Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Пресс-конференция Министра Российской Федерации по связи и информатизации Л.Д. Реймана «Состояние и перспективы развития отрасли. Федеральный закон «Об изменениях и дополнениях в ФЗ «О связи» (Интерфакс, 15 ноября 2002 г.)

Гендиректор Интерфакса Михаил Комиссар:

Я бы хотел сообщить вам интересную новость, которая тоже имеет прямое отношение к отрасли. Итак, группа "Интерфакс" сегодня объявляет о создании нового информационного агентства, которое называется "Интерфакс-Телеком". Это информационное агентство будет заниматься оперативной, аналитической и другой информацией о телекоммуникационной отрасли. Вы, возможно, знаете, что в рамках группы "Интерфакс" уже много лет действуют такие профильные структуры как Агентство финансовой информации, Агентство нефтяной информации, Агентство металлургической информации. Мы рады тому, что сегодня наш рынок свидетельствует о своей серьезной зрелости и требует не только информации по телекоммуникациям, а мы чувствуем и понимаем и наши исследования показали, что уже есть потребность создания большой структуры, которая будет углубленно заниматься информацией из этой отрасли.

Министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман (Л.Р.):

Добрый день, рад всех видеть. Действительно, сегодня произошло очень значимое событие. В то же время это событие лежит в русле тех действий, которыми наше министерство достаточно активно занимается. Мы считаем, что отрасль "Связь", несомненно, является в настоящее время одной из наиболее бурно развивающихся отраслей, о чем я несколько позже скажу. И, конечно, для того, чтобы сохранить темпы развития, привлечь в отрасль больше инвестиций, необходимо обеспечить информационную открытость, прозрачность как самой отрасли, так и входящих в нее компаний. С этой точки зрения проект, о котором только что было сказано, несомненно, является очень хорошим и очень значимым, поскольку позволит рассказывать о событиях в министерстве, отрасли и среди компаний инвесторам, позволит сделать компании и отрасль более прозрачными, и сохранить, благодаря этому, те хорошие и высокие темпы, которые мы сегодня имеем. Все это в итоге, я надеюсь, приблизит нас к информационному обществу, к той роли, которую должна играть в нем Россия, и к тем событиям, которые, как вы знаете, планируются на декабрь следующего года, - это всемирный саммит информационного общества в Женеве. Мы активно к нему готовимся и, я надеюсь, что Россия достойно будет выглядеть на этом саммите.
Прежде чем ответить на ваши вопросы, я бы хотел сказать два слова об отрасли. Вы знаете, что 21 декабря 2000 года Правительством была одобрена Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг. Эта концепция общеизвестна, опубликована, с ней познакомиться на сайте министерства связи. В соответствие с концепцией мы проводим целый ряд мероприятий, которые там были описаны, и которые, с нашей точки зрения, дают возможность сохранить высокие темпы развития. Это и реорганизация "Связьинвеста", предусматривающая укрупнение компаний, что позволит им стать более сильными, более мощными финансово и вкладывать больше денег в деятельность, в развитие инфраструктуры, в удовлетворение заявок и, кстати сказать, мы видим, что в последнее время количество телефонов, которые устанавливает компания "Связьинвест", существенно растет. Это и многие другие работы, и в том числе законотворческая деятельность, изменения и дополнения к действующему закону о связи, поскольку закон о связи существует в таком виде уже 7 лет, а отрасль за это время сильно изменилась и, конечно, необходимо учитывать те изменения, те особенности, которые появились сегодня на рынке.
Я бы хотел отметить также итоги развития отрасли за 9 месяцев. Вы знаете, позавчера у меня была встреча с президентом, его очень интересуют вопросы развития отрасли, ее проблемы, перспективы, а также вопросы, связанные с подготовкой, которую мы ведем к всемирному саммиту по информационному обществу. Так вот, предварительные итоги за 9 месяцев. Цифры, которые я буду называть, может быть, и не являются окончательными, но, тем не менее, очень близко отражают те тенденции, которые в отрасли происходят. На 45,2% вырос объем услуг связи, которые оказывают операторы, на 77% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла реализация услуг населению, в общей структуре доходов она составила 44,3% против 36,4 в 2001 году. Иными словами выросла активность населения в потреблении услуг связи, информационных услуг. Это очень хороший, положительный факт.
Активизируется инвестиционная деятельность, причем растут как реинвестиции компаний, так и инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, в частности, на 19,7% к соответствующему периоду прошлого года увеличились отечественные инвестиции в отрасль, за 9 месяцев они составили 28,5 млрд. рублей. Ввод основных фондов вырос за этот же период почти на 7% и составил 21,3 млрд. рублей. К сожалению, как мы знаем, ввод основных фондов, как правило, приходится на конец года, потому что компании строят в течение всего года, а в конце года они закрывают работы и вводят мощности, поэтому сам по себе этот показатель может быть не очень значимым. Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, итоги, я думаю, будут хорошими.
Более чем в 2,5 раза вырос междугородный обмен, и, что очень важно, выросли темпы развития сельской связи. Мы с самого начала в концепции и во многих других документах говорили о дисбалансе, который существует в России между крупными городами, такими как Москва, и регионами, сельской местностью. Так вот, очень важно, что за 9 месяцев этого года в сельской связи наблюдался рост 11,6%, что почти в 4 раза выше, чем в прошлом году. В 2001 году мы имели цифру примерно на уровне 3% роста. Конечно, 11% - довольно скромная цифра, но тенденция, которую мы наблюдаем, - резкое увеличение темпов роста инфраструктуры связи и потребления услуг связи на селе - очень важна, поскольку, если уж мы говорим про информационное общество, есть такое понятие "цифровой разрыв", так вот в российской реальности в наибольшей степени от цифрового разрыва страдают именно жители сельской местности, которые либо расстояниями, либо климатическими, либо географическими какими-то особенностями отделены от крупных городов, они получают информацию позже и поэтому именно для них очень важно иметь возможность доступа к современным услугам: и телефонной связи, и информационным услугам.
Несколько цифр из области подвижной связи. Она не является пока общедоступной, но все более широкие слои населения могут пользоваться сегодня ее услугами. Абонентская база сотовых сетей выросла за 9 месяцев в 2,4 раза по отношению к соответствующему периоду прошлого года. На конец третьего квартала мы имели 14,7 млн. сотовых абонентов, то есть, вероятно, мы повторим все предыдущие годы и удвоим количество сотовых абонентов в этом году. Вот уже на протяжении десяти лет ежегодно число сотовых абонентов в России удваивается. Первый год - 300 абонентов, второй год - 600, третий - 1500. В прошлом году их было 7 млн. 800, в этом году, думаю, будет 16 млн. Потому что за 9 месяцев прирост уже составил 7 млн. абонентов.
Важно отметить, что развиваются информационные технологии, растет количество пользователей Интернета. Вы знаете, что у нас, к сожалению, до сих пор не решен вопрос статистики в отношении пользователей Интернет, потому что существуют разные мнения, разные компании по-разному анализируют этот вопрос. Я надеюсь, что проект "Интерфакс-Телекома" позволит нам значительно продвинуться в его решении. В этом году две иностранные компании сделали довольно интересные анализы и отчеты по российскому рынку, аналитическое исследование провела также интернетовская ассоциация. Все исследователи склоняются к тому, что в России на сегодняшний день примерно 8,5 млн. постоянных пользователей Интернета.
В преддверии рассмотрения Государственной Думой изменений и дополнений в закон о связи, я хотел бы еще раз отметить важность этого документа. Концепция, о которой я уже сказал, предусматривает внесение изменений и дополнений в закон о связи без существенных изменений в законодательстве в области связи. Мы надеемся, что принятие этих изменений позволит преодолеть диспропорции, которые наблюдаются в отрасли, создать условия для ее динамичного развития, и решить другие важные вопросы, которые могут быть решены только на законодательном уровне. Например, в связи с бурным ростом числа действующих в РФ на сегодняшний день операторов (больше 6,5 тыс.) возникает и нарастает проблема взаимодействия, взаиморасчетов этих операторов, координация развития сетей. Об этом свидетельствует растущее количество претензий операторов друг к другу по пропуску трафика. Причем сегодня нет однозначной тенденции, которая наблюдалась раньше, когда случалось, что операторы "Связьинвеста" отказывались подключать альтернативных операторов или создавали им неконкурентные условия. На данный момент по анализу этих обращений мы видим, что нарушения существуют и со стороны традиционных операторов, и со стороны альтернативных. Поэтому регулирование в этой сфере абсолютно необходимо.
Развитие рынка телекоммуникационных услуг существенно сдерживают недостатки ценового регулирования, хотя за последнее время совместно с Минэкономразвития методологически удалось сделать очень многие шаги навстречу и в разработке концептуальных документов отнесения на себестоимость взаиморасчетов, и в решении многих других вопросов.
Очень плохо, что в отрасли отсутствует существующий во всем мире механизм универсального обслуживания, то есть механизм поддержки тех регионов, в которых инвестиции являются низкорентабельными. Эти механизмы в той или иной форм действуют практически во всех странах мира. Совсем недавно в Россию приезжал король Марокко, и вместе с ним приезжал мой коллега - министр связи и информации. У них существует фонд универсальной услуги, который формируется за счет коммерческих операторов, и дальше средства на конкурсной основе распределяются тем же самым коммерческим операторам, но именно тем, кто готов заниматься развитием инфраструктуры в невыгодных регионах. И благодаря этому населенные пункты в Марокко обеспечены базовой услугой - телефонной связью, чего мы не можем, к сожалению, сказать о России, у нас по-прежнему значительное количество населенных пунктов вообще не имеет телефонной связи.
И, наконец, я хотел бы отметить вопросы, связанные с гармонизацией российского законодательства с европейским и мировым законодательством, поскольку это тоже является основой для повышения инвестиционной привлекательности. Когда инвесторы приходят в Россию, они хотят и, конечно, должны понимать законодательство и принципы регулирования рынка, который существует сегодня в России.

Корреспондент: Какие еще информационные ресурсы использует министерство, чтобы обеспечить информационную прозрачность всех направлений отрасли?

Л.Р.: Основные информационные ресурсы, которые мы используем, вы знаете. Во-первых, это сайт министерства, на котором размещаются практически все новости о последних событиях, и размещаются также не только действующие документы, но и проекты документов, в частности концепция, которая сейчас находится в разработке в Минсвязи. Через сайт мы получаем информацию, мнение рынка о тех концепциях, которые разрабатываются.
Следующий механизм, более традиционный, более старый, который раньше работал и сейчас работает, - это различные издания, в которых публикуются все нормативные акты, приказы, постановления коллегии, решения государственных комиссий. Есть журналы, которые издаются каждый месяц.

Корреспондент: Почему в России входящий звонок по мобильному телефону платный, во всем мире этого нет.

Л.Р.: Именно поэтому мы и предлагаем изменения к закону о связи. С начала деятельности мобильных операторов и до сегодняшнего дня взаиморасчетов между операторами не было. Это связано с тем, что традиционные операторы компании "Связьинвест" не имеют повременного учета стоимости разговоров, и абоненты платят им фиксированную сумму за месяц. Соответственно, когда абонент звонит с традиционной взаимоувязанной сети на мобильную, он не платит за этот звонок. А поскольку тарифы на звонки в мобильную и фиксированную сети различны, то вычленить этот элемент тарифа практически невозможно. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости внедрения повременного учета стоимости и внедрения взаиморасчетов, как между традиционными операторами, так и между традиционными и новыми операторами.
Если мы этот вопрос решим, а я надеюсь, что с принятием закона он решится, взаиморасчеты между операторами будут введены, и операторы смогут брать деньги, как за входящие, так и за исходящие звонки. А дальше уже их право с точки зрения маркетинга и продажи - брать эти деньги или нет. Не брать потому что сегодня, как вы знаете, очень многие мобильные операторы предлагают тарифные планы, в которых предусмотрено отсутствие платы за входящие звонки.

Корреспондент: Как учитывается международный опыт в законе о связи и какие результаты ожидаются от его реализации?

Л.Р.: С конца 1999 - 2000 гг., когда началась разработка концепции развития рынка телекоммуникационных услуг, и далее, когда началась и проводилась работа по разработке закона, в ней участвовали как российские научные институты, компании и рынок - проекты закона обсуждались очень широко, так и иностранные консалтинговые компании, которые практически занимались двумя вещами. Первое, они сделали анализ действующего законодательства в разных странах: как это законодательство развивалось, как оно действует, какие сильные и слабые стороны имеет. Потому что, очевидно - в России невозможно копировать законодательство ни одной страны. Но, тем не менее, учитывать положительный и отрицательный опыт других стран, несомненно, не только можно, но и нужно. Поэтому на этапе разработки учитывалась аналитика, которая делалась иностранными консалтинговыми компаниями. После того, как закон был сформирован уже в окончательном проекте, он был направлен на заключение в Европейскую конференцию администраций почты и электросвязи (СЕПТ), Европейский банк реконструкции и развития и Международный союз электросвязи. Из всех этих организаций мы получили определенные замечания, которые учли, и после этого получили положительное заключение на закон, в том числе на соответствие положений закона действующим на сегодняшний день европейским директивам.

Корреспондент: С вашей точки зрения, когда может быть продан пакет "Связьинвеста", сколько он может стоить после реорганизации холдинга, и сколько составили в этом году иностранные инвестиции?

Л.Р.: Иностранные инвестиции в отрасль за 9 месяцев выросли на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. $277 млн. - прямые иностранные инвестиции.
Что касается продажи пакета. На сегодняшний день идет реорганизация "Связьинвеста", причем идет она в соответствии с графиком. И мы считаем, что целесообразно продавать этот пакет только после того, как реорганизация будет завершена. Второй аспект. Для того чтобы повысить стоимость пакета акций, необходимо не просто завершить реорганизацию, но и провести хотя бы первичные мероприятия по организации эффективного управления вновь построенных компаний. Как бы провести предпродажную подготовку, которая совпадает с теми задачами, среднесрочными и долгосрочными, которые перед компаниями стоят. Это второй фактор, который, несомненно, повлияет на стоимость акций "Связьинвеста". И третий фактор, который мало зависит от нас и России в целом, это состояние телекоммуникационных рынков. Вы знаете, что, к сожалению, на сегодняшний день это довольно сложное состояние, у многих, даже крупных компаний рыночная капитализация сократилась на 50, у кого-то на 80 процентов, кто-то стоит на грани банкротства, кто-то уже обанкротился, как финская Sonera, которая на сегодняшний день поглощена шведской компанией Telia. В отчетах, которые публикуются, мнения аналитиков сходятся в том, что в 2005 году реально начнется рост телекоммуникационного рынка с точки зрения капитализации компаний. Я не знаю, будет ли так на самом деле, но в любом случае считаю, что у нас нет никакой спешки с продажей пакета "Связьинвеста", потому что он принципиально не влияет на ситуацию. Как вы знаете, на продажу должны быть выставлены 25% минус две акции. Это не контрольный и не блокирующий пакет, поэтому принципиально ситуацию он не изменит. С этой точки зрения, конечно, его хочется продать максимально дорого, поскольку это, несомненно, доходы бюджету, доходы государству. Я думаю, что для того, чтобы это сделать, нужно, во-первых, завершить определенные базовые процессы внутри "Связьинвеста", и, во-вторых, дождаться хотя бы тенденции увеличения международного рынка котировок акций.
Я бы не хотел сегодня говорить о стоимости пакета, поскольку это информация, которая может существенно повлиять на ситуацию на рынке. Единственное, в качестве комментария я бы хотел сказать, что продать его по той цене, по которой был продан первый пакет - 25% плюс одна акция - будет довольно сложно. Но это задача в основном министерства имущественных отношений и фонда имущества.

Корреспондент: Чем бы вы объяснили резкий рынок в развитии сельской связи в этом году? И как изменилась количество нетелефонизированных населенных пунктов?

Л.Р.: Цифры я бы не стал пока называть, поскольку у меня нет официальной отчетности по развитию сельской связи, я имею в виду количество населенных пунктов, которые телефонизированы. Я могу сказать только, что сейчас этому уделяется большое внимание, и по итогам года мы опубликуем количество пунктов, которые удалось за прошедший год телефонизировать. Хочу отметить, что сейчас министерством и по просьбе министерства "Связьинвестом" уделяется большое внимание, во-первых, нетелефонизированным пунктам, во-вторых, старым заявкам. К сожалению, у нас есть достаточно старые заявки, когда люди стоят в очереди на телефон по несколько десятков лет. И особый приоритет, особое внимание будет, конечно, уделено инвалидам и участникам войны. Я думаю, что этот год будет принципиально отличаться от предыдущих, поскольку мы намерены сделать значительный шаг вперед по удовлетворению заявлений инвалидов и участников войны и удовлетворению старых заявок.
Что касается причин активного роста, я думаю, их несколько. Одна из них, наверное, первая, связана с тем, что усилия, которые предпринимает Правительство Российской Федерации по улучшению экономической ситуации в стране и повышению реальных доходов населения, дают свои плоды. В сельской местности начинает развиваться бизнес, увеличивается количество финансов. С активизацией деятельности возникает потребность в связи. Это проявляется по-разному. Например, в объемах производства зерна, которые, как вы знаете, стали в этом году определенной проблемой, но привели к увеличению потребности в услугах связи. Поскольку целый ряд субъектов Федерации покупают иностранную технику, иностранные комбайны, а на этих комбайнах уже установлены системы сотовой связи. И оказывается, достаточно интересно телеметрическую информацию, статистику, связанную с работой этого комбайна, передавать на некий центр, чтобы ее там анализировали. То есть потребность растет.
Второй, очень важный фактор, который я бы хотел обязательно отметить, это то, что новые российские компании уже пережили период "младенчества", когда они гонялись только за очень высокодоходными элитными клиентами. Сегодня они становятся более взрослыми, более финансово сильными и начинают уделять внимание обслуживаю всех клиентов, проживающих на конкретной территории. Если раньше в Москве или Санкт-Петербурге новые компании снимали сливки с рынка, оставляя все проблемы традиционным операторам, то теперь они уже более взвешено, более спокойно подходят к вопросу рынка.
И третий фактор, который нельзя не упомянуть. За последние 2-3 года существенно изменилась структура тарифов, например, на современные услуги связи, на ту же сотовую связь. Под влиянием конкуренции, которая сегодня существует на рынке среди трех, наиболее крупных, работающих в России компаний плюс небольших компаний, которые работают в регионах, тарифы существенно снизились. И если в прошлом году мы говорили о снижении цен на услуги мобильной связи от 20 до 37% в разных регионах, то и в этом году цифра будет примерно такой же. Это увеличивает доступность услуг мобильной связи для самых широких слоев населения. В результате меняется их география, меняются социальные группы, которые потребляют эту связь. Это положительный, с нашей точки зрения, процесс, потому что мы ставим перед собой задачу обеспечения всех граждан России современными и эффективными услугами связи.

Корреспондент: В рамках огромной работы по реформе почты, почему только одна поправка вносится в закон о почтовой связи? Означает ли это, что после акционирования почта будет работать так же, как работала государственная служба? Прокомментируйте эту поправку.

Л.Р.: Это не значит, что почта будет акционирована немедленно. Но, конечно, почта будет акционироваться. Вопрос сроков акционирования опять же связан с готовностью самой почтовой инфраструктуры стать эффективно действующим акционерным обществом. К сожалению, существует не так много примеров успешных почтовых преобразований. Но, тем не менее, они есть. В частности, это Голландия, Канада, Германия, где почта работает очень хорошо. Есть, к сожалению, и негативные примеры: в Соединенных Штатах почта имеет убыток в $4 млрд. каждый год.
Можно провести аналогию с Германией. Разрабатывая концепцию реструктуризации почтовой отрасли, мы прибегали к услугам очень многих немецких консультационных компаний и опыту преобразования немецкой почты, у них это заняло примерно 11 лет. На начальном этапе преобразований они были очень похожи на российскую почту с точки зрения очень большой, но малоэффективно функционирующей инфраструктуры. На сегодняшний день они стали акционерным обществом, которое котируется на бирже и капитализация которого составляет около 30 млрд. дойч-марок, то есть рынок признает, что это хорошее, качественное акционерное общество, высокодоходное, эффективное и т.д. Мы тоже должны пройти этот путь. Путь очень сложный, тяжелый, но на сегодняшний день единственно возможный. И в этой связи по поручению правительства ведется очень большая работа по анализу всех положительных и отрицательных примеров, которые сегодня есть в разных странах по реорганизации почты и разработке концепции формирования, в данном случае, почтовой структуры, ГУПа, в том числе по разработке концепции развития рынка почтовых услуг. Эта концепция будет представлена на заседании правительства в начале следующего года.
Мы не ставим перед собой задачу изменения почтового законодательства до тех пор, пока не будет до конца разработана, представлена и принята концепция развития рынка услуг почтовой связи, поскольку говорим о том, что "Почта России" будет не единственной на этом рынке. Мы считаем, что на рынке должна быть конкуренция. Несомненно, нужно этот рынок создавать, поддерживать его развитие, обеспечивать для конкуренции условия. И, конечно, законодательство должно быть направлено на эту работу. Вопросы изменения законодательства будут рассматриваться в конце первого - во втором квартале следующего года как продолжение принятия концепции развития рынка услуг почтовой связи.

Корреспондент: Какие, на ваш взгляд, есть узкие места в новой редакции закона о связи?

Л.Р.: Работа по закону идет достаточно активно. Закон уже был рассмотрен и одобрен 21 федеральным ведомством, представлен и одобрен на заседании правительства, официально внесен в Государственную Думу, где уже рассматривался на комитете. В ближайшее время он будет рассматриваться на Совете Думы, а потом уже проходить первое чтение. Конечно, сама по себе работа очень не простая. Связана она с тем, что в законе очень много нового, в частности, много норм, которые до сегодняшнего дня в российском законодательстве не применялись. То, что это сложный закон, для нас не новость, потому что в начале 2000 года, когда мы начинали разработку концепции и общались с нашими консультантами, они сказали, что практически во всех странах мира, которые занимались реформами, в частности, одной из последних ими занималась Бразилия в 1996 году, принятие закона сопровождалось большими сложностями. В той же Бразилии это потребовало изменения конституции. Мы надеемся, что у нас этого не произойдет. Но, тем не менее, процесс сложный. Сама по себе, новая услуга, новая идея, новая концепция… Для того, чтобы депутаты ее одобрили, они, прежде всего, должны ее понять. Так что, я думаю, предстоит большая работа в этом направлении. В основном это будут встречи с фракциями, с комитетами, с комиссиями. Мы провели уже целый ряд очень интересных и очень полезных встреч в Совете Федерации, где создан целый ряд временных комиссий, которые помогают нам в продвижении закона. У меня будут на следующей неделе, и уже были встречи с фракциями по этому поводу. Вообще, закон о связи обсуждался достаточно широко, причем в разных форматах. Он обсуждался и в электронном формате - был размещен на сайте, и на различных семинарах в прошлом и в этом году, на которые мы приглашали большое количество операторов. Обсуждались как отдельные идеи закона, так и в целом весь документ. Мы будем эту работу продолжать.
Узкие места, принципиальные, - это лицензирование, например. Очень важно сделать его прозрачным. Мы хотим, чтобы была конкурсная основа распределения лицензий, открытая. Мы не очень поддерживаем аукционную основу, потому что, как показывает международный опыт, и подтверждают последние американские события, проведение аукционов на лицензии - это по сути дела дополнительное взимание платы с абонентов. Потому что компания, которая платит лицензионную плату за приобретение лицензий, в конечном итоге берет эти деньги с абонентов. Поскольку российский рынок услуг связи не очень богатый, дополнительные поборы с абонентов будут приводить к снижению темпов развития инфраструктуры. Поэтому мы считаем, что здесь должен быть конкурс, который определит, какая компания в более короткие сроки может построить более хорошую сеть, удовлетворяющую потребностям большего количества россиян. С этой точки зрения необходимо менять механизмы распределения частот, необходимо вводить определенные подходы к использованию ограниченных ресурсов, таких как частоты, нумерация. Даже не с точки зрения платности этих ресурсов, а, в первую очередь, с точки зрения эффективного их использования, а уж во вторую очередь, может быть, и с точки зрения платности. Не секрет, что у нас сегодня многие компании, которые используют радиотехнологии, получив определенный диапазон частот, используют их или не очень эффективно, или просто не используют. Но поскольку они за эти диапазоны ничего не платят, они их никому не отдают. На этой почве возникают конфликты. К примеру, самарский конфликт, когда министерство связи поставило одну из компаний Самары перед выбором: либо вы строите сеть, либо отдаете другим. Потому что они "сидели" на ресурсе два года. Сразу в этом была усмотрена некая политическая подоплека. На самом деле никакой подоплеки не было. Компания занимала частоты два года, два раза им переносили срок предоставления услуги по лицензии, а они ничего не делали. Но к счастью, такое вмешательство подстегнуло их к началу реализации целого ряда проектов по сети. Аналогичные проблемы существуют и с нумерацией. Эти проблемы, я думаю, связаны с переходным периодом. Потому что, вы понимаете, до 1990 года в России был один оператор связи, сегодня этих операторов больше 6 тыс. До 1990 года это был государственный оператор, и способы управления у него были одни. Сегодня это частные операторы, практически все, включая компании "Связьинвеста", поскольку, строго говоря, по закону об акционерных обществах "Связьинвест" управляется как акционерное общество, хотя там есть большая доля государства, и это необходимо, но, тем не менее, подходы к управлению должны быть другими. Это все должно быть учтено в новом законе о связи.

Корреспондент: О технологиях сотовой подвижной связи, в частности CDMА, и об их дальнейшем развитии?

Л.Р.: Никто никогда не говорил, что сети CDMА являются неэффективными или плохими. Это хорошая технология, спору нет. Просто тот стандарт, с помощью которого в свое время эти технологии были реализованы в России, я имею в виду IS-95, он не соответствует тем принципам, в том числе и международным, европейским, которые должны распространяться на Россию в силу того, что Россия является частью региона С, входит во все европейские организации и подписала соответствующее соглашение о том, что будет это делать. Мы говорили только что о гармонизации рынков, гармонизации законодательства, о соответствии законодательства европейским директивам, чему сейчас, в частности, придается, и правильно, очень большое значение. И мы должны идти по этому пути. Поэтому должны как-то эту проблему решать. Мы ведем диалог с компаниями, которые эксплуатируют сегодня сети стандарта IS-95, на какие новые технологии они могли бы перейти. У нас есть очень положительный опыт компаний AMPS-800.
Если вернуться к технологии CDMA, то я считаю, что эта технология может быть реализована как в системах третьего поколения, так и в других системах. В частности, она широко применяется сегодня и в беспроводном доступе. Вы знаете, что есть сегодня в России сети, использующие радиотехнологии и использующие CDMA, компьютерные сети беспроводные. В том числе сейчас идет большая работа по анализу возможности применения в России стандарта IMT-MC-400. Этот стандарт тоже использует технологии CDMA, работает на частотах 400 Мгц, на которых у нас сейчас работают сети первого поколения NМТ-450. У нас по этим сетям тоже есть проблема. Она такая же по сути дела, как у AMPS-800, поскольку эти сети неконкурентоспособны с сетями второго поколения. И мы должны им предложить какой-то вариант дальнейшего развития. Мы давно этим вопросом занимаемся. Некоторое время назад Nokia и Ericsson объявили, что они хотят создать GSM-400 технологию, в этом году они сказали, что не будут ее создавать, потому что это экономически для них не интересно. Поэтому, скажем, IMT-MC-400, использующий технологии CDMA, был бы для этих компаний достаточно интересным следующим этапом развития. В то же время я бы сегодня очень осторожно говорил о третьем поколении вообще, потому что, вы знаете, третье поколение было анонсировано по сути дела в 1999 году, и с тех пор с завидным постоянством производители оборудования два раза в год рассказывают о том, что вот весной у них будет оборудование, вот осенью будет… Не далее как в этом году на "СвязьЭкспоком" целый ряд уважаемых производителей объявил, что осенью 2002 года у них точно будет оборудование и будет сделан прорыв в создании сетей третьего поколения. Однако на "ИнфоКоме", который проходил в прошлом месяце, они сказали, что это все произойдет весной следующего года и пока у них нет этого оборудования. Вы знаете, что совсем недавно американская администрация приняла решение вернуть часть средств в размере $15 млрд. тем компаниям, которые купили лицензии на аукционе. Я думаю, что и европейские страны сегодня об этом серьезно задумываются. Поэтому, что касается третьего поколения, я очень осторожно бы это комментировал. Единственное, что я могу сказать, что если в принятом на международном уровне стандарте третьего поколения будет взята за основу широкополосная CDMA, о чем много идет разговоров как об одном из вариантов, то мы, несомненно, поддержим эту позицию. И я считаю, что это прогрессивно, потому что сама по себе технология CDMA достаточно хорошая.

Корреспондент: Какие принципиально важные для отрасли проблемы должны будут решить изменения в положения в закона о связи?

Л.Р.: С одной стороны, это базовые принципы, а с другой, это в принципе те вопросы, которые призван в значительной степени решить закон о связи.

Корреспондент: В связи с вхождением России в ВТО как-то изменилась ваша позиция по поводу открытия сектора?

Л.Р.: Наша позиция не изменилась. Я бы даже сказал, что к ней с пониманием относятся наши торговые партнеры. Позиция, напомню, заключается в том, что мы не можем сегодня полностью либерализовать рынок услуг дальней связи по той причине, что возникающая в этом секторе конкуренция приведет к тому, что территории, находящиеся в восточной части нашей большой страны, потеряют возможность связи с Москвой и прилегающими европейскими регионами. Потому что на сегодняшний день значительная часть услуг, которые предоставляются в восточной части нашей страны, в Хабаровске, на Дальнем Востоке, и на Севере, являются убыточными. И "Ростелеком", помимо всего прочего, является еще и механизмом экономического перераспределения средств, субсидирования. В этой связи очень важно принятие положений нового закона, о котором мы сейчас говорим, в частности, введение механизмов взаиморасчетов с операторами и универсальных услуг, потому что это позволит нам вывести механизм субсидирования из "Ростелекома" в отдельный механизм, и тогда мы сделаем существенный шаг вперед к либерализации, к открытию этого сектора. По нашим оценкам, которые были сделаны в период разработки концепции, сам по себе процесс либерализации доли рынка должен занять у нас, с процедурной точки зрения, 5-6 лет, в зависимости от того, когда мы вступим в ВТО. Поскольку срок отсчета начался примерно в 2000 году, мы говорим, что будем готовы к открытию этого сектора в 2005-2006 гг. Мы отмечаем, что это временная мера, и воспринимаем ее как временную. Так что на сегодняшний день нам еще нужно примерно 4-5 лет, чтобы завершить, по возможности, работу по либерализации рынка услуг дальней связи. Мы, несомненно, будем это делать. Но это нужно делать так, чтобы не пострадали, в первую очередь, наши абоненты и наши сограждане.

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov