|
Ответы
Министра Российской Федерации по
связи и информатизации Л.Д.Реймана на
вопросы корреспондента Red Herring
Вами была запущена в действие
программа «Электронная Россия (2002-2010
годы)». Какие задачи она ставит, и в
частности, что предполагается сделать в
секторе телекоммуникаций и Интернета?
Л.Р.: Да, действительно, программа «Электронная
Россия» разрабатывалась с участием
Минсвязи России и Минэкономразвития
России, и в этом году была рассмотрена и
утверждена Правительством Российской
Федерации. У программы целый ряд
государственных заказчиков, в том числе
Минобразования России, которое тоже
очень много занимается информационными
технологиями. Наше Министерство
является координатором программы.
Программа довольно обширна и включает в
себя много разделов и тем, поэтому
трудно сформулировать все цели и задачи,
которые она ставит и решает, проще ее
прочитать. Но все-таки я позволю себе с
точки зрения российского общества и с
точки зрения государства
сформулировать три основных приоритета
приложения сил. Их трудно расставить по
значимости, они все очень важны, тем не
менее, одним из приоритетов я бы назвал
повышение эффективности
функционирования экономики и
государственного управления России. Он
очень тесно связан с теми задачами,
которые Президент Российской Федерации
В.В.Путин ставит в своих Посланиях по
реализации принципов так называемой
новой экономики. Работая в этом секторе,
мы абсолютно уверены, что реализация
этих задач возможна только на базе
широкомасштабного внедрения
информационных технологий во все сферы
общественной жизни. Следующий важный
приоритет, который в программе тоже
рассматривается и описан целым рядом
разделов и тем, это создание
технологических предпосылок для
развития гражданского общества в России.
Этому вопросу Президент также уделяет
большое внимание, в последнее время в
России стали проходить гражданские
форумы, необходимые для дальнейшего
расширения, развития гражданского
общества, и мы считаем, что одной из
очень важных задач и одновременно очень
важных проблем является доступ граждан
России к информационным ресурсам.
Развивая эту тему, можно говорить о
персональных, домашних компьютерах,
компьютерах в школах, доступе к
Интернету самых широких слоев населения,
здесь много вопросов, и все они очень
важны, поэтому занимают значительное
место в программе. И третье направление,
которое я бы выделил, это вопрос
подготовки кадров. Россия всегда
славилась достаточно хорошей,
эффективной системой образования, и
сегодня это признано мировым
сообществом. И не случайно, что многие
российские программисты работают в
западных компаниях. В этой связи можно
тоже сформулировать несколько задач. Во-первых,
нам бы хотелось, чтобы этот «мозговой»
потенциал восполнялся, воспроизводился,
расширялся с точки зрения будущих
поколений, что требует хорошего
образования, а во-вторых, мы бы, конечно,
хотели, чтобы талантливые программисты
работали сегодня в России, а не в других
странах. Это не означает, что они не
должны решать задачи для международных
корпораций, компаний и так далее. Но нам
бы хотелось, чтобы эти задачи решались
из неких IT-центров, расположенных на
территории России. У нас есть на этот
счет хорошие примеры: крупные
международные корпорации создают на
территории России различные центры, и
отсюда исходит «рисейшн девелопмент» и
развитие программных продуктов. И как
несколько самостоятельная, но все равно
очень важная задача в рамках того, о чем
я говорил, – это вопрос подготовки
квалифицированных пользователей. Обе
этих задачи, включая использование
самыми широкими слоями населения
информационных ресурсов, должны быть
подкреплены интересом к информационным
ресурсам, а чтобы этот интерес
стимулировался, необходимо, чтобы люди
имели соответствующую квалификацию и
время от времени ее повышали.
Откуда будет финансироваться
программа, и будете ли Вы искать
зарубежных инвесторов для ее поддержки?
Л.Р.: Финансирование – это, конечно,
всегда один из самых важных и сложных
аспектов любой программы.
Предполагается, что программа будет
финансироваться в основном из трех
источников: во-первых, это
государственная поддержка, и уже в
первый год реализации, я имею в виду 2002
год, бюджет выделил значительные
средства на начальные мероприятия
программы: организацию конкурсов,
исследования и так далее. И в бюджете
будущего года тоже запланированы
значительные, уже на порядок больше, чем
в этом году, средства на поддержку
мероприятий программы. Второй источник
– это бизнес, коммерческие деньги. Этот
источник можно тоже в свою очередь
разбить на две составляющих: внутренние
ресурсы – российские инвестиции и
инвестиции зарубежные. Мы считаем, что
комбинация этих трех источников
позволит нам реализовать мероприятия
программы и достичь тех целей, которые в
ней поставлены, как промежуточных – на
2005 год, так и окончательных – на 2010-й.
В зависимости от телекоммуникационных
услуг, мобильная ли это телефония,
Интернет или другие области –
наблюдается быстрый рост. Какие
основные действия Вы предпринимаете для
помощи в развитии и модернизации
телекоммуникационной инфраструктуры?
Как решается проблемаснижения
диспропорции в развитии связи
региональных и центральных городов
России.
Л.Р.: В этой работе несколько
направлений. Во-первых, это такие общие
вещи, как законодательство. Действующий
в России закон «О связи» 1995 года был,
несомненно, очень прогрессивен для
своего времени, но за прошедшие семь лет
накопились различные аспекты, которые
должны быть учтены в законодательстве.
Поэтому сейчас мы работаем над новой
версией закона, она также
разрабатывалась в прошлом году
представителями российской науки с
участием работающих на рынке российских
бизнесменов, с участием Министерства
связи и с широким привлечением
иностранных консультантов. На
сегодняшний день работа над законом
прошла определенные этапы, он одобрен на
заседании Правительства, и во время
осенней сессии нам предстоит работать с
депутатами Государственной Думы,
которые будут его рассматривать – мы
готовы учесть и принять их замечания. Я
не буду останавливаться на всем
законодательстве, потому что это очень
большой и для российской юриспруденции
довольно необычный по конструкции
документ, но он в значительной степени
соответствует тем рекомендациям,
которые дают европейские комиссии
относительно того, как должен быть
устроен закон. Он был рассмотрен и
одобрен и Европейской комиссией, и
Международным союзом электросвязи.
Отвечая на Ваш вопрос, я бы хотел
отметить, что в этом законе предусмотрен
механизм так называемого
универсального обслуживания. Этот
механизм, с различными, небольшими
вариациями применения, используется
сегодня практически во всех странах
мира, в то же время это абсолютно новый
механизм для России. Мы надеемся, что его
внедрение позволит решить вопросы,
связанные с дисбалансом развития
инфраструктуры в различных регионах
России. Помимо этого мы работаем над
целым рядом программ, как политического,
так и экономического характера. В
частности, если давать иллюстрацию
какой-то политической программы, то это
взаимодействие с губернаторами. Работая
с губернаторами, мы убеждаем их, что они
должны выделять средства из местных
бюджетов на развитие наиболее
экономически сложных и отсталых
сегментов инфраструктуры или социально
значимых сегментов. В качестве примера
экономической программы я бы хотел
привести федеральную целевую программу
«Социальное развитие села», которая
была недавно рассмотрена и одобрена
Правительством Российской Федерации. В
этой Программе есть раздел развития
сельской связи, и из федерального
бюджета тоже выделяются средства на
построение инфраструктуры в сельской
местности. Это очень важно, поскольку
телефонизация села является сложным
вопросом, для построения там
инфраструктуры требуются большие
капитальные вложения, а
платежеспособный спрос, конечно,
гораздо ниже, чем в городах.
Каким Вы видите будущее группы «Связьинвест»
и проходящего объединения в регионах?
Поможет ли новая система в привлечении
инвестиций?
Л.Р.: Да, мы очень на это надеемся, и
пока программа реорганизации «Связьинвеста»
и отношение к ней международных
финансовых институтов, инвесторов
подтверждает наши ожидания. Исследуя
историю и результаты развития
телекоммуникационных компаний,
телекоммуникационных структур в разных
странах, мы пришли к выводу, что наиболее
подходящим для России в данный момент
является опыт, который был применен в
Соединенных Штатах в 70-х и в Бразилии в
1996 году. Это создание нескольких
укрупненных, конкурирующих компаний. Мы
выбрали для себя именно этот путь, и надо
сказать, что программа реорганизации
тоже разрабатывалась с участием
международных, иностранных
консультантов. Сейчас мы проходим
поэтапно периоды объединения
телекоммуникационных компаний и
формирования вот этих укрупненных семи
компаний, и, как я уже сказал,
международные инвестиционные институты
относятся к этому хорошо. В ожидании
результатов реорганизации
капитализация компаний «Связьинвеста»
выросла в прошлом году примерно в 2-3 раза.
А поскольку все эти финансовые
международные институты являются
акционерами компаний «Связьинвеста»,
это показывает их отношение к
происходящим изменениям.
В соответствии с последними
исследованиями Morgan Stanley одним из
вариантов развития российского IT и
коммуникационного сектора является
потребность в создании венчурных фондов.
Как Министерство относится к
привлечению венчурного капитала в
Россию?
Л.Р.: Я думаю, здесь не нужно
придумывать каких-то уникальных мер,
конечно, все международные инвесторы
ставят на первый план вопросы
прозрачности бизнеса, прозрачности
компаний, отчетность этих компаний и
соответствие этой отчетности
международным стандартам. И я бы сказал,
что в подавляющем большинстве компаний,
о которых мы сегодня говорим, проводится
международный аудит, и проводится он
общепризнанными аудиторскими
компаниями.
Второй аспект, который, конечно, тоже все
инвесторы ставят высоко, это вопрос
ликвидности, и вы знаете, что российские
телекоммуникационные компании здесь в
какой-то степени опережают другие
сектора российской экономики. Такие
компании, как МТС, «Вымпелком»,
котируются сегодня на бирже, они сделали
свое IРО. И другие компании, например,
компании «Связьинвеста», о которых мы
только что говорили, они выпустили уже
АДР разных уровней, что тоже
способствует обороту и ликвидности. Я
мог бы продолжить этот список, но на
самом деле, я считаю, что один из
наиболее важных аспектов в привлечении
инвесторов – это соответствие условий
деятельности компании все тем нормам и
правилам, которые используются сегодня
в международном экономическом
сообществе.
А третий аспект – это темпы развития
компаний, но в России они сегодня очень
привлекательны. Как вам, вероятно,
известно, рост количества мобильных
телефонов в России за 2001 год составил 231%.
Россия планирует вступить в ВТО. Как
это отразится на российском
телекоммуникационном секторе? IT-секторе?
Л.Р.: Я разделю этот вопрос на две
части. На сегодняшний день
телекоммуникационный сектор уже
является достаточно либерализованным и
конкурентным. Практически все компании,
которые работают сегодня на российском
рынке и даже те компании, в которых
государство является акционером, а это,
примерно, 10-я часть, работают в
конкурентной среде, конкурируют между
собой и подчиняются общим законам об
акционерных обществах. Поэтому когда мы
говорим о вступлении во Всемирную
торговую организацию, мы ожидаем просто
активизации этого рынка – во-первых,
увеличения количества инвестиций в эти
компании, и, во-вторых, создания
совместных проектов с крупными
международными стратегическими
партнерами и финансовыми институтами по
реализации новых технологий.
Если говорить про IT-компании и в целом IT-сектор,
то здесь, конечно, мы хотели бы видеть
расширение деятельности, увеличение
доли России в международном разделении
труда. Я опять же сошлюсь на пример.
Совсем недавно Президент Соединенных
Штатов Америки приезжал в Россию и
встречался с Президентом Российской
Федерации. В рамках этого саммита прошел
«круглый стол» по IT-технологиям, в
котором участвовали как американские,
так и российские IT-компании. В ходе этой
встречи и были сформулированы два
основных направления сотрудничества.
Одно из них – это движение американских
компаний в Россию, заказы на разработку
программных продуктов, программно-аппаратных
комплексов и инвестиции в капитал,
например, компаний, с которыми данные
американские корпорации работают. И
другое – это движение из России в
Соединенные Штаты, выполнение заказов
на международных рынках российскими
компаниями и их участие в различных «рисейшн
девелопмент», фундаментальных и
прикладных исследованиях, то есть
активное участие в построении
всемирного электронного общества, можно
так сказать. Думаю, что вы
присутствовали на этом саммите, и сами
видели, с каким энтузиазмом участники с
обеих сторон это обсуждали. Нам бы
хотелось, чтобы этот саммит стал
регулярным, мы предложили нашим
американским коллегам провести второй «круглый
стол» осенью этого года, и они
обдумывают сейчас эту идею.
Современные виды коммуникаций стали
важнейшим элементом современного
бизнеса, и ведущие политики помогают в
этом развитии, как, например, Альберт Гор
в США. Видите ли Вы себя в роли
российского Альберта Гора и какое
наследие Вы хотите оставить в России?
Л.Р.: Думаю, что роль личности в
истории может быть оценена только через
определенное время после того, как она
что-либо совершит. Я не претендую ни на
какую роль, в то же время мне бы очень
хотелось, чтобы Интернет, как открытая
среда общения и пользования
информационными ресурсами, развивался в
России очень активно. Сегодня на решение
этой задачи направлено несколько
программ. Во-первых, это программы,
связанные с информатизаций, скорее даже
интернетизацией образования. Это вопрос
компьютеров в школах с выходом в
Интернет, это вопросы компьютерных
классов и центров в институтах,
университетах – все, что связано с
образованием. Здесь мы активно работаем
и с Министерством образования, и с
Российской Академией наук. И второе –
это вопрос доступа к ресурсам Интернета
самых широких слоев населения, тех людей,
которые, с одной стороны, хотели бы
воспользоваться всеми преимуществами
пользования Сетью, а с другой стороны, не
имеют сегодня возможности купить
домашний компьютер и подключиться к
Интернету. Решая эту проблему, мы
организуем пункты коллективного
доступа. В частности, в России очень
много почтовых отделений, и мы сейчас
делаем пункты коллективного доступа в
Интернет на почтовых отделениях, куда
человек может прийти и за очень
небольшие деньги получить возможность
работать в Интернете и пользоваться
электронной почтой. Кстати сказать, мы
начали эту программу в середине
прошлого года, а сегодня она имеет очень
большой успех в России. Я рассказывал о
ней на Всемирной конференции по
развитию в Стамбуле, и это вошло в
итоговый документ ВКР, так как было
признано очень хорошим, интересным
опытом, который, несомненно, заслуживает
внимания и в других странах.
Каким будет Ваше заключительное
сообщение нашим читателям, имея в виду,
что они являются международными
инвесторами, ищущими новые возможности
для инвестиций?
Л.Р.: Россия сегодня, несомненно,
является очень быстро развивающейся
страной и быстро развивающимся рынком. С
точки зрения уровня технологий, которые
используются сегодня в России, мы
находимся на самых передовых рубежах.
Наша задача сделать так, чтобы эти, очень
современные технологии были доступны не
только ограниченному количеству людей,
а всем людям, живущим в стране. С этой
точки зрения сотрудничество с
международными финансовыми институтами,
инвесторами и с международными
корпорациями, стратегическими
партнерами будет для них, несомненно,
интересным и прибыльным. И со своей
стороны, как руководитель Администрации
связи России и как человек, отвечающий
за телекоммуникации, информатику и
почту, я вместе со своим коллективом,
специалистами Министерства Российской
Федерации по связи и информатизации,
стараюсь сделать так, чтобы условия для
развития бизнеса в России в этих трех
сегментах экономики были самыми
выгодными.
|