Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
  Владимир Хрупов, генеральный директор ОАО "РТКомм.РУ": "Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что региональная политика должна быть очень деликатной"

- Владимир Афанасьевич, вышло так, что именно в этот день 9 месяцев назад вы возглавили РТКОММ.

- Действительно, 9 месяцев срок весьма символичный. За это время зарождается новая человеческая жизнь, вынашивается ребенок… Только в моем случае эта красивая аналогия не очень подходит. Мне никто 9 месяцев для вынашивания не давал, рожать, извините, пришлось сходу. Тем не менее, на сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что РТКОММ компания хорошая, сильная, крепко стоит на ногах. Особенно сильна управленческая команда на среднем уровне. Реализация намеченного на 2004 г плана развития компании идет успешно. План первого полугодия мы выполнили на 109 проц, несмотря на достаточно серьезные трудности, связанные, главным образом, с административной реформой.

- Какие же проблемы создала административная реформа для компании?

- Часть наших клиентов – бюджетополучатели. Административная реформа ликвидировала прежние министерства и ведомства и создала новые агентства и службы. Пока формальные процедуры не закончены их вроде как и нет. Соответственно для них не урегулирован вопрос бюджетного финансирования и расходования средств, но услуги то им мы продолжаем оказывать, не взирая на их текущий статус.

- Гос органы, наверное, составляют значительную часть ваших клиентов?

- На самом деле доля государственных структур в общем числе наших клиентов не так велика, как все почему-то думают. Она составляет всего лишь 7-10 проц. Сюда входят все государственные структуры, с которыми мы работаем, включая муниципальные образования. Изначально наш бизнес был создан по модели "оператор для операторов". С прошлого года мы начали работать с корпоративными и государственными клиентами. Эта работа более сложная в том смысле, что для таких клиентов требуется комплексное решение. Для оператора мы просто предоставляем соединение, налаживаем систему биллинга и работаем без проблем. С корпоративными и государственными заказчиками ситуация гораздо сложнее. В корпорациях, как правило, существуют разветвленные системы управления, вот, например, "Русский алюминий" – у него множество филиалов. Ему нужны хорошие качественные услуги, поэтому он долго выбирал и пришел, в конце концов, к нам. Но он заинтересован, чтобы проект был сделан "под ключ". А что это значит? Это означает работу на территориях, где "Русал" ведет свой бизнес. Это испытания, доказательства заявленных характеристик, изменение методик и т.д. и т.п. - тяжелый труд. Однако еще труднее с государственным заказчиком, потому что крупные госзаказчики требуют решения в формате 1:89. Прокуратура, Министерство РФ по налогам и сборам, Пенсионный фонд, все работают в 89 субъектах РФ. Вы понимаете, что одновременно реализовывать проект в 89 регионах страны, совсем непросто. Еще один специфический аспект заключается в том, что, к примеру, с оператором или корпоративным заказчиком всегда можно поторговаться – они понимают, что качественная услуга стоит денег. С государевыми службами торговаться не приходится – у них есть бюджет, им все и ограничивается. А при этом еще конкурсные процедуры и тендеры, без которых сегодня не обходится размещение ни одного государственного заказа. Подготовка к участию в тендере тоже непростое занятие. Но и на этом проблемы не исчерпываются. В каких-то ведомствах уже инсталлированы какие-то системы и программные продукты и нередко госзаказчик требует при внедрении нового сохранения старого, а это зачастую не всегда возможно. И далеко не все государственные структуры готовы к внедрению и использованию современных инфокоммуникационных технологий и услуг. Но, тем не менее, позитивная динамика заметна, дело продвигается. Вот недавно Минфин активизировал деятельность в этом направлении, МНС уже практически полностью модернизировал свои системы.

- Развитие новых направлений и изменение структуры клиентской базы потребовало значительных изменений в структуре самой компании?

- Кардинальных изменений не потребовало. Мы провели некоторую оптимизацию структуры компании. В частности, создали новый департамент инноваций, где собрали сильную команду, которая занимается поиском и отработкой новых решений для передачи внедренческим структурам. Сейчас у нас работает 232 человека в шести департаментах. В Москве компания базируется на четырех площадках. Кроме представительского здания у нас есть еще одно, где располагаются наши технические департаменты, а также есть две площадки на Московских международных телефонных станциях - "девятке" и "десятке". На "девятке" у нас находится центр управления сетью. Сейчас мы заключаем с ними новый долгосрочный договор. Еще есть две 100-проц "дочки" в Ростове и Новосибирске, там работает порядка 80 человек. Эти компании работают вместе с нами, на нас, ну, и мы на них естественно. Кроме того, у нас 142 узла передачи данных по всей России в 84 субъектах федерации. Их обслуживают специалисты, нанятые по договору. Как правило, эти узлы располагаются в местных "Электросвязях" или узлах "Ростелекома".

- Как у РТКОММа построены отношения с оператором федеральной транзитной сети и межрегиональными компаниями связи?

- Сегодня на 95 проц мы базируемся на каналах "Ростелекома", остальные каналы – это космическая связь от ГПКС. В этом году мы заключили договора о сотрудничестве с тремя межрегиональными компаниями, входящими в холдинг "Связьинвест". Таким образом, на сегодняшний день у нас оформлены партнерские отношения с пятью МРК из семи. Пока соответствующие договора не заключены с "Северо-Западным Телекомом" /СЗТ/ и "Центртелекомом". С СЗТ мы успешно работаем и без специальных договорных отношений. В общих чертах наше сотрудничество с МРК можно описать следующим образом. Когда мы получаем заказ от корпоративных или государственных клиентов на реализацию проекта, предусматривающего работы в регионах, в первую очередь, мы приглашаем к участию в этом проекте местную "Электросвязь". Как правило, они могут обеспечить все необходимые работы. В случае, я бы сказал в редком случае, когда по каким-то причинам у них такой возможности нет, мы ищем партнеров среди альтернативных операторов. Ну, и мы для "Электросвязей" главный, практически единственный партнер для обеспечения передачи IP-трафика.

- Вы предлагает МРК какие-то специальные тарифы на транзит IP-трафика?

- Естественно, мы предоставляем определенные скидки для МРК на услуги транзита, учитывая наши партнерские отношения, а также их участие в наших проектах. Но я бы не сказал, что разница в цене значительна. Нет какой-то четко определенной ставки дисконта, для разных компаний она разная, что продиктовано объективными обстоятельствами. В целом скидка не превышает порядка 10 проц. Мы же коммерческая компания.

- Ресурсов транзитной сети "Ростелекома" вполне хватает?

- В последнее время "Ростелеком" предпринял значительные усилия для расширения канальной емкости. Например, внедрено оборудование DWDM на магистрали Москва-Новосибирск, сейчас завершается внедрение на участке до Владивостока. Так что недостатка в канальной емкости мы не испытываем.

- Что представляют из себя ваши региональные узлы передачи данных?

- Наш узел передачи данных представляет собой несколько стоек с набором оборудования, включающего маршрутизаторы, системы сопряжения с магистральными каналами и сетью общего пользования. Узлы типовые, но мощность их различается в зависимости от реальных потребностей региона. Мы строим их по модульному принципу с возможностью наращивания ресурсов. Часть оборудования мы приобретаем в лизинг, используя условия, предлагаемые нашим мажоритарным акционером – ОАО "РТК-Лизинг". Льготной ставки у нас нет. Лизинговая схема нам выгодна, поскольку мы быстро возвращаем затраты и начинаем работать на прибыль. В этом году на развитие мы заложили 10 млн долл. Узлы передачи данных мы планируем уже совсем скоро иметь в каждом субъекте федерации.

- Это принципиальный вопрос?

- Да, поскольку часто условием проводимых тендеров является требование к присутствию в каждом регионе.

- Существует мнение, что РТКОММ существенно увеличит объем доходов по итогам реализации мероприятий ФЦП "Электронная Россия". Каково участие компании в программе и какие перспективы вы видите в связи с ее реализацией?

- Я бы всячески поддерживал такое мнение, оно придает нам вес, повышает имидж и солидность, но, говоря по правде, в реальности дело обстоит иначе. "Электронная Россия" – это тяжелый хлеб. По результатам выигранного тендера в прошлом году мы участвуем в проектах создания узлов подключения к компьютерным сетям таких организаций как ФГУП "Почта России", Госатомнадзор РФ, Генпрокуратура России, региональные администрации и госучреждения Республики Чувашия, Министерство здравоохранения РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, ВГТРК, Минприроды РФ, Минобразования РФ и другие. В этом году к работам мы еще не привлекались. В перспективе программа даст увеличение числа клиентов, а следовательно, объема доходов операторов, но это только в будущем.

 - В начале года РТКОММ заявлял планы расширения региональной экспансии, как движется этот процесс, вы планируете покупать региональные компании?

- Опыт нашего бизнеса в регионах дает понять, что региональная политика должна быть очень деликатной. Московским сапогом нельзя топтать регионы. Регионы сегодня другие, они сейчас стали самодостаточными. Грамотное сотрудничество с местными административными органами и бизнес-структурами даст гораздо больше позитивного эффекта. Когда я пришел в компанию первое, что я попросил объяснить мне – какая выгода от того, что мы получили 100 проц акций в региональных дочках? Ну, был у нас контрольный пакет, разве этого было недостаточно? Что изменилось с тем, что мы стали 100-проц владельцами? Мы как пускали всю прибыль этих компаний на их развитие, так и пускаем, и в ближайшие годы будем пускать. Все равно весь трафик, который они собирают, идет к нам. От того, что местные бизнесмены или операторы были бы там соучредителями, мы бы ничего не потеряли.

- Вы видите перспективные активы в регионах?

- Конечно. Если бы не коммерческие интересы, я мог бы назвать вам пару известных региональных операторов, с акционерами которых мы ведем переговоры. Для них сегодня продажа части акций вплоть до контрольного пакета такому крупному магистральному оператору, как РТКОММ тоже выгодна. Они понимают, что их бизнес может выжить и развиваться только за счет такого партнерства. Это становится особенно актуальным сейчас в преддверии принятия нормативных актов, устраняющих пробелы в регулировании сферы их деятельности. Предложений о продаже местных компаний мы получили уже достаточно.

Сергей Астафуров
ПРАЙМ-ТАСС Б.И.Т. 18 августа 2004 г

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov