Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

ИНТЕРВЬЮ: Дмитрий Ерохин, гендиректор ОАО "Ростелеком" - "Я не считаю, что демонополизация негативно скажется на "Ростелекоме"

Светлана Витковская, Ведомости
23
декабря 2003

         В начале ноября совет директоров российского национального оператора дальней связи ОАО "Ростелеком" назначил новым гендиректором компании Дмитрия Ерохина. Прежнего гендиректора телекоммуникационной монополии Сергея Кузнецова направили развивать другую "дочку" "Связьинвеста" - компанию "Северо-Западный Телеком", нынешнее состояние дел в которой беспокоило основного акционера. Ерохину досталась достаточно сильная компания - стараниями прежнего руководства "Ростелеком" начал готовиться к демонополизации рынка дальней связи, которая неизбежно произойдет через несколько лет. Свое первое интервью в новой должности Дмитрий Ерохин дал "Ведомостям", рассказав о своих задачах и планах на посту руководителя "Ростелекома", а также об особенностях бизнеса этой компании.

        - В прошлом "Ростелеком" считался довольно косной и не ориентированной на бизнес компанией. Два года назад его начали перестраивать. В какой стадии находится эта реформа?

        - Российская экономика динамично растет. Отрасль связи развивается опережающими темпами. Многое меняется, меняется и "Ростелеком". Понятно, что с таким подходом, как раньше, "Ростелеком" не мог конкурировать с новыми компаниями, альтернативными операторами, которые начали появляться на рынке. Поэтому ключевая задача "Ростелекома" и два года назад, и сегодня - это подготовка компании к предстоящей демонополизации рынка связи. Внутренняя реорганизация была первым этапом программы. Мы сократили число филиалов: из 24 филиалов было сформировано девять - семь линейных и два функциональных. Зоны обслуживания наших региональных филиалов совпадают с границами межрегиональных компаний "Связьинвеста", что обеспечивает оптимальное взаимодействие с МРК. Реформа внутренней структуры позволила существенно повысить функциональную прозрачность филиалов и повысить управляемость компании в целом. Можно сказать, что компания перестроена и приняла тот облик, который задумывался. Она стала более прозрачной и конкурентоспособной.

        - В процессе реструктуризации вы сокращали персонал. Многих ли это коснулось?

        - Да, сокращения были, и существенные. Мы сократили более 10 000 человек. В наибольшей степени это коснулось управленческого аппарата. Необходимо было исключить параллельные и дублирующие функции. Это затронуло и технический персонал в связи с проводимой работой по выводу из эксплуатации аналоговых линий связи. Сегодня, я считаю, наша компания достаточно хорошо выглядит с точки зрения организационной структуры.

        - То есть смены команды с вашим приходом не будет?

        - Нет, не будет. Команда сформирована сильная и профессиональная, способная решать поставленные перед нею задачи.

        - Что произошло внутри филиалов в результате реструктуризации?

        - Мы сократили число подразделений. Было 128 технических узлов, стало 64 территориальных управления, поэтому управляемость внутри филиалов тоже возросла. Существенную помощь оказало и внедрение системы управления предприятием.

        - У вас та же самая система фирмы Oracle, которую собираются внедрять другие компании "Связьинвеста"? То есть вы ею уже пользуетесь?

        - Не совсем так - "Ростелеком" раньше остальных компаний "Связьинвеста" начал внедрение системы управления предприятием. Мы почти год работаем с системой Axapta от компании Microsoft. С учетом филиалов у нас уже автоматизировано более 500 рабочих мест.

        - Какова основная проблема "Ростелекома"?

        - Очень большая доля наших затрат - это содержание аналоговой сети. Общая протяженность сети "Ростелекома" - около 200 000 км, из них около 70% (по протяженности) составляют аналоговые линии, которые приносят менее 30% доходов. В течение последних двух лет мы вывели из эксплуатации порядка 10 000 км аналоговых линий в год. Эта работа будет продолжена.

        - Что еще может повлиять на сокращение ваших затрат?

        - Работа по сокращению производственных затрат связана не только с выводом из эксплуатации аналоговых линий, но и с устранением перекрестного субсидирования. В этом году нам удалось вывести из эксплуатации очень затратные старые тропосферные радиорелейные линии на севере и севере-востоке страны. Эти линии обслуживались военными, мы оплатили им передислокацию, поэтому основной эффект мы увидим в следующем году - экономия составит около $3 млн в год.

        Мы выводим с баланса жилье, котельные и другие объекты соцсферы, которые не принадлежат компании, а поставлены на баланс на праве хозяйственного ведения и поэтому являются затратными. Мы планируем передать такие объекты администрациям на местах.

        - Весь рынок волнует демонополизация, обещанная министром связи к концу следующего года. Как она повлияет на ваш бизнес? Могут ли у "Ростелекома" появиться серьезные конкуренты?

        - Демонополизация и подразумевает появление конкурентов, иначе в чем ее смысл? Я не считаю, что демонополизация негативно скажется на нашей компании. У "Ростелекома" есть существенное конкурентное преимущество - современная волоконно-оптическая сеть национального масштаба. Наша сеть имеет неограниченный потенциал для увеличения пропускной способности и значительного расширения спектра предоставляемых услуг в зависимости от изменений потребностей рынка. Мы будем проводить агрессивную маркетинговую политику путем внедрения новых услуг, выхода на рынок транзита трафика между Европой и Азией и др.

        Либерализация помимо прочего подразумевает получение операторами новых лицензий на оказание услуг связи. Таким образом, для "Ростелекома" она может выразиться не только в появлении конкурентов, но и в дополнительных возможностях, например, выхода на новые, сегодня закрытые для нас рынки.

        - Однако доля рынка от услуг дальней связи у вас упадет. ..

        - Очевидно, что при демонополизации изменится сама структура сектора связи. Мы уверены, что для "Ростелекома" снижение доли рынка в одном сегменте будет компенсировано увеличением объемов самого рынка и введением новых услуг.

        - На какую рентабельность вы рассчитываете в будущем?

        - За последние два года мы добились неплохих результатов по повышению рентабельности. Например, рентабельность по OIBDA (OIBDA - операционная прибыль до вычета износа основных средств и амортизации нематериальных активов. - "Ведомости") у нас составляет 40%. Будем стараться поддерживать ее на текущем уровне и в следующем году.

        - Какова сейчас доля новых услуг в ваших доходах?

        - Сегодня она невелика - около 1% , но, безусловно, будет расти. Для привлечения клиента очень важно предложить ему дополнительные возможности, услуги. Мы, например, предлагаем услуги интеллектуальной платформы и планируем усилить их продвижение на рынок.

        - Это телефонные номера с кодом 800, на которые можно бесплатно звонить из любой точки России?

        - В частности. Покупателями таких номеров выступают компании, активно работающие в регионах, туристические компании, рекламные, маркетинговые агентства, компании с высоким уровнем обслуживания клиентов, заинтересованные в получении обратной связи от потребителей. Очень важно, чтобы абоненты понимали, что звонок по коду 800 для них бесплатный. Платит компания, которая купила у нас эту услугу. Уникальность услуги - в возможности обеспечить доступ для клиентов из любого региона России.

        - В III квартале изменилась система взаиморасчетов между операторами связи. Что вы думаете по поводу ее эффективности?

        - Система межоператорских расчетов за пропуск междугородного трафика за последние 10 - 12 лет менялась несколько раз. Новая система понятна и прозрачна для всех участников процесса. Она делает неэффективным увод трафика у "Ростелекома" и несанкционированную его терминацию в регионах (доведение до конечного пользователя. - "Ведомости"). Мы начали платить региональным операторам за приземление трафика - им выгодно приземлять наш трафик. Эффект от внедрения новой системы мы уже отчасти ощутили и хорошо увидим в следующем году. Эта система полностью отвечает принципам нового закона "О связи", вступающего в силу с 1 января 2004 г.

        Важно понимать, что новая система расчетов заложила основу для создания экономически сбалансированной модели отечественного рынка связи.

        - Международный трафик растет, но снижение расчетных такс пока сдерживает рост доходов в этом секторе. Когда вы рассчитываете на подъем в этом секторе?

        - Мы начали более активно и гибко работать с международными операторами, договорились о конкурентных тарифах, и трафик вырос. Когда наши тарифы были выше рыночных, мы теряли и трафик, и деньги. Сегодня входящий трафик растет впечатляющими темпами - примерно на 30% год к году. Да, рост трафика не вел к росту доходов, но это объясняется падением такс. По моему мнению, существенного падения тарифов в будущем ожидать не следует и, соответственно, рост трафика в скором времени найдет отражение в позитивной динамике доходов.

        - Какова, по вашему мнению, должна быть структура доходов "Ростелекома" в будущем?

        - Я не думаю, что она кардинально изменится. Сейчас доля доходов от международных услуг составляет 42% , а от междугородных - 34%. Но уже сейчас одна из ключевых задач - увеличение доли новых услуг.

        - Будете ли вы как-то решать проблему высоких расчетных такс с операторами стран СНГ? Ведь получается, что они за счет "Ростелекома" проводят свое перевооружение.

        - В странах СНГ сегодня работают операторы-монополисты. Пока они действительно устанавливают высокие таксы на терминацию трафика, и нам, как и всему миру, приходится соглашаться. Эта проблема усугубляется тем, что в России находится очень много граждан, приехавших из стран СНГ. Они звонят домой больше, чем им звонят из дома, поэтому баланс трафика со странами СНГ сегодня не в нашу пользу. В то же время в странах СНГ идут такие же процессы, как у нас, - появляются новые операторы, закладывается основа для конкуренции. Поэтому цена на терминацию трафика в эти страны будет неизбежно снижаться. Когда ситуация изменится, мы увидим значительное сокращение своих прямых затрат и увеличение рентабельности международных услуг связи, оказываемых российским клиентам.

        - Единственный рынок, где у вас есть доступ к клиенту, - это Москва. Но по новым правилам МГТС не обязана предоставлять сведения о своих абонентах третьим лицам. Аналитики считают, что в связи с этим у вас могут появиться проблемы с выставлением счетов абонентам. Насколько эти опасения обоснованны?

        - Мы работаем с МГТС на взаимовыгодных условиях, у нас единый технологический процесс. У меня нет опасений, что МГТС не будет предоставлять нам сведения об абонентах. Это не в интересах московского оператора - у нас совместный бизнес. Мы платим МГТС часть доходов, которые получаем от абонентов столицы, и чем больше наши доходы, тем больше платежи МГТС.

        - МГТС заявляет о желании повысить свою долю в доходах от услуг междугородной связи. Пойдете ли вы ей на уступки?

        - Это нормальное желание каждого оператора. Наша задача - путем переговоров найти компромиссное решение. Сейчас у нас ведутся переговоры по договору на следующий год.

        - Доля может измениться?

        - Было бы неправильно отвечать на этот вопрос до окончания переговоров.

        - Каковы ваши планы по развитию московского рынка?

        - Наша задача - удержать существующую долю рынка. Доходы от Москвы составляют значительный процент в общих доходах компании. Задача-максимум - развивать рынок и увеличивать долю. Потенциал, я считаю, у нас есть - это предоставление новых услуг, улучшение работы с клиентами. Сейчас наш филиал ММТ очень много работает над этим. В первую очередь это работа с корпоративными клиентами, так как этот рынок представляется нам очень перспективным.

        - В чем вы видите свои преимущества перед альтернативными операторами?

        - Мы предлагаем самую разветвленную сеть связи и конкурентные цены. У нас есть возможность создавать сети клиентам почти во всех регионах страны.

        - В каком состоянии находятся ваши дочерние активы?

        - В течение двух лет мы занимались реструктуризацией своих дочерних активов. Мы продали 50% -ную долю в "Совинтеле" и считаем, что поступили правильно. Пакет в Golden Telecom, который нам достался в результате этой сделки, стоит в два раза больше [чем тогда]. А платежи, которые мы получали от "Совинтела" как клиента, не уменьшились. Мы продали свою долю в "Московской сотовой связи", потому что это непрофильный актив. Сейчас у МСС новая программа развития, компании требуются инвестиции, и от нас, при сохранении доли, потребовались бы существенные финансовые вложения. Кроме того, завершена сделка по продаже "РТК-Лизинга" - в результате мы практически ликвидировали свои долговые обязательства.

        - Думаете ли вы увеличить свое участие в крупнейшем альтернативном операторе - компании Golden Telecom?

        - Сегодня говорить что-то конкретное преждевременно, хотя Golden Telecom - большая компания и ее экспансия в регионы нам интересна.

        - Сделка по продаже "РТК-Лизинга" была весьма положительно воспринята инвесторами. Однако основным негативным моментом они называют потерю контроля над динамично развивающимся интернет-провайдером "РТКомм. РУ", который к тому же использует вашу инфраструктуру. Собираетесь ли вы возвращать себе этот актив?

        - "РТКомм. РУ" - наша дочерняя компания. Она занимается очень перспективным бизнесом - предоставлением интернет-услуг в регионах. Мы несколько снизили свою долю участия при продаже "РТК-Лизинга", но компания для нас интересна, и мы хотим расширить наше участие. У нас есть понимание по этому вопросу с другими акционерами интернет-оператора. Мы провели переговоры об увеличении нашей доли и не получили возражений с их стороны. Я бы не стал опережать события, но, возможно, новости появятся в первом полугодии следующего года.

        

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov