Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Дмитрий Ерохин, Генеральный директор ОАО «Ростелеком»: «Либерализация рынка дальней связи открывает дополнительные возможности и для «Ростелекома»

Прайм-ТАСС

28.03.2005

16:40 

 

В текущем году особое внимание участников телекоммуникационного рынка приковано к компании «Ростелеком». Одна из причин - демонополизация сектора дальней связи. Что собирается предпринять компания, чтобы в изменившихся конкурентных условиях сохранить своих клиентов и приобрести новых? Об этом идет речь в беседе с генеральным директором ОАО «Ростелеком» (RTKM) Дмитрием Ерохиным.

 

Корр.: Какие значительные события произошли в компании за последнее время?

 

Дмитрий Ерохин: Прошедший год для нашей компании сложился вполне удачно. «Ростелеком» добился высоких темпов роста трафика и выручки от услуг как междугородной, так и международной связи. Это стало результатом целенаправленной работы по повышению эффективности бизнеса в условиях стремительно развивающегося российского рынка связи. По итогам минувшего года международное рейтинговое агентство «Standard & Poor's» повысило долгосрочный кредитный рейтинг компании с «B» до «В+», прогноз «стабильный». По мнению S&P, на рост кредитоспособности ОАО «Ростелеком» значительное влияние оказали эффективные действия менеджмента по сокращению издержек и сохранению лидирующих рыночных позиций компании в конкурентных условиях. Продолжалась работа над совершенствованием корпоративного управления, повышением прозрачности и эффективности нашего бизнеса. Усилия коллектива получили независимое признание - в 2004 году «Ростелеком» занял первое место по результатам исследования информационной прозрачности российских компаний, которое уже в третий раз проводилось независимым международным рейтинговым агентством Standard & Poor`s. Кроме того, компания была признана ведущей в регионе Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в области корпоративного управления, по итогам исследования состояния корпоративного управления в крупнейших компаниях стран с развивающейся экономикой. Такое исследование ежегодно проводит журнал Euromoney. Среди наиболее значимых для ОАО «Ростелеком» проектов 2004 года я бы назвал завершение модернизации основных участков магистральной сети «Москва-Хабаровск» и «Москва-Новороссийск», в результате чего удалось увеличить пропускную способность сети в 4 раза. Общая протяженность модернизированных линий составила 15,3 тыс км. Сегодня «Ростелеком» имеет высокоскоростные выходы на Европу с точками присутствия в Лондоне, Стокгольме и Франкфурте. Модернизация магистральной сети компании и получение дополнительной емкости в азиатском направлении создают уникальные условия для пропуска больших объемов трафика между Европой и Азией по сети ОАО «Ростелеком» как кратчайшему и наиболее надежному наземному трансконтинентальному маршруту.

 

Корр.: Валерий Яшин в своем интервью назвал «Ростелеком» самой технологичной компанией холдинга. Какие шаги предпринимаются для укрепления завоеванных позиций?

 

Д.Е.: Действительно, за последние годы «Ростелеком» приложил значительные усилия для укрепления технологической составляющей - цифровой магистральной сети, ставшей основой конкурентных преимуществ компании. Для обеспечения потребителей услугами связи в полном объеме «Ростелеком» продолжает наращивать свой технический потенциал: строит новые линии связи, пристально следит за состоянием и функционированием своей сети и т. д. При этом мы не только учитываем сегодняшние потребности рынка, но и работаем на опережение. Замечу также, что «Ростелеком» стремится быть не только технологичной, но и эффективно работающей, ориентированной на запросы рынка компанией. Мы провели масштабную реструктуризацию, работали над оптимизацией бизнес-портфеля, вводили в эксплуатацию новые услуги. И нашими приоритетными задачами на будущее по-прежнему являются повышение конкурентоспособности и обеспечение дальнейшего роста доходов, укрепление и развитие технологической базы.

 

Корр.: С этого года рынок дальней связи демонополизируется, как это отразится на деятельности компании?

 

Д.Е.: Когда нам задают подобные вопросы, то подразумевается, что «Ростелеком» - это полная монополия, единственная компания на рынке дальней связи. Давайте реально смотреть на вещи. Мобильная связь, IP-телефония уже создали конкуренцию. Мы работаем в рыночных условиях. При этом наша компания не только не снизила темпов развития, но и наращивает их. Так, чистая прибыль предприятия за первые девять месяцев 2004 года составила 6590,7 млн руб., что на 37,8 проц выше показателя за аналогичный период 2003 года. Вполне вероятно, что демонополизация изменит структуру бизнеса компании, потому готовимся к возможным переменам. Для «Ростелекома» либерализация может сказаться на некоторых направлениях деятельности. В то же время считаем, что увеличение объемов услуг, развитие других секторов и появление новых услуг позволят сохранить положительную динамику доходов. Либерализация может выразиться не только в появлении конкурентов, но и в дополнительных возможностях, например выхода на новые для нас рынки. Активно готовимся к этому. В частности, масштабная реструктуризация позволила значительно повысить эффективность бизнеса и укрепить рыночные позиции «Ростелекома» на динамичном телекоммуникационном рынке России. В качестве резерва повышения конкурентоспособности рассматриваем оптимизацию бизнес-процессов. Будем и дальше совершенствовать обслуживание наших клиентов, повышать прозрачность и точность межоператорских взаиморасчетов, планируем ввести более гибкую систему тарификации, а также оперативно внедрять новые виды услуг.

 

Корр.: Существует мнение, что «Ростелеком» недостаточно гибко реагирует на быстро меняющийся рынок. Прокомментируйте, пожалуйста.

 

Д.Е.:Наши возможности в определении тарифной политики имеют ограничения, обусловленные тем, что значительная часть тарифов напрямую регулируется государством. И по этой причине, к сожалению, мы не всегда можем устанавливать конкурентные тарифы на некоторые услуги. Но надеемся, что при либерализации рынка дальней связи в правилах государственного регулирования произойдут определенные изменения. Современный «Ростелеком» - динамично развивающаяся компания, ориентированная на ведение эффективного бизнеса. Компания прямо заинтересована в том, чтобы у нее была возможность проводить как можно более гибкую тарифную политику, учитывающую все нюансы рыночной ситуации и обеспечивающую получение наибольшего дохода. Даже в нынешних условиях мы продолжаем работу по совершенствованию тарифной политики. Благодаря проведенной в течение последних лет работе с российскими и зарубежными операторами «Ростелекому» удалось добиться серьезных результатов. Сейчас тарифная политика компании в значительной мере приведена в соответствие с международными стандартами.

 

Корр.: Доля новых услуг, предоставляемых компанией, по-прежнему невелика, что делается в этом направлении?

 

Д.Е.: В соответствие с законами маркетинга, для удержания лидирующих позиций на рынке на смену базовым, приносящим основной доход, услугам должны приходить новые, которые станут популярными в будущем. «Ростелеком» активно разрабатывает и внедряет новые перспективные услуги. Особое внимание компания уделяет услугам, предоставляемым на основе интеллектуальной сети связи /ИСС/, таким, как «Телеголосование», «Карта связи», «Бесплатный вызов» по коду 8-800-200 /Freephone/. Уже в 2003 году вывод на рынок услуг ИСС позволил нам добиться роста доходов от них на 86,9 проц. В 2004 году зафиксирован еще более высокий темп роста. В настоящее время «Ростелеком» предоставляет услуги бесплатного вызова «Номер 8-800-200» в коде 8-800 и услугу «Телеголосование» в коде 8-803. Готовится к запуску линейка услуг ИСС «Вызовы по предоплаченной карте» с использованием номеров в кодах 8-802, 8-805, 8-806. Планируется введение услуги на базе кода 8-809. Важное преимущество услуг «Ростелекома» в том, что компания предоставляет их на федеральном уровне. Ранее единственным регионом, где оператор оказывал услуги населению, была Москва. Запустив универсальную «Карту Связи», «Ростелеком» вышел на новый для себя всероссийский рынок конечных пользователей. Кстати, для нас карточный сервис не новинка: прежде компания предлагала различные виды пластиковых карт /»СТК», «Карта Мира» и др/, которые также были предназначены для получения доступа к услугам телефонной связи и Интернета. Новый продукт принципиально отличается тем, что обеспечивает возможность получения большого количества услуг с помощью одной карты, которую можно использовать в различных регионах России и за рубежом.

 

Корр.: Планирует ли «Ростелеком» заявить о себе как о национальном операторе IP-телефонии?

 

Д.Е.:«Ростелеком» является национальным оператором дальней связи, обеспечивающим как услуги междугородной и международной связи конечным пользователям, так и транзит трафика. Сегодня сеть позволяет осуществлять пропуск трафика на основе любой технологии - с коммутацией каналов и пакетов. Мы оказываем операторам связи услуги передачи IP-трафика. Компания планирует и дальше развивать данное направление. Должен подчеркнуть, что для нас IP-телефония - это одна из применяемых технологий установления междугородных и международных соединений, а не самостоятельная услуга.

 

Корр.: В настоящее время многие телекоммуникационные компании активно осваивают сегмент корпоративных клиентов. Заинтересован ли «Ростелеком» в развитии этого направления?

 

Д.Е.:«Ростелеком» уже не первый год работает на рынке корпоративных клиентов, предоставляя услуги международной и междугородной связи, аренды каналов, ИСС и прочие. В частности, ряд крупных компаний покупают у «Ростелекома» 800-е номера. На данный момент заключено около 300 договоров с крупнейшими компаниями России на предоставление услуги «Бесплатный вызов» по коду 8-800. Если раньше эту услугу могли позволить себе только крупные компании, то теперь она доступна и предприятиям, занятым в сфере среднего бизнеса. «Ростелеком» ввел новую линейку гибких тарифных планов, которая обеспечивает клиенту возможность выбора наиболее оптимального варианта. Этот шаг во многом способствовал тому, что услуга FreePhone стала еще более доступной. Корпоративный рынок, возможно, потенциально не менее емкий, чем операторский. И тем привлекателен для нас. «Ростелеком» стремится к активному расширению своего присутствия в этом сегменте и придает большое значение разработке предложений для корпоративного сектора.

 

Корр.: Расскажите о ближайших и долгосрочных планах компании.

 

Д.Е.: Задача менеджмента компании - укрепить имеющиеся достижения и создать условия для дальнейшего развития бизнеса. В наших планах - наращивание усилий по продвижению услуг компании на рынке евроазиатского телекоммуникационного транзита. Для этого есть все необходимые лицензии и технические возможности. В дополнение к выгодным ценам и гибким условиям продаж «Ростелеком» предлагает своим партнерам высокую надежность сети и минимальное время распространения сигнала. Это возможно благодаря высокоскоростным наземным каналам связи на основе технологии DWDM и уникальному географическому положению нашей страны. Кроме того, мы продвигаем услуги компании на корпоративный рынок и развиваем перспективные услуги для конечного пользователя, разрабатываем новейшие услуги планируемой мультисервисной сети связи. Планируем также продолжать активную работу на международном рынке и развивать международное сотрудничество. На сегодняшний день компания имеет прямые международные выходы на сети более 100 операторов в 72 странах, участвует в 30 международных кабельных системах и взаимодействует с 400 международными операторами и компаниями. Ведущий оператор связи страны «Ростелеком» является постоянным членом Международного союза электросвязи, входит в Совет операторов электросвязи регионального содружества в области связи, участвует в ряде других международных организаций. Поступательное развитие нашей компании обеспечивает команда высококлассных топ-менеджеров и специалистов, которой можно гордиться. Профессиональное развитие сотрудников - одна из стратегических задач кадровой политики «Ростелекома». В нашей компании уже не первый год функционирует корпоративный университет. В заключение хочу еще раз отметить, что важнейшая составляющая нашего успеха на телекоммуникационном рынке - мощная, отвечающая всем требованиям современных рыночных условий сеть компании. И для того чтобы обеспечить клиентов качественными и современными услугами связи, «Ростелеком» прилагает большие усилия для перспективного развития своей сети.

 

 

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov