Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
ИНТЕРВЬЮ: Джо Лундер, генеральный директор компании "ВымпелКом"

Александр Борейко
Ведомости

11 сентября 2002
         "Местные операторы могут выжить на рынке".

        Нынешний год оказался довольно удачным для компании "ВымпелКом" - российского сотового оператора "большой тройки". Еще осенью прошлого года "ВымпелКом" стал подключать больше московских абонентов, чем МТС, а весной этого года и вовсе обогнал основного конкурента по числу пользователей в столице. Теперь компания вынуждена спешить со строительством региональных сетей, чтобы окончательно не отстать в общероссийской гонке, в которой ей приходится догонять основных конкурентов: и у МТС, и у "МегаФона" региональных абонентов сегодня больше, чем у "ВымпелКома". Хотя лицензий у "ВымпелКома" больше, чем у МТС, у компании по-прежнему нет выхода в стратегически важный Северо-Западный регион. В отличие от двух других конкурентов "ВымпелКом" не планирует выходить за пределы России, делая основной упор на развитие в российских регионах, где конкуренция существенно ниже. Об этом и многом другом в интервью "Ведомостям" рассказывает гендиректор "ВымпелКома" Джо Лундер.

        - Что бы вы назвали событием года на российском сотовом рынке?

        - Рост в регионах за пределами Москвы. Этот год стал поворотным в развитии регионального сотового рынка России. "ВымпелКом", как и МТС, заручился серьезной поддержкой мирового инвестиционного сообщества, готового вкладывать деньги в развитие сотовой связи в России. Мы получили хорошие результаты при размещении облигаций, наши акции демонстрируют нормальные показатели по сравнению с мировым рынком. Поэтому можно говорить, что глобальный телекоммуникационный рынок признал существование рынка телекоммуникаций в российских регионах, а не только в Москве.

        - Недавно вы объявили об увеличении инвестиционного плана "ВымпелКома" на 2002 г. с $380 млн до $500 млн. С чем это связано?

        - Наши планы по инвестициям базировались на прогнозах роста абонентской базы. Однако рынок растет быстрее, чем мы ожидали, поэтому приходится увеличивать капитальные вложения, чтобы поддерживать этот рост. С развитием рынка повышается наша прибыль и растет показатель EBITDA. То же самое происходит и с регионами: абонентская база превосходит прогнозы, сделанные еще в начале года. Сотовый рынок всегда будет зависеть от двух составляющих - увеличения абонентской базы и соответственного увеличения объема инвестиций. Мы считаем, что для наших инвесторов самое время вкладывать в развитие компании дополнительные средства.

        - Каков ваш прогноз по потенциальному уровню проникновения сотовой связи в Москве и в регионах?

        - Я думаю, что проникновение в московском регионе превысит 50% к 2004 г. , в России в целом - вырастет до 20 - 25% к концу 2005 г.

        - А как вы оцениваете общую стоимость строительства всероссийской GSM-сети, учитывая как уже сделанные инвестиции, так и те, которые еще потребуются?

        - Это зависит от состояния рынка и размера абонентской базы. Принимая во внимание наши прогнозы по уровню проникновения и учитывая, что у нас будет хорошая доля рынка, я считаю, что для строительства качественной сети необходимо примерно $1,5 - 2 млрд.

        - В свете недавних заявлений сотовой компании "СМАРТС" ожидаете ли вы появления на московском рынке еще одного GSM-оператора?

        - Не ожидаем. Во-первых, доступная операторам полоса радиочастот существенно ограничена и сегодня практически исчерпана. Во-вторых, анализируя текущее состояние российской экономики и сотового бизнеса, мы считаем, что трех операторов на московском рынке вполне достаточно. Если экономическая ситуация в России будет улучшаться быстрее наших прогнозов, то не исключено, что через несколько лет в Москве или даже в России станет возможным появление нового оператора.

        - Как будет выглядеть национальный сотовый рынок через пять лет? Останутся ли на нем мелкие игроки или все будет монополизировано операторами "большой тройки"?

        - Сегодня рынок движется в сторону консолидации. И я думаю, что эта тенденция сохранится в течение последующих нескольких лет. Но на любом рынке есть место для небольших самостоятельных игроков. Местные операторы, у которых хороший менеджмент, знающий особенности собственного региона, могут выжить на рынке. Конечно, у этих компаний будет много сложностей, особенно с привлечением инвестиций, но я считаю, что некоторые из них выживут. Лет через пять 85 - 90% рынка будут контролировать три крупных оператора, а оставшиеся 10 - 15% будут принадлежать мелким.

        - Освоение какого региона дается вам сложнее всего?

        - Северо-Западного. В течение многих лет там существовала монополия, затем, после прихода в этот регион "Мобильных ТелеСистем" в декабре прошлого года, начался серьезный рост. У нас пока нет доступа на этот рынок, но, даже если мы его получим, будет не так-то просто закрепиться на нем, учитывая установившийся бизнес и достаточно сильных игроков.

        - Вы подали в Минсвязи комплектную заявку на получение лицензии на Северо-Западный регион в июле 2002 г. Министерство все еще никак не отреагировало на нее?

        - Никакой официальной реакции пока не было.

        - Кажется, Минсвязи должно рассматривать заявки на получение лицензии в течение двух месяцев с момента подачи. Когда наступает крайний срок и они вынуждены будут сказать "да" или "нет"?

        - Мы ожидаем ответа в ближайшие пару недель.

        - В некоторых регионах, где у вас есть лицензия, существуют сильные местные сотовые игроки. В каких случаях вы принимаете решение строить сеть самостоятельно, а в каких приобретаете региональных операторов?

        - Предпочтительная стратегия "ВымпелКома" в регионах - строить свою собственную сеть и создавать собственные офисы, чтобы внедрять в них единую систему обслуживания и поддержки, единый брэнд и т. д. Иногда возникают хорошие возможности приобретения существующих игроков, и тогда мы принимаем решения по каждой сделке в отдельности, анализируя каждую компанию, состояние рынка и ее место на нем.

        - Какова ситуация в Ставропольском крае, где у "ВымпелКома" есть лицензия, но компания сделала предложение о покупке акций владельцам местного оператора "СтавТелеСот"?

        - "СтавТелеСот" - одна из крупнейших региональных сотовых компаний в России. Что же касается наших планов и возможных переговоров, затрагивающих интересы других сторон, то мы традиционно воздерживаемся от каких-либо односторонних комментариев.

        - Нужна ли "ВымпелКому" экспансия за пределы России - например, в страны СНГ, куда начинают выходить два других оператора "большой тройки"?

        - Сегодня у нас нет никаких планов по выходу за пределы России.

        - Недавно было подписано межправительственное соглашение, в котором, в частности, говорилось о возможном доступе российских операторов на китайский сотовый рынок. Интересует ли "ВымпелКом" китайский рынок?

        - На данный момент у нас нет никаких планов по выходу на китайский рынок.

        - Вы каким-то образом лоббировали появление этого пункта в российско-китайском коммюнике?

        - Мы общаемся с правительством по разным вопросам, связанным с развитием сотового рынка в России, но мне бы не хотелось комментировать отдельные детали подобных переговоров. Надеюсь, вы меня понимаете.

        - Планирует ли Telenor реализовать свой опцион по увеличению доли в компании "ВымпелКом-Регион"?

        - У них есть возможность инвестировать в "ВымпелКом-Регион" в ноябре этого года, но я думаю, что окончательное решение еще не было принято, поэтому я не могу ничего прокомментировать.

        - Говорят, что "Альфа-групп" уже неплохо заработала на акциях "ВымпелКома" и теперь собирается их продать, чтобы закрепить прибыль. ..

        - Действительно, "Альфа-групп" получила неплохой возврат на свои инвестиции - они покупали ADR по $15, а сейчас их цена намного выше. Я рад, что мы смогли повысить стоимость пакета "Альфы", причем сама "Альфа" сыграла значительную роль в повышении доходности "ВымпелКома". У меня нет никакой информации об их намерении выйти из состава акционеров компании.

        - Каковы планы "ВымпелКома" по поводу развития сотовой связи третьего поколения (3G) в России?

        - Я думаю, что системы сотовой связи третьего поколения стандарта UMTS в России будут представлены в ограниченном количестве и станут своего рода продолжением сетей GSM. Абоненты будут свободно перемещаться между этими сетями. Скорее всего GSM будет базовой сетью, а сети UMTS будут работать в центрах городов и обеспечивать доступ в Интернет, передачу данных и другие услуги такого рода.

        - Когда "ВымпелКом" планирует запустить сеть UMTS?

        - Сначала нам нужно будет получить лицензию на UMTS, а пока в России таких лицензий не выдавалось. Если мы получим такую лицензию, то будем решать, сколько средств инвестировать, когда и как разворачивать сеть.

        - Каковы ваши планы в отношении сети AMPS/D-AMPS в московском регионе?

        - Эта сеть нашла очень неплохую рыночную нишу, обслуживая низкодоходных абонентов, и эта ниша в Москве достаточно стабильна. Пока у нас есть абоненты, желающие пользоваться такой услугой, мы всегда будем готовы ее предоставить. Но наши основные интересы связаны со стандартом GSM. AMPS/D-AMPS занимает все меньше и меньше места в общих планах развития.

        - Складывается впечатление, что вы передали наиболее доходных абонентов сети AMPS/D-AMPS компании Corbina Telecommunications. Как организована работа с этой компанией и за что отвечает каждая из сторон?

        - Я не буду вдаваться в подробности. Corbina предложила нам партнерство в области реализации AMPS/D-AMPS трафика, и мы нашли их инициативы хорошим применением возможностей этого стандарта. Corbina для нас гораздо больше, чем дилер, она скорее наш уполномоченный представитель.

        - Есть ли какие-то планы по развитию этого сотрудничества? Будет ли Corbina самостоятельно оказывать услуги связи, участвовать в развитии сети или останется "продвинутым дилером"?

        - Скорее останется "продвинутым дилером".

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov