Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Статьи
Архив
 
Rambler's Top100
 

     Николай Репин, генеральный директор компании "МТУ-Интел"

"Свобода выбора при бесконечной массе вариантов" .
Таким видит Интернет в будущем гендиректор компании "МТУ-Интел" Николай Репин.

В середине сентября произошло событие, которого давно ждали и от которого ждали многого. АФК "Система" объявила о слиянии интернет-бизнеса двух своих дочерних компаний: "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва". Обе компании были лидерами рынка: первая - в области коммутируемого доступа (так называемый dial-up) , вторая - в сфере постоянного доступа. Новая компания сохранила имя "МТУ-Интел" и претендует на существенное расширение бизнеса.

На рынке по-разному отнеслись к созданию нового интернет-оператора. Технологически две компании никак не стыкуются и работают с совершенно различными группами пользователей. С другой стороны, концентрация ресурсов, в том числе финансовых и интеллектуальных, может позволить компании предоставлять принципиально новые услуги. Например, в самое ближайшее время для ее абонентов станет доступен международный интернет-роуминг. Эту услугу в России еще не предоставлял никто.

О новых услугах и о бизнесе "МТУ-Интел" "Ведомостям" рассказал генеральный директор компании Николай Репин.

- Чем вызвана необходимость объединения двух совершенно разных интернет-компаний - "МТУ-Интел" и "ПТТ-Телепорт Москва"? Что не устраивало "Систему", ведь обе компании были успешны, занимали достойные места на рынке?
- Объединение бизнеса было продиктовано желанием сконцентрировать ресурсы для развития одного из стратегических направлений деятельности корпорации. "МТУ-Интел" будет опорной компанией "Системы" на интернет-рынке.

Сегодня "МТУ-Интел" обслуживает 300 000 абонентов коммутируемого доступа. В начале следующего года, когда будет завершено создание технической инфраструктуры для предоставления услуг "Точка Ру", мы рассчитываем на взрывное увеличение темпов роста абонентской базы и в области постоянного доступа. Значительно возрастет количество наших домашних сетей. Чтобы обслужить этих абонентов, нужно иметь соответствующие технические ресурсы, персонал и инфраструктуру продаж.

Кроме этого, довольно отчетливой стала тенденция к получению интегрированных услуг, например телефонии, Интернета и хостинга в одном пакете. Следовательно, нам надо расширять спектр услуг. В перспективе ожидается активное развитие электронного бизнеса и медийных проектов в Сети.

И, наконец, оживились регионы. Основной рост интернет-аудитории происходит сейчас именно там.

Российский рынок становится интересным для инвестиционного капитала, и поэтому у мощной компании значительно больше шансов остаться на ведущих ролях.

- В Москве всего 853 000 интернет-пользователей, а вы говорите о расширении спектра интернет-услуг. Какие же, на ваш взгляд, услуги сегодня нужны потребителям и готовы ли россияне к новым и незнакомым предложениям?
- Наиболее востребованы сегодня услуги доступа в Интернет. В первую очередь это массовый коммутируемый доступ. Уже сейчас он является неким насосом, подпитывающим более качественные и, соответственно, более дорогие виды подключения: постоянный доступ через выделенные и радиоканалы, а также подключение по технологии ADSL, которая позволяет превратить обычную телефонную линию в скоростной канал передачи данных. Еще один набор услуг связан с размещением корпоративных (или персональных) сайтов в Интернете. Владельцы интернет-серверов начали понимать, что более эффективным стало размещение серверов на специализированных площадках у крупных операторов. Это вполне естественно, так как трудно обеспечить в условиях офиса резервирование электропитания, соответствующий климат в помещении да и безопасность данных. Кроме того, офисный интернет-канал не всегда обеспечивает хороший доступ к серверу.

Действительно, пока востребованы недорогие интегрированные решения, например доступ в Интернет в сочетании с двумя-тремя телефонными линиями. Есть определенный интерес к новой технологии VPN (виртуальные частные сети) , позволяющей достаточно эффективно объединять распределенные офисы компаний в единую корпоративную сеть. Набирают ход услуги аренды приложений. И хотя в нашей практике пока нет запросов на сложные комплексы типа ERP (система планирования ресурсов предприятия) или CRM (управление отношениями с клиентами) , направление выглядит очень перспективным.

В настоящий момент "МТУ-Интел" работает над проектом предоставления своим пользователям глобального интернет-роуминга. В стадии подписания находится контракт с американской компанией GRIC, владеющей глобальной сетью доступа в Интернет, которая охватывает более 150 стран мира и имеет более 12 000 точек подключения. После заключения этого договора клиентам "МТУ-Интел", находящимся в другой стране, не нужно будет регистрироваться у другого поставщика услуг Интернета или дозваниваться своему провайдеру по международному номеру. Они смогут выбрать ближайшую точку подключения из списка входящих в систему и работать через нее. Кстати, обратная схема уже реализована - клиенты компании GRIC могут пользоваться услугами Интернета в точках присутствия "МТУ-Интел".

- В последнее время на телекоммуникационном рынке отмечается тенденция к консолидации бизнеса, в том числе на рынке фиксированной и мобильной связи. Означает ли это, что эра слияний началась и на рынке интернет-доступа?
- Интернет-доступ как бизнес становится слишком серьезным, он перестает быть доступным мелким компаниям. Они уже не могут эффективно конкурировать с крупными провайдерами, которые располагают мощными ресурсами, необходимыми для обслуживания сотен тысяч клиентов. В этом смысле объединение можно рассматривать как промежуточный этап в процессе поляризации интернет-рынка вокруг двух центров - "Системы Телеком" и "Альфа-Эко" ( "Альфа-Эко" - акционер компании Golden Telecom, владельца торговой марки "Россия-Он-Лайн". - "Ведомости").

- Какова сегодня расстановка сил на рынке?
- По данным исследовательской группы "КОМКОН", нам принадлежит более 35% рынка частных лиц и 26% корпоративного рынка. Это более 300 000 пользователей коммутируемого доступа и 3000 выделенных каналов. По нашим оценкам, вместе с "Россией-Он-Лайн" мы контролируем более 60% всего рынка доступа. Около 30% принадлежит 7 - 8 сильным компаниям, сделавшим себе имя на рынке еще на этапе становления Интернета в России. Остальное делят между собой 50 - 60 мелких провайдеров. Хочу подчеркнуть, что приведенные данные касаются только Москвы. В регионах мы пока не работаем.

- Разве 3000 выделенных каналов - это много?
- На сегодняшний день для Москвы это достаточно много. Рынок выделенных подключений мы оцениваем примерно в 12 000 - 12 500 каналов. Можно сказать, что наметился значительный рост этого рынка. Наиболее продвинутый пользователь уже не может удовлетвориться коммутируемым соединением. Соответственно, основной рост выделенных подключений будет происходить именно в сегменте частных клиентов и домовых сетей. Мне хотелось бы надеяться, что именно мы будем формировать этот рынок. Объединение наших компаний позволило "МТУ-Интел" установить тарифы на подключение по ADSL-каналу ниже $400. Таким образом, был преодолен тот психологический барьер, который останавливал частного пользователя, желающего подключиться по технологии ADSL.

- Вы заявили об экспансии в регионы. Какие-то шаги уже сделаны?
- Мы достигли договоренности о приобретении акций компании "Этел", предоставляющей услуги доступа в Интернет по коммутируемым и выделенным линиям в Рязани. В настоящий момент у компании более 3000 клиентов. Сейчас мы обсуждаем условия сделки и вырабатываем схему ее осуществления.

Продвижение в регионы будет проходить по разным схемам - все зависит от конкретного региона, от позиции его администрации, от местных "Электросвязей". Россия - настолько большая страна, что трудно унифицировать процедуры. Возможно, где-то проще купить уже существующего интернет-провайдера, а где-то придется создавать новую компанию.

- Как, по вашим оценкам, будут меняться цены на интернет-услуги?
- На интернет-рынке явно прослеживается тенденция к снижению цен. Вспомните, сколько стоил час работы в сети каких-нибудь пять лет назад - от $1,8 до $3. Снижение цен, думаю, обязательно будет.

Но я хотел бы затронуть другую проблему. Интернет развивается в России уже больше 10 лет. За это время он претерпел определенную эволюцию - от академической, научной сети до сети коммерческой, нацеленной на предоставление платных услуг в соответствии с требованиями рынка. Другими словами, сформировался сам рынок интернет-услуг. Два последних года внесли существенные коррективы в модель интернет-бизнеса. Это связано, во-первых, со значительным численным ростом аудитории, а во-вторых, с ее существенными качественными изменениями. К провайдерам стали обращаться люди, далекие от сферы Интернета и компьютерных технологий, они стали приходить не за доступом в Сеть, а за интернет-услугами и высоким уровнем сервиса. То есть им уже важно не просто получить доступ и наслаждаться процессом дозвона или подсчетом, сколько времени модем "держал" линию. Они заплатили деньги и вправе рассчитывать на то, что услуга будет качественной, формы оплаты удобными, а техническая поддержка круглосуточной и максимально квалифицированной.

- Для рынка были несколько неожиданными ваши заявления о намерении войти в медиа-бизнес. Можете ли вы подробнее рассказать о ваших планах в этой сфере?
- Все больше и больше людей используют Интернет в качестве основной информационной среды. Со всей очевидностью это подтвердили сентябрьские события в США, когда такие мощные интернет-ресурсы, как западные CNN.com и Bloomberg.com, а также многие отечественные информационные сайты впервые не справились с резко возросшей нагрузкой.

Кроме того, с развитием канальных структур и высокоскоростного доступа в Интернет все большей популярностью начинают пользоваться такие услуги, как видео по запросу, получение высококачественной музыки и видеоклипов, многопользовательские онлайновые игры. А это значит, что Интернет становится еще и массовой средой развлечений. Именно поэтому контент, или информационная составляющая Сети, займет одно из первых мест в деятельности интернет-операторов. Запад уже прошел этап интеграции медийных и операторских компаний. Мы только вступаем в эту стадию развития.

С нашей точки зрения, существующие в России модели медийного интернет-бизнеса, в частности построенные только на получении доходов от рекламы в Интернете, себя пока не оправдывают. Мы будем искать жизнеспособные бизнес-модели, основанные на формировании каждым из 300 000 наших пользователей собственного, индивидуального информационного пространства. Мы предполагаем создать широкий спектр сервисов, таких как новости, почта и онлайновая коммуникативная среда, поисковый сервис, развлечения, интернет-магазины и т. д.

- Каким вам видится медийное будущее Интернета?
- Вероятно, в недалеком будущем лидирующее положение в мире телекоммуникаций займут альянсы мобильных компаний и интернет-операторов, имеющих развитую медийную структуру. Мобильный телефон устранит фактор пространства, Интернет станет для всех окном в мир. Совместно компания мобильной связи и интернет-оператор предоставят человеку возможность настроить свое окружение на то, что интересно именно ему. Другими словами, это будет полная свобода выбора при бесконечной массе вариантов.

04.10.2001, Ведомости


 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov