Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
ИНТЕРВЬЮ: Александр Кабановский, президент AnTel Group

Юрий Грановский
Ведомости

10 сентября 2002
        
 "Если предубеждения и есть, мы сможем их преодолеть".

        Президент AnTel Group Александр Кабановский о телекоммуникационном бизнесе группы "МЕНАТЕП".

        Группа "МЕНАТЕП" - владелец контрольного пакета НК "ЮКОС" - с недавних пор всерьез занялась телекоммуникационным бизнесом. Специально созданный под это направление холдинг AnTel Group менее чем за год превратился в крупного игрока российского и восточноевропейского телекоммуникационного рынка. Ряд крупных приобретений компаний (самым ярким из которых стало, безусловно, приобретение центральноевропейских активов обанкротившегося оператора KPNQwest) на общую сумму около $140 млн в ближайшее время может быть продолжен. О том, как МЕНАТЕП собирается работать на новом для себя поле, рассказывает президент AnTel Group Александр Кабановский.

        - Насколько телекоммуникационное направление важно для МЕНАТЕПа? Какое место отведено AnTel в бизнесе группы?

        - Создание AnTel было серьезным стратегическим решением. МЕНАТЕП намерен развивать свое присутствие в телекоммуникационном бизнесе. Высокие технологии представляют интерес для группы. AnTel - это не просто телекоммуникационное подразделение МЕНАТЕПа. Это отдельная бизнес-единица, закрывающая сектор, в котором есть интерес присутствия. Телекоммуникационное направление будет развиваться точно так же, как и любой другой бизнес группы.

        - Определился ли МЕНАТЕП, сколько будет вложено в эту отрасль?

        - У нас разработана четкая стратегия развития телекоммуникационного направления, но сказать на сегодняшний день, что для ее реализации потребуется какая-то определенная сумма, очень сложно, учитывая ту ситуацию, которая сложилась в отрасли. Четких планов, что будет вложено столько-то денег, чтобы достичь такого-то результата, нет. У нас довольно гибкий подход. Можно сказать, планы меняются по ходу развития AnTel.

        - Телекоммуникационный бизнес нов для группы. Управленцев, искушенных в этой отрасли, в МЕНАТЕПе нет. Столкнулся ли AnTel с кадровыми проблемами? Есть ли среди менеджеров компании известные на рынке связи личности?

        - В приобретенных нами компаниях работают менеджеры, которые занимались телекоммуникационным бизнесом уже на протяжении восьми-девяти лет, у них накоплен очень богатый опыт. Было бы неразумно его не использовать. Как раз сейчас мы занимаемся упорядочиванием отношений нашего холдинга с операторами. Все директора компаний, в которых мы участвуем, приобретенных нами компаний участвуют работают в над дальнейшим развитии развитием нашего бизнеса. Я могу назвать членами нашей команды генерального директора "Раскома" Виталия Киреева, гендиректора "Метрокома" Равиля Халикова, гендиректора "Макомнета" Алексея Гончарука, Леонида Денисова из МКС, Сергея Матвеева из "Магистрали" и многих других. В управлении купленными нами восточноевропейскими активами KPNQwest будет участвовать команда менеджеров из Венгрии. Она стояла у истоков RPNQwest КPNQwest Ebone Central Europe, когда та еще принадлежала GTS, и когда-то выдержала не самые легкие времена.

        - Какова была логика приобретений операторских компаний? Какую компанию вы хотите построить?

        - Ко всем нами купленным компаниям нас привлек тот факт, что они все занимают сильные позиции на ключевых рынках как в России, так и в Восточной Европе. Мы будем строить компанию, которая ориентируется на корпоративный рынок. Это голос, передача данных, высококачественная связь. То, чем занимается любой оператор, который предоставляет услуги корпоративным клиентам. Все наши операторы по большому счету предоставляют аналогичные услуги, ориентируясь на одну и ту же клиентскую базу. Единственная разница в том, что одна компания работает в Москве, другие - в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Восточной Европе. Безусловно имеет смысл 

- А зачем вам понадобилось приобретение компании в Европе? Какое конкурентное преимущество вам даст восточноевропейский оператор?

        - Рассматривать рынок телекоммуникаций можно по-разному. Например, с географической точки зрения. Мне кажется, достаточно успешный бизнес нужно развивать в рамках определенного региона. Если реально смотреть на объем рынков, который есть сейчас в Восточной Европе, то можно построить достаточно интересный и уникальный бизнес. Даст ли нам что-то приобретение компании KPNQwest Ebone Central Europe для бизнеса в России? Я думаю, что есть перспективы для того, чтобы работа этой компании дала некий синергетический эффект с тем, что у нас есть в России. И наоборот. Понимаете, мы не рассматриваем Россию как обособленный рынок. Мы заинтересованы только в том, чтобы развивать наш телекоммуникационный бизнес в целом. А Россия - это один из наиболее перспективных рынков, это только один из рынков, на которым котором мы хотим участвовать сосредоточим наши ресурсы.

        - А вы делали какие-то вложения в инфраструктуру приобретенных компаний?

        - Пока было только одно не очень крупное вложение в мае этого года, на $1,3 млн, в бизнес нашей американской компании Andrew Telecom. Это было нужно для расширения того бизнес-направления, которым она занимается. Andrew Telecom - реселлер телекоммуникационного трафика между Европой, Латинской Америкой, Восточной Европой и Центральной Азией.

        Кроме этого мы сейчас изучаем, что нужно сделать с точки зрения инвестиций с теми компаниями, которые мы купили в декабре прошлого года. Это долгий процесс. Необходимо понять, что реально нужно для того, чтобы расширить их деятельность. Нужно упорядочить некоторые бизнес-процессы внутри самих компаний.

        - А в каком состоянии находятся купленные вами активы KPNQwest? Потребуются ли вложения, чтобы привести их в порядок?

        - То, что мы приобрели, это группа компаний, которая стояла у истоков GTS. У них достаточно успешный бизнес в Венгрии, Польше, Чехии, Словакии, Румынии. Не нужно путать эти компании с целым, что впоследствии представляли собой GTS и KPNQwest. В них было и осталось много частей, которые для нас неинтересны. Например, мы не заинтересованы в покупке транзитных сетей в Западной Европе, это не наш бизнес. Мы заинтересованы именно в той части телекоммуникационного бизнеса, который непосредственно позволяет работать с клиентом. На сегодняшний день те компании, которые мы приобрели, достаточно успешно работают с довольно крупными клиентами на своих рынках.

        - То есть вы не интересуетесь бизнесом "операторов для операторов"?

        - Это очень тяжелый бизнес как в Европе, так и в России, и в данный момент он не является ключевым направлением нашего развития интересен для нас.

        - А есть вероятность того, что будут приобретения операторских компаний подходящего профиля в Западной или Северной Европе?

        - Любая компания, которая хочет добиться чего-то, должна очень четко понимать тот рынок, на котором она хочет выступать. Все рынки не покрыть. Конечно, у нас есть возможность приобрести компании в Западной Европе. Но я не думаю, что наша сила в том, чтобы просто скупать активы где попало и потом стараться построить бизнес там, где это не удалось сделать другим. Сегодня наши интересы сосредоточены на рынке Восточной Европы (в эти рынки я включаю и бывшие страны СНГ).

        - По рынку ходят упорные слухи о возможном приобретении вами российских активов Metromedia.

        - Я буду откровенен. Мы не вступали в какие-либо разговоры с представителями Metromedia вообще. Я не исключаю возможность того, что мы будем продолжать приобретать некоторые активы в России, в Восточной Европе. Но любое решение по приобретению должно соответствовать достаточно жестким критериям, которые существуют внутри нашей группы для обоснования той или иной инвестиции.

        - В этом процессе наступит некий перелом, когда вы перестанете покупать и начнете вкладывать в уже купленное?

        - Мы заинтересованы в том, чтобы те бизнесы, которые мы приобрели, работали эффективно. А как это будет сделано - путем непосредственных инвестиций в развитие инфраструктуры уже купленного бизнеса либо приобретением каких-то новых компаний - неважно.

        - Будет ли создана единая марка, под которой ваши компании будут предоставлять услуги?

        - Да. Мы работаем над неким единым брэндом для всех наших компаний. Его название пока не могу сказать. Это процесс достаточно творческий, и мы ожидаем, что единая марка появится к началу следующего года. Определенного ответа по срокам пока нет. Хотелось бы, чтобы к началу следующего года появилась единая брэндовая политика.

        - А структуру собственности приобретенных компаний менять будете? Сливать их?

        - Тоже пока не могу ответить на этот вопрос. Разумное зерно в этой идее есть. Но надо долго оценивать, как именно сливать компании. Тут главное - просчитать, чтобы таким процессом не убить какие-нибудь бизнесы. Также нужно учитывать интересы и предпочтения наших партнеров. Поэтому я считают, что телекоммуникационный сектор в ближайшем будущем станет весьма важным для МЕНАТЕПа.

        - А не боитесь, что вы у всех ассоциируетесь с "ЮКОСом"? Многие крупные потенциальные клиенты - добывающие компании - могут не захотеть с вами работать.

        - Во-первых, корпоративная связь нужна не только добывающим гигантам. Во-вторых, как мы будем восприниматься рынком - это вопрос времени. Даже если предубеждения и есть, мы сможем их преодолеть. Мы независимая операторская компания.

        - В пресс-релизе про приобретение KPNQwest Ebone Central Europe было сказано, что вы исследуете возможность стратегического альянса. Какую компанию вы ищете, какие требования предъявляете к потенциальному партнеру?

        - Там не совсем точно было сказано. Мы не ищем стратегического партнера. Мы рассматриваем предложения. Мы открыты для возможности стратегического партнерства. Мы постоянно с кем-то говорим по этому поводу. Это и операторские компании, и финансовые институты, и иностранные, и местные. Но с кем мы будем сотрудничать и будем ли сотрудничать вообще, пока неизвестно.

       

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov