Президент ЗАО "Компания
"ТрансТелеКом" Сергей
Липатов: "Мы понимаем нужды
государства"
Компания "ТрансТелеКом"
построила одну из крупнейших в
России оптоволоконных сетей
связи, сопоставимых по масштабам
с сетью национального
монополиста "Ростелекома".
Обслуживание технологических
нужд своего единственного
акционера АО "РЖД" компания
совмещает с обслуживанием
коммерческих клиентов.
Сергей Липатов был назначен
президентом "ТрансТелеКома"
летом 2002 г. С тех пор он мало
общался с журналистами, а его
компания отказалась от
размещения акций на бирже и
сделала акцент на развитие с
использованием собственных
средств. После того как РЖД
одобрила план среднесрочного
развития компании, Липатов
рассказал "Ведомостям" о
планах компании и ее отношениях
с другими участниками рынка.
- Какова сегодня роль "ТрансТелеКома"
в реформируемой железнодорожной
отрасли?
- Главные преобразования в
отрасли уже произошли: создано
акционерное общество "Российские
железные дороги" со 100% -ным
участием государства.
Единственным акционером ЗАО "Компания
ТрансТелеКом" (ТТК) стало ОАО
"РЖД" (до создания РЖД
акционерами ТТК были 17 железных
дорог. - "Ведомости"). На
нашей повседневной работе смена
акционера не сказалась.
В ближайшем будущем начнется
реформа связи и информатизации
ОАО "РЖД". Ничего
непредсказуемого здесь не
случится. Место ТТК давно
определено - это оператор связи,
арендующий МЦСС (Магистральную
цифровую сеть связи)
железнодорожного транспорта. В
конце 2003 г. компания получила
положительную оценку своей
работы: наш акционер одобрил
бизнес-план ТТК на 2004 - 2007 гг.
- Компания сосредоточится на
оказании услуг связи железным
дорогам или коммерческим
клиентам?
- ТТК создавался для реализации
обеих этих функций. За время
существования ТТК ничего
принципиально не изменилось. В
2003 г. компания вернула своему
акционеру более $20 млн в виде
арендной платы за использование
сети.
ТТК арендует у акционера ровно
столько емкости, сколько
свободно в данный момент. Мы не
имеем отношения к экономической
составляющей работы
технологической сети - это
внутреннее дело ОАО "РЖД".
Мы лишь осуществляем
эксплуатацию, обслуживание,
ремонт технологической части
системы на основе договора с РЖД.
- То есть ваш бизнес-план
затрагивает только арендуемую
часть телекоммуникационной сети
РЖД?
- Да, только свободный сегмент
сети. В то же время наша задача -
привлекать необходимые
инвестиционные ресурсы для
расширения емкости. На некоторых
наиболее востребованных
направлениях - таких, как Северо-Западное,
Южное и Восточное - емкость
каналов использована
практически полностью. И мы с
нашими акционерами стоим на
пороге принятия окончательного
решения по выбору поставщика и в
начале реализации проекта
модернизации сети по технологии
DWDM, который в разы увеличит
магистральную емкость сети.
- Какая часть сети
используется сегодня для
технологических нужд РЖД, а
какая - для коммерческого
обращения?
- Примерно 30% используется для
технологических нужд, вся
остальная емкость - в
коммерческом обращении.
- Как будет меняться это
соотношение?
- Нарастает объем
технологического трафика,
растет и коммерческий.
Технологический трафик имеет
безусловный приоритет, и сейчас
он занимает все большую и
большую долю емкости. Поэтому
совершенно необходимо
увеличивать пропускную емкость
сети. Технологически и финансово
мы готовы к модернизации с
использованием технологии DWDM.
- ТТК работает на
арендованном фрагменте сети
связи, и у компании практически
нет собственных технологических
активов. В какой форме возможно
привлечение инвестиций в такую
компанию, чем можно
заинтересовать инвестора?
- Для модернизации сети
привлекается проектное
финансирование фирм -
поставщиков оборудования.
Привлечение капитала без четко
обозначенных задач сегодня не
является самоцелью. Наша
первоочередная задача -
внедрение системы DWDM. Этот
проект оценивается в $100 млн.
- Кто будет поставлять
оборудование?
- На последний этап тендера
вышли компании NEC и Huawei. Главные
критерии выбора - качество и
предложенные финансовые условия.
- В какие сроки планируется
завершить модернизацию сети?
- Первый этап будет полностью
реализован к концу 2004 г. Он
подразумевает создание
резервированного кольца на
участке "граница с Финляндией
- Санкт-Петербург - Москва".
Последний этап планируется
завершить к концу 2005 г. Мы очень
аккуратно относимся к
реализации этого проекта,
поскольку знаем, что компании,
установившие оборудование DWDM до
нас, испытывают ряд
технологических проблем. Мы
постараемся учесть их опыт.
- Расскажите об итогах
деятельности компании в 2003 г.
- Консолидированные доходы
группы компаний ТТК от услуг
связи в прошлом году составили
около $100 млн. Примерно такая же
сумма пришлась на доходы от
эксплуатационной деятельности и
участия в строительных проектах.
С общим доходом около $200 млн мы
выполнили доходную часть
бюджета, утвержденного советом
директоров, на 118%.
- Какой план ТТК на 2004 г. ?
- До конца февраля совет
директоров окончательно примет
бюджет компании на 2004 г. Доходы
от телекоммуникационной
составляющей вырастут
приблизительно до $150 млн, что
напрямую связано с объемом
средств, которые нам необходимо
выплатить в этом году акционерам.
Величина платы за аренду МЦСС за
2003 г. сейчас по согласованию с
ОАО "РЖД" корректируется, но
она составит не менее $70 млн.
Поставлена задача оплатить
аренду в 2004 г. в полном объеме. Я
уверен, что эта задача будет
реализована.
- Как ТТК расставляет
приоритеты в работе с
коммерческими клиентами?
- У нас один приоритет - клиент,
который приносит прибыль
компании. Мы работаем на
конкурентном рынке, но к
государственному клиенту у нас
существует особый подход. ОАО
"РЖД", являющееся
акционером ТТК, на 100%
принадлежит государству,
поэтому мы - коммерческая
компания с государственным
менталитетом. Мы платим
государству тем, что понимаем
его нужды и проблемы и в первую
очередь откликаемся на
реализацию задач, стоящих перед
государственными организациями.
А в остальном мы ориентируемся
на рынок.
- Где нижний предел тарифов
при таком подходе? Ниже
себестоимости?
- Коммерческая организация по
определению так работать не
может. Если услуга оказывается
ниже себестоимости, бесплатно -
это уже спонсорство. Мы
предоставляем такие услуги в
объемах нашего спонсорского
бюджета: помогаем больницам,
детям. ..
А для государственных
организаций и научных
институтов тарифы на 10 - 15% ниже,
чем для коммерческих компаний.
- Как распределяются доходы
ТТК по услугам связи?
- Сдача в аренду магистральных
каналов связи приносит порядка
60% доходов, остальное приходится
на инновационные услуги связи на
основе IP-технологий, включая
доступ в Интернет и организацию
виртуальных частных сетей (VPN).
Причем вторая составляющая
последние полтора года
стремительно растет, и это
полностью соответствует
рыночной стратегии компании.
- Остаются ли у компании планы
по пропуску транзитного трафика
Европа - Азия?
- Такие планы сохраняются. Это
не столько планы компании,
сколько стратегические интересы
нашего государства. Реализация
евроазиатского потенциала во
всех его измерениях -
транспортном или
телекоммуникационном -
совершенно разумный подход,
который нужно реализовывать.
Но нас на этом рынке особо
никто не ждет. Это очень
привлекательный бизнес, и его
надо завоевывать в конкурентной
борьбе с зарубежными
конкурентами. Пропуск
евроазиатского трафика требует
большой и кропотливой
подготовительной работы,
связанной с маркетингом. Сегодня
свободная емкость МЦСС
незначительна по меркам
международного транзита. Только
с внедрением DWDM мы сможем выйти
на необходимые объемы. Здесь
есть определенные
технологические и
организационные сложности, но
все они преодолимы.
- А есть ли юридические
сложности - с точки зрения
трансграничного соединения и т.
п. ?
- Сегодня у нас не до конца
оформлены взаимоотношения с
китайской компанией China Railcom Company
(CRC). Это связано с тем, что в
китайской телекоммуникационной
отрасли проходят внутренние
преобразования. Но под лежачий
камень вода не течет, и мы
пытаемся выйти на
трансграничные соединения с
другими крупнейшими операторами:
ведутся переговоры, есть
определенные успехи. Рано или
поздно, но евроазиатский
потенциал России начнет
реализовываться.
- Помимо прямого соединения с
иностранными операторами для
пропуска транзитного трафика
необходимы разрешения
регулирующих органов. ..
- У нас есть весь объем
необходимых лицензий. У компании
существуют ограничения по
лицензиям, связанным с
предоставлением голосовых услуг.
Но мы их не предоставляем и,
самое главное, на этот рынок не
стремимся. Мы сконцентрированы
на рынке инновационных услуг.
- Некоторое время назад у ТТК
были планы по привлечению
внешних инвестиций,
стратегического инвестора.
Рассматривались планы
преобразования из закрытого в
открытое акционерное общество.
Актуальны ли такие задачи сейчас?
- Я пришел в компанию полтора
года назад. Тогда это была в
большей степени строительная
компания, которая только
начинала телекоммуникационный
бизнес. В силу разных
обстоятельств, в том числе
связанных со сменой руководства
железнодорожной отрасли,
компания потеряла свою прежнюю
идеологию, подразумевающую
привлечение инвестиций, выход на
фондовый рынок и прочие подобные
планы. Необходимо было привести
идеологию к существующим
реалиям. Сегодня инвестиции
нужны не как самоцель, а как
средство для реализации стоящих
перед компанией задач.
Преобразование в ОАО тоже не
самоцель. Это дело акционеров, и
сегодня, как я понимаю, механизм
принятия решений в ОАО "РЖД"
основывается на взвешенном
подходе и точно соответствует
нашему ритму развития. Когда
акционеры сочтут, что есть
необходимость привлечения
инвестиций на фондовом рынке - я
думаю, это может произойти года
через два, - будут приняты все
соответствующие решения.
- То есть все запланированные
инвестиции могут быть получены
без привлечения стратегического
инвестора?
- Да, что само по себе большое
благо для российского
государства. Нет необходимости
продавать собственность, и при
этом есть возможность
развиваться наиболее позитивным
и понятным образом - под
контролем государства, выполняя
все необходимые с точки зрения
акционеров функции. Я, как
руководитель компании, в
качестве главной задачи вижу
обеспечение эксплуатации МЦСС.
Объем грузовых и пассажирских
перевозок стремительно растет, и
тяжесть все возрастающего
массива информационных, учетных,
статистических, контрольных и
прочих систем ложится на
магистральный сегмент сети
связи железных дорог.
Возможно, когда-нибудь
приоритеты изменятся. Например,
акционер скажет, что нужно
произвести рыночные
преобразования для привлечения
средств на фондовом рынке. .. К
нам придут новые акционеры. Не
исключаю, что их интересы будут
несколько отличаться от
осуществления основной функции -
предоставления
телекоммуникационных услуг для
железнодорожного транспорта. ..
Но всему свое время.
- А какие у вас отношения с
российским монополистом рынка
дальней связи "Ростелекомом"?
Существует поле для
сотрудничества или вы
непримиримые конкуренты?
- Неверно думать, что ТТК и "Ростелеком"
- компании схожие,
осуществляющие одни и те же
функции. Основной бизнес "Ростелекома"
- передача междугородного и
международного голосового
трафика, а мы этим не занимаемся.
Поэтому о какой-либо конкуренции
говорить не приходится. Что
касается аренды магистральных
каналов, т. е. рынка, есть оптовые
продавцы - "Ростелеком" и мы,
есть спрос. Было бы хорошо, если
бы в России было не два
магистральных оператора, а три и
больше, но это не очень дешевое
мероприятие. ..
"Ростелеком" и мы смотрим
на рынок под разным ракурсом. В
результате этого и складывается
то ценовое предложение, которое
есть на рынке.
Для реализации качественного
сервиса "Ростелекому" и ТТК
необходимо договориться о
взаимном резервировании на всех
сегментах наших сетей. Например,
на направлении Владивосток -
Хабаровск резерва нет ни у них,
ни у нас. С нынешним руководством
"Ростелекома" начинает
складываться конструктивный
диалог.
- В последнее время звучала
идея о придании какой-то особой
роли ТТК в транспортной отрасли.
..
- На конференции в Сочи в апреле
прошлого года впервые была
объявлена инициатива компании
стать интегратором
телекоммуникационного
пространства транспортной
отрасли. ОАО "РЖД" имеет
колоссальный
телекоммуникационный ресурс.
ТТК является оператором на сети
связи и могла бы объединить
аналогичные ресурсы смежных
отраслей транспорта. Мы активно
работаем в этом направлении:
заключили ряд договоров со
службами и ведомствами
Минтранса, ведем переговоры с
крупнейшими морскими портами.
Этот список можно дополнить
таможенными, пограничными
органами, банковскими
структурами, страховыми
компаниями, экспедиторскими
компаниями, логистическими
центрами, чья деятельность
непосредственно связана с
транспортным рынком.
Еще более интересная
инициатива ТТК - предложение
использовать МЦСС российских
железных дорог для создания
единого информационного
пространства транспортного
комплекса стран СНГ. Эта
инициатива нашла поддержку
министров транспорта России,
Белоруссии и других стран.
- И как развивается ваше
транспортное направление?
- Мы прирастаем клиентами,
которые участвуют в
транспортном рынке. В компании
создано коммерческое
подразделение для работы с
транспортным сегментом. С точки
зрения доходов оно пока
незначительно, но у него, вне
сомнения, значительный
потенциал роста.
- Прокомментируйте
недавние заявления РТРС о планах
передачи телерадиосигнала по
сетям ТТК.
- Мы осознавали
целесообразность и важность
пропуска части телевизионного
трафика по нашей сети и думали,
что нашли отклик в руководстве
РТРС. Поэтому в конце 2003 г. мы
начали сотрудничество и пошли на
создание пилотных проектов. Они
оказались успешными. Но потом
вместо плодотворного развития
сотрудничества руководство РТРС
попыталось придать делу
некрасивый политический окрас.
Данный вопрос не относится к
сфере компетенции руководства
ТТК. Это вопрос собственности,
находящейся на балансе ОАО "РЖД",
вопрос ничем не подтвержденных
обвинений в неэффективности
использования ресурсов МЦСС и
необходимости передачи их части
в систему РТРС. Это сложные
политические вопросы, которые
уводят реальное дело от его
реализации.
- Ставился вопрос о том, чтобы
передать часть мощности
телекоммуникационной сети РЖД
РТРС?
- Рассматривались вопросы,
собирались мнения, и все
участники этого рынка -
Минпечати, Минсвязи, ОАО "РЖД"
и другие ведомства, чьи интересы
затрагивает эта проблема,
аргументированно сказали, что
предложение РТРС невозможно
реализовать по определению,
поскольку нарушается целый ряд
российских законов. Насколько я
осведомлен о планах руководства
РТРС - они выходят за пределы
своей основной деятельности по
передаче ТВ - сигнала, - эти люди
демонстрируют желание
перераспределить
государственную собственность.
Но заявления РТРС по этому
вопросу получили в конечном
итоге серьезную и
аргументированную отповедь всех
инстанций.
Проект, который РТРС хотело бы
реализовать, сугубо
коммерческий. Есть рынок, есть
инвестиции - занимайтесь этим
проектом. Не надо пытаться
перераспределять собственность.
Сегодня мы не подготовлены к
передаче федерального
телевизионного сигнала в полном
объеме. Ресурс нашей свободной
емкости на актуальных участках
стремится к нулю. И только после
увеличения пропускной
способности каналов в ходе
реализации проекта DWDM такая
возможность появится.
Источник: Ведомости, 19
февраля 2004 |