Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Содержание 

Общие сведения об отрасли.

Телекоммуникационная отрасль относится к тем важнейшим секторам экономики, которые обеспечивают функционирование и согласованную работу всех государственных систем. Поэтому не удивительно, что Правительство РФ рассматривает дальнейшее развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны как один из главных факторов подъема национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.

Даже в периоды общего спада в национальном хозяйстве отрасль связи России продолжала динамично развиваться: телекоммуникационные компании быстро оправились от финансового кризиса 1998 г., сумели поддержать реноме надежного заемщика и остались привлекательными для инвесторов. В настоящее время предприятия электросвязи работают прибыльно и имеют удовлетворительные финансовые показатели. По сравнению с компаниями других секторов экономики они имеют достаточно высокую долю наличных денег в доходах, и это обуславливает возможность, быть может, не слишком интенсивного, но роста за счет собственных средств.

Дальнейшее качественное развитие операторов электросвязи особенно важно, если учесть, что потребность населения в телекоммуникационных услугах растет из года в год. К сожалению, в настоящее время запросы россиян не удовлетворяется не только в сфере новых современных видов телекоммуникационных услуг, но даже в области традиционной телефонной связи. К примеру, уровень телефонизации - один из показателей экономического развития страны - составляет в России в среднем 23 стационарных (для сельского населения - вдвое меньше) и 1,7 мобильных телефонов на 100 человек. «Очередь» на установку стационарного телефона составляет сегодня порядка 5 млн. человек, а наибольшее число потенциальных абонентов (более 500 тыс.) проживает в Московской области.

Структура отрасли. ОАО "Связьинвест".

 

К настоящему времени в России:

  • действует более 8,5 тыс. лицензий на оказание различных телекоммуникационных услуг (из них 8 тыс. - в области электросвязи).
  • работает 4662 предприятия электросвязи.
  • свыше 80% услуг связи оказывается традиционными операторами.
  • традиционные операторы владеют 93-95% всех российских телекоммуникационных сетей.

Помимо местных операторов связи, занимающихся эксплуатацией первичных и внутризоновых сетей, в структуру отрасли входит оператор междугородной и международной связи ОАО «Ростелеком».

Сегодня «Ростелеком»

  • связывает Россию с 211 странами мира;
  • предоставляет зарубежным операторам услуги транзитной связи;
  • осуществляет распространение программ телевидения и радиовещания;
  • предоставляет новые дополнительные виды услуг: передачу данных, Интернет, IP-телефонию, мультимедиа связь.

Практически всем региональным операторам принадлежат автоматические междугородные телефонные станции (АМТС), которые коммутируют трафик между местными телефонными сетями и междугородной магистральной сетью «Ростелекома». Исключение составляют Москва, где АМТС принадлежит «Ростелекому». В других регионах местные операторы электросвязи – владельцы АМТС - сами выставляют счета абонентам и собирают плату за междугородные и исходящие международные переговоры. Часть этих средств (11% доходов от междугородной и 50% - от международной связи) перечисляется «Ростелекому».


Государственное регулирование отрасли.

Низкий уровень рыночного риска предприятий-операторов электросвязи обусловлен их монопольными позициями на рынке традиционной связи. В условиях стабильного спроса на телекоммуникационные услуги это гарантирует постоянный минимальный уровень доходов, который практически не зависит от экономических условий и политической ситуации в стране. Однако это не избавляет предприятия отрасли от политических рисков, связанных, в первую очередь, с существенным влиянием государства на отрасль.

Общее регулирование отрасли относится к компетенции Министерства РФ по связи и информатизации, которое:

  • выдает лицензии телекоммуникационным компаниям,
  • сертифицирует оборудование,
  • регулирует порядок оказания услуг связи общего пользования,
  • осуществляет выделение частотного ресурса.

Государственные органы сохраняют за собой полномочия в регулировании и утверждении тарифов на услуги междугородной и местной телефонной связи.

Влияние государства сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли: позитивно в одних случаях и негативно - в других. В частности, значительная часть дебиторской задолженности традиционных операторов связи приходится на государственные учреждения и другие бюджетные организации, не подлежащие отключению от телефонной сети. Кроме того, операторы проводной телефонной связи в своей деятельности должны учитывать следующий фактор: именно предприятия «Связьинвеста» по-прежнему несут основное бремя социальной ответственности.

К позитивным изменениям последних лет следует отнести передачу функции регулирования тарифов на услуги связи из компетенции местных органов власти в Министерство по антимонопольной политике (МАП). Это снизило влияние субъективного подхода региональных властей на работу компаний. Тарифная политика стала более прогнозируемой и экономически обоснованной, а влияние политического фактора в ней снизилось.

Конкуренция на рынке связи.

В настоящее время в России, кроме традиционных операторов электросвязи, действуют независимые компании этого профиля. Они создаются, как правило, национальными корпорациями, чей бизнес рассредоточен по всей территории РФ. На сегодняшний день свои сети есть у МПС (оператор «ТрансТелеком»), РАО «ЕЭС России» (оператор - холдинг «Энифком»), РАО «Газпром» («Газком»), «Транснефти».

Обеспечение нормального внутрикорпоративного трафика информационно-коммуникативных систем ведомственных операторов стало возможным, благодаря собственным оптоволоконным магистралям. В ряде регионов операторы предоставляют услуги связи местным жителям и предприятиям и стремятся получить право на оказание услуг международной и междугородной связи. В связи с этим аналитики рассматривают сети ведомственных компаний связи как потенциальную базу для создания сетей местной и междугородной связи, а самих операторов как возможных конкурентов традиционным операторам и «Ростелекому» (последний может оказаться в положении «владельца одной из магистральных сетей связи»). Однако пока ни один из ведомственных операторов не имеет первичной сети связи.

К другой категории игроков рынка телекоммуникационных услуг относятся так называемые альтернативные операторы, строящие корпоративные сети и оказывающие комплексные услуги связи крупным клиентам (бизнес-центрам, гостиницам, банкам и др.). Крупнейшими российскими альтернативными компаний связи являются «Совинтел», «Комстар», «Комбеллга» и «Телмос» в Москве; «ПетерСтар», «Би-Си-Эл» и «Ст. Петербург интернэшнл» - в Санкт-Петербурге.

Главными рыночными преимуществами этих операторов является высокое качествъо, широкий спектр услуг и отсутствие социального бремени. По некоторым оценкам, на долю альтернативных операторов, работающих в секторах рынка с наиболее высокими уровнями прибыльности, приходится около 15% всего российского трафика международной телефонной связи.

Большинство альтернативных операторов использует телефонные сети общего пользования традиционных операторов. Однако некоторые из них строят цифровые наложенные сети, обеспечивающие прямую качественную связь между российскими абонентами и собственными международными станциями или международными станциями «Ростелекома». В этих сетях предоставляются услуги голосовой почты и высокоскоростные услуги передачи данных.

Перспективы развития бизнеса альтернативных операторов могут быть связаны как с дальнейшим развертыванием цифровых наложенных сетей в регионах, так и с привлечением новых коммерческих клиентов в регионах, охваченных их сетями. Декларированная органами власти поэтапная демонополизация российского телекоммуникационного рынка вряд ли в ближайшие годы сможет пошатнуть монопольные позиции дочерних компаний «Связьинвеста» на рынке традиционных услуг связи: действующие сети местной, междугородной и международной связи являются неоспоримым преимуществом операторов электросвязи в конкурентной борьбе. Учитывая масштабы России, низкую плотность населения, суровые климатические условия и, соответственно, огромные объемы средств и времени, требуемые для развертывания сетей, лишь немногие из конкурентов готовы строить свои сети местной и междугородной телефонной связи.

Новые услуги связи. Интернет.

Одним из инструментов сохранения рыночных позиций в условиях растущей конкуренции является расширение спектра дополнительных услуг. По мере цифровизации телекоммуникационных сетей региональные операторы и «Ростелеком» смогут более активно соперничать с альтернативными компаниями в области услуг Интернет, IP-телефонии, сотовой связи, пейджинга, кабельного телевидения и др. Кроме того, новые услуги связи дают реальную возможность увеличить отдачу от эксплуатируемой телефонной сети - цены на них не являются сферой деятельности естественной монополии, и, следовательно, государственными органами не регулируются. Таким образом, перспективы развития и сохранения прочного положения на рынке во многом зависят от технической и инновационной политики менеджмента традиционных операторов.

С начала 1998 г. «Ростелеком» (точнее, его филиал «Центр интернет-технологий») развивает услуги доступа в Интернет, выступая, по сути, в роли «провайдера провайдеров». Узлы доступа во «всемирную сеть» в настоящее время организованы практически по всей России, причем в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге «Ростелеком» сам продает услуги Интернета. В других городах их предоставляют местные операторы электросвязи и другие компании, работающие с «Ростелекомом» по договору комиссии. Доля «Ростелекома» на рынке международного доступа в Интернет составила около 30%.

Пока Интернет-услуги и услуги по передаче данных составляют все еще незначительную долю доходов «Ростелекома». Однако, по некоторым прогнозам, в ближайшие годы ситуация изменится, и к 2003 г. выручка компании от Интернета составит 75 млн. долл.

Развитие сетей связи.

 

Российские сети электросвязи имеют три уровня:

  • первичный - телефонная связь в пределах населенного пункта (местная сеть);
  • внутризоновый - телекоммуникационная сеть между первичными сетями в пределах одного региона;
  • магистральный - телекоммуникационная сеть, обеспечивающая межзоновую и международную коммутацию.

Новые виды услуг, а главным образом, использование телефонной связи для подключения к сети Интернет значительно увеличивают нагрузку на линии и снижают качество работы устаревшего оборудования. В настоящее время практически все операторы электросвязи сталкиваются с проблемой необходимости развития и модернизации (цифровизации) телефонной сети, реструктуризации ее топологии и замены физически и морально устаревшего оборудования на значительных участках региональных сетей. Однако из-за ограниченности платежеспособного спроса и недостатка собственных инвестиционных ресурсов у предприятий модернизация продлится не один год.

Бурные темпы роста отрасли в первой половине 90-х г. г. в значительной степени были связаны с притоком значительных заемных средств, преимущественно товарных кредитов в форме поставок телекоммуникационного оборудования. После финансового кризиса 1998 года ряд телекоммуникационных компаний был вынужден заморозить программы развития своих сетей. В этой связи актуальным стало использование уже созданных емкостей телефонных станций. Так, если на начало 1999 г. «Связьинвест» располагал 3 млн. свободных неподключенных телефонных линий, а средний уровень задействования установленных мощностей составлял 89%, то в 2000 г. число незадействованных линий сократилось до 2,18 млн., а коэффициент задействования увеличился до 92%.

Дальнейшая телефонизация неразрывно связана с развитием первичной сети, изменением топологии местных телефонных сетей общего пользования, их цифровизацией и внедрением новых технологий АТМ, SDH (Synchronous Digital Hierarchy - синхронной цифровой иерархии). Модернизация позволит существенно снизить эксплуатационные расходы и затраты на капитальное строительство, а также значительно повысить качество и расширить спектр оказываемых услуг. Так, большинство региональных телефонных сетей длительное время развивалось по принципу дробления на миллионные зоны и узловые районы (от 10 тыс. до 100 тыс. номеров), соединяемые по принципу «каждый с каждым» через специальные узлы входящих и исходящих сообщений. Современная топология телефонных сетей предполагает создание транзитно-транспортного волоконно-оптического кольца и примыкающих к нему малых колец. Такой принцип позволяет повысить степень использования емкости, увеличить надежность и удешевить наращивание емкости сети.

К созданию современных цифровых сетей, которые затем будут закольцованы, уже приступили многие компании. Кольца соединят основные административные районы регионов, а дальние районы будут подключаться к сети по радиорелейным цифровым каналам. Например, сейчас на основе технологии синхронных цифровых систем передачи SDH строятся или построены цифровые первичные сети телекоммуникации в «Башинформсвязи», «Алтайтелекоме», «Электросвязи» республики Бурятия, «Электросвязи» Вологодской области, «Удмурттелекоме», «Связьинформе» республики Мордовия и других.

Самый высокий уровень цифровизации отмечается в сравнительно молодых и небольших телефонных сетях. Наиболее современной сетью располагает «Хантымансийскокртелеком» (уровень цифровизации 88,6%), а наименьшая доля современных электронных АТС отмечается в «Московской городской телефонной сети», уровень цифровизации которой равен 11,43%. Такой низкий показатель МГТС объясняется тем, что развитие крупнейшей российской телекоммуникационной компании вплоть до 1990-х гг. происходило в основном по экстенсивному пути.

Среди наиболее значимых проектов в области развития дальней связи следует отметить завершение реализации проекта «Ростелекома» по созданию трансроссийской цифровой транспортной телекоммуникационной линии. Данный проект, предусматривающий выходы на крупнейших операторов связи Европы и Азии, можно считать завершенным в связи с вводом в коммерческую эксплуатацию последнего участка магистральной волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) Москва-Новосибирск-Хабаровск. Магистраль имеет общую протяженность более 9400 км, пропускную способность 2,5 Гбит/с. и проходит по территориям 23 субъектов РФ. Кстати, пропуск международного трафика через трансроссийскую сеть связи Москва-Новосибирск-Хабаровск обойдется в несколько раз дешевле, чем транзит через аналогичные международные сети, построенные в обход России. Можно сказать, что новый цифровой канал существенно повысил конкурентоспособность страны в борьбе за международный транзитный трафик.

В отдаленных регионах России, где нецелесообразно прокладывать наземные линии, «Ростелеком» вводит в эксплуатацию систему спутниковой связи, которая позволит оператору получить собственные цифровые спутниковые каналы и начать предоставление дополнительных услуг. Развитие данного вида связи позволит обеспечить качественной связью те регионы, которые сейчас обслуживаются посредством тропосферной аналоговой связи. В частности, на спутниковую связь уже переведена линия Магадан-Якутск-Тикси-Анадырь.

       

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov