Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
ИНТЕРВЬЮ: Анатолий Никулин, генеральный директор «Сибирьтелекома». «Основная конкурентная борьба впереди»

Сибирь - один из самых больших по территории российских регионов с очень низкой плотностью населения. Вероятно, поэтому рентабельность «Сибирьтелекома» ниже, чем у других шести межрегиональных компаний (МРК) «Связьинвеста». Тем не менее «Сибирьтелеком» старается активно противостоять федеральным операторам сотовой связи, приступившим к освоению региона. О проблемах и перспективах развития связи в Сибири «Ведомостям» рассказал генеральный директор «Сибирьтелекома» Анатолий Никулин.

 

- За год работы «Сибирьтелеком» должен был определиться по стратегическим вопросам. Какова основная задача компании?

- Условия современного рынка становятся все более жесткими, требуют от компаний постоянных инноваций, разработки новых маркетинговых стратегий. Сразу перейти к цивилизованному рынку, ориентированному всецело на клиента, способны не все. То и дело проскальзывает мысль, что клиент никуда не денется. К сожалению, эту идеологию быстро не изжить, поскольку в «Сибирьтелеком» вошли достаточно разнородные компании. Компания должна не только рекламировать свою ориентированность на клиента, но и реально этого добиваться. Поэтому главная работа сейчас развернута на поле маркетинговых стратегий. Мы укрепляем блок маркетинга, стремимся брать на работу молодежь, заложили в бюджет значительные средства на обучение персонала.

Мы намерены сделать компанию по-настоящему интересной и удобной для клиента и не только не потерять, но и по возможности упрочить позиции, которые «Сибирьтелеком» занимает на рынке фиксированной связи. Следует признать, что молодые компании часто гибче работают с VIP-клиентами и опережают нас в предложениях. Поэтому мы стараемся разрабатывать более гибкую тарифную политику. А поскольку значительная часть тарифов регулируется государством, мы пытаемся согласовать с Министерством по антимонопольной политике возможности более гибкой работы по тарифным планам.

- А с какими еще проблемами столкнулся «Сибирьтелеком»?

Ряд проблем возникает из-за разнородности региональных филиалов - у них разный технический уровень, разные принципы организации. По многим показателям лидирует «Томсктелеком», который демонстрирует высокие технические и экономические результаты, выполняет планы. Мы хотим распространять положительный опыт в других регионах. Объединение дало много преимуществ небольшим компаниям, которым трудно было решать финансовые вопросы. Например, в «Горно-Алтайтелекоме» инвестиции увеличились в несколько раз. Сейчас необходимо подтянуть состояние филиалов до единого уровня, чтобы все подразделения компании работали по одному алгоритму.

Другая проблема связана с большой географической протяженностью региона и неравномерной плотностью населения. По сравнению с родственными компаниями, работающими в европейской части страны, у нас пока намного больше сотрудников при аналогичных объемах работы. Сегодня на одного работника приходится свыше 70 линий. И мы ставим задачу увеличения этого показателя.

- Проблема телефонизации удаленных от центра районов крайне актуальна для Сибири. Как вы оцениваете прописанную в новой редакции закона «О связи» услугу универсальной связи, которая предусматривает механизм телефонизации глубинки?

В советские времена на телефонизацию сел, труднодоступных населенных пунктов средства худо-бедно выделялись. Потом электросвязи стали независимыми и, по сути, частными компаниями, а централизованное финансирование прекратилось. Существуют, правда, региональные программы - например, и у нас в Новосибирской области. Но это точечные решения, к тому же значительных вложений они не предусматривают. Мы рассчитывали, что с введением универсальной услуги определится источник финансирования. Он появился не совсем в том виде, на который мы рассчитывали. Сначала ведь речь шла о телефонизации населенных пунктов вообще, а сейчас закон предусматривает установку таксофонов. Конечно, таксофон поможет в экстремальной ситуации. Но установка телефонов обойдется немногим дороже подключения таксофона. Мы также ожидаем, что выплата компенсаций [операторам, телефонизирующим глубинку], скорее всего, будет проходить с задержками.

Я не рассчитываю, что другие операторы ринутся реализовывать эту услугу. Наша компания продолжит заниматься телефонизацией труднодоступных районов, но обеспечить связь - это полдела, необходимо компенсировать и дальнейшую эксплуатацию сельской связи, которая вообще убыточна. Принимая во внимание необозримые просторы Сибири, мы рассматриваем вариант использования спутниковой связи, в том числе и с использованием VSAT-терминалов [спутниковых антенн-тарелок]. «Сибирьтелеком» заказал разработку проекта в одном из специализированных институтов Москвы на весь Сибирский федеральный округ. Проект должен быть разработан до конца года.

- До введения повременной оплаты за телефон предполагалось, что доходы операторов увеличатся. Но сейчас многие компании жалуются на снижение доходов. А новый закон о связи дает клиентам право самим выбирать форму оплаты - повременную или фиксированную. Как вы оцениваете итоги работы с повременкой в первый год работы «Сибирьтелекома»?

- Для нашей компании новая система оплаты телефонных разговоров - не средство обогащения. Основная задача - с ее помощью выровнять нагрузку на телефонные сети.

С новыми нормативными требованиями закона ситуация складывается не совсем однозначно. Есть право выбора, и это хорошо. Надо создавать одинаковый подход к формированию тарифов по аналогии с операторами мобильной связи, которые вводят разнообразные тарифные планы. Возможность выбора приведет к тому, что летом, во время дачного сезона, пользователь предпочтет повременку, тем более что менять схему оплаты он может сколько угодно раз. А в остальное время он предпочтет фиксированную оплату. Поэтому размер фиксированной оплаты должен быть высоким - как безлимитный тариф у операторов сотовой связи. Если кто-то много говорит и ему это выгодно - пожалуйста, мы не возражаем. Кто говорит меньше, тот переходит на повременный тариф.

Сейчас МАП работает над новой методикой определения тарифов при повременном учете, межрегиональные компании рассчитывают различные тарифные планы, отражающие особенности пользования услугами разных групп абонентов. Мы предполагаем, что в новой редакции методики будут учтены как интересы абонентов, которые получат возможность выбрать один из нескольких тарифных планов, так и интересы компании, которой нужно сохранить сложившийся уровень доходов.

- Насколько сейчас тарифы покрывают себестоимость?

- Последний раз тарифы на регулируемые услуги местной телефонной связи изменялись по решению МАПа 1 июля 2003 г. В среднем по компании новые тарифы лишь покрыли сложившуюся себестоимость данной услуги, но они не формируют финансовый источник для развития данных услуг. Аналитики ожидали, что тарифы по «Сибирьтелекому» будут повышены опережающим темпом. Но тарифы [в Сибири] увеличились в среднем на 30% , что соответствует усредненному росту по всем межрегиональным компаниям связи. МАП, скорее всего, принимал во внимание уровень платежеспособности населения нашего региона, а не механизм образования тарифа.

- По оценкам аналитиков, рентабельность «Сибирьтелекома» является одной из самых низких в «Связьинвесте».

- Основной показатель рентабельности, интересующий инвесторов, - это, несомненно, рентабельность совокупного капитала. Он позволяет судить, какую прибыль дает каждый рубль, инвестированный акционерами. В 2002 г. рентабельность собственного капитала «Сибирьтелекома» составила 5,6% , что было обусловлено созданием резерва по сомнительной дебиторской задолженности. По итогам девяти месяцев 2003 г. этот показатель вырос до 11,2%. Рентабельность продаж «Сибирьтелекома», определяемая как отношение валовой прибыли к выручке, на протяжении двух лет находится на уровне 22 - 23%. За девять месяцев 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. рентабельность активов выросла на 2% (с 4,7% до 6,7%). По этому показателю среди межрегиональных компаний мы уступаем только «Уралсвязьинформу».

- Сколько и куда инвестирует «Сибирьтелеком»?

- Общий объем инвестиций в этом году составит 4,9 млрд. руб. Основные капвложения - ввод номерной емкости городских АТС (321 000 номеров) на сумму 3 млрд. руб., строительство 1580 км междугородных и внутризоновых волоконно-оптических линий передачи на сумму 530 млн. руб., ввод номерной емкости сельских АТС (49 000 номеров) на сумму 260 млн.. руб. На новые технологии предусмотрено 170 млн. руб. , на подвижную связь - 93 млн. руб., строительство объектов производственного назначения - 83 млн. руб. Кроме этого, 673 млн. руб. предусмотрено на другие объекты и сооружения.

600 млн. руб. было направлено на приобретение акций сотовых компаний «Енисейтелеком» и «Байкалвестком», работающих в стандарте GSM.

- В Сибирь приходят федеральные операторы сотовой связи. Чувствуете ли вы давление с их стороны? Планирует ли «Сибирьтелеком» развивать свои сотовые активы?

- Лицензионная зона сетей мобильной связи «Сибирьтелекома» охватывает пятую часть территории России, на которой проживает около 10 млн. человек. Приход «Мобильных ТелеСистем» (МТС), «ВымпелКома» и «МегаФона» кардинально меняет конкурентную ситуацию в регионе. За счет масштаба и разрекламированного брэнда такие компании могут экономить на многих статьях своего бюджета. А это означает, что они могут предложить более низкие цены для абонентов. В такой ситуации и нам приходится включаться в более жесткую конкурентную борьбу. Но основная борьба впереди. И мы к ней готовимся.

Особое внимание мы уделяем сейчас развитию ЗАО «Сотовый Телефон Кузбасса Джи Эс Эм», в котором укрепили менеджмент. Мы уверены, что рынок в промышленно развитом Кузбассе мы не потеряли. «Сибирьтелеком» разворачивает сеть GSM, чтобы уже к лету компания начала нормально работать.

Ведомости, Декабрь 2003

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov