Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Президент ЗАО "Компания "ТрансТелеКом" Сергей Липатов: "Мы понимаем нужды государства"

Компания "ТрансТелеКом" построила одну из крупнейших в России оптоволоконных сетей связи, сопоставимых по масштабам с сетью национального монополиста "Ростелекома". Обслуживание технологических нужд своего единственного акционера АО "РЖД" компания совмещает с обслуживанием коммерческих клиентов.

Сергей Липатов был назначен президентом "ТрансТелеКома" летом 2002 г. С тех пор он мало общался с журналистами, а его компания отказалась от размещения акций на бирже и сделала акцент на развитие с использованием собственных средств. После того как РЖД одобрила план среднесрочного развития компании, Липатов рассказал "Ведомостям" о планах компании и ее отношениях с другими участниками рынка.

- Какова сегодня роль "ТрансТелеКома" в реформируемой железнодорожной отрасли?

- Главные преобразования в отрасли уже произошли: создано акционерное общество "Российские железные дороги" со 100% -ным участием государства. Единственным акционером ЗАО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК) стало ОАО "РЖД" (до создания РЖД акционерами ТТК были 17 железных дорог. - "Ведомости"). На нашей повседневной работе смена акционера не сказалась.

В ближайшем будущем начнется реформа связи и информатизации ОАО "РЖД". Ничего непредсказуемого здесь не случится. Место ТТК давно определено - это оператор связи, арендующий МЦСС (Магистральную цифровую сеть связи) железнодорожного транспорта. В конце 2003 г. компания получила положительную оценку своей работы: наш акционер одобрил бизнес-план ТТК на 2004 - 2007 гг.

- Компания сосредоточится на оказании услуг связи железным дорогам или коммерческим клиентам?

- ТТК создавался для реализации обеих этих функций. За время существования ТТК ничего принципиально не изменилось. В 2003 г. компания вернула своему акционеру более $20 млн в виде арендной платы за использование сети.

ТТК арендует у акционера ровно столько емкости, сколько свободно в данный момент. Мы не имеем отношения к экономической составляющей работы технологической сети - это внутреннее дело ОАО "РЖД". Мы лишь осуществляем эксплуатацию, обслуживание, ремонт технологической части системы на основе договора с РЖД.

- То есть ваш бизнес-план затрагивает только арендуемую часть телекоммуникационной сети РЖД?

- Да, только свободный сегмент сети. В то же время наша задача - привлекать необходимые инвестиционные ресурсы для расширения емкости. На некоторых наиболее востребованных направлениях - таких, как Северо-Западное, Южное и Восточное - емкость каналов использована практически полностью. И мы с нашими акционерами стоим на пороге принятия окончательного решения по выбору поставщика и в начале реализации проекта модернизации сети по технологии DWDM, который в разы увеличит магистральную емкость сети.

- Какая часть сети используется сегодня для технологических нужд РЖД, а какая - для коммерческого обращения?

- Примерно 30% используется для технологических нужд, вся остальная емкость - в коммерческом обращении.

- Как будет меняться это соотношение?

- Нарастает объем технологического трафика, растет и коммерческий. Технологический трафик имеет безусловный приоритет, и сейчас он занимает все большую и большую долю емкости. Поэтому совершенно необходимо увеличивать пропускную емкость сети. Технологически и финансово мы готовы к модернизации с использованием технологии DWDM.

- ТТК работает на арендованном фрагменте сети связи, и у компании практически нет собственных технологических активов. В какой форме возможно привлечение инвестиций в такую компанию, чем можно заинтересовать инвестора?

- Для модернизации сети привлекается проектное финансирование фирм - поставщиков оборудования. Привлечение капитала без четко обозначенных задач сегодня не является самоцелью. Наша первоочередная задача - внедрение системы DWDM. Этот проект оценивается в $100 млн.

- Кто будет поставлять оборудование?

- На последний этап тендера вышли компании NEC и Huawei. Главные критерии выбора - качество и предложенные финансовые условия.

- В какие сроки планируется завершить модернизацию сети?

- Первый этап будет полностью реализован к концу 2004 г. Он подразумевает создание резервированного кольца на участке "граница с Финляндией - Санкт-Петербург - Москва". Последний этап планируется завершить к концу 2005 г. Мы очень аккуратно относимся к реализации этого проекта, поскольку знаем, что компании, установившие оборудование DWDM до нас, испытывают ряд технологических проблем. Мы постараемся учесть их опыт.

- Расскажите об итогах деятельности компании в 2003 г.

- Консолидированные доходы группы компаний ТТК от услуг связи в прошлом году составили около $100 млн. Примерно такая же сумма пришлась на доходы от эксплуатационной деятельности и участия в строительных проектах. С общим доходом около $200 млн мы выполнили доходную часть бюджета, утвержденного советом директоров, на 118%.

 - Какой план ТТК на 2004 г. ?

- До конца февраля совет директоров окончательно примет бюджет компании на 2004 г. Доходы от телекоммуникационной составляющей вырастут приблизительно до $150 млн, что напрямую связано с объемом средств, которые нам необходимо выплатить в этом году акционерам. Величина платы за аренду МЦСС за 2003 г. сейчас по согласованию с ОАО "РЖД" корректируется, но она составит не менее $70 млн. Поставлена задача оплатить аренду в 2004 г. в полном объеме. Я уверен, что эта задача будет реализована.

- Как ТТК расставляет приоритеты в работе с коммерческими клиентами?

- У нас один приоритет - клиент, который приносит прибыль компании. Мы работаем на конкурентном рынке, но к государственному клиенту у нас существует особый подход. ОАО "РЖД", являющееся акционером ТТК, на 100% принадлежит государству, поэтому мы - коммерческая компания с государственным менталитетом. Мы платим государству тем, что понимаем его нужды и проблемы и в первую очередь откликаемся на реализацию задач, стоящих перед государственными организациями. А в остальном мы ориентируемся на рынок.

- Где нижний предел тарифов при таком подходе? Ниже себестоимости?

- Коммерческая организация по определению так работать не может. Если услуга оказывается ниже себестоимости, бесплатно - это уже спонсорство. Мы предоставляем такие услуги в объемах нашего спонсорского бюджета: помогаем больницам, детям. ..

А для государственных организаций и научных институтов тарифы на 10 - 15% ниже, чем для коммерческих компаний.

- Как распределяются доходы ТТК по услугам связи?

- Сдача в аренду магистральных каналов связи приносит порядка 60% доходов, остальное приходится на инновационные услуги связи на основе IP-технологий, включая доступ в Интернет и организацию виртуальных частных сетей (VPN). Причем вторая составляющая последние полтора года стремительно растет, и это полностью соответствует рыночной стратегии компании.

- Остаются ли у компании планы по пропуску транзитного трафика Европа - Азия?

- Такие планы сохраняются. Это не столько планы компании, сколько стратегические интересы нашего государства. Реализация евроазиатского потенциала во всех его измерениях - транспортном или телекоммуникационном - совершенно разумный подход, который нужно реализовывать.

Но нас на этом рынке особо никто не ждет. Это очень привлекательный бизнес, и его надо завоевывать в конкурентной борьбе с зарубежными конкурентами. Пропуск евроазиатского трафика требует большой и кропотливой подготовительной работы, связанной с маркетингом. Сегодня свободная емкость МЦСС незначительна по меркам международного транзита. Только с внедрением DWDM мы сможем выйти на необходимые объемы. Здесь есть определенные технологические и организационные сложности, но все они преодолимы.

- А есть ли юридические сложности - с точки зрения трансграничного соединения и т. п. ?

- Сегодня у нас не до конца оформлены взаимоотношения с китайской компанией China Railcom Company (CRC). Это связано с тем, что в китайской телекоммуникационной отрасли проходят внутренние преобразования. Но под лежачий камень вода не течет, и мы пытаемся выйти на трансграничные соединения с другими крупнейшими операторами: ведутся переговоры, есть определенные успехи. Рано или поздно, но евроазиатский потенциал России начнет реализовываться.

- Помимо прямого соединения с иностранными операторами для пропуска транзитного трафика необходимы разрешения регулирующих органов. ..

- У нас есть весь объем необходимых лицензий. У компании существуют ограничения по лицензиям, связанным с предоставлением голосовых услуг. Но мы их не предоставляем и, самое главное, на этот рынок не стремимся. Мы сконцентрированы на рынке инновационных услуг.

- Некоторое время назад у ТТК были планы по привлечению внешних инвестиций, стратегического инвестора. Рассматривались планы преобразования из закрытого в открытое акционерное общество. Актуальны ли такие задачи сейчас?

- Я пришел в компанию полтора года назад. Тогда это была в большей степени строительная компания, которая только начинала телекоммуникационный бизнес. В силу разных обстоятельств, в том числе связанных со сменой руководства железнодорожной отрасли, компания потеряла свою прежнюю идеологию, подразумевающую привлечение инвестиций, выход на фондовый рынок и прочие подобные планы. Необходимо было привести идеологию к существующим реалиям. Сегодня инвестиции нужны не как самоцель, а как средство для реализации стоящих перед компанией задач. Преобразование в ОАО тоже не самоцель. Это дело акционеров, и сегодня, как я понимаю, механизм принятия решений в ОАО "РЖД" основывается на взвешенном подходе и точно соответствует нашему ритму развития. Когда акционеры сочтут, что есть необходимость привлечения инвестиций на фондовом рынке - я думаю, это может произойти года через два, - будут приняты все соответствующие решения.

- То есть все запланированные инвестиции могут быть получены без привлечения стратегического инвестора?

- Да, что само по себе большое благо для российского государства. Нет необходимости продавать собственность, и при этом есть возможность развиваться наиболее позитивным и понятным образом - под контролем государства, выполняя все необходимые с точки зрения акционеров функции. Я, как руководитель компании, в качестве главной задачи вижу обеспечение эксплуатации МЦСС. Объем грузовых и пассажирских перевозок стремительно растет, и тяжесть все возрастающего массива информационных, учетных, статистических, контрольных и прочих систем ложится на магистральный сегмент сети связи железных дорог.

Возможно, когда-нибудь приоритеты изменятся. Например, акционер скажет, что нужно произвести рыночные преобразования для привлечения средств на фондовом рынке. .. К нам придут новые акционеры. Не исключаю, что их интересы будут несколько отличаться от осуществления основной функции - предоставления телекоммуникационных услуг для железнодорожного транспорта. .. Но всему свое время.

- А какие у вас отношения с российским монополистом рынка дальней связи "Ростелекомом"? Существует поле для сотрудничества или вы непримиримые конкуренты?

- Неверно думать, что ТТК и "Ростелеком" - компании схожие, осуществляющие одни и те же функции. Основной бизнес "Ростелекома" - передача междугородного и международного голосового трафика, а мы этим не занимаемся. Поэтому о какой-либо конкуренции говорить не приходится. Что касается аренды магистральных каналов, т. е. рынка, есть оптовые продавцы - "Ростелеком" и мы, есть спрос. Было бы хорошо, если бы в России было не два магистральных оператора, а три и больше, но это не очень дешевое мероприятие. ..

"Ростелеком" и мы смотрим на рынок под разным ракурсом. В результате этого и складывается то ценовое предложение, которое есть на рынке.

Для реализации качественного сервиса "Ростелекому" и ТТК необходимо договориться о взаимном резервировании на всех сегментах наших сетей. Например, на направлении Владивосток - Хабаровск резерва нет ни у них, ни у нас. С нынешним руководством "Ростелекома" начинает складываться конструктивный диалог.

- В последнее время звучала идея о придании какой-то особой роли ТТК в транспортной отрасли. ..

- На конференции в Сочи в апреле прошлого года впервые была объявлена инициатива компании стать интегратором телекоммуникационного пространства транспортной отрасли. ОАО "РЖД" имеет колоссальный телекоммуникационный ресурс. ТТК является оператором на сети связи и могла бы объединить аналогичные ресурсы смежных отраслей транспорта. Мы активно работаем в этом направлении: заключили ряд договоров со службами и ведомствами Минтранса, ведем переговоры с крупнейшими морскими портами. Этот список можно дополнить таможенными, пограничными органами, банковскими структурами, страховыми компаниями, экспедиторскими компаниями, логистическими центрами, чья деятельность непосредственно связана с транспортным рынком.

Еще более интересная инициатива ТТК - предложение использовать МЦСС российских железных дорог для создания единого информационного пространства транспортного комплекса стран СНГ. Эта инициатива нашла поддержку министров транспорта России, Белоруссии и других стран.

- И как развивается ваше транспортное направление?

- Мы прирастаем клиентами, которые участвуют в транспортном рынке. В компании создано коммерческое подразделение для работы с транспортным сегментом. С точки зрения доходов оно пока незначительно, но у него, вне сомнения, значительный потенциал роста.

 - Прокомментируйте недавние заявления РТРС о планах передачи телерадиосигнала по сетям ТТК.

- Мы осознавали целесообразность и важность пропуска части телевизионного трафика по нашей сети и думали, что нашли отклик в руководстве РТРС. Поэтому в конце 2003 г. мы начали сотрудничество и пошли на создание пилотных проектов. Они оказались успешными. Но потом вместо плодотворного развития сотрудничества руководство РТРС попыталось придать делу некрасивый политический окрас. Данный вопрос не относится к сфере компетенции руководства ТТК. Это вопрос собственности, находящейся на балансе ОАО "РЖД", вопрос ничем не подтвержденных обвинений в неэффективности использования ресурсов МЦСС и необходимости передачи их части в систему РТРС. Это сложные политические вопросы, которые уводят реальное дело от его реализации.

- Ставился вопрос о том, чтобы передать часть мощности телекоммуникационной сети РЖД РТРС?

 - Рассматривались вопросы, собирались мнения, и все участники этого рынка - Минпечати, Минсвязи, ОАО "РЖД" и другие ведомства, чьи интересы затрагивает эта проблема, аргументированно сказали, что предложение РТРС невозможно реализовать по определению, поскольку нарушается целый ряд российских законов. Насколько я осведомлен о планах руководства РТРС - они выходят за пределы своей основной деятельности по передаче ТВ - сигнала, - эти люди демонстрируют желание перераспределить государственную собственность. Но заявления РТРС по этому вопросу получили в конечном итоге серьезную и аргументированную отповедь всех инстанций.

Проект, который РТРС хотело бы реализовать, сугубо коммерческий. Есть рынок, есть инвестиции - занимайтесь этим проектом. Не надо пытаться перераспределять собственность.

Сегодня мы не подготовлены к передаче федерального телевизионного сигнала в полном объеме. Ресурс нашей свободной емкости на актуальных участках стремится к нулю. И только после увеличения пропускной способности каналов в ходе реализации проекта DWDM такая возможность появится.

Источник: Ведомости, 19 февраля 2004

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov