Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Интервью с первым заместителем гендиректора компании СМАРТС Юрием Васильевичем Масленниковым

Юрий Масленников, первый заместитель гендиректора компании СМАРТС

- Юрий Васильевич! Как вы относитесь к утверждению аналитиков, что СМАРТС является "нишевым" оператором?

- Конечно, на рынке есть так называемая "большая тройка", потенциал которой существенен. Тем не менее, в отношении самих себя трудно сказать: быть "нишевым" оператором - это хорошо или плохо. У каждой компании есть своя ниша, только у одного оператора эта ниша может быть больше, а у другого - меньше. От чего это зависит? Во-первых, от финансовых возможностей компании, во-вторых, от команды менеджеров, которые управляют предприятием, в-третьих, от того продукта, который предоставляет компания. Являясь пятым крупнейшим оператором в России, мы занимаем хорошую "нишу".

- Собирается ли СМАРТС расширять спектр своих услуг?

- На сегодняшний день группа компаний СМАРТС уделяет внимание не только сотовому рынку, но и рынку фиксированной связи в России. Первый шаг в направлении развития услуг фиксированной связи сделает наша дочерняя компания в Тольятти. Сейчас в этом городе идет монтаж коммутатора емкостью 100 тысяч номеров для предоставления услуг фиксированной связи. Данный проект - пилотный в рамках деятельности СМАРТС как оператора фиксированной связи. До конца 2004 года мы планируем запустить новый проект в коммерческую эксплуатацию. В роли фиксированного оператора мы займемся и обслуживанием межоператорского трафика. Именно за этой услугой будущее фиксированных операторов, потому что их доля в плане предоставления услуг фиксированной связи населению сокращается, это видно и по общемировой статистике.

- Летом 2004 г. компания СМАРТС выиграла в тендере "Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности" для Ярославской области. Насколько важен для вас этот проект?

- Этот проект мы называем "пилотным" и планируем телефонизировать все населенные пункты Ярославской области до конца 2006 г. В случае успешного осуществления этого проекта мы собираемся тиражировать аналогичные проекты и в других регионах.

Как это ни парадоксально звучит, но единственным экономически выгодным вариантом для того, чтобы каждый житель глубинки имел телефон, является мобильная связь. Для того, чтобы дойти до маленького населенного пункта, оператору фиксированной связи придется потратить огромные деньги на прокладку кабеля. Причем, это будет провод, который дойдет лишь до деревни. Дополнительные средства придется потратить на то, чтобы "развести" этот провод по домам. А базовые станции, которые будут стоять возле населенных пунктов, смогут "покрыть" территорию Ярославской области и предоставить возможность пользоваться услугами связи всем желающим. В том числе, и жителям небольших населенных пунктов и деревень.

- СМАРТС планирует осуществить запуск GPRS?

- Сейчас активно идет запуск GPRS-платформ сразу в двух регионах - Самаре и Иваново. Платформы в этих городах находятся в тестовой эксплуатации. Коммерческая эксплуатация услуги начнется в первом квартале 2005 года.
Также мы будем обязательно развивать EDGE - следующий шаг после GPRS. Оборудование для предоставления услуг на базе EDGE нам поставляет Siemens, Alcatel и Nortel Networks. Мы обязательно будем активизировать технологию EDGE во всех регионах своего присутствия уже в первой половине следующего года. 

- Основная задача, которая ставится перед совместным предприятием СМАРТС и Tele2 -  NetCom - получение лицензии на сеть третьего поколения 3G. Будут ли в этой компании еще участники?

- Мы постоянно подчеркиваем, что стать участником нового предприятия может любой оператор, желающий совместно бороться за лицензию третьего поколения. По этому поводу мы проводим переговоры со всеми операторами, которые не входят в "большую тройку", например, с "Индиго".
NetCom уже объединяет 27 лицензий, из которых СМАРТС принадлежит 16, а Tele2 -  11 (по количеству регионов присутствия). Объединив свои усилия, мы расширяем свое лицензионное пространство. Кроме того, объединяется опыт и умение лучших специалистов двух крупнейших компаний, а это не может не принести пользы. Синергетический эффект обязательно будет  работать.

- Нужна ли связь 3-го поколения вашим абонентам?

- За лицензию на предоставление услуг связи третьего поколения мы планируем бороться до последнего. В то же время мы уверены, что полный набор услуг, который будет предоставлен  российским абонентам в ближайшие несколько лет, вполне можно оказывать посредством технологий GSM и EDGE. Эти технологии можно назвать 2,5 поколением, которое помогает постепенно перейти к третьему поколению. Сейчас необходимо понять: что в итоге хочет получить абонент, потому что в первую очередь  3G нужно самому производителю. От производителя не хочет отставать сотовый оператор. А вот те услуги, которые нужны в сети 3G абонентам, в мире еще никто не определил. Сейчас все услуги, которые может предоставить сеть 3G, можно сделать и посредством сети 2,5 поколения. Именно тот оператор, который определит эту услугу, и начнет на ней зарабатывать деньги, станет победителем.

-   В ассоциации 3G заявили, что построение опытной зоны 3G для СМАРТС нецелесообразно, поскольку аналогичные опытные зоны уже давно развернули операторы, входящие в "большую тройку". Насколько ваша компания разделяет эту точку зрения?

- Отказ в помощи со стороны ассоциации 3G не заставит нас отречься от своих планов. Мы категорически не согласны с высказанным мнением. Опытные зоны сотовых операторов "большой тройки" были развернуты давно. Кроме того, есть разные поставщики оборудования, и развитие технологии 3G не стоит на месте.

Для того чтобы построить опытную зону 3G, надо понять, что реально может предложить поставщик. Ведь он всегда анонсирует чуть больше, чем есть на самом деле. Это нормальная ситуация, поэтому прежде чем купить оборудование, надо его опробовать, а потом уже готовиться к запуску 3G. Тот, кто останавливается в развитии бизнеса, неизбежно теряет преимущества на рынке. Любой простой для бизнеса подобен смерти. Сейчас мы ведем переговоры с такими поставщиками оборудования, как Siemens, Alcatel и Nortel Networks. Мы рассматриваем возможности каждого, делаем технические проработки, предпроектные изыскания.

Кроме того, если опытные зоны уже построены сотовыми операторами, входящими в "большую тройку", то почему СМАРТС должен отказывать себе в этом праве?
Стоит отдельно подчеркнуть, что выдача лицензий 3G региональным операторам выгодна и операторам "большой тройки". Мы сможем более детально изучить и "разогреть" региональный рынок, создать развитую инфраструктуру.
В какой-то степени отказ в содействии со стороны Ассоциации  3G нам приятен: если нам отказали, значит, видят в нас потенциальных конкурентов операторов "большой тройки". 

-Существуют ли у компании СМАРТС проблемы с номерной емкостью?

- Проблемы с номерной емкостью возникают постоянно. К декабрю номеров у нас оставалось немного - около 150 тысяч. Темпы подключения к нашей сети высоки, и в ряде регионов нам приходилось проводить жесткие "чистки" своей абонентской базы: сокращать срок "жизни" абонентам. Но в начале декабря мы получили 1,1 млн новых номеров в коде 908, и сейчас эта нумерация прописывается на сети.
Документ, регламентирующий выделение ресурсов нумерации, уже подписан, но пока не определена стоимость номера, ее обещали назвать до конца года. Те компании, которые сейчас получают номера, фактически играют в "темную" - прикупают номера, не зная цены. Мы тоже пошли на этот шаг, ведь без номеров жить нельзя. В России отчего-то наблюдается проблема отсутствия номерной емкости, хотя в мире такая проблема отсутствует. Я надеюсь, что вскоре и Россия придет к автоматической выдаче номеров.

- Насколько опасным конкурентом для СМАРТС станет Волгателеком, объединяющий свои сотовые активы?

- Объединение активов - правильный шаг для "Волгателекома". На сегодняшний день мы пересекаемся с электросвязью в двух областях России - Ульяновской и Оренбургской. Переговоры о решении этого вопроса ведутся, но пока о конкретике говорить рано. В качестве одного из вариантов рассматривался обмен пакетами сотовых операторов. Наша целенаправленная политика - увеличение до 100% доли во всех предприятиях, входящих в группу СМАРТС.
Ведется также оценка и анализ различных российских сотовых операторов, работающих на территории России, с целью их покупки.

- Каковы планы СМАРТС  на будущее?

- Мы растем всем назло, не смотря ни на что. Компания постоянно ведет переговоры с такими поставщиками GSM-оборудования, как Siemens, Alcatel и Nortel Networks. Сейчас бизнес-план просчитывается, но уже можно точно сказать, что инвестиции в 2005 году будут чуть меньше, чем инвестиции в 2004 году ($80 млн.).
СМАРТС очень интересен для телекоммуникационной экономики. Ведь через нашу компанию можно оценить особенности регионального рынка.


 

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov