Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

Генеральный директор компании "ПетерСтар" Виктор Кореш

О ситуации на телекоммуникационном рынке Петербурга в связи с уходом американской компании Metromedia International Group и о том, как это отразится на бизнесе компании "ПетерСтар", рассказывает генеральный директор "ПетерСтара" Виктор Кореш.
 
- Ваша компания выставлена на продажу. Какой информацией по этому поводу уже можно поделиться? Кто, по вашим прогнозам, станет покупателем российских активов Metromedia, в частности "ПетерСтара"?

- Пока сложно сказать что-то определенное. Завершение процесса продажи компании зависит от торга. Он сейчас идет. Metromedia уходит, и она заинтересована в первую очередь продать свой российский бизнес по наибольшей цене. Кто им даст эту цену? На данный момент это невозможно спрогнозировать. Мы лишь знаем, кто может претендовать на активы Metromedia. Это "Телекоминвест", "Система-Телеком", группа Ходорковского. Я слышал, называли еще "Ростелеком". И этот список можно продолжать. Мне кажется, не стоит раньше времени делать из этого проблему: у компании меняется владелец - это нормально. В любом случае это не должно сказаться на повседневной деятельности предприятия.

- В какие сроки должна произойти продажа?

- Пока оглашено только желание Metromedia продать свои активы. Как показывает практика, между желанием и результатом - большой временной интервал. Давайте вспомним: в конце второго квартала этого года была совершена сделка по продаже "Совинтела" "Ростелекому". Но мы-то знаем, что предварительные условия по этой сделке были сформулированы еще в конце 2001 года - они уже тогда были всем известны. Думаю, что и в случае с Metromedia процесс продажи может затянуться. Вероятно, переход прав от одного владельца к другому произойдет не раньше конца первого квартала следующего года. Отсутствие излишней торопливости у Metromedia в очередной раз подтверждает мой тезис о том, что идет обычный подготовительный процесс купли-продажи компании. Ситуация не критична, потому что Metromedia не убегает, а спокойно уходит.

- Ожидаете ли вы изменений в стратегии развития оператора после прихода того или иного владельца?

- В принципе, смена акционеров не должна влиять на рыночное положение эффективной компании. На сегодня "ПетерСтар" - эффективная фирма. Достаточно сказать, что в 2002 году мы ожидаем прирост выручки в размере 17%. Развиваются новые технологии и направления бизнеса. Я думаю, что в интересах новых акционеров - сохранить динамику развития компании. Могут поменяться приоритеты. Скорее всего, речь может идти об изменении некоторых тактических вопросов, но вряд ли о смене стратегии развития фирмы. Я не исключаю, что, например, у нового владельца могут быть противоречия с другим нашим акционером - "Телекоминвестом", но эти текущие и обычные для акционерных обществ разногласия не станут поводом для кардинальной ломки чего бы то ни было. Так или иначе, вопрос в том, кто придет в качестве акционера. Если это оператор - одно дело, если холдинговая структура - другое.

- Ситуацию с Metromedia многие связывают с явной тенденцией ухода западных стратегических инвесторов с российского телекоммуникационного рынка. Вы согласны с такой оценкой?

- Мне кажется, что российский телекоммуникационный рынок подошел к той стадии развития, когда он может развиваться сам, без особой сторонней помощи. Западный бизнес сделал свое дело: построил инфраструктуру, внедрил технологии, оборудование, кабельные ресурсы, вывел на рынок компании, на протяжении многих лет стимулировал их развитие - создал основу и содержание отечественного рынка телекоммуникаций. Сейчас пришел момент, когда старые проверенные и успешные игроки способны прокормить себя самостоятельно, а новые просто не нужны рынку.

Сколько новых компаний из области телекоммуникаций, которые появились хотя бы за этот год, вы можете назвать? А вспомнить-то действительно практически нечего: новых игроков очень мало - и не потому, что нет денег, а потому, что сейчас в них нет особой необходимости, так как рынок в большинстве своих сегментов насыщен. Те же компании, которые уже несколько лет работают на этом рынке, все чаще выбирают тактику реинвестиций - их положение позволяет им это делать.

Например, "ПетерСтар" последние несколько лет живет исключительно за счет реинвестирования. Мы даже не берем кредиты. Мы открываем на свои деньги новые дорогостоящие направления бизнеса и вкладываем в их развитие не менее 10 млн долларов в год. А в следующем году вложения будут примерно на 20% больше. И мы в этом смысле не исключение. Активно реинвестируют, например, и "Совинтел", и другие компании.

Западные инвесторы понимают это и уходят. На смену им закономерно приходит отечественный капитал: вот, мы видим, появился "ЮКОС", активизировалась "Альфа Групп" и т.д. Кризисное состояние западного телекоммуникационного рынка тоже не надо сбрасывать со счетов, но это все-таки не главная причина изменений.

- В этом году вы как раз реинвестировали в новое для себя направление - предоставление массовых интернет-услуг. Как вы оцениваете итоги работы нового проекта?

- Первые результаты говорят о том, что мы в целом добились выполнения тех задач, которые ставили перед собой: рынок освоен, мы постепенно и уверенно выходим на нем в лидеры.

Это для нас был очень нелегкий проект. В процессе его подготовки и запуска мы столкнулись с некоторыми трудностями. В частности, нам не удалось купить одного из действующих игроков на рынке интернет-провайдинга, пришлось все создавать с нуля. А это ведь совершенно новый для нас рынок: здесь нужно работать с массовым частным покупателем. Не нужно объяснять, что это требует совершенно иных подходов, нежели при работе в корпоративном секторе. Это новый уровень клиентоориентированности, новые расходы, новые подразделения. Чего стоит хотя бы создание круглосуточной клиентской сервисной службы. Или дилерской сети.

- Будущий год станет годом стабилизации успехов этого или годом развития?

- У нас есть программа развития компании, которая не позволяет стоять на месте. Рост фирмы должен составлять не менее 15% в год - это продуманный показатель, основанный на нашем анализе экономического развития страны. На программу мы и будем ориентироваться в следующем году. Из приоритетных направлений "ПетерСтара": развитие технологий широкополосного радиодоступа и DSL. Продолжим уделять особое внимание Интернету и IP-телефонии. Наш анализ показывает, что темпы роста новых услуг выше, чем у традиционной телефонии. Исходя из этого мы и определяем свои приоритеты.

ПЕТР БИРГЕР

Источник: "Эксперт Северо-Запад" от 25 ноября 2002 года

 


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov