Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Интервью Дмитрия Ерохина, генерального директора ОАО "Ростелеком"

Дмитрий Ерохин

В 2005 г. в России ожидается либерализация рынка междугородной и международной телефонной связи. О том, как готовится к либерализации ОАО "Ростелеком", рассказал генеральный директор этой компании Дмитрий Ерохин.

- Как вы оцениваете формат проводимой либерализации российского рынка дальней связи?

- Так называемый горизонтальный вариант либерализации представляется нам оптимальным для обеспечения как справедливой конкуренции на рынке дальней связи, так и доступности услуг всем абонентам Российской Федерации и равномерного развития инфраструктуры. С одной стороны, предлагаемый формат либерализации позволяет всем участникам рынка сосредоточиться на развитии своего основного бизнеса - будь то дальняя, зоновая или местная связь. Это, безусловно, должно положительно сказаться на эффективности бизнеса операторов связи и на качестве предоставляемых ими услуг.

С другой стороны, новые участники рынка дальней связи будут нести определенные обязательства - они должны будут предоставлять свои услуги в каждом субъекте Российской Федерации, что будет способствовать равномерному развитию инфраструктуры и установлению равных условий конкуренции.

Можно сказать, что от предлагаемой схемы демонополизации выигрывают все стороны. Пользователи получают возможность выбора оператора дальней связи, более качественные услуги и более гибкие тарифы. Государство - эффективный механизм равномерного развития телекоммуникационной инфраструктуры. А сами участники рынка - справедливую конкуренцию.

- Согласны ли вы с аналитиками, утверждающими, что с утратой статуса монополиста "Ростелеком" получит и новые возможности на рынке связи, в частности выход на конечных абонентов в регионах?

- Действительно, для "Ростелекома" либерализация рынка дальней связи может выразиться не только в появлении конкурентов, но и в дополнительных возможностях, например, выхода на новые для нас рынки. Кроме того, предполагается, что операторы дальней связи будут напрямую оказывать свои услуги абонентам - для нас это действительно означает выход на конечных пользователей в регионах.

- Ваша компания сегодня готова к работе в условиях конкуренции?

- "Ростелеком" в течение последних нескольких лет активно работает над повышением эффективности и конкурентоспособности бизнеса. В частности, мы провели масштабную реструктуризацию компании, развивали и модернизировали сеть, работали над оптимизацией бизнес-портфеля, запускали в эксплуатацию новые услуги. Эти меры позволили нам значительно повысить эффективность бизнеса и укрепить рыночные позиции. При этом нельзя забывать, что все это время мы работали в условиях реальной конкуренции, и, несмотря на это, наша компания не только не снизила темпов развития, но и показала значительное улучшение финансовых показателей. В качестве дальнейшего резерва повышения конкурентоспособности мы видим оптимизацию существующих бизнес-процессов. Мы будем продолжать совершенствовать маркетинговую составляющую нашего бизнеса, систему обслуживания клиентов, планируем вводить более гибкую систему тарификации, а также оперативно внедрять новые виды услуг. Особенное внимание мы сегодня уделяем развитию услуг, предоставляемых на основе Интеллектуальной сети связи (ИСС). Это "Телеголосование", "Карта связи", "Бесплатный вызов" по коду 8-800-200 - Freephone. Также мы готовим к запуску линейку услуг ИСС "Вызовы по предоплаченной карте". Кроме того, в наши планы входит дальнейшее развитие проекта "Транзит Европа-Азия", и со временем мы планируем стать серьезным игроком на рынке некоммутируемого транзита евро-азиатского трафика.

- Запланированы ли вами какие-либо изменения внутри компании в связи с изменяющимся статусом компании?

- Мы уже провели значительную работу по модернизации компании и ее подготовке к работе в условиях открытого рынка. Возможные дальнейшие изменения в компании будут зависеть от того, как станут меняться рыночные условия в будущем и на какие новые вызовы рынка нам нужно будет отвечать. В частности, те существенные изменения, которые могут произойти в характере и объеме нашей клиентской базы, потребуют от нас соответствующих изменений в подходе к работе с клиентами, а значит, и определенных изменений в работе наших коммерческих подразделений.

- Как, по вашим предположениям, изменятся тарифы на междугородную и международную связь при либерализации?

- Общеизвестно, что наши современные возможности в определении тарифной политики имеют ограничения, связанные с тем, что значительная часть тарифов напрямую регулируется государством. И поэтому сегодня, к сожалению, из-за такого регулирования мы не всегда можем устанавливать конкурентные тарифы на ряд наших услуг. Мы, безусловно, надеемся на то, что при либерализации определенные изменения произойдут в правилах государственного регулирования.

По опыту других стран в процессе либерализации после отмены или ослабления регулирования тарифы обычно снижаются. "Ростелеком" готов к тому, чтобы проводить как можно более гибкую тарифную политику, учитывающую все нюансы рыночной ситуации. И я уверен, что "Ростелеком", как компания, владеющая магистральной сетью национального масштаба, сможет предоставить пользователям самые качественные услуги дальней связи по конкурентоспособным тарифам.

- Возможно ли ухудшение финансовых показателей "Ростелекома" в 2005-2006 годах в результате лишения компании статуса монополиста?

- Для "Ростелекома" либерализация рынка дальней связи может сказаться на некоторых из существующих направлений деятельности компании. В то же время мы считаем, что увеличение объемов самого рынка дальней связи, появление новых услуг позволят нам сохранить положительную динамику доходов. Мы не только не считаем, что финансовые показатели компании снизятся в 2005-2006 годах, но и ведем работу по обеспечению базы для их роста. Сегодня есть объективные подтверждения тому, что нам это удается.

- Какую долю рынка по оптимистичному и по пессимистичному сценарию может уступить "Ростелеком" новым конкурентам в 2005-2006 годах?

- Некорректно делать такого рода прогнозы до тех пор, пока нет полной определенности в условиях проведения либерализации. В любом случае, как я уже говорил, либерализация дальней связи для "Ростелекома" будет означать появление не только новых конкурентов, но и новых возможностей для развития бизнеса.

- Как по-вашему, конкуренция на рынке дальней связи будет одинаково острой по всей территории России или как в случае с сотовой связью, конкурентная ситуация будет резко отличаться от региона к региону?

- Обсуждаемые сегодня условия "горизонтальной" либерализации предписывают оператору дальней связи необходимость присутствия и оказания услуг дальней связи во всех регионах страны. Это означает, что на всей территории Российской Федерации для всех операторов дальней связи будут установлены равные конкурентные условия. В любом случае по законам рынка конкуренция сильнее всего там, где больше всего спрос на услуги. Поэтому я не исключаю, что конкурентная ситуация может отличаться в зависимости от региона.

- Как с либерализацией рынка решаются вопросы социального характера? Например, будет ли "Ростелеком" продолжать обслуживание нерентабельных линий связи для силовых ведомств? Если да, то на каких условиях будет осуществляться такое обслуживание?

- Я не вижу никаких причин для того, чтобы "Ростелеком" перестал оказывать услуги силовым ведомствам. Мы имеем богатый опыт работы с силовыми ведомствами, и наше сотрудничество продолжает развиваться. Нам удалось провести серьезную работу по выводу из эксплуатации ряда нерентабельных аналоговых линий, и мы продолжаем переводить спецпотребителей наших услуг на современные цифровые системы передачи. Для "Ростелекома" как национального оператора обслуживание подобных клиентов - это честь. Кроме того, я хочу подчеркнуть, что оказание услуг спецпотребителям приносит компании стабильный доход.

Егор Лохмачев, Коммерсант-Телеком

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov