Интервью Дмитрия Ерохина, генерального директора ОАО "Ростелеком"
В 2005 г. в России ожидается либерализация рынка междугородной и
международной телефонной связи. О том, как готовится к либерализации ОАО "Ростелеком",
рассказал генеральный директор этой компании Дмитрий Ерохин.
- Как вы оцениваете формат проводимой либерализации российского
рынка дальней связи?
- Так называемый горизонтальный вариант либерализации представляется
нам оптимальным для обеспечения как справедливой конкуренции на рынке
дальней связи, так и доступности услуг всем абонентам Российской Федерации
и равномерного развития инфраструктуры. С одной стороны, предлагаемый
формат либерализации позволяет всем участникам рынка сосредоточиться на
развитии своего основного бизнеса - будь то дальняя, зоновая или местная
связь. Это, безусловно, должно положительно сказаться на эффективности
бизнеса операторов связи и на качестве предоставляемых ими услуг.
С другой стороны, новые участники рынка дальней связи будут нести
определенные обязательства - они должны будут предоставлять свои услуги в
каждом субъекте Российской Федерации, что будет способствовать
равномерному развитию инфраструктуры и установлению равных условий
конкуренции.
Можно сказать, что от предлагаемой схемы демонополизации выигрывают все
стороны. Пользователи получают возможность выбора оператора дальней связи,
более качественные услуги и более гибкие тарифы. Государство - эффективный
механизм равномерного развития телекоммуникационной инфраструктуры. А сами
участники рынка - справедливую конкуренцию.
- Согласны ли вы с аналитиками, утверждающими, что с утратой статуса
монополиста "Ростелеком" получит и новые возможности на рынке связи, в
частности выход на конечных абонентов в регионах?
- Действительно, для "Ростелекома" либерализация рынка дальней связи
может выразиться не только в появлении конкурентов, но и в дополнительных
возможностях, например, выхода на новые для нас рынки. Кроме того,
предполагается, что операторы дальней связи будут напрямую оказывать свои
услуги абонентам - для нас это действительно означает выход на конечных
пользователей в регионах.
- Ваша компания сегодня готова к работе в условиях конкуренции?
- "Ростелеком" в течение последних нескольких лет активно работает над
повышением эффективности и конкурентоспособности бизнеса. В частности, мы
провели масштабную реструктуризацию компании, развивали и модернизировали
сеть, работали над оптимизацией бизнес-портфеля, запускали в эксплуатацию
новые услуги. Эти меры позволили нам значительно повысить эффективность
бизнеса и укрепить рыночные позиции. При этом нельзя забывать, что все это
время мы работали в условиях реальной конкуренции, и, несмотря на это,
наша компания не только не снизила темпов развития, но и показала
значительное улучшение финансовых показателей. В качестве дальнейшего
резерва повышения конкурентоспособности мы видим оптимизацию существующих
бизнес-процессов. Мы будем продолжать совершенствовать маркетинговую
составляющую нашего бизнеса, систему обслуживания клиентов, планируем
вводить более гибкую систему тарификации, а также оперативно внедрять
новые виды услуг. Особенное внимание мы сегодня уделяем развитию услуг,
предоставляемых на основе Интеллектуальной сети связи (ИСС). Это
"Телеголосование", "Карта связи", "Бесплатный вызов" по коду 8-800-200 -
Freephone. Также мы готовим к запуску линейку услуг ИСС "Вызовы по
предоплаченной карте". Кроме того, в наши планы входит дальнейшее развитие
проекта "Транзит Европа-Азия", и со временем мы планируем стать серьезным
игроком на рынке некоммутируемого транзита евро-азиатского трафика.
- Запланированы ли вами какие-либо изменения внутри компании в связи
с изменяющимся статусом компании?
- Мы уже провели значительную работу по модернизации компании и ее
подготовке к работе в условиях открытого рынка. Возможные дальнейшие
изменения в компании будут зависеть от того, как станут меняться рыночные
условия в будущем и на какие новые вызовы рынка нам нужно будет отвечать.
В частности, те существенные изменения, которые могут произойти в
характере и объеме нашей клиентской базы, потребуют от нас соответствующих
изменений в подходе к работе с клиентами, а значит, и определенных
изменений в работе наших коммерческих подразделений.
- Как, по вашим предположениям, изменятся тарифы на междугородную и
международную связь при либерализации?
- Общеизвестно, что наши современные возможности в определении тарифной
политики имеют ограничения, связанные с тем, что значительная часть
тарифов напрямую регулируется государством. И поэтому сегодня, к
сожалению, из-за такого регулирования мы не всегда можем устанавливать
конкурентные тарифы на ряд наших услуг. Мы, безусловно, надеемся на то,
что при либерализации определенные изменения произойдут в правилах
государственного регулирования.
По опыту других стран в процессе либерализации после отмены или
ослабления регулирования тарифы обычно снижаются. "Ростелеком" готов к
тому, чтобы проводить как можно более гибкую тарифную политику,
учитывающую все нюансы рыночной ситуации. И я уверен, что "Ростелеком",
как компания, владеющая магистральной сетью национального масштаба, сможет
предоставить пользователям самые качественные услуги дальней связи по
конкурентоспособным тарифам.
- Возможно ли ухудшение финансовых показателей "Ростелекома" в
2005-2006 годах в результате лишения компании статуса монополиста?
- Для "Ростелекома" либерализация рынка дальней связи может сказаться
на некоторых из существующих направлений деятельности компании. В то же
время мы считаем, что увеличение объемов самого рынка дальней связи,
появление новых услуг позволят нам сохранить положительную динамику
доходов. Мы не только не считаем, что финансовые показатели компании
снизятся в 2005-2006 годах, но и ведем работу по обеспечению базы для их
роста. Сегодня есть объективные подтверждения тому, что нам это удается.
- Какую долю рынка по оптимистичному и по пессимистичному сценарию
может уступить "Ростелеком" новым конкурентам в 2005-2006 годах?
- Некорректно делать такого рода прогнозы до тех пор, пока нет полной
определенности в условиях проведения либерализации. В любом случае, как я
уже говорил, либерализация дальней связи для "Ростелекома" будет означать
появление не только новых конкурентов, но и новых возможностей для
развития бизнеса.
- Как по-вашему, конкуренция на рынке дальней связи будет одинаково
острой по всей территории России или как в случае с сотовой связью,
конкурентная ситуация будет резко отличаться от региона к региону?
- Обсуждаемые сегодня условия "горизонтальной" либерализации
предписывают оператору дальней связи необходимость присутствия и оказания
услуг дальней связи во всех регионах страны. Это означает, что на всей
территории Российской Федерации для всех операторов дальней связи будут
установлены равные конкурентные условия. В любом случае по законам рынка
конкуренция сильнее всего там, где больше всего спрос на услуги. Поэтому я
не исключаю, что конкурентная ситуация может отличаться в зависимости от
региона.
- Как с либерализацией рынка решаются вопросы социального характера?
Например, будет ли "Ростелеком" продолжать обслуживание нерентабельных
линий связи для силовых ведомств? Если да, то на каких условиях будет
осуществляться такое обслуживание?
- Я не вижу никаких причин для того, чтобы "Ростелеком" перестал
оказывать услуги силовым ведомствам. Мы имеем богатый опыт работы с
силовыми ведомствами, и наше сотрудничество продолжает развиваться. Нам
удалось провести серьезную работу по выводу из эксплуатации ряда
нерентабельных аналоговых линий, и мы продолжаем переводить
спецпотребителей наших услуг на современные цифровые системы передачи. Для
"Ростелекома" как национального оператора обслуживание подобных клиентов -
это честь. Кроме того, я хочу подчеркнуть, что оказание услуг
спецпотребителям приносит компании стабильный доход.
Егор Лохмачев, Коммерсант-Телеком
|