Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100

Леонид Рейман заместитель министра транспорта и связи РФ:«Мы не планируем никаких ограничений для иностранцев». «Информатизацией должна заниматься отдельная структура»

- Судя по тому, что в Минтранссвязи назначены руководители департаментов, структурные контуры новой администрации связи прорисованы уже довольно четко. Расскажите, как будет выглядеть новая схема управления отраслью. Будет ли в ней отдельная структура, занимающаяся информатизацией?

 

- Начну со второго вопроса. В процессе административной реформы так получилось, что информатизация как отрасль (а это на самом деле сегодня уже самостоятельная отрасль) осталась за рамками первоначальной структуры администрации связи. Когда мы этот вопрос обсуждали недавно в правительстве, все согласились, что его необходимо решать. И председатель правительства Михаил Фрадков согласился с тем, что необходимо создать структуру, которая отдельно будет заниматься вопросами информатизации.

 

Что же касается общего регулирования и общих вопросов развития отрасли связи, то мы здесь следуем той логике, которая задана административной реформой: разделение функций органов исполнительной власти, устанавливающих правила, и регулирующих органов, ответственных за применение и соблюдение этих правил. Та структура, которая сегодня сформирована внутри Министерства транспорта и связи, построена в соответствии с этими принципами. Есть подразделения министерства, которые будут заниматься правоустанавливающими вопросами, участвовать в законотворческом процессе, разрабатывать инструкции и положения. Есть агентства, наделенные правоприменительными функциями, которые будут заниматься управлением государственным имуществом, предоставлять государственные услуги. И есть контрольная служба—служба надзора в сфере связи, которая будет наблюдать за тем, насколько тот или иной участник рынка соблюдает весь нормативно-правовой комплекс, регулирующий его деятельность. Все это вместе—технология работы, принципы регулирования отрасли, стратегия—заложено в законе «О связи», вступившем в силу с 1 января.

 

- Упомянутый вами закон «О связи» уже предлагают переписать. Так, в конце апреля Минфин представил правительству законопроект, которым предлагается ликвидировать ГКРЧ, исключить из закона нормы, касающиеся распределения частот. И здесь возникают сразу два вопроса: почему свежий закон «О связи», с момента принятия которого не прошло и года, опять хотя переделать и почему с этой инициативой выступает Минфин?

 

- Вы знаете, я лично ни от кого не услышал внятного объяснения, по каким причинам нужно все снова переделывать. Зачем, к примеру, упразднять госкомиссию по радиочастотам или радиочастотную службу? Первая же реакция на законопроект была выражена прямо на том самом заседании правительства. Председатель правительства предложил дать время на доработку заявленного проекта.

 

- Это означает, что документ оценили как недоработанный?

 

- Это означает, что документ не в полном объеме согласован, в нем есть противоречия, нормы, требующие доработки. В нем затрагиваются интересы очень многих ведомств, в том числе силового блока. В этом документе есть правильные вещи, но есть и предмет для дискуссии. Сейчас ведется большая работа, и однозначно можно сказать, что новый проект закона будет лучше, чем первоначально представленный.

 

Что касается закона «О связи», хочу отметить, что его принципиальные положения пересматривать, на мой взгляд, нецелесообразно. Надо сначала запустить закон, принять подзаконные акты, посмотреть, как он работает. До этого говорить, какие изменения требуются, а какие нет, невозможно. Сейчас разработан целый ряд проектов постановлений правительства, которые необходимо принять для реализации положений и норм нового закона. Мы их подготовили еще в прошлом году, а в этом году внесли эти документы в правительство. Но их рассмотрение из-за реформы правительства несколько задержалось. Из-за этого приостановлен и ряд важных процедур, таких, как выдача лицензий, разрешений на ввоз оборудования. Надеемся, что эта ситуация разрешится в ближайшее время.

 

- Когда планируется возобновить текущую административную деятельность: выдачу лицензий, частот, различных разрешений?

 

-- Надеюсь, что вся эта работа возобновится уже в июне. Это вопрос исключительно процедурный, в нем нет ничего содержательного. Прежде всего необходимо установить постановлением правительства уполномоченный орган в области связи и утвердить разработанные проекты положений.

 

«'Связьинвест' мог бы выглядеть лучше»

 

-Давайте поговорим о ситуации на телекоммуникационном рынке и прежде всего о «Связьинвесте». Будущее компании снова активно обсуждают, после того как Джордж Сорос объявил, что продает свои акции холдинга. Не повлияют ли такие высказывания на инвестиционную привлекательность телекоммуникационного сектора?

 

- Ситуация на телекоммуникационном рынке в целом сегодня существенно отличается от той, что была еще несколько лет тому назад. Прежде всего, рыночная доля «Связьинвеста» за последние четыре года существенно сократилась: приблизительно с 80% в 2000 году до менее 50% в настоящее время. При этом существует целый ряд самостоятельных компаний, которые котируются на бирже, я имею в виду МТС и «ВымпелКом», которые создают положительную инвестиционную историю развития бизнеса в российской отрасли телекоммуникаций, способствуя притоку инвестиций. Раньше, когда «Связьинвест» был подавляющей составляющей рынка, все новости про холдинг воспринимались как новости про рынок. А теперь новости про «Связьинвест»—это новости про компанию «Связьинвест».

 

- Сокращение доли «Связьинвеста» на рынке, по вашему мнению, процесс объективный?

 

- Рынок очень положительно воспринял процессы реструктуризации холдинга, укрупнение его дочерних компаний. Да, капитализация растет, но, наверное, «Связьинвест» на сегодняшний день мог бы выглядеть лучше. Сегодня перед холдингом стоит очень большая задача—наладить корпоративное управление внутри, эффективное управление. И от того, как быстро и успешно холдинг с ней справится, будет существенно зависеть его капитализация. Пока есть по этому поводу определенные вопросы. Мы слышим шумные дискуссии о том, правильный Oracle или неправильный (системы автоматизации управления от Oracle куплены дочерними компаниями «Связьинвеста» в середине прошлого года.—«Ъ»), но ведь главное не это, а общие результаты построения эффективных общекорпоративных систем. Я имею в виду внедрение систем управления предприятием, биллинговых систем, потому что любая биллинговая система—это способ управления себестоимостью, эффективностью. Я думаю, что на это надо обратить внимание, и на эту тему с руководством «Связьинвеста» мы говорили. Если есть биллинговая система и вы знаете в реальном масштабе времени, сколько стоит услуга, которую вы продаете, соответственно, можете посчитать, сколько вы зарабатываете. А если нет биллинговой системы, вопросы себестоимости уже не очень понятны.

 

- Но ведь «Связьинвест» только недавно заключил контракт на поставку единых биллинговых систем для всех компаний холдинга. Если этот продукт несет столь концептуальное значение, то как в компании до сих пор жили без единой биллинговой системы?

 

- Все это вопрос времени, масштабы холдинга достаточно велики, и решить все проблемы в одночасье невозможно. Я думаю, что именно поэтому «Связьинвест» объективно проигрывает наиболее эффективным компаниям. Они гораздо более агрессивны, эффективнее управляют капиталом. И именно это является, наверное, основной причиной, по которой из года в год, несмотря на то что инфраструктура, которой холдинг владеет, огромна, его доля на рынке снижается. Как только в холдинге будет налажена эффективная система управления, включающая в том числе вопросы маркетинга и продаж, тогда этот процесс может остановиться. При этом, конечно, нужно сказать, что «Связьинвест» многое делает в последние годы. Например, существенно увеличилось количество линий, которые обслуживает один работник. Таким экономическим показателем, как отношение обслуживаемых клиентов к численности персонала, можно управлять по-разному: можно сокращать численность, а можно увеличивать количество линий. «Связьинвест» делает и то и другое. И привлекательность «Связьинвеста» будет повышаться тогда, когда рынок увидит, что конкурентоспособность холдинга растет.

 

- Если мы сравним дочерние компании «Связьинвеста» и, скажем, МГТС, как компанию, которая уже несколько лет, по сути, не контролируется холдингом, став де-факто частным оператором, справедливо ли говорить о том, что такие продвинутые продукты, как скоростной Интернет, которые МГТС предлагает своим пользователям, служат примером более эффективного хозяйствования? Может ли это служить аргументом в пользу дальнейшей приватизации холдинга?

 

- Я бы с этим согласился. Считаю, что это несомненный аргумент за продолжение приватизации «Связьинвеста», потому что только тогда у компании появится частный эффективный собственник, будет серьезный импульс для развития. И с этой точки зрения я за приватизацию «Связьинвеста», хотя на сегодняшний день планы приватизации пока не сформированы.

 

«На либерализацию рынка дальней связи нужно около пяти лет»

 

-В контексте приватизации «Связьинвеста» одним из основных является вопрос о статусе «Ростелекома», на сегодняшний день монополиста на рынке дальней связи. Недавно вы заявили, что рынок дальней связи России готов к демонополизации. Какие факты позволяют говорить о такой готовности?

 

- Путь к демонополизации был виден еще в 2000 году, когда была принята Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг на период до 2010 года. Представляя ее в правительство, мы сказали, что потребуется около пяти лет для либерализации сектора дальней связи. И на сегодня проделана большая работа в этом направлении. Основной вопрос—сроки ликвидации практики перекрестного субсидирования, осуществляемого через «Ростелеком». В регионах тарифы на услуги местной связи низкие, и компенсация расходов операторов идет за счет тарифов на дальнюю связь. Но в последние годы тарифы на локальную связь постепенно приближаются к уровню экономически обоснованных затрат. Это создает предпосылки для отказа от субсидий. А как только «Ростелеком» станет чисто рыночной структурой, можно в полной мере осуществить либерализацию рынка дальней связи.

 

-А сколько операторов сможет прокормить российский рынок дальней связи?

 

- Есть ряд компаний, которые наверняка захотят и смогут конкурировать на рынке дальней связи: дочерние операторы энергетических компаний или, к примеру, «Голден телеком», «Транстелеком», «Межрегиональный транзит телеком» и другие. Где-то около десяти крупных компаний, которые захотят заниматься услугами дальней связи. Но полноценные лицензии этим компаниям можно будет выдавать, повторюсь, только когда уже будут созданы условия для либерализации этого сектора рынка, когда уйдет в прошлое перекрестное субсидирование. Здесь уже много сделано. Мы встретили понимание со стороны Минфина и Минэкономразвития в отношении наших предложений по изменению тарифной политики. На сегодняшний день половина территории России платит за телефон столько, сколько эта услуга стоит. В среднем по России абонентская плата составляет $3,0-3,5 в месяц—это 90% себестоимости. Осталось сделать не так много.

 

- Один из самых интригующих слухов последнего времени—о якобы планирующейся продаже контрольного пакета акций «Мобильных телесистем» британской компании Vodafone. Как бы вы оценили такую сделку, если бы она действительно состоялась и крупнейший российский сотовый актив стал бы, по сути, иностранным?

 

- В отрасли связи никогда не было и на сегодняшний день нет ограничения на участие иностранного капитала. Россия сегодня движется к вступлению в ВТО. Мы не планируем никаких ограничений на участие иностранцев в капитале российских компаний. Инвесторы могут меняться, на рынке появляются новые инвесторы, мы не будем классифицировать их по признаку того, российские они или иностранные. Точно так же, как и с производителями оборудования. К примеру, подразделение Siemens, которое в Ижевске производит свои телефонные станции,- мы его считаем российским производителем. Для нас важно, что эта компания зарегистрирована в России, налоги платит в России, следует российским законам, имеет российскую лицензию, создает рабочие места. Вот это принципиально.

 

Коммерсант

20.05.2004

Иван Чеберко

 


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov