Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС первого заместителя генерального директора ОАО "МГТС" Семена Рабовского

- Семен Владимирович, планируется ли в следующем году повышать абонплату и тариф на доступ к телефонной сети? Каким, по оценке МГТС, должен быть размер абонплаты, чтобы покрывать затраты на развитие сети?
- В настоящее время абонентская плата составляет 110 руб. в месяц. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства разрешило операторам фиксированной связи повышать тарифы не чаще одного раза в год. К концу 2003 г. абонентская плата за телефон для жителей Москвы – абонентов МГТС, может составить 140-150 руб. МГТС рассчитывает тариф, исходя из нескольких показателей, в том числе в соответствии с экономическим положением страны, с социальными потребностями населения, с учетом собственных затрат МГТС на развитие сети.

МГТС не планирует повышать в 2003 г. плату за доступ к телефонной сети. На настоящий момент этот тариф для населения составляет 6 тыс. руб. (или меньше 6 тыс. руб. с учетом льгот).

По нашей оценке, наиболее оптимальный размер абонплаты с учетом инвестиционной составляющей должен быть на уровне минимум 8 долл. в месяц. И, по нашим оценкам, пока МГТС не достигнет этого уровня, у компании по-прежнему будут оставаться в работе и аналоговые автоматические телефонные станции (АТС), и не самое современное оборудование.

- Когда МГТС будет подавать заявку о повышении тарифов в МАП России?
- Через 1-2 месяца у нас появятся данные о раздельном учете затрат за 2002 г., и тогда мы будем обращаться в МАП. В заявке мы укажем свои затраты на развитие сети в 2002 г. и объясним, почему мы хотели бы, чтобы тарифы были повышены в этом году именно до этого предела.

- Когда МГТС планирует внедрить методику раздельного учета затрат?
- Методика МГТС недавно была одобрена МАП России. Мы разработали методику раздельного учета, базируясь на рекомендациях нашего аудитора. Наша методика считается одной из самых передовых и наиболее близких к рыночной ситуации, я бы даже сказал, одной из наиболее честных методик.

В 1 полугодии 2003 г. совет директоров МГТС должен будет утвердить методику, издать приказ о смене учетной политики, и со 2 полугодия МГТС будет вносить изменения в учетную политику компании в течение 2003 г. Таким образом, с 1 января 2004 г. МГТС внедрит методику раздельного учета затрат.

Данная методика позволяет разделить все затраты компании за определенный период по типам оказываемых услуг и дает возможность компании определить, на что именно были направлены средства за истекший период, какие направления являются наиболее затратными для компании, на что необходимо направить средства в будущем.

Я полагаю, что все операторы должны разработать и внедрить у себя подобную методику. Кстати, ОАО "Связьинвест" требует этого от операторов, входящих в холдинг. Правда, надо отметить, что у нас со "Связьинвестом" методики отличаются друг от друга, но хочу еще раз подчеркнуть, что МАП одобрил нашу методику.

- Расскажите, пожалуйста, о планах МГТС на 2003 г. по расширению номерной емкости, сокращению очереди на телефон, о достижениях в этой области в 2002 г., о развитии сети МГТС в районах точечной застройки Москвы.
- В 2002 г. МГТС ввела в Москве около 80 тыс. номеров на 46 объектах. Таким образом, вводилось очень много станций малой емкости - на одну, две, три тысячи номеров, устанавливалось оборудование в районах точечной застройки, что является делом гораздо более дорогостоящим и трудоемким, чем постройка станций большой емкости /например, на 10 тысяч номеров/. На начало 2002 года очередь на телефон составляла 80 тысяч, сейчас она сократилась до 45 тыс. Как мы ожидаем, к концу года очередь будет составлять по Москве 60 тыс. человек, то есть мы установим телефоны практически всем тем, кто стоит на очереди сейчас, но до конца текущего года появятся новые очередники.

При расчете плана по вводу номеров МГТС, прежде всего, ориентируется на темпы застройки Москвы. На наш взгляд, острота телефонного вопроса сейчас снята. В Москве темпы строительства жилья высоки, и телефоны требуются в новых квартирах, однако часто квартиры покупаются впрок, и там не требуется немедленно установить телефон.

В 2003 г. мы планируем ввести около 30 тыс. номеров. Небольшое количество вводимых номеров в 2003 г. по сравнению с 2002 г. связано с тем, что в 2003 г. МГТС планирует направить достаточно большие средства на модернизацию и реконструкцию сети. Кроме того, в 2003 г. оператору нужно будет осуществлять платежи по ряду лизинговых контрактов. МГТС в следующем году также будет расширять услуги своих сервисных служб, в частности, внедрять систему сокращенного доступа к ряду крупных компаний, например, к сервисным службам "Аэрофлота". Именно поэтому мы не будем вводить номера такими же темпами, как годом ранее.

- МГТС начнет в 2003 г. вводить номера с новым кодом – 499?
- Действительно, часть из этих 30 тыс. номеров будет введена в коде 499. В Москве исторически всегда менялись коды и телефоны. Вспомните, сначала были четырехзначные номера, затем – пятизначные, были буквенные коды, "географические" коды, когда нужно было попросить "барышню" "дать Арбат", а потом уже набирать номер… Теперь москвичу нужно будет набирать 11 цифр. В 3 квартале 2003 г. мы постепенно начнем вводить код 499 в районах на юге Москвы (у остальной Москвы будет код 095). Ввод нового кода связан с тем, что емкость кода 095 уже практически исчерпала себя. Таким образом, примерно через 10-15 лет столица будет разделена на две примерно равные части. Связь между 2 кодами будет считаться местной, и москвичам не придется платить за такие звонки как за междугородные.

- Как сейчас обстоит дело с цифровизацией сети МГТС?
- Если считать процент цифровых АТС, то сейчас цифровизация сети МГТС составляет 17%. Однако здесь нужно отметить, что оборудование, использующееся для связи между узлами и станциями МГТС - цифровое, и именно этим, а не конечными АТС, определяется качество связи. По нашей оценке, в целом уровень цифровизации сети достаточно высок.

- Судя по всему, повременная система оплаты услуг в обозримом будущем внедряться в Москве для жителей столицы не будет?
- МГТС в настоящее время уже установила оборудование повременного учета соединений в своей сети, оно в рабочем состоянии, ведется тарификация и выставляются счета за местные телефонные переговоры для абонентов учрежденческого сектора. Но повременная система оплаты телефонных разговоров для населения в ближайшее время внедряться не будет, и я вам даже не могу сказать, когда можно будет возвращаться к разговору об этом. Во всем мире система повременной оплаты существует. Это очень перспективный и нацеленный на будущее метод. В будущем, с развитием услуг, повременная система все равно будет внедряться: появятся различные информационные службы, за услуги которых надо будет платить. И вот тогда оборудование, которое мы установили, пригодится, так как учет стоимости местных переговоров - это только одна из функций этого оборудования.

Во многих странах мира абоненту предлагается 2 плана - лимитированный и безлимитный, как и у сотовых операторов. Абонент может выбрать самостоятельно наиболее удобный ему план. На мой взгляд, и в Москве надо ввести 2 тарифных плана и отрегулировать лимитированный план в соответствии с потребностями государства, а условия безлимитного предоставить устанавливать нам. Это будет устраивать и абонента (у него будет возможность выбора), и оператора (мы сможем вернуть себе хотя бы часть затрат), и госорганы. "Повременка" - это одна из форм оплаты услуг связи, и в эпоху появления новых услуг, более дорогих и "продвинутых", она является неплохим способом рассчитаться с поставщиком услуг. Телефонный разговор - это всего лишь одна из услуг, просто она наиболее востребована на сегодняшний день.

- Как ожидается, ряд дочерних компаний МГТС будет в 2003 г. объединен в одного альтернативного оператора связи. Расскажите, как будет происходить объединение, как будет сформирована структура акционерного капитала новой компании, когда объединение окончательно завершится? Какие компании будут участвовать в создании нового оператора?
- Создание объединенного оператора – достаточно сложный процесс. Во-первых, надо определить правовой статус будущей компании. Необходимо, кроме того, сделать расчеты стоимости имущества компаний, рассчитать коэффициент обмена акциями, определить доли акционеров в компании – это процесс достаточно трудоемкий. Каждый шаг необходимо согласовывать с МАП России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Я думаю, что только к концу 2003 г. объединенная компания будет создана. Создание альтернативного оператора является приоритетной задачей МГТС на 2003 г. Объединение будет происходит в несколько этапов, и развитие этого процесса в какой-то степени зависит и от ситуации на рынке.

На первом этапе объединения планируется сохранить брэнды всех компаний, которые войдут в объединенную компанию – альтернативного оператора. Базовая компания, скорее всего, будет называться "МТУ-Информ", однако единого брэнда не будет. Мы полагаем, что пользователям Интернета не важно, кто является акционером компании, кто входит в состав акционеров и какой компания имеет статус. Пользователь привык к брэнду, например, "Комстар", и нет никакого смыла менять его.

Первый шаг в объединении уже сделан – мы обменяли 50% ЗАО "Голден Лайн" на пакет акций "МТУ-Интел", и мы владеет теперь "Голден Лайн" опосредованно – компания стала не дочкой, а внучкой МГТС (100% акций владеет "МТУ-Интел").

На настоящий момент мы намерены объединить компании "МТУ-Информ" (в этой компании МГТС владеет 51%), "МТУ-Интел" (30%), "Комстар" (50%), "Голден Лайн", "Телмос" (40%) .

- Как будет развиваться в 2002 г. таксофонный парк компании?
- МГТС планирует к концу 2003 г. увеличить число монетно-карточных таксофонов до 14 тыс., сейчас таких таксофонов 12 тыс. Всего в настоящее время в Москве установлено около 20 тыс. таксофонов, однако из них 8 тыс. – жетонные таксофоны, которые будут в течение 2003 г. демонтироваться.

Мы также хотели бы установить в текущем году 50 GSM-таксофонов, 200 таксофонов с облегченным корпусом и 65 интернет-киосков. GSM-таксофоны – аппараты, в которые вмонтирован модуль GSM. Такой телефон устанавливается в тех местах, где трудно или невозможно протянуть кабель и подключить обычный таксофон. Кроме того, таксофоны такого типа нам очень удобно ставить в тех местах, где мы только планируем установить обычный таксофон, и нам нужно определить, насколько доходным является то или иное место. Интернет-киоски – это так называемые места коллективного доступа в Интернет. Они будут находиться в местах общественного доступа, например, на вокзалах. Оплата в таких киосках будет осуществляться с помощью обычной таксофонной карты, но сколько это будет стоить – сказать пока что нельзя. Мы только начали внедрять такую услугу, и тарифы на нее пока не определены. Таксофоны с облегченным корпусом будут устанавливаться в помещениях. Они являются менее защищенными, так как их корпус сделан из пластика, но в то же время более дешевыми.

Кроме того, МГТС планирует установить в 2003 г. 120 аппаратов для продажи таксофонных карт.

- МГТС, как сообщалось ранее, рассматривает возможность получения в перспективе лицензии на предоставление услуг междугородной и международной связи. Можете ли Вы сообщить какие-то подробности того, как МГТС сможет получить лицензию, и что принесет компании получение этой лицензии? Как сейчас идет взаиморасчет с ОАО "Ростелеком" (RTKM)?
- На сегодняшний день МГТС является единственной компанией фиксированной связи в России, которая не имеет лицензии на междугородную и международную связь, и услуги такой связи мы предоставляем своим абонентам только через ОАО "Ростелеком". Нас это не устраивает, так как распределение доходов от этих услуг связи идет, на наш взгляд, в несправедливых пропорциях. Мы не раз обращались в Министерство РФ по связи и информатизации для того, чтобы они выдали нам лицензию на оказание подобных услуг связи, или для того, чтобы они разрешили нам сотрудничать не с "Ростелекомом", а с каким-либо другим оператором, однако Минсвязи до настоящего времени не ответило на наш запрос.

"Ростелеком" пока что не хочет менять уже сложившийся тип взаиморасчетов. Я, в общем-то, могу понять Минсвязи – они не могут не поддерживать общероссийского оператора, и даже где-то могу понять "Ростелеком" - им необходимо развивать междугороднюю и международную связь не только в Москве, но и в отдаленных районах, в российской глубинке. Однако я не вижу причин, почему именно московский оператор связи должен дотировать развитие сети "Ростелекома".

Я полагаю, после вступления России в ВТО произойдет либерализация рынка связи, и тогда эта ситуация кардинально изменится.

- Как в настоящее время идет строительство общегородской широкополосной сети передачи данных?
- Строительство широкополосной сети передачи данных МГТС начала в 2001 г. Первая очередь сети была запущена в декабре 2001 г. Параллельно со строительством первой очереди продолжалось проектирование остальных компонентов сети. В настоящий момент можно считать завершенным строительство сети в полном объеме – последние 54 узла абонентского доступа уже смонтированы и подготовлены для сдачи в эксплуатацию. Таким образом, на каждой из 214 АТС города существует узел сети передачи данных общего пользования, что позволяет обеспечить любого абонента МГТС качественным цифровым каналом. В перспективе МГТС планирует сформировать на сети широкий ассортимент информационных услуг. Сеть уже не требует дополнительных инвестиционных вложений, дооснащение и совершенствование ресурсов производится за чет доходов, получаемых от предоставления услуг.

Сегодня услугами сети пользуется более 6 тыс абонентов. До конца года это число вырастет до 15 тыс.

- В январе 2002 г. МГТС обратилась в Минсвязи с просьбой о рассмотрении правительством РФ вопроса о включении услуг телефонной связи в перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж. Есть ли у Вас сведения о том, будет ли выносится этот вопрос на рассмотрение правительства?
- С тех пор ответа на наш запрос не было. Я полагаю, что услуга телефонной связи – это социально значимая услуга, и она не должна облагаться налогом. Однако наше правительство думает, по всей видимости, иначе. Вот церковная утварь, например, налогом не облагается, а связь… Обращаться еще раз мы не будем. Я надеюсь на то, что в 2004 г. налог с продаж будет отменен, и это разрешит наши проблемы.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov