Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Борис Антонюк, зам. министра информационных технологий и связи РФ: "Мы должны создать эффективную правовую базу использования ресурсов инфокоммуникационных технологий для увеличения ВНП и экспортного потенциала России"

Во время выставки "ИнфоКом-2004" заместитель министра информационных технологий и связи РФ Борис Антонюк дал эксклюзивное интервью корреспонденту ПРАЙМ-ТАСС.

- Борис Дмитриевич, какова в этом году концепция "ИнфоКом", на чем сделан основной акцент при ее организации?

- В этом году один из основных акцентов выставки - демонстрация достижений и перспектив в области новых инфокоммуникационных услуг. Можно, таким образом, определить "ИнфоКом" в этом году как выставку услуг, причем, в первую очередь - услуг на основе информационных технологий.

- Чем обусловлено именно такое решение выставки?

- Дело в том, что современные информационные услуги - очень широкое понятие, включающее в себя сервисы, ориентированные как на население, так и на специалистов разных отраслей, и на потребности органов государственного управления разных уровней - от федерального до муниципального. Соответственно, при таком широком спектре потенциальных пользователей информационных услуг, выбор этих услуг в качестве стержневой темы выставки не случаен. Еще один важный аргумент в этом отношении - то, что административная реформа, которая идет в нашей стране, нацелена, прежде всего, на повышение эффективности управленческих решений. Поэтому демонстрация возможностей систем информационного обеспечения является сейчас очень важной. Кроме того, административная реформа в качестве одной из важнейших своих целей ставит повышение прозрачности деятельности государственных органов и их доступности гражданам. Одним из путей решения этой, несомненно, важной государственной задачи является использование возможностей информационных технологий, сети Интернет, для, создания, например, структуры "электронного правительства" - как федерального так и региональных. Еще один аспект - повышение доступности государственных органов для граждан. Не секрет, что сейчас обращение за справочной информацией или процесс представления государственным органам каких-то документов требует зачастую значительных затрат времени. Если же использовать для этого "электронные справочные", как, например, это сделано на веб-сайте Мининформсвязи - время получения необходимой справочной информации может быть значительно сокращено. Если же предоставить в распоряжение граждан возможность использования электронной цифровой подписи - то значительно сократится и время, которое тратится на представления документов в госорганы, в частности, налоговых деклараций.

Разумеется, для предоставления этих и других информационных услуг необходимо развитие соответствующих технологий. Поэтому выставка "ИнфоКом-2004" - это сочетание демонстрации современных и перспективных услуг и технологий для предоставления этих услуг. Наверное, в этом и есть главная особенность нынешней выставки.

- В чем это выражается в смысле организации экспозиции и работы выставки?

- В этом году, например, мы впервые проведем в рамках выставки День семьи. Будет для этого выделен специальный день, когда посетители выставки смогут ознакомиться с услугами информационных технологий, которые нужны непосредственно для их семьи, задать вопросы представителям компаний, участвующих в выставке. Я считаю, что такая возможность очень важна и для компаний-экспонентов: возможно, общаясь с посетителями, они смогут получить от них новые для себя знания о потребностях потенциальных пользователей, что сделает процесс научно-технологических разработок более целенаправленным с точки зрения создания инструментов для наиболее востребованных сервисов.

- Означает ли сделанный акцент на инфокоммуникационные услуги, что технологическая база в этой сфере у нас в стране достаточно сформировалась, и теперь настало время продемонстрировать сервисы, которые обеспечиваются этими технологиями?

- Мы демонстрировали подобные услуги и в прошлом году, но тогда, в частности, только началось практическое развертывание программы "Электронная Россия". Поэтому перечень услуг в этой области и перечень показанных приложений для их реализации был существенно меньше. В этом году мы организовали большой стенд "Электронной России" на котором, к тому же, представлены несколько разделов: "электронное правительство", электронная торговля, электронное обучение - и другие. На это же стенде представлены и основные компании, которые разрабатывают и обеспечивают данные услуги. Это и "Ростелеком" (RTKM), и "Центртелеком" (ESMO) и другие.

- Другими словами, выставка "ИнфоКом" в этом году отражает новую ситуацию, когда мы перешли от планов и деклараций в отношении широкого развития инфокоммуниационных услуг в России к демонстрации уже реально сделанного в этом направлении.

- Совершенно верно. Причем, наряду с развернутой демонстрацией достижений "Электронной России", еще около 140 компаний демонстрируют самые разнообразные инфокоммуникационные системы и сервисы. Можно сказать, что "Электронная Россия" является своего рода тематическим катализатором этой выставки и стимулирует активное представления компаниями своих инфокомуникационных разработках для различных секторов экономики.

- Можно ли провести параллель между тем, что на выставке делается акцент на демонстрацию, в первую очередь, информационных технологий, и тем, что и в наименовании министерства информационные технологии теперь стоят первыми?

- Я бы сказал, что изменение названия министерства отражает тот факт, что несколько скорректированы приоритеты в его деятельности. Если говорить о министерстве как о правоустанавливающем органе, то сейчас мы, в основном, завершили работу по созданию правовой базы для отрасли связи в ее традиционном понимании. Сегодня в стране сформирован и работает рынок традиционных услуг связи, этот рынок очень существенно демонополизирован, хотя известная доля государственного регулирования на нем сохраняется. С другой стороны, рынок информационных услуг развивался в условиях минимального регулирования. В этом есть, несомненно, свои плюсы, но есть и минусы. Одним из минусов является недостаточность правовой базы для развития информационных сервисов. Поэтому выход информационных технологий на приоритетные позиции, в том числе - и в названии министерства, отражает два основных момента. Первый - это огромный потенциал этих технологий для увеличения и валового национального продукта России и экспортного потенциала страны. Второй момент - понимание правительством необходимости совершенствования нормативной базы в этом секторе. Например, я упоминал об электронной цифровой подписи, так вот: закон об этом принят, но для его полномасштабного применения необходимо принять несколько новых правовых актов или внести изменения в уже существующие. Говоря о приоритетности в настоящее время информационных технологий, я бы обратил внимание еще на одну особенность выставки в этом году: она не только проходит одновременно в 5-ти городах, но и продемонстрирует возможности создания единого информационного пространства, потому что все эти города будут объединены прямыми постоянно действующими каналами связи, в том числе - видеосвязи. Это обстоятельство немаловажно еще и потому, что значительно - в 2 раза до более 400 - выросло число компаний-участников выставки, и в 2,5 раза увеличились выставочные площади - до 18 тыс кв м. Таким образом, применение современных технологий позволяет создать одно большое виртуальное выставочное пространство, и человек, придя на выставку в, скажем, Краснодаре, сможет видеть, что же происходит на "ИнфоКоме" в Санкт-Петербурге.

- Получается, что "ИнфоКомм" в этом году - не просто площадка для демонстрации достижений отрасли, но и сама по себе один большой действующий экспонат, наглядно представляющий эти достижения.

- Именно так.

- Поскольку уж мы говорим сейчас об инфокоммуникационных услугах, скажите - не только применительно к выставке, а в целом к рынку - какие, на Ваш взгляд, инфокоммуникационные услуги в ближайшее время будут наиболее быстрыми темпами развиваться в России?

- Достаточно сложно делать такие прогнозы в связи с огромным многообразием услуг, которые мы видим в действии уже сегодня, не говоря уже о тех, которые мы увидим завтра. Я бы скорее выделил те основные направления, по которым инфокоммуникационные услуги, несомненно, будут развиваться. Это группа услуг по информатизации управления производством, информационные системы для экономического анализа. Второе большое направление - создание "электронного правительства" и связанных с ним систем, о чем мы с Вами уже говорили. Третье направление - информатизация социальной сферы, например - телеобучение и телемедицина. Еще одно - предоставление возможности доступа каждого гражданина к необходимой ему тематической информации - развлекательного, справочного или другого характера. Причем, следует иметь в виду, что развиваться будет не только содержание и количество инфокоммуникационных услуг, но и способы из предоставления.

Например, сейчас очевидно ускорилось развитие информационных услуг, предоставляемых в сетях подвижной связи. Кроме того, следует ожидать активизации использования широкополосного доступа в сетях фиксированной связи для предоставления информационных услуг.

- Очевидно, что развитие инфокоммуникационных услуг непосредственно зависит от развития "средств доставки" этих услуг потребителю, то есть, от развития сетей связи. Скажите, на Ваш взгляд - при реализации всех мер, принимаемых сейчас для стимуляции рыночных механизмов в сфере фиксированной связи - есть ли возможность, что в этом секторе темпы роста могут стать если не равными, то сравнимыми с темпами роста сотовой связи в России?

- Здесь есть два весьма любопытных момента, на которых я бы остановился. Прежде всего, о темпах как таковых. За последние 5 лет число абонентов фиксированной связи в России увеличилось на 20 проц, а число абонентов сотовой связи - в 22 раза. Разница очевидна. Но при этом следует иметь в виду, что сотовая связь развивалась в стране практически с нуля, а фиксированная - далеко не на пустом месте. И понятно, что темпы прироста абонентской базы в этих условиях в секторе сотовой связи были закономерно выше. С другой стороны - в секторе фиксированной связи всегда существовали и до сих существуют ограничения в области тарифов. А любое регулирование сдерживает развитие.

Мы считаем, что ситуация, когда регулируется только часть рынка - сейчас это около 30 проц - а остальная часть рынка работает полностью свободно - это неправильно. Полагаем, что нужно на рынке связи в России регулировать не тарифы, а взаимоотношения операторов, в том числе – вопросы присоединения и взаимодействия. Тарифы же в фиксированной связи нужно "отпустить", не сразу завтра, конечно, а в течение 2-3 лет. Иначе и дальше сотовая связь будет развиваться в России быстрыми темпами, а развитие фиксированной связи будет по-прежнему сдерживаться. Кроме того, следует сказать еще об одном факторе, который до сих пор существенно сдерживал развитие услуг фиксированной связи у нас в стране. ВО всем мире, когда началось широкое распространение сотовой связи, сети фиксированной связи к этому моменту были уже процентов на 50 цифровыми, поэтому по спектру и качеству услуг могли конкурировать с сотовыми сетями. У нас же ситуация совсем другая: до настоящего времени в стране инфраструктура фиксированной связи построена на аналоговых технологиях, что не позволяет по услугам на равных конкурировать с сотовыми операторами. Поэтому для развития услуг фиксированной связи нужно решить и задачу широкого внедрения современных цифровых технологий. Вот, на мой взгляд, два главных фактора ускорения развития фиксированной связи: адекватная организация взаимоотношений операторов и модернизация сетей. При этих условиях фиксированная связь станет развиваться значительно более динамично, особенно учитывая более высокое качество многих видов услуг в фиксированных сетях по сравнению с сетями подвижной связи.

- Как Вы считаете, при реализации этих условий, повысится ли активность так называемых альтернативных операторов в строительстве собственных новых сетей фиксированной связи, не только в столицах, но и в целом по России?

- Цель любой компании на рынке - получение прибыли. Это возможно только при условии расширения возможностей для предоставления услуг и увеличения числа абонентов. Поэтому борьба за рынок фиксированной связи будет продолжаться. Этому будет способствовать и демонополизация рынка дальней связи.

Игорь Агапов, 21 октября 2004 г.
ПРАЙМ-ТАСС

 

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov