Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

Интервью с генеральным менеджером компании Equant по России, странам СНГ и Балтии Татьяной Прохоровой

 

Татьяна Вячеславовна Прохорова окончила Московский физико-технический университет. В 1990 году стала начальником отдела в компании Sprint Networks (совместном предприятии Центрального телеграфа и американской Sprint International), в 1994-м была назначена директором российского отделения компании. После преобразования группы компаний Спринт стала генеральным директором ЗАО Глобал Один. С июля 2001 года – генеральный менеджер Equant по России, странам СНГ и Балтии.

Развитие каналов связи – непременный атрибут и один из важнейших факторов экономического роста. Нынче в России информатизации уделяется повышенное внимание. Причем в развитии сетей передачи данных оказались на удивление единодушно заинтересованы все: и правительство, и иностранные инвесторы, и отечественные бизнесмены, и, конечно, сами связисты.

– Татьяна Вячеславовна, каково сейчас состояние отрасли связи?

– Телекоммуникационная инфраструктура связи сейчас в основном базируется на устаревшем оборудовании, более 54 тысяч населенных пунктов не телефонизированы, только 27% телефонной сети цифровизировано, – а без этого невозможно предоставление современных услуг связи. В очереди на установку телефонов стоит шесть миллионов человек. Соответственно и «телефонная плотность на сто жителей» у нас низкая – 32%, тогда как в Европе – 60%. По мобильной телефонии соответственно 2% и 32%, а если таким же образом пересчитать пользователей сети Интернет, то у нас эта цифра составит 1,7%, тогда как в Европе – 25%.

– Картина безрадостная, однако, кажется, в последнее время она значительно изменилась в благоприятную сторону...

– Действительно, если сравнивать текущие показатели отрасли с показателями десятилетней давности, то успехи очевидны, и не в последнюю очередь они связаны с появлением на рынке так называемых «новых операторов связи». Именно «новые операторы» за последние десять лет внесли существенный вклад в удовлетворение потребностей пользователей в наиболее современных услугах связи и собственно в повышении доходности отрасли. Новые операторы и их учредители на свои средства создали целые подотрасли связи – Интернет и мобильная связь, например, – которые в настоящее время наиболее быстро развиваются и приносят около 40% доходов отрасли.

– Учитывает ли разработанная правительством программа «Электронная Россия» интересы «новых операторов», насколько она, на ваш взгляд, грамотно составлена?

– Мы участвовали в обсуждении программы, когда она уже была составлена. На наш взгляд, над этой программой работали хорошие специалисты из Министерства экономики и развития, Министерства связи. Надеемся, что, когда она начнет реализовываться, мы тоже внесем свою лепту.

– Программа реалистична?

– Программа предусматривает достаточно серьезные инвестиции в отрасль – 33 млрд. долл. за десять лет. Для сравнения: общий годовой оборот телекоммуникационного рынка России составляет 5,5 млрд. долл. Сложно будет найти необходимые ресурсы из внутренних резервов, а динамику иностранных инвестиций пока предсказать сложно – это будет зависеть от политики государства. Пока что наибольший импульс развитию в области реализации услуг добавочной стоимости (Value Added Services) в отрасли придали как раз «новые операторы связи», в уставном капитале которых иностранный капитал преобладает. Со всей определенностью можно сказать, что предусмотренные программой задачи чрезвычайно актуальны. Был у нас период электрификации, потом индустриализации, а теперь настала необходимость информатизации. Хотя даже в случае выполнения программы, через десять лет мы все равно будем отставать от Европы и США. Здесь трудно кого-то упрекать: в отличие от Европы и США в России требуется гораздо больше денег на реализацию и распространение той же самой услуги по сравнению с другими странами, в силу наших климатических условий. Однако развитие российской экономики в целом невозможно без опережающего развития отрасли связи. Один процент роста экономики в целом требует три процента опережающего роста отрасли связи. И это особенно важно для наших регионов – без современной телекоммуникационной инфраструктуры большой капитал туда просто не пойдет – ни российский, ни иностранный. Поэтому для регионов здесь выход один – привлекать операторов связи, готовых инвестировать в развитие инфраструктуры. А подготовленные телекоммуникационные решения уже станут важным условием для привлечения дальнейших инвестиций в развитие экономики региона, а это уже рабочие места, рост благосостояния населения, перспективы дальнейшего развития.

– Вы активно развиваете телекоммуникационные сети в регионах. Многие аналитики считают это направление деятельности низкоприбыльным, что вы таким образом просто завоевываете рынки с расчетом, что впоследствии они станут высокоприбыльными. Насколько это соответствует действительности и как соотносятся объемы оборотов в столицах и регионах?

– Я думаю, что пятьдесят на пятьдесят. Хотя здесь на самом деле трудно сказать. Потому что все проекты, которые мы реализуем, рассчитаны на региональное присутствие. Нет чисто московских, питерских проектов. Они все имеют региональную часть – сеть для этого необходима. У нас все регионы прибыльные. Я вообще считаю, что наша компания, в свое время избрав такую политику – развития сети в регионах, поступила очень мудро. Эту стратегию мы приняли еще в 1991 году, когда все думали, что вложения в регионы – пустая трата денег, ведь там еще не было бизнеса, процветала безработица. Но мы считали, что концентрация бизнеса только в столице характерна для краткосрочной стратегии. Этот подход, в общем-то, использовали очень многие западные компании, которые начинали развивать в России телекоммуникационный бизнес. Они открывали офисы в Москве и быстро-быстро, опережая друг друга, пытались «собрать сливки». Мы начинали сразу же работать с регионами: в 92-м году мы открыли 9 региональных офисов. Все говорили, что это очень большой риск. Но, как выяснилось за очень короткое время, сеть, которая состоит из одного-двух узлов в Москве, – это не сеть. Поэтому многие тендеры мы выиграли за счет того, что на тот момент никто больше не мог предоставить услуг в регионах кроме нас. Когда наши нынешние клиенты – международные корпорации – начали развивать бизнес здесь в России, они сразу востребовали построенные нами сети. Ведь производители не концентрировались только в столице. Производственные площади, цеха – они все за пределами Москвы. Табачные фабрики – в Краснодаре – Филипп Моррис там развивает производство, автомобильные компании – в Ростове, Нижнем, Набережных Челнах. Производители продуктов тоже не собираются производить все в столице, а потом оплачивать колоссальные издержки на транспортировку. Кока-Колу разливают, по-моему, в тридцати городах России. И, естественно, этим компаниям нужна связь. А говорить о том, что какой-то конкретный узел в данный момент менее выгоден, чем московский, нельзя, стоит спросить: был бы московский так выгоден, если бы не было нашей региональной сети?

– У конкурентов не хватило ресурсов для похода «в наши бескрайние степи»?

– Слабая работа в регионах связана не столько с издержками (капитальные затраты, конечно, есть, но их не назовешь неподъемными), а со слишком осторожной политикой. С неумением, нежеланием работать в регионах. Формула успеха в России такова: иметь хорошего российского партнера и выезжать за пределы столицы. Потому что Россия – это не только Москва. Я всегда была в этом уверена, и то, что мы делали, оправдалось. У нас региональные представительства работают очень хорошо, и без них мы бы не были этой компанией, которой являемся сейчас.

– Трудно найти в регионе соответствующие кадры?

– Сложно. Но людей, способных и инициативных, которые хотят работать, найти можно. Хорошие кадры найти сложно везде: и в Москве, и за рубежом. Мы много вкладываем в персонал, чтобы получить высококлассных специалистов. У нас проходят обучение менеджеры, технические специалисты со всех регионов, сотрудники новых центров. Мы обучаем кадры не только тому, как работает наша сеть, но и общеобразовательным предметам. Сейчас, например, наши студенты слушают курс «Финансы для нефинансовых менеджеров» – очень полезный курс. Много курсов по методике, тактике, стратегии продаж. Люди проходят опыт ведения переговоров, деловые игры. Плюс специализированное техническое обучение, плюс английский язык тем сотрудникам, которым он необходим. Самые перспективные сотрудники имеют возможность получить международный диплом МВА.

– Вы сотрудничаете с вузами?

– Я сама окончила Московский физико-технический университет и очень уважаю этот вуз. Сейчас у нас проходят стажировку студенты, аспиранты этого института: работают, пишут дипломы и диссертации. Лучшие из них остаются у нас работать – они уже практически готовые специалисты. Такая политика подготовки кадров себя оправдывает. Я считаю, что вложения, которые компания делает в подготовку кадров, окупаются очень быстро, гораздо быстрее, чем покупка дорогого готового специалиста, который, кстати, не всегда является тем специалистом, каким он себе представляется.

– Какова ваша инвестиционная политика – сколько вы вкладываете в развитие сети, чем определяется размер инвестиций – потребностями или денежными ресурсами?

– Мы предполагали в этом году открыть четыре новых офиса – и открыли, теперь приводим их в соответствие нашим стандартам. Мы осуществляем инвестиции каждый год. Если инвестиционные ожидания высоки и бизнес в данной местности развивается успешно, то обеспечиваем техническую базу для реализации имеющихся потенциальных возможностей. У нас накоплено большое количество статистики: где и сколько поступает заказов, какие заказы мы не смогли реализовать, по каким причинам. В основном капитальные вложения делаются в развитие инфраструктуры, в строительство цифровых каналов связи, либо в беспроводные каналы, либо в налаживание спутниковой связи. Кроме того, наша компания расширяет сети за пределы территорий городов, для того чтобы обеспечить клиентам более дешевое подключение. Прибыль, полученная в России, здесь же реинвестируется и тратится на развитие уже существующих сетей. В принципе наши годовые инвестиции не такие колоссальные – примерно по 20 миллионов долларов в год. Но это продуманные до последнего винтика вложения.

– И как быстро растет ваш бизнес?

– 2001 год был для нас очень неплохим. Рост бизнеса нашей компании в 2001 году составил 15%, это выше, чем в среднем на рынке связи (11 – 13%) и рост экономики в целом (4–7%). Мы движемся явно опережающими темпами. У всех корпоративных клиентов идет развитие, открываются новые офисы и производственные подразделения, появляются запросы на современные услуги связи. И это радует.

– Какие планы на следующий год?

– Пока что мы формируем бюджет по капиталовложениям на 2002 год. Однако в ближайшие три года мы планируем продолжить модернизацию сети. Если телекоммуникационная компания хочет оставаться на современном уровне, она должна каждые пять лет менять технологии, так как они очень быстро развиваются. Развитие, конечно, идет в сторону удешевления и повышения качества.

По материалам газеты «Экономика и жизнь. Московский выпуск»


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov