Владимир Хрупов, генеральный директор
ОАО "РТКомм.РУ": "Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что
региональная политика должна быть очень деликатной"
- Владимир Афанасьевич, вышло так, что именно в этот день 9
месяцев назад вы возглавили РТКОММ.
- Действительно, 9 месяцев срок весьма символичный. За это время
зарождается новая человеческая жизнь, вынашивается ребенок… Только в
моем случае эта красивая аналогия не очень подходит. Мне никто 9 месяцев
для вынашивания не давал, рожать, извините, пришлось сходу. Тем не
менее, на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что РТКОММ
компания хорошая, сильная, крепко стоит на ногах. Особенно сильна
управленческая команда на среднем уровне. Реализация намеченного на 2004
г плана развития компании идет успешно. План первого полугодия мы
выполнили на 109 проц, несмотря на достаточно серьезные трудности,
связанные, главным образом, с административной реформой.
- Какие же проблемы создала административная реформа для компании?
- Часть наших клиентов – бюджетополучатели. Административная реформа
ликвидировала прежние министерства и ведомства и создала новые агентства
и службы. Пока формальные процедуры не закончены их вроде как и нет.
Соответственно для них не урегулирован вопрос бюджетного финансирования
и расходования средств, но услуги то им мы продолжаем оказывать, не
взирая на их текущий статус.
- Гос органы, наверное, составляют значительную часть ваших
клиентов?
- На самом деле доля государственных структур в общем числе наших
клиентов не так велика, как все почему-то думают. Она составляет всего
лишь 7-10 проц. Сюда входят все государственные структуры, с которыми мы
работаем, включая муниципальные образования. Изначально наш бизнес был
создан по модели "оператор для операторов". С прошлого года мы начали
работать с корпоративными и государственными клиентами. Эта работа более
сложная в том смысле, что для таких клиентов требуется комплексное
решение. Для оператора мы просто предоставляем соединение, налаживаем
систему биллинга и работаем без проблем. С корпоративными и
государственными заказчиками ситуация гораздо сложнее. В корпорациях,
как правило, существуют разветвленные системы управления, вот, например,
"Русский алюминий" – у него множество филиалов. Ему нужны хорошие
качественные услуги, поэтому он долго выбирал и пришел, в конце концов,
к нам. Но он заинтересован, чтобы проект был сделан "под ключ". А что
это значит? Это означает работу на территориях, где "Русал" ведет свой
бизнес. Это испытания, доказательства заявленных характеристик,
изменение методик и т.д. и т.п. - тяжелый труд. Однако еще труднее с
государственным заказчиком, потому что крупные госзаказчики требуют
решения в формате 1:89. Прокуратура, Министерство РФ по налогам и
сборам, Пенсионный фонд, все работают в 89 субъектах РФ. Вы понимаете,
что одновременно реализовывать проект в 89 регионах страны, совсем
непросто. Еще один специфический аспект заключается в том, что, к
примеру, с оператором или корпоративным заказчиком всегда можно
поторговаться – они понимают, что качественная услуга стоит денег. С
государевыми службами торговаться не приходится – у них есть бюджет, им
все и ограничивается. А при этом еще конкурсные процедуры и тендеры, без
которых сегодня не обходится размещение ни одного государственного
заказа. Подготовка к участию в тендере тоже непростое занятие. Но и на
этом проблемы не исчерпываются. В каких-то ведомствах уже инсталлированы
какие-то системы и программные продукты и нередко госзаказчик требует
при внедрении нового сохранения старого, а это зачастую не всегда
возможно. И далеко не все государственные структуры готовы к внедрению и
использованию современных инфокоммуникационных технологий и услуг. Но,
тем не менее, позитивная динамика заметна, дело продвигается. Вот
недавно Минфин активизировал деятельность в этом направлении, МНС уже
практически полностью модернизировал свои системы.
- Развитие новых направлений и изменение структуры клиентской базы
потребовало значительных изменений в структуре самой компании?
- Кардинальных изменений не потребовало. Мы провели некоторую
оптимизацию структуры компании. В частности, создали новый департамент
инноваций, где собрали сильную команду, которая занимается поиском и
отработкой новых решений для передачи внедренческим структурам. Сейчас у
нас работает 232 человека в шести департаментах. В Москве компания
базируется на четырех площадках. Кроме представительского здания у нас
есть еще одно, где располагаются наши технические департаменты, а также
есть две площадки на Московских международных телефонных станциях -
"девятке" и "десятке". На "девятке" у нас находится центр управления
сетью. Сейчас мы заключаем с ними новый долгосрочный договор. Еще есть
две 100-проц "дочки" в Ростове и Новосибирске, там работает порядка 80
человек. Эти компании работают вместе с нами, на нас, ну, и мы на них
естественно. Кроме того, у нас 142 узла передачи данных по всей России в
84 субъектах федерации. Их обслуживают специалисты, нанятые по договору.
Как правило, эти узлы располагаются в местных "Электросвязях" или узлах
"Ростелекома".
- Как у РТКОММа построены отношения с оператором федеральной
транзитной сети и межрегиональными компаниями связи?
- Сегодня на 95 проц мы базируемся на каналах "Ростелекома",
остальные каналы – это космическая связь от ГПКС. В этом году мы
заключили договора о сотрудничестве с тремя межрегиональными компаниями,
входящими в холдинг "Связьинвест". Таким образом, на сегодняшний день у
нас оформлены партнерские отношения с пятью МРК из семи. Пока
соответствующие договора не заключены с "Северо-Западным Телекомом" /СЗТ/
и "Центртелекомом". С СЗТ мы успешно работаем и без специальных
договорных отношений. В общих чертах наше сотрудничество с МРК можно
описать следующим образом. Когда мы получаем заказ от корпоративных или
государственных клиентов на реализацию проекта, предусматривающего
работы в регионах, в первую очередь, мы приглашаем к участию в этом
проекте местную "Электросвязь". Как правило, они могут обеспечить все
необходимые работы. В случае, я бы сказал в редком случае, когда по
каким-то причинам у них такой возможности нет, мы ищем партнеров среди
альтернативных операторов. Ну, и мы для "Электросвязей" главный,
практически единственный партнер для обеспечения передачи IP-трафика.
- Вы предлагает МРК какие-то специальные тарифы на транзит
IP-трафика?
- Естественно, мы предоставляем определенные скидки для МРК на услуги
транзита, учитывая наши партнерские отношения, а также их участие в
наших проектах. Но я бы не сказал, что разница в цене значительна. Нет
какой-то четко определенной ставки дисконта, для разных компаний она
разная, что продиктовано объективными обстоятельствами. В целом скидка
не превышает порядка 10 проц. Мы же коммерческая компания.
- Ресурсов транзитной сети "Ростелекома" вполне хватает?
- В последнее время "Ростелеком" предпринял значительные усилия для
расширения канальной емкости. Например, внедрено оборудование DWDM на
магистрали Москва-Новосибирск, сейчас завершается внедрение на участке
до Владивостока. Так что недостатка в канальной емкости мы не
испытываем.
- Что представляют из себя ваши региональные узлы передачи данных?
- Наш узел передачи данных представляет собой несколько стоек с
набором оборудования, включающего маршрутизаторы, системы сопряжения с
магистральными каналами и сетью общего пользования. Узлы типовые, но
мощность их различается в зависимости от реальных потребностей региона.
Мы строим их по модульному принципу с возможностью наращивания ресурсов.
Часть оборудования мы приобретаем в лизинг, используя условия,
предлагаемые нашим мажоритарным акционером – ОАО "РТК-Лизинг". Льготной
ставки у нас нет. Лизинговая схема нам выгодна, поскольку мы быстро
возвращаем затраты и начинаем работать на прибыль. В этом году на
развитие мы заложили 10 млн долл. Узлы передачи данных мы планируем уже
совсем скоро иметь в каждом субъекте федерации.
- Это принципиальный вопрос?
- Да, поскольку часто условием проводимых тендеров является
требование к присутствию в каждом регионе.
- Существует мнение, что РТКОММ существенно увеличит объем доходов
по итогам реализации мероприятий ФЦП "Электронная Россия". Каково
участие компании в программе и какие перспективы вы видите в связи с ее
реализацией?
- Я бы всячески поддерживал такое мнение, оно придает нам вес,
повышает имидж и солидность, но, говоря по правде, в реальности дело
обстоит иначе. "Электронная Россия" – это тяжелый хлеб. По результатам
выигранного тендера в прошлом году мы участвуем в проектах создания
узлов подключения к компьютерным сетям таких организаций как ФГУП "Почта
России", Госатомнадзор РФ, Генпрокуратура России, региональные
администрации и госучреждения Республики Чувашия, Министерство
здравоохранения РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы
законодательной власти субъектов РФ, ВГТРК, Минприроды РФ,
Минобразования РФ и другие. В этом году к работам мы еще не
привлекались. В перспективе программа даст увеличение числа клиентов, а
следовательно, объема доходов операторов, но это только в будущем.
- В начале года РТКОММ заявлял планы расширения региональной
экспансии, как движется этот процесс, вы планируете покупать
региональные компании?
- Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что региональная
политика должна быть очень деликатной. Московским сапогом нельзя топтать
регионы. Регионы сегодня другие, они сейчас стали самодостаточными.
Грамотное сотрудничество с местными административными органами и
бизнес-структурами даст гораздо больше позитивного эффекта. Когда я
пришел в компанию первое, что я попросил объяснить мне – какая выгода от
того, что мы получили 100 проц акций в региональных дочках? Ну, был у
нас контрольный пакет, разве этого было недостаточно? Что изменилось с
тем, что мы стали 100-проц владельцами? Мы как пускали всю прибыль этих
компаний на их развитие, так и пускаем, и в ближайшие годы будем
пускать. Все равно весь трафик, который они собирают, идет к нам. От
того, что местные бизнесмены или операторы были бы там соучредителями,
мы бы ничего не потеряли.
- Вы видите перспективные активы в регионах?
- Конечно. Если бы не коммерческие интересы, я мог бы назвать вам
пару известных региональных операторов, с акционерами которых мы ведем
переговоры. Для них сегодня продажа части акций вплоть до контрольного
пакета такому крупному магистральному оператору, как РТКОММ тоже
выгодна. Они понимают, что их бизнес может выжить и развиваться только
за счет такого партнерства. Это становится особенно актуальным сейчас в
преддверии принятия нормативных актов, устраняющих пробелы в
регулировании сферы их деятельности. Предложений о продаже местных
компаний мы получили уже достаточно.
Сергей Астафуров
ПРАЙМ-ТАСС Б.И.Т. 18 августа 2004 г |