Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100
Интервью "Самарскому обозрению" генерального директора ЗАО СМАРТС Геннадия Кирюшина,февраль 2002

Компания сотовой связи СМАРТС планирует в этом году создать единую зону покрытия в регионах своего присутствия от Ярославля до Астрахани. Сделано это будет за счет охвата основных населенных пунктов и главных транспортных магистралей. Кроме того, в этом году планируется значительно увеличить количество регионов, в которых работает СМАРТС. Для решения этих задач количество базовых станций будет увеличено в 5 раз, а сумма инвестиций в развитие единой сети составит около 60 млн. долл. Об этом рассказал генеральный директор ЗАО СМАРТС Геннадий Кирюшин.

Положение устойчивое

– Какую долю рынка сотовой связи Самарской области занимает сейчас компания СМАРТС? Сколько абонентов у компании?

– У ЗАО СМАРТС в Самарской и Ивановской областях 116 тысяч абонентов. Если говорить в целом о группе компаний СМАРТС, то в начале апреля мы планируем достичь планки в 300 тысяч абонентов. По нашим расчетам, мы контролируем около 50% рынка сотовой связи Самарской области. Впрочем, по расчетам наших конкурентов, наша доля – около 35%. Где истина, сказать трудно, так как единой системы подсчета абонентов на региональном рынке пока, к сожалению, нет.

– Сколько абонентов вы планируете набрать к концу года?

– ЗАО СМАРТС планирует достичь отметки в 200 тысяч абонентов, то есть в два раза больше, чем сейчас. Но нужно отметить, что рост доходной базы заметно отстает от роста количества наших клиентов. В целом по прошлому году средний счет абонента составлял 36 долл. в месяц, сейчас он уже упал до 25 долл. в месяц.

– Как вы оцениваете положение компании на рынке?

– Судя по тем темпам прироста абонентов, которые сохранились даже после выхода на рынок МегаФона, мы считаем, что положение устойчивое. Темпы прироста остаются очень высокими. Если в начале прошлого года к сети СМАРТС в Самарской области подключалось 1,5-2 тысячи новых клиентов в месяц, то сейчас подключается около 5 тысяч в месяц.

– Насколько серьезную конкуренцию вам оказывает Билайн-Самара?

– Компания Билайн-Самара направляет много ресурсов на организацию сети GSM-1800 (они называют этот стандарт DCS-1800) и в связи с этим несколько отстает в конкурентной борьбе. Экономический эффект сети, работающей на частоте 1800 МГц, реален в пределах областных центров и других крупных городов. Если же увеличивать зону покрытия, то резко возрастают расходы на ее создание и возникают сомнения, что вложенные средства удастся возвратить. Мы думаем, что отвлечение сил и средств на цели построения новой сети затормозило темпы развития Билайн-Самары месяцев на 9-10, это очень серьезный срок. Поэтому сейчас два основных игрока на рынке сотовой связи области – СМАРТС и МегаФон. Ожидаем появления на рынке компании Вымпелком-Р, которая, наверное, запустит свою сеть в области раньше, чем Билайн-Самара начнет предоставлять коммерческие услуги на базе новой сети. Все-таки у Вымпелкома-Р очень серьезные финансовые, кадровые и технологические возможности.

Единая сеть

– Как, по вашим прогнозам, будет развиваться ситуация на региональном сотовом рынке в этом году в связи с возможным выходом на рынок нового крупного игрока?

– Следует иметь в виду, что если в целом по региону средний ежемесячный счет абонента упадет ниже 15 долл., то оператору, который к этому моменту соберется выходить на рынок, будет очень непросто оправдать свои затраты на создание сети. Сейчас привлекательность сотового рынка Самарской области очень сильно преувеличена. Люди пока еще относятся к этому бизнесу как к сверхдоходному, опираясь на данные, которые были актуальны несколько лет назад. Резкое падение доходов сотовых компаний, наблюдаемое сейчас, говорит об ином. Уровень рентабельности работы сотовых операторов уже сейчас соизмерим с уровнем рентабельности обычных телефонных компаний, а если средний счет будет и дальше падать такими же темпами, то рентабельность сотовиков станет даже ниже, чем в обычной телефонии.

– Как вы оцениваете емкость рынка?

– В случае, если средний счет упадет до 15 долл. в месяц, емкость рынка, по нашим расчетам, достигнет 500 тысяч абонентов.

– Расскажите об инвестиционных программах компании СМАРТС, которые планируется реализовать в этом году.

– В этом году перед всеми предприятиями, входящими в группу компаний СМАРТС, поставлена задача включить в зону покрытия все районные центры в своих регионах, основные транспортные магистрали и осуществить «стыковку» зон покрытия на границах регионов по основным траснпортным магистралям. То есть планируется создать единую сеть, «накрывающую» регионы присутствия группы компаний СМАРТС. Чтобы выполнить эту программу, нужно довести количество базовых станций до 1000. Для сравнения – в конце прошлого года у нас работало около 200 базовых станций. Увеличивается и количество регионов, в которых работает СМАРТС. В ближайшие месяцы наши сети заработают в Саратовской области, Татарстане, Башкирии, Мордовии, Калмыкии, Республике Марий Эл.

– Сколько инвестиций планируется в этом году вложить в развитие группы компаний?

– По всей группе компаний СМАРТС совокупно будет вложено около 60 млн. долл. В этой сумме примерно половина – собственные средства.

Нужны инвестиции

– Как можно прокомментировать сообщения, периодически появляющиеся в федеральных СМИ, о возможности приобретения СМАРТС российским оператором сотовой связи МТС?

– Мы не отрицаем возможности перераспределения акций между собственниками компании, возможно и привлечение новых акционеров. К сожалению, среди наших акционеров нет крупных финансовых институтов, которые могли бы способствовать получению кредитов на развитие. Жизнь требует резко увеличить темпы развития компании, это и подталкивает нас к поиску акционеров, которые либо могли бы способствовать в получении кредитных ресурсов, либо были способны сами предоставить займы, инвестиции. Поиск таких акционеров идет. Одно время нашим «фаворитом» в этом плане была компания МТС. Однако затем произошли некие события, которые резко затормозили переговоры с нею. А в последнее время стала появляться информация, что МТС стремится самостоятельно получить лицензии на оказание услуг сотовой связи в различных регионах Поволжья. Сейчас переговоров с этой компанией нет. С другими потенциальными инвесторами переговоры идут, но пока не особо активно.

– То есть в завершающую стадию переговоры пока не вступили?

– Нет, даже близко пока ничего подобного нет. Даже если сейчас начнутся очень интенсивные переговоры с каким-либо потенциальным инвестором, то из-за законодательных и иных ограничений они вступят в завершающую стадию в самом лучшем случае не раньше чем через год.

– Можно ли сказать, что компания остро нуждается в стратегическом инвесторе?

– Руководство компании понимает, что обстоятельства могут сложиться таким образом, что стратегический инвестор потребуется. Но пока ситуация иная и мы развиваемся, опираясь на собственные силы.


 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov