Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Александр Микоян, российское отделение Alcatel: Интерактивные мультимедийные услуги – будущее операторов связи

Как ранее сообщал ПРАЙМ-ТАСС, в Москве создается инфраструктура для массового предоставления интерактивных мультимедийных услуг, включая видео по требованию и интерактивное ТВ. Поставщиком технологических решений, а также системным интегратором проекта стала компания Alcatel. О технологиях интерактивного мультимедиа корреспондент ПРАЙМ-ТАСС беседует с Александром Микояном, директором российского отделения компании Alcatel по работе с операторами фиксированной связи.

Корр.: Для успешной реализации проекта необходимо, помимо наличия качественных технологий, правильно выбрать место и время выполнения проекта. Почему Вы думаете, что московский рынок сегодня – это удачный выбор места для массового внедрения современных телевизионных технологий, принимая во внимание далеко не выдающиеся темы внедрения услуг широкополосного доступа в нашей стране?

Александр Микоян: Действительно, по сравнению с уровнем проникновения широкополосных услуг, скажем, в Гонконге /почти 60 проц/ или Южной Корее /более 80 проц/, достижения России выглядят достаточно скромно. Даже в Москве, несмотря на усилия крупнейших традиционных и альтернативных операторов связи /МГТС, "МТУ-Интел", "Комстар Объединенные Телесистемы" и др/ уровень проникновения широкополосных услуг составляет единицы процентов. Недавно на конференции "Телеком в России 2004" института Адама Смита представитель одной из межрегиональных компаний связи ОАО "Связьинвест" анонсировал планы компании по достижению 3-процентного проникновения широкополосного доступа ADSL к 2007 г, что по современным меркам непозволительно мало. Тем не менее, я уверен, что проект который сейчас выполняется в Москве по заказу компании "Система Масс-Медиа", начат в нашей стране весьма вовремя. Можно сказать, что мы опоздали с массовым внедрением широкополосных услуг. Однако без этого наша индустрия связи, да и вся экономка, не сможет достойно ответить на вызовы информационного века. Широкополосные сети – это кровеносная система новой экономики. Если у вас только dial-up-соединение с Интернет, вы не сможете полноценно дистанционно учиться, получать удалено медицинские консультации и т. д., вы не можете быть гражданином нового информационного общества. В других странах мира такая услуга как высокоскоростной доступ в Интернет уже получила широкое распространение, в некоторых странах мира уже достигнута фаза насыщения. Крупнейшие операторы связи поняли, что нужно переходить к предоставлению мультимедийных услуг. Все они по-разному приближаются к практической реализации этой идеи, все находятся на разных участках пути. И только самые передовые уже создали или создают инфраструктуру для предоставления таких услуг. Проект компании "Система Масс Медиа" — это не та ситуация, в которой Россия догоняет Запад. Мы начинаем этот проект одновременно со всем миром, занимая передовые рубежи новейших услуг. Это имеет колоссальное значение для России, потому что это первые проект, в котором в массовом порядке люди будут пользоваться платным содержанием – персонализированным, интерактивным.

Корр.: До сих пор в центре внимания российских телекоммуникационных операторов фиксированной связи находился корпоративный сектор как основной возможный потребитель услуг, основанных на технологии широкополосного доступа. За счет чего в этом проекте планируется обеспечить действительно массовый охват целевой аудитории?

А.М.: Вообще, переход к массовым услугам высокоскоростного доступа в Интернет в Москве /тарифы "Стрим" компании "МТУ-Интел"/ – это, пожалуй, главное событие телекоммуникационного года. Сразу вслед за этим наступает волна массовых интерактивных мультимедиа услуг. Конечно, ситуация в отношении различных услуг будет отличаться между крупнейшими городами, такими как Москва, и всей остальной территории России. Путь России к массовым мультимедийным услугам не похож на путь США и стран Западной Европы ввиду низкого уровня проникновения широкополосного доступа. В США, Германии, Великобритании, Франции, а также Австралии, где уровень проникновения ПК составляет 40-70проц населения, широкополосные услуги завоевывали рынок, опираясь исключительно на услуги высокоскоростного доступа в Интернет. В этих странах операторы борются за аудиторию, состоящую из лиц, которые сидят перед экранами ПК и в Интернете. Другой путь избрали такие страны, как Испания, Бельгия, Тайвань. Там операторы не только продвигают широкополосное подключение к Интернету с существующего ПК как главную услугу, доступную через широкополосный доступ, но и собственно широкополосный доступ на базе ПК как необходимый атрибут современного дома. То есть предлагают потенциальным потребителям и другие услуги, связанные с широкополосным доступом и реализуемые на базе ПК /музыка, игры, и тд/. Фактически они расширяют свою клиентскую аудиторию за счет людей, которые покупают для дома широкополосный доступ и ПК, но могут и не быть заинтересованы в доступе в Интернет как таковом. Для Москвы, пожалуй, наиболее подходит опыт Гонконга и Южной Кореи, мировых лидеров по обеспечению граждан средствами широкополосного доступа. Операторы в этих странах продвигают также все любые привычные услуги развлечений: музыка, видео и т. д., реализуемые без ПК, с помощью приставок, музыкальных систем, подключаемых к Интернету без компьютера. Аналогичный подход применяется в проекте, реализуемом компанией "Система Масс Медиа". ТВ-услуги на базе широкополосного доступа становятся доступны не только людям, владеющим ПК, но и любым, имеющими дома только телевизор и телефонную линию. Таким образом, данный проект изначально нацелен на гораздо более широкую и массовую аудиторию, чем традиционные потребители услуг доступа в Интернет. Часть этой будущей аудитории будет иметь и ПК, и телевизор с широкополосным подключением к Интернету, а часть – только телевизор. В силу очевидных причин, лидером в подобных проектах будет, конечно, Москва, но за Москвой "подтянутся" другие города.

Корр.: Приведите, пожалуйста, какие-либо оценки используемых бизнес-стратегий на основе опыта Вашей компании.

А М.: Таких проектов только с использованием сервисов интерактивного телевидения уже достаточно много, хотя это направление все еще остается новым бизнесом для операторов связи. Опыт показывает, что когда мы внедряем технологи xDSL традиционным методом агрессивного маркетинга, то можем подключить до 25 проц домохозяйств, имеющих ПК. Начинаем работать с тарифными планами и полосой пропускания, добиваемся перехода клиентов с dial-up на широкополосный доступ в Интернет и можем получить до 40 проц домохозяйств, имеющих ПК. Затем начинаем предлагать дополнительные услуги на базе ПК, отличные от доступа в Интернет /игры, музыка, видео/. Тогда мы сможем охватить до 60 проц домов, но при этом все еще остаемся ограниченными тем количеством домов, которые имеют ПК. С помощью персонализированных ТВ-услуг на базе широкополосных сетей без участия ПК мы охватываем все население, так как в 100 проц домов есть две вещи: стационарный телефон и телевизор. В этом году исследовательская компания The Yankee Group опубликовала результаты исследования динамики изменения ARPU операторов фиксированной связи. Оказалось, что появление видео в пакете предлагаемых услуг приводит к удвоению ARPU. Только голосовой трафик /для США/ дает ARPU в среднем 57 долл., добавление услуг доступа в Интернет повышает этот показатель до 97 долл., а после появления еще и видеоуслуг ARPU возрастает до 190 долл.

Корр.: Почему Вы считаете, что большое количество населения решит воспользоваться новейшими телевизионными услугами?

А.М.: Приведу данные независимых исследований. Компания Yankee Group проводила в течение 10 лет осуществляла мониторинг потребительских предпочтений в области потребительских услуг. Оказалось, что несмотря на общее падение экономики в США в 2000–2002 гг, затраты людей на развлечения возросли на 24 проц. При этом наивысшие темпы роста демонстрируют интерактивные и персонализированные услуги – более 35проц роста. Также больше всего времени пользователи стали затрачивать на новые услуги. Так, время, проводимое перед обычным телевизором, практически не изменилось за 10 лет, читать книги и газеты стали даже чуть-чуть меньше /-0,8 проц роста за 10 лет/. Несколько выросло потребление Интернета и домашнего видео /по 4,4 проц роста за 10 лет/. Самый большой рост – почти 27 проц -- отмечен в сегменте видео по запросу и интерактивного видео.

Корр.: Отличаются ли страны, идущие разными путями к массовым широкополосным услугам, какой-либо спецификой конкурентной обстановки?

А.М.: Во всех странах традиционные операторы фиксированной связи находятся под давлением со стороны регуляторов, которые требуют снижать стоимость широкополосных услуг при оптовых продажах, при подключении альтернативных операторов. Например, в Великобритании регулятор Ofcom задает верхнюю границу цены, которую может устанавливать BT, на оптовую продажу широкополосных подключений альтернативным операторам. И эта граница из года в год неуклонно снижается. Недаром Великобритания – один из лидеров по количеству ежемесячных широкополосных подключений в Европе. Везде операторы ощущают колоссальное давление конкуренции, в том числе, со стороны кабельных операторов, которые хотят и могут предоставлять услуги голосовой связи, ТВ, высокоскоростной доступ в Интернет по одному кабелю, а также со стороны операторов спутникового ТВ, которые начинают предлагать все больше интерактивных услуг. В России есть своя специфика – "домашние" сети, которые фактически сегодня замыкают на себя нереализованный спрос на широкополосный доступ в Интернет. Они дают клиентам возможность недорого звонить по телефону, используя технологии IP-телефонии и скоростной доступ в Интернет. Но они построены различными альтернативными операторами, иногда даже и незаконными. В результате, скажем, компания "МТУ-Интел" /а значит и МГТС/ вынуждена подчас отвоевывать клиентов у домашних сетей, а не создавать новых. Российским традиционным операторам фиксированной связи придется развивать массовый широкополосный доступ и вводить интерактивные мультимедийные услуги, т.к. спрос на них будет только увеличиваться, и клиенты могут "уйти" к другим операторам. Если, например, клиенты "домашних" сетей могут совершать дешевые междугородние и международные звонки, получать скоростной доступ в Интернет, а также смотреть и слушать интересующее их мультимедийное содержание, зачем нужны традиционные операторы фиксированной связи? К тому же для местных звонков у этих клиентов тоже есть альтернатива – мобильный телефон, который по цене уже сравним с обычным стационарным.

Корр.: Как Вы думаете, приведет ли появление массовых передовых услуг связи к каким-либо структурным изменениям нашего рынка?

А.М.: Эти изменения не только обязательно проявятся в будущем, но и происходят уже сейчас. Сама сеть Интернет очень сильно меняется. Сегодня пользователю интересна не сама эта сеть, сколько новые технологии, которые развились благодаря Интернету. Эти новые технологии стали коренным образом влиять на другие индустрии, в первую очередь, индустрию связи и индустрию развлечений. До последнего времени Интернет сам по себе являлся основным развлечением. Теперь он становится одним из", причем, основную часть пакета новых развлекательных услуг будут занимать интерактивные видеоуслуги на базе бытового телевизора. На этом новом уровне развития главным фактором продаваемости услуг становится уже не скорость соединения, как в случае высокоскоростного доступа в Интернет, а содержание, которое можно получить по этому каналу. Появление новых услуг на базе платного контента меняет парадигму операторского бизнеса. Провайдер услуг теперь несет ответственность за содержание, за качество его представления на пользовательском терминале /ТВ или ПК/. Он постоянно изучает, как его клиенты потребляют услуги, какое содержание требуют и тд. Оператор получает возможность в реальном времени настраивать услугу, делать ее все более привлекательной для клиентов и делать это все более синхронизированно с их личными чаяниями и потребностями. Думаю, что в Москве активное внедрение новых ТВ-услуг приведет к уменьшению роли домовых сетей. Они не станут столь уж интересным инструментом, как ранее, так как у них может возникнуть проблема с предоставлением привлекательного содержания в ближайшее время. Мне кажется, это может уменьшить пиратство. При гибкой тарифной политике и обширном выборе видео, скажем, из видеобиблиотеки объемом 4 тыс. фильмов, как в проекте японского оператора Softbank /более 3,5 млн. подписчиков/, никто не отправится на "Горбушку" за пиратским DVD-диском, если тоже самое можно сделать, не покидая дивана.

Корр.: Японский проект - самый крупный в мире?

А.М.: В октябре 2004 г компания Alcatel заключила гораздо более масштабный контракт с американским оператором фиксированной связи SBC Communications. Проект стоимостью 1,7 млрд долл. предполагает подключение до конца 2007 г 18 млн клиентов. По своему содержанию он, кстати, похож на проект, реализуемый в Москве. Его главным маркетинговым элементом является не широковещательное ТВ, а интерактивные видеоуслуги. Проект SBC, в отличие московского, предполагает переход к новой сетевой архитектуре Fiber-to-the-Node, которая позволяет предоставить большинству потенциальных пользователей широкополосные подключения со скоростью до 20 Мб/сек. Alcatel выступает как поставщик всей основной связной широкополосной инфраструктуры, а также как системный интегратор. Сегодня очень интересное время. На наших глазах формируется новый облик телекоммуникационной индустрии. Услуги связи следующих поколений будут персонализированными, интерактивными и основанными на самой распространенной бытовой технике – телевизоре. Традиционный Интернет подключен к нашему кабинету, а его пользователями являются не люди вообще, а пользователи ПК. Теперь первичным становится гостиная с телевизором, и центральной фигурой будет сам пользователь с его чаяниями, потребностями и возможностями. Если рядом с ним есть телевизор с широкополосным подключением, то он может получить доступ ко всему широчайшему спектру услуг. Если же он находится в кафе, конференц-зале или едет в автомобиле, список доступных услуг может сократиться, в зависимости от скорости подключения и специфики терминала /телефона, ноутбука/, имеющегося в его распоряжении. В любом случае все услуги будут основаны на именно персональных данных подписчика, о которых будет знать интеллектуальная широкополосная сеть. Мы называем это "user-centric broadband" – широкополосная среда, ориентированная на пользователя. Думаю, не слишком ошибусь, если предположу, что через пару лет интерактивное видео станет привычным, и завтрашние школьники будут о нем говорить также свободно, как нынешние – о GPRS и MMS. Сегодня же – это передний край услуг. Те, кто сегодня впереди, поведут за собой остальной рынок.

ПРАЙМ-ТАСС БИТ, 23 декабря 2004 г.

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov