Кроме того, следует ожидать
активизации использования широкополосного доступа в сетях фиксированной
связи для предоставления информационных услуг.
- Очевидно, что развитие инфокоммуникационных услуг непосредственно
зависит от развития "средств доставки" этих услуг потребителю, то есть, от
развития сетей связи. Скажите, на Ваш взгляд - при реализации всех мер,
принимаемых сейчас для стимуляции рыночных механизмов в сфере
фиксированной связи - есть ли возможность, что в этом секторе темпы роста
могут стать если не равными, то сравнимыми с темпами роста сотовой связи в
России?
- Здесь есть два весьма любопытных момента, на которых я бы
остановился. Прежде всего, о темпах как таковых. За последние 5 лет число
абонентов фиксированной связи в России увеличилось на 20 проц, а число
абонентов сотовой связи - в 22 раза. Разница очевидна. Но при этом следует
иметь в виду, что сотовая связь развивалась в стране практически с нуля, а
фиксированная - далеко не на пустом месте. И понятно, что темпы прироста
абонентской базы в этих условиях в секторе сотовой связи были закономерно
выше. С другой стороны - в секторе фиксированной связи всегда существовали
и до сих существуют ограничения в области тарифов. А любое регулирование
сдерживает развитие.
Мы считаем, что ситуация, когда регулируется только часть рынка -
сейчас это около 30 проц - а остальная часть рынка работает полностью
свободно - это неправильно. Полагаем, что нужно на рынке связи в России
регулировать не тарифы, а взаимоотношения операторов, в том числе –
вопросы присоединения и взаимодействия. Тарифы же в фиксированной связи
нужно "отпустить", не сразу завтра, конечно, а в течение 2-3 лет. Иначе и
дальше сотовая связь будет развиваться в России быстрыми темпами, а
развитие фиксированной связи будет по-прежнему сдерживаться. Кроме того,
следует сказать еще об одном факторе, который до сих пор существенно
сдерживал развитие услуг фиксированной связи у нас в стране. ВО всем мире,
когда началось широкое распространение сотовой связи, сети фиксированной
связи к этому моменту были уже процентов на 50 цифровыми, поэтому по
спектру и качеству услуг могли конкурировать с сотовыми сетями. У нас же
ситуация совсем другая: до настоящего времени в стране инфраструктура
фиксированной связи построена на аналоговых технологиях, что не позволяет
по услугам на равных конкурировать с сотовыми операторами. Поэтому для
развития услуг фиксированной связи нужно решить и задачу широкого
внедрения современных цифровых технологий. Вот, на мой взгляд, два главных
фактора ускорения развития фиксированной связи: адекватная организация
взаимоотношений операторов и модернизация сетей. При этих условиях
фиксированная связь станет развиваться значительно более динамично,
особенно учитывая более высокое качество многих видов услуг в
фиксированных сетях по сравнению с сетями подвижной связи.
- Как Вы считаете, при реализации этих условий, повысится ли
активность так называемых альтернативных операторов в строительстве
собственных новых сетей фиксированной связи, не только в столицах, но и в
целом по России?
- Цель любой компании на рынке - получение прибыли. Это возможно только
при условии расширения возможностей для предоставления услуг и увеличения
числа абонентов. Поэтому борьба за рынок фиксированной связи будет
продолжаться. Этому будет способствовать и демонополизация рынка дальней
связи.
Игорь Агапов, 21 октября 2004 г.
ПРАЙМ-ТАСС
|