Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Александр Изосимов: "ВымпелКом" интересуют все страны СНГ"

Александр ИзосимовВ конце ноября Александр Изосимов, генеральный директор сотового оператора "ВымпелКом", собрал в неофициальной обстановке представителей ведущих средств массовой информации, освещающих вопросы телекоммуникаций. Поводом для приглашения прессы стало слияние "ВымпелКома" со своим дочерним предприятием "ВымпелКом - Регион". "Сотовик" уже сообщал о намерении федерального оператора провести это присоединение.

Однако трудности, с которыми столкнулась компания в ходе подготовки к слиянию, не стали основной темой беседы. Журналисты хотели узнать у одного из наиболее информированных в этой области специалистов о расстановке сил на телекоммуникационном рынке и путях его развития. В беседе принял участие и корреспондент "Сотовика".

- В настоящее время рубль начал укрепляться. Существуют ли у "ВымпелКом" планы перехода на российскую валюту?
- Рано или поздно это все равно произойдет. Другой вопрос: когда? На мой взгляд, российская компания, которая работает с российским рынком, так или иначе, перейдет на расчеты в рублях. Мы постепенно будем мигрировать в сторону национальной валюты, то есть весь учет и операции будут вестись в рублях. Пока учет производится в долларах. Естественно, что многие из показателей, даже если исчисляются в рублях, имеют долларовую составляющую. Когда мы анализировали это, выяснилось, что большая часть наших затрат - долларовая. И поскольку в Нью-Йорке мы котируемся в долларах, то с точки зрения валютных рисков, ситуация сейчас сбалансирована. Переход с американской валюты на русскую в данный момент без существенного реструктурирования затратной базы, повлечет увеличение валютного риска для компании. Поскольку сегодня рубль укрепляется, но завтра может ослабиться. Зарплата сотрудников - далеко не самый существенный элемент затрат. Хотя во многих регионах зарплата начисляется в долларовом эквиваленте. В том, что касается обслуживания сети: строительства и поддержания ее в рабочем состоянии, расчет с поставщиками услуг привязывается к валюте договора - как правило, евро или доллару.

- С "Ростелекомом" расчеты ведутся также в долларах?
- "Ростелеком" - один из основополагающих факторов развития индустрии. Когда вся телекоммуникационная индустрия начнет переходить на расчеты в рублях, для нас будет куда более естественным следовать за этим процессом. Но я привел ситуацию с переходом на рубли как некий пример того, куда мы направим высвобождающиеся ресурсы.

- Многие аналитики говорили, что ваши финансовые показатели были бы лучше, если бы вы произвели слияние раньше. Можно как-то реально оценить, как отразилось слияние на финансовых показателях?
- Прибыль, например, связана с интересами миноритариев - их интересы вычитаются из части прибыли. Важно понимать, что эти деньги никуда не уходят, то есть это некоторая бухгалтерская операция, которая вычитает средства из баланса миноритариев и кладет их на счет "ВымпелКом" в регионах. Так что это некоторая бухгалтерская величина, которая не несет никакого смыслового значения. Если прямо отвечать на ваш вопрос, то это было 25 миллионов чистого дохода в третьем квартале.

- Удалось ли компании повысить лояльность абонентов?
- С лояльностью абонентов, что у нас, что и у МТС - одна проблема, потому что цифра, которую мы публикуем в ежеквартальном отчете, завуалировано раскрывает проблему оттока абонентов. Мы говорим про кого-то, кто перестал пользоваться связью шесть месяцев, а иногда и двенадцать месяцев назад, и сравниваем с базой, которая есть на данный момент. Соответственно, когда база растет такими гигантскими темпами, отток абонентов в процентном отношении выглядит гораздо меньшим. Поэтому, как только рост замедлится, отток начнет ощущаться куда более болезненно. И говорить, что мы решили проблему, и заинтересованность абонентов повысилась на столько-то - трубить победу совершенно неоправданно. Если сравнивать результаты трех кварталов, третий был подвержен пунктуациям, связанным с нехваткой номерной емкости, мы применили политику отключения "пассивных" абонентов, которые не пользовались связью несколько месяцев, что добавило нам существенный отток абонентов.

После того, как были решены проблемы с выделением 906 кода, после того, как была четко определена процедура получения номерной емкости, то есть стало известно - кому, сколько и когда платить, мы перешли на стандартную политику. У нас уйдет примерно полтора месяца на то, чтобы вернуться к нормальной, стабильной ситуации. Поэтому на отток следует смотреть как на среднее между двух кварталов. Третий и четвертый квартал в совокупности покажут более корректную цифру оттока абонентов "ВымпелКома". То есть в ноябре-декабре произойдет более слабый отток, чем в предыдущем месяце.

- Для вас проблема оттока абонентов важна или вы считаете, что это вовсе не проблема?
- Естественно, мы теряем деньги при оттоке, но это не является довлеющей проблемой для компании - потому что стоимость приобретения абонента пока довольно низкая. Для компаний на Западе, где используются такие маркетинговые акции, как субсидирование телефонов, это совершенно другая ситуация - там, естественно, каждый абонент, уходящий от оператора, обходится ему намного дороже. Я слышал, что у Telenor, например, подключение одного абонента стоит около пяти тысяч долларов. Изменение базы там очень незначительное, но, насколько мне известно, они продали в прошлом году больше телефонов, чем когда бы то ни было. Это означает, что практически половина их клиентуры поменяла телефоны на субсидируемые. Поэтому мы пока рассматриваем проблему оттока абонентов как не очень серьезную, но она станет очень быстро острой, как только замедлится рост базы. Отток - это же некоторый индикатор существующих проблем. Есть два пути ее решения: первый - подписание годовых контрактов, чтобы клиент не уходил. Второй - мы пытаемся определить, что нужно конкретному абоненту, сконструировать для него правильное предложение. Решения, которые мы предлагаем, ориентированы на то, чтобы стимулировать потребление наших услуг. Одним словом, мы пытаемся усилить лояльность наших абонентов за счет более точных предложений для разных сегментов потребителей.

- Это отразится как-нибудь на договорах с абонентами? Например, "МегаФон", объявил о выплате компенсаций. Вы тут же поддержали инновацию и в Нижнем Новгороде тут же дали компенсацию за неполадки в аппаратуре. Будет ли включен этот аспект в договоры с абонентами?
- Как составить такой договор? Очень сложно предусмотреть все возможные ситуации, когда мы должны будем или захотим компенсировать неудобства, причиненные нашим абонентам. Если мы каким-то образом считаем, что не выполняем свои обещания по причинам, зависящим от нас, компания будет пытаться каким-то образом это компенсировать. Внести это в договор и формализовать будет достаточно сложно. Такой документ станет скоплением мертвого шрифта - это не совсем те отношения, которые мы хотим построить с клиентами.

- Аналитики прогнозируют уменьшение темпов роста сотовой связи в РФ. Однако у операторов есть инструменты, методы привлечения абонентов. Так, например, у МТС в Северо-западном регионе абонентам, подключившимся к тарифному плану "Джинс", выдают еще две SIM-карты на полгода. И похожих инструментов много. "БиЛайн" тоже перед Новым годом дарил своим абонентам SIM-карты. Таким путем можно побить все рекорды роста абонентской базы. Инстинктивно операторы к этому стремятся, и если кто-то из них количественно или качественно проиграл какой-то рынок - это позор, и маркетологов можно увольнять. Можно услышать вашу взвешенную позицию?
- Бизнес подразумевает наличие конкуренции. Рынок дает определенные премиальные своим лидерам. Если посмотреть на уже устоявшиеся рынки, то доли абонентских баз операторов практически не перераспределяется - то есть заканчивается фаза проникновения и рынок стабилизируется на определенном уровне. После этого абонентская база практически не перераспределяется. На этот этап можно смотреть как на карточную игру - какие карты получил при сдаче, с такими и придется играть впоследствии. Дальше с устоявшейся абонентской базой можно уже работать, чтобы стимулировать потребление услуг. В том, что касается ее наполнения, мы говорим не о "мертвых душах", а о реальном числе абонентов, которые нам нужны.

Сейчас идет дискуссия о том, какая доля двойных SIM-карт нам нужна в обращении. Сейчас в Москве 14-15 миллионов абонентов - 30% из этого числа, по нашей оценке, имеют две SIM-карты или карту, которая не используется. Реальный уровень проникновения сотовой связи в Москве соответствует примерно 50-60%. Если попытаться подсчитать число реальных абонентов в России, а не число SIM-карт, находящихся в обращении, то получится около 70 миллионов реальных абонентов. Если бы мы сейчас активно начали раздавать SIM-карты, а такое действительно было в практике "БиЛайна", потом за это придется дорого платить месяцев через шесть, поскольку летом произойдет большой отток абонентов. Мы перестали смотреть на этот способ, как на инструмент эффективного стимулирования - мы стараемся продавать SIM-карты реальным абонентам.

Я думаю, что прирост абонентов должен затормозиться в следующем году. Естественно, рынок будет продолжать расти, но не такими темпами. То есть если на следующий год мы можем ожидать таких же результатов в абсолютном исчислении, то в 2006 произойдет очень существенное замедление. Рост проникновения в Москве фактически закончится в следующем году, поэтому наша стратегия будет состоять в удержании абонентов, стимулировании роста голосового трафика и потребления дополнительных услуг.

- МТС отмечает рост абонентской базы и ARPU в Украине?
- Несмотря на то, что активный рост абонентских баз операторов в России закончится в следующем году, Акции "ВымпелКом" ориентированы на рост. Высший менеджмент и совет директоров, анализируя ситуацию, пришли к выводу, что следующим этапом в развитии компании будет расширение в СНГ, в частности, в Украину. Выход на рынок этого государства входит в наши стратегические планы. Вопрос только в том: как и когда? Самым привлекательным и естественным шагом стало бы слияние с "Киевстар", учитывая похожую структуру их владения. Однако есть один аспект Telenor владеет большей частью "Киевстар" что позволяет ему консолидировать результаты "Киевстара" в свои доходы, и естественно, Telenor не готов отдавать столь лакомый кусок. И акционеры, и совет директоров Telenor вряд ли поддержат вот такое "лобовое" решение. Мы продолжаем вести переговоры, но, похоже, что такой вариант не пройдет. Поэтому сейчас мы ищем альтернативные способы проникновения на украинский рынок, которые могут включать в себя весь спектр взаимодействий и с "Киевстаром" и с "Голден Телекомом".
Сейчас мы анализируем, каким способом обеспечить возможность для акционеров "ВымпелКома" поучаствовать, так скажем, в возможностях роста, которые предоставляет украинский рынок - 50 миллионов потенциальных абонентов, степень проникновения чуть больше 20%, показатель роста экономики почти 10%. Таких привлекательных рынков больше нет. И если мы найдем возможность для выхода на него, мы попытаемся ее реализовать.

- Какие планы у компании в отношении других стран СНГ, Прибалтики?
- Прибалтика не входит в зону наших интересов - она находится под протекторатом скандинавских операторов - интенсивность и зрелость этого рынка определяют совершенно иную конкурентную модель.

Ведь чем силен "ВымпелКом"? У нас есть некоторая бизнес-модель, которая позволяет быстро и эффективно строить сети с достаточно низкими затратами и работать с массовым рынком. В Прибалтике рынок совершенно другой - зрелый, где все стоит дорого. Поэтому Прибалтика исключена из рассмотрения. Мы сконцентрировали внимание на странах, где сравнительно низкое проникновение и высокая возможность для роста даже в условиях низкого ARPU. Естественно, что все страны СНГ попадают в этот спектр.

На рынок Казахстана мы уже вышли. В Узбекистане существуют многочисленные опции, поскольку там было выдано пять лицензий. МТС там сейчас крупнейший оператор. Но с другой стороны, абонентская база в 250 000 при населении 25 миллионов - это ничего.

Мы рассматриваем выход во все страны практически без исключения. Компания отказалась от участия в тендере в Туркменистане, поскольку оператор, выставленный на торги, имел совершенно непонятные лицензионные условия, к тому же лицензия истекала в конце этого года.

То же самое и в Якутии: цена на торгах оказалась достаточно высокой. Мы сделали оценку компании и установили определенную планку. В итоге мы посчитали цену за актив неоправданно высокой и просто прекратили участие в торгах.

- А в Белоруссии?
- В республике Беларусь бизнес имеет довольно интересный характер. В частности, существуют условия, при которых нет вариантов покупки контрольного пакета акций, а это сразу же порождает определенные опасения. В Беларуси сейчас реально ничего приобрести нельзя. Когда был объявлен тендер, мы подали заявку на участие, приготовившись как-то приспосабливаться к существующим условиям, но тендер был отменен. Так что на данный момент для нас ничего реального в Беларуси нет. С точки зрения бизнеса, компании, которые оперируют в республике, очень успешны, и экономика Беларуси очень привлекательна. Поэтому Белорусь мы не снимаем со счетов.

- Кавказские республики?
- Армения и Грузия также находятся в сфере наших интересов, так же как и Азербайджан. Однако наша активность в этих регионах зависит от динамики конкретных переговоров (часть из них публична, часть - нет, поэтому комментировать эти переговоры я не могу в силу их конфиденциальности). Из тех переговоров, сведения о которых публичны, я могу привести в пример Грузию. Там … продается "Мартиком". Это будет очень большая сделка, и мы выразили свой интерес. Если продажа этого оператора будет происходить открытым тендером - это хорошо, если нет, то не понятно, каким образом поведет себя консорциум. Это сложная сделка, которая потребует реструктуризации. В зависимости от того, сколько финансовых ресурсов потребует эта сделка, мы либо будем принимать в ней участие, либо нет.
Скажем так, пока нас интересуют рынки всех государств СНГ за исключением Туркменистана, где условия лицензии были неприемлемы. Если компания "Бакселл" будет выставлена на продажу, то мы, естественно, свой интерес подтвердим.

СОТОВИК
 

 
 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov