|
Евгений Максаков: пришел в "Метроком" работать, а не готовить к продаже
В конце прошлого года в телекоммуникационной компании "Метроком" сменился
гендиректор. Новой главой фирмы стал Евгений Максаков, который имеет опыт
управления предприятиями, действующими в различных секторах отрасли связи.
О том, что Евгений Николаевич уже сделал на новом посту, и том, что еще
собирается сделать, он беседует с обозревателем "Дела" Юрием Брюквиным.
"Мне было крайне интересно вернуться в операторский бизнес. Руководил
фирмами, занимающимися поставками телекоммуникационного оборудования,
работал в консалтинговой компании, но нигде не было так интересно
трудиться. В операторских компаниях постоянная круговерть, по сравнению с
которой работа в фирмах-поставщиках - курорт, - шутит Евгений Максаков. -
Если говорить серьезно, то я пришел в "Метроком" не один, а с командой
топ-менеджеров. Меня и пригласили в компанию с условием, что я приведу с
собой команду специалистов".
- А какие другие условия Вам поставили?
- Ускорить развитие компании.
- Какие-то конкретные цифры роста оговаривались?
- Пока нет. Со своей стороны я намерен в ближайшее время озвучить перед
Советом директоров "Метрокома" ожидаемое увеличение фундаментальных
показателей компании.
Фактически, новая команда управленцев работает на предприятии менее
месяца. И мы успели сделать лишь предварительный анализ и составить общий
прогноз развития компании. Тем не менее, мы пришли к выводу, что за счет
резервов, имеющихся у компании, можно обеспечить существенный прирост
основных финрезультатов предприятия.
- Речь, как я понимаю, идет об обороте "Метрокома". Или Вы имеете в
виду какие-то другие показатели?
- Подразумевалась не только выручка, но и прибыль компании. Хочу
подчеркнуть, что мы говорим о предварительных оценках. Более точный
прогноз будет сделан к середине года, когда Совет директоров "Метрокома"
планирует скорректировать бизнес-план на 2005 год.
- В каких, по Вашему мнению, сегментах телекоммуникационного рынка "Метроком"
чувствует себя уверенно, а в каких ему следовало бы усилить свои позиции?
- По основным видам услуг - передаче данных, телефонии,
Интернет-доступу и др., - мы занимаем очень крепкие рыночные позиции.
Более того, в ключевых секторах рынка у компании, по-моему, вообще нет
слабых мест.
Другое дело, что наша клиентская база достигла такого уровня, что
технические и технологические возможности предприятия в недалеком будущем
будут исчерпаны. Иными словами, техническая компонента "Метрокома"
нуждается в скорейшем развитии. В частности, мы рассматриваем возможность
вывести нашу сеть на новый, более высокий уровень по скоростным
характеристикам. Кроме того, решается вопрос о наращивании номерной
емкости сети "Метрокома".
- Первое условие, поставленное перед Вами, - привести с собой
команду управленцев, Вы, похоже, уже выполнили.
- Да, я пригласил в "Метроком" тех менеджеров, которых знаю еще по
компании "Совам Телепорт". В частности, Денис Смирнов занял пост
коммерческого директора, а Андрей Тимонин стал техническим директором
компании. Кроме того, Алексей Кучер был назначен заместителем гендиректора
по вопросам управления и развития предприятия.
Эти менеджеры, имеющие отличную репутацию - как в профессиональном, так и
в общечеловеческом смысле, - хорошо знакомы друг с другом. Таким образом,
в "Метроком" пришла действительно команда специалистов, которой - что
немаловажно - не требуется время на "притирку" друг к другу.
- Какую цель Вы преследовали, создавая в "Метрокоме" новую должность
коммерческого директора?
- Дело в том, что название отдела маркетинга и развития бизнеса,
который ранее существовал на предприятии, не соответствовало целям,
стоящим перед этим структурным подразделением. Главной задачей отдела
маркетинга и развития бизнеса, на самом деле, являются продажи. Денис
Смирнов приобрел колоссальный опыт и добился больших успехов на этом
поприще. Причем он отлично ориентируется не только на рынке Петербурга, но
и на рынке Северо-Западного региона.
- Вы на что намекаете?
- Лицензионная территория "Метрокома" покрывает не только Северную
столицу, но и весь Северо-Запад. Правда, пока региональный бизнес у
компании невелик, но в этом плане все пути для нас открыты. Хочу сразу
оговориться, что экспансия в регионы не является для "Метрокома" целью
номер один.
- По всей видимости, следует ждать изменений в структуре управления
компанией...
- Структура управления уже меняется. Усиливается роль продаж. Во вновь
созданном коммерческом отделе будут использоваться новые, современные
формы стимулирования сотрудников. Во всех департаментах компании особое
внимание уделяется вопросам развития: внедрению новых технологий, созданию
новых высокорентабельных продуктов, оптимизации сбыта и т.п.
- Если не секрет: кто и когда предложил Вам возглавить "Метроком"?
- Совет директоров предприятия. Это произошло примерно 3 месяца назад.
- А может ли Ваше назначение быть связано с предстоящей продажей 45%
акций "Метрокома", которые в настоящее время через AnTel Holdings LLC
принадлежат Group Menatep?
- Я так не думаю. Насколько мне известно, еще в позапрошлом году совет
директоров компании обсуждал возможность серьезных кадровых ротаций на
предприятии. В ту пору, по моим данным, AnTel Holdings LLC еще не
рассматривал всерьез возможность продажи своей доли в "Метрокоме".
- Сформулирую вопрос по-другому: мог ли потенциальный покупатель,
скажем, Альфа-групп, инициировать Ваше назначение? Уж очень все гладко
получается - Вы без проблем и скандалов "уводите" лучших менеджеров из "Голден
Телекома" (не чуждого, кстати сказать, Альфе) и - опять же без конфликта -
интегрируете новых управленцев в "Метроком". А ведь при этом кому-то
пришлось покинуть предприятие...
- Что касается специалистов, ушедших из компании, то это было решение,
принятое по обоюдному согласию сторон. А что касается потенциального
покупателя, то, думаю, крайне сложно было предвидеть, кого я приглашу на
работу в "Метроком".
- Есть ли понимание у мажоритарного акционера, что он способен
придать "Метрокому" мощнейший импульс развития, сократив свой пакет акций
в операторской компании до блокирующего? Ведь ГУПу "Петербургский
метрополитен" ни к чему иметь контрольный пакет акций в "Метрокоме" -
вполне достаточно инфраструктурного контроля.
- Пока, по-моему, подобный вопрос неактуален. Кроме того, я пришел в "Метроком"
работать, а не готовить предприятие к продаже.
Строго говоря, вопросы, касающиеся любых изменений в структуре акционеров,
относятся к компетенции учредителей компании. Помните, как в задачках для
3-го класса по арифметике писалось: "Дано". А потом, при изучении высшей
математики, эти исходные данные могли стать переменными. То, что не
зависит от нас, сотрудников "Метрокома", мы должны воспринимать как
начальные условия для своей работы.
Дело, февраль
2005 |