Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Олег Малис, Golden Telecom: Наша стратегия – из каждого города-миллионника в России получить от 10 до 15 млн долл дохода

На вопросы корреспондента ПРАЙМ-ТАСС БИТ Сергея Астафурова отвечает старший вице-президент Golden Telecom Олег Малис.

С.А. Олег Адольфович, каково на сегодняшний день положение Golden Telecom на региональных российских рынках связи?

О.М. Мы лидеры. Конечно, на сегодняшний день еще не в каждом городе мы занимаем доминирующие позиции. Есть города, где местные операторы имеют бизнес крупнее нашего, но в целом по России Golden Telecom, бесспорно, занимает первую позицию среди альтернативных операторов в плане регионального присутствия. Основные филиалы расположены в Санкт-Петербурге, Архангельске, Хабаровске, Иркутске и Уфе. Предприятия компании действуют в Нижнем Новгороде, Калининграде, Красноярске, Новосибирске, Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Волгограде и Самаре. Наша краткосрочная или, может быть даже среднесрочная стратегия – из каждого города-миллионника получить от 10 до 15 млн долл дохода, как минимум. Это задача текущего момента, для чего мы и приобретаем региональные компании. Вы, наверное, обратили внимание на то, что мы за полтора года сделали 6 приобретений. Это такие компании как "Коминком/Комбеллга", "СибЧелендж Телеком" /Красноярск/, "УралРелком"/(Екатеринбург/, Buzton /Узбекистан/, "ВестБалт Телеком" /Калининград/, "Самара Телеком".

С.А. Вы приобретаете готовый бизнес и просто эксплуатируете его возможности?

О.М. Разумеется, не только приобретаем. Мы инвестируем деньги в развитие наших региональных предприятий, например, вложили достаточно значительную сумму в "СибЧелендж Телеком", ввели 100 тыс номеров в Красноярске. То есть, мы очень активно инвестируем в приобретенные предприятия. Впрочем, не только в приобретенные, но и в наши собственные, созданные как дочерние предприятия компаний "ТелеРосс" и "Совинтел".

С.А. Инвестиции в региональные компании свидетельствуют о больших надеждах, возлагаемых на них, не так ли?

О.М. С точки зрения перспективы региональных рынков, я думаю, не открою тайны, заявив, что сегодня органический рост в секторе фиксированной связи в России возможен только за счет регионов. Москва и даже Санкт-Петербург уже имеют и достаточно высокое проникновение и, как следствие, высокую конкуренцию, поэтому рост у нас в будущем будет только за счет регионов. Регионы и рынки стран СНГ. Правда, оговорюсь, на сегодняшний день Москва по-прежнему дает значительный прирост.

С.А. Давайте поговорим подробнее о регионах. Какие наиболее интересны?

О.М. Нам на сегодняшний день наиболее интересно создать представительства в городах-миллионниках. Но и остальные города тоже для нас, бесспорно, интересны. У нас нет жесткого подхода, наша позиция в этом вопросе достаточно гибкая. Холдинг Golden Telecom, вообще, несмотря на свой размер, сохраняет гибкость и дифференцированный подход ко всему.

С.А. Каковы критерии выбора региональных компаний-операторов, привлекательных для приобретения?

О.М. Критерий номер один – доходы. Номер два - клиенты. На самом деле нам интересны компании с оборотом не менее 5-6 млн долл в год. Соответственно, нас интересует и клиентская база. Затем нас интересует сеть, ее территориальная распределенность, насколько хорошо она покрывает город. И, бесспорно, номерная емкость, условия присоединения. Вот главные критерии. Кроме того, конечно же, нас интересует команда. Хотя этот вопрос вторичный, поскольку Golden Telecom имеет солидные возможности по обучению новых сотрудников и менеджмента, а также по перемещению собственного менеджмента в приобретенные компании. В принципе, даже если мы не видим сильную команду, мы знаем, что сможем ее создать.

С.А. И много ли привлекательных активов в регионах?

О.М. К сожалению, нет. К сожалению, чрезвычайно мало, опять таки, что очень удивительно. Уже начиная с 90-х годов, почти 15 лет мы живем в условиях либерального рынка. Однако сектор фиксированной электросвязи всегда был настолько зарегулирован, что на сегодняшний день региональных компаний, отвечающих тем критериям, о которых я говорил, можно сосчитать на пальцах. Это единицы. Причем, 5-6 млн долл доходов для миллионного города, это в общем не так много.

С.А. И, тем не менее, они все-таки есть. Всегда ли собственники готовы продать бизнес?

О.М. Разумеется, не всегда. Во многих случаях, здесь играет роль наш менталитет. Люди не очень понимают, что делать с деньгами, которые они получат за приобретенную у них компанию. А так деньги в бизнесе и не надо задумываться, куда бы их вложить. Это первая проблема. А вторая проблема заключается в том, что многие колеблются перед тем, как продать свой бизнес из-за желания получить за него как можно больше денег, что не всегда обоснованно как состоянием самой компании, так и ситуацией на рынке в целом.

С.А. Вам интересно только приобретение существующих региональных операторов?

О.М. В основном да. Однако сейчас мы уже начинаем думать о возможном запуске собственных проектов в некоторых городах, где нет нашего присутствия. Правда, таких городов фактически уже не осталось, поэтому я имею в виду те, где мы представлены пока скромно. Мы рассматриваем проекты строительства сети собственными средствами, без приобретения инфраструктуры существующих операторов.

С.А. Вы упомянули номерной ресурс и условия присоединения, насколько эти факторы важны?

О.М. Они играют ключевую роль. Без них вообще невозможно создать приличный бизнес. В разных регионах существуют разные условия присоединения. Местным операторам выделяется разное количество номерной емкости. В каждом городе есть свои специфические проблемы с номерной емкостью, где-то она дефицитна, где-то вводится семизначная нумерация. В каждом городе по-разному.

С.А. Сейчас готовится проект подзаконного акта "Правила присоединения сетей", не могли бы прокомментировать некоторые положения этого документа?

О.М. Честно сказать, не готов комментировать то, что является пока еще проектами подзаконных актов. Golden Telecom, конечно, хочет участвовать в их разработке. Более того, мы считаем, что имеем право на участие, поскольку являемся оператором значительной части телефонной сети общего пользования Российской Федерации. Однако комментировать то, что находится в разработке, я не готов. Говоря в общем, хочу заметить, что монополист всегда старается повысить собственные доходы за счет присоединенных операторов. Это явление, которое, на самом деле, происходит везде в мире, где есть монополизированные рынки. Мы пытаемся, скажем так, найти какой-то компромисс.

С.А. Ваш бизнес тесно связан с двумя традиционными операторами – ОАО "Ростелеком" (RTKM) и ОАО "МГТС" (MGTS). Ожидаете ли вы в текущем году каких-либо изменений во взаимодействии с ними?

О.М. В принципе мы думаем, что в течение этого года никакого увеличения тарифов на услуги со стороны МГТС и "Ростелекома" уже не будет. Совсем недавно МГТС уже поднимало цены. Что касается "Ростелекома", то он сегодня стал более коммерческой организацией. И наши взаиморасчеты с "Ростелекомом" становятся все ближе и ближе к абсолютно рыночным, коммерческим ценам.

С.А. А в более отдаленной перспективе?

О.М. В будущем, как определено законом "О связи", тарифы на присоединение будут регулироваться Федеральной антимонопольной службой. Соответственно, если монополисты смогут доказать, что они должны повысить расходы, потому что не справляются со своей рентабельностью, мы вынуждены будем подчиниться, поскольку работаем в правовом поле. Но на сегодняшний день мы видим, что их тарифы полностью покрывают себестоимость, и у традиционных операторов достаточно высокая рентабельность. Посмотрите отчеты МГТС, рентабельность у МГТС очень высокая. И у "Ростелекома" тоже. Поэтому я не вижу аргументов, по которым эти компании могли бы поднимать тарифы. Кроме того, президент РФ ясно определил цели и задачи на ближайшее время – удвоение ВВП, и если мы действительно хотим развивать российскую экономику, либерализация и демонополизация телекоммуникационного рынка неизбежна, потому что без связи не будет работать ничего. На сегодняшний день без информационных технологий и телекоммуникаций никакого роста производства и конкурентоспособности предприятия добиться невозможно.

Сергей Астафуров, ПРАЙМ-ТАСС БИТ, 1 июля 2004 г.  


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov