Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

Компания "ПетерСтар", крупнейший в СПб альтернативный оператор телефонной связи, по итогам 2003 года стала лауреатом всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия", организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой России и Экспертным институтом РСПП при поддержке правительства РФ. О некоторых итогах 2003 года, планах на 2004 год и основных тенденциях СПб рынка телекоммуникаций рассказывает гендиректор "ПетерСтара" Виктор Кореш.

- Каковы основные результаты деятельности предприятия в 2003 году?
- Окончательные итоги еще не подведены, но в целом основные задачи, которые мы перед собой ставили в 2003 году, реализованы. Могу сказать, что, по сравнению с 2002 годом, финансовые показатели за прошлый год окажутся существенно выше. У нас был агрессивный бизнес-план, поэтому и по прибыли, по доходам, по рентабельности бизнеса показатели окажутся лучше.

- Какое событие 2003 года Вы считаете самым значимым для "ПетерСтара"?
- Мы не концентрировались на какой-то одной задаче, и значимых событий для компании было очень много. Какое-то одно выделить непросто, к тому же все события связаны между собой: из одного следует другое и так далее. К примеру, мы реализовали большой правительственный заказ к 300-летию города, выполнение которого началось еще в 2002 году. Подготовительные работы по этому заказу позволили полностью ликвидировать очередь на Васильевском острове. Жители Васильевского острова - по-моему, впервые в истории города - могут установить телефон без каких-либо ожиданий. Сейчас срок установки телефона составляет 40 дней.

Кроме этого, в прошлом году была существенно расширена транспортная сеть, введены новые станции AXE. Только в адрес клиента проложено 400 км оптики. Помимо работы в Петербурге, мы активно развивали московский филиал. В Лондоне и Нью-Йорке были созданы узлы доступа. В 2003 году в "ПетерСтар" влилась компания "Балтик Коммюникейшнз Лтд.", что также является для нас достаточно важным событием.

- Какие тенденции особенно остро проявились на СПб рынке телекоммуникаций в 2003 году?
- Прежде всего, видоизменился спрос на разные виды услуг. Например, в структуре наших доходов доля фиксированной телефонной связи заметно снизилась. Думаю, по итогам года прирост в этом сегменте составит 5-7%. Однако объемы продаж новых услуг - интернет-доступа, передачи данных, аренды выделенных каналов - растут гораздо быстрее: по 100-200%. Поэтому доля новых услуг в общем объеме выручки увеличивается, а доля традиционной телефонии, соответственно, падает. Полагаю, по итогам года доля неголосовых сервисов в общей выручке составит около 40%. Это знаковая закономерность: ведь сейчас весь мир движется к мультисервисным сетям. Так, если в 2002 году мы ежемесячно включали около 30 выделенных каналов, то в 2003-м - по 150 каналов в месяц.

- Насколько успешно развивается московский филиал компании?
- Завершено строительство основных линейных сооружений, проложено около 100 км оптического кабеля. Мы уже приступили к обслуживанию московских клиентов. Не могу сказать, что объемы столичных подключений слишком велики, но темпы прироста абонентской базы нас вполне устраивают. В ближайшее время мы планируем приобрести у "Центрального телеграфа" около 1.000 номеров. Одна из наших стратегических задач - наращивание емкости в Москве до 10.000 номеров.

- Утвержден ли размер инвестиционной программы на этот год?
- Объем инвестиций в 2004 году будет не ниже, чем в 2003-м, и составит около 15 MUSD. Эта цифра уже утверждена Советом директоров "ПетерСтара". Средства будут направлены, в первую очередь, на дальнейшее развитие сети и на уже принятую программу развития бизнеса в Северо-Западном регионе.

- Каковы основные параметры бизнес-плана регионального развития? Например, сколько вы планируете набрать абонентов за пределами Петербурга?
- Мы не просто хотим объявить, что, дескать, присутствуем в таких-то и таких-то областных центрах Северо-Запада. Перед нами стоит задача, которую, по сути, сформулировали наши собственные клиенты. Они развиваются точно так же, как и мы: создают региональные структуры, приобретают различные компании... Сегодня петербургский бизнес очень активно инвестирует в регионы. Поэтому мы де-факто были поставлены перед выбором: либо сможем предоставлять нашим клиентам полный пакет услуг за пределами Петербурга (и, таким образом, развиваться вместе с ними), либо испытывать очень жесткую конкуренцию со стороны других телекоммуникационных компаний. Региональный проект будет развиваться, в первую очередь, с прицелом на наших основных доходообразующих клиентов.

- "ПетерСтар" открыл узлы доступа в Лондоне и Нью-Йорке. Какие преимущества от их появления получили компания и абоненты?
- Если год назад потребляемый трафик был 1 Террабайт в месяц, то сегодня - 13 Террабайт. Примерно столько же потребляют из нашей сети. Мы стали обладать большим объемом Интернет- и IP-трафика, поэтому решили оптимизировать его стоимость. Если этот трафик отдавать какому-то оператору в России, то, естественно, за это надо платить. Мы просто нашли более дешевую точку обмена трафиком. В итоге себестоимость конечных услуг снижается, что дает нам преимущество в борьбе за клиентов.

- Недавно компания "Петербург транзит телеком" (ПТТ) заявила о своих планах по телефонизации новостроек. Насколько, по-вашему, это привлекательный бизнес и есть ли у "ПетерСтара" похожие проекты?
- Ситуация с телефонизацией новостроек очень любопытная. Чтобы телефонизировать свой объект, застройщик обязан получить техусловия у городского телефонного оператора и выполнить их: построить необходимые линейные сооружения, телефонную канализацию и т.д. Понятно, что расходы на эти работы включены в стоимость жилья - где-то около 3 USD за квадратный метр. Но строители - не связисты и лишь выполняют необходимые работы по созданию инфраструктуры, после чего передают ее на баланс "Северо-Западного телекома". Потом новосел должен прийти на узел связи СЗТ, написать заявление с просьбой установить в его квартире телефон и еще раз его оплатить по действующему тарифу (около 250 USD за номер). Получается, что оплата телефона происходит дважды.
У меня нет сомнений в перспективности этого сегмента рынка. Мы готовы самостоятельно создавать необходимую инфраструктуру связи и устанавливать телефоны по тарифам, которые министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) установило для "Северо-Западного телекома". Однако есть ряд причин, по которым "ПетерСтар" не может реализовывать программу масштабной телефонизации города.

Главная из них - отсутствие свободной номерной емкости. На рынке коммерческой телефонии сегодня уже не так востребованы номера, чтобы их покупать сотнями тысяч. Цифровые сервисы освобождают операторов от проблем нехватки номерного фонда. Например, сейчас очень популярны включения по так называемым серийным номерам, когда за одним телефонным номером "спрятан" целый ряд линий.
Приобретать дополнительные номера у "Северо-Западного телекома" или у ПТТ - весьма дорогое удовольствие, и на их перепродаже мы вряд ли что-нибудь заработаем. Так что реальных возможностей освоить этот сегмент бизнеса у нас нет.

Тем не менее, полтора года назад мы все-таки создали подразделение, которое занимается вопросами связи для жилых домов. По пути массовости мы не идем и телефонизируем лишь некоторые объекты. Связь таким абонентам обходится в 10-15 USD в месяц.

- С первого января вступил в силу новый закон "О связи". Вы как-нибудь учитывали это обстоятельство при составлении бизнес-плана на 2004 год?
- Очень сложно учитывать то, чего нет. Сам по себе закон - это лишь декларация, к которой должен быть подготовлен целый перечень подзаконных актов. На сегодняшний день таких подзаконных актов нет. Насколько мне известно, министерство сейчас активно работает над ними.

- Какие положения нового закона вызывают наибольший интерес?
- Большой интерес вызывает то, каким образом будет происходить оплата телефонных услуг. В законе указано, что абонент сможет выбирать между фиксированной оплатой и повременной. Как это будет выглядеть - совершенно непонятно. Например, абонент уезжает в отпуск и ради экономии хочет перейти на повременную оплату услуг. Потом он возвращается, начинает много говорить по телефону и, естественно, просит вернуть фиксированный тариф. Для оператора это на самом деле существенная работа.
Кроме того, существуют коммерческие службы, которые работают либо только на прием информации, либо только на передачу. Поэтому может получиться так, что за трафик ни звонящий абонент, ни принимающий платить не будут. Это, конечно, беспокоит.

Еще в новом законе есть декларация права абонента сохранять за собой старый телефонный номер, например, в случае переезда. Объясните, как сегодня это можно сделать, если сейчас на городской сети работает уйма координатных станций, с которых перенести номер можно лишь путем создания выделенного канала до нового места жительства клиента? А это чрезвычайно дорогое удовольствие.
В новом законе более четко прописано, на каких условиях может развиваться бизнес. Я имею в виду взаимоотношения коммерческих и традиционных операторов связи. В документе сказано, что со стороны монополиста не должно быть отказов в присоединении и выдаче технических условий.

Радует и то, что в законе прописано обязательное включение в тарифы на местную связь инвестиционной составляющей, которая необходима традиционным операторам для развития своего бизнеса. Напомню, что "ПетерСтар" выполняет функции традиционного предприятия электросвязи, обслуживая около 40.000 жителей Васильевского острова по тарифам, которые МАП установило для "Северо-Западного телекома".

© Василий Буковский, Дело


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov