Телеком в России 2000-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив

 

Rambler's Top100

Министр по связи и информатизации Леонид Рейман

Правительственный законопроект "О связи" был принят Государственной Думой во втором чтении в минувшую пятницу. Итоги голосования впечатляют: 403 депутата "за" и всего 18 - "против".

Законопроект, прошедший первое чтение еще в минувшем ноябре, все это время был объектом самых жарких споров депутатов и делового сообщества. Свою оценку документу дал Президент России Владимир Путин. Недостатка в самых разных, порой взаимоисключающих мнениях не было. - Уверен, что все споры по законопроекту пошли на пользу делу, - заявил министр РФ по связи и информатизации Леонид Рейман. А заместитель председателя профильного Комитета ГД по энергетике, транспорту и связи Максим Коробов назвал новый закон очень важным и давно назревшим. Глава Минсвязи Леонид Рейман, лично и через своих заместителей неоднократно разъяснявший в Думе преимущества и значение нового закона, после окончания заседания поблагодарил депутатов, принимавших участие в подготовке проекта, и ответил на вопросы корреспондента "Парламентской газеты".

- Леонид Дододжонович, второе чтение закона "О связи" от первого отделяет более полугода. Результат голосования в минувшую пятницу был предопределен - или удалось найти аргументы в последний момент?

- Итоги голосования по закону я считаю закономерными. Тщательное профессиональное обсуждение проекта, безусловно, требует времени, но вместе с тем гарантирует его жизнеспособность. Квалифицированный и заинтересованный обмен мнениями на заседаниях рабочей группы по закону "О связи" позволил выработать взвешенные подходы к решению целого ряда спорных вопросов и достойно представить проект на заседании Думы. Я удовлетворен уровнем взаимопонимания с депутатами, их заинтересованным отношением к судьбе отрасли. Очень надеюсь, что дальнейшее сотрудничество с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации будет развиваться по столь же конструктивному сценарию.

- В чем, по-вашему, основное отличие нового закона "О связи", прошедшего второе чтение в Думе, от ныне действующего и от вариантов, предлагавшихся оппонентами законопроекта?

- Закон "О связи" образца 1995 года на данный момент выполнил задачи по формированию в отрасли рыночной среды и полностью исчерпал себя. Потребность в новом законе определяется принципиально иным уровнем развития отрасли и необходимостью соблюдать равенство интересов всех участников современного российского рынка связи. Федеральный закон не может и не должен обслуживать интересы одной заинтересованной стороны, как настаивали оппоненты правительственного законопроекта.

В случае реализации в проекте нового закона их замечаний возникала реальная опасность получить документ, не отвечающий взаимным интересам государства, бизнеса и общества. Сегодня я со всей ответственностью могу сказать: законопроект "О связи", который ожидает на днях третье чтение в Думе, оптимально сочетает внедрение передовых рыночных механизмов с реализацией масштабных социальных программ при сохранении присутствия государства в тех секторах рынка связи, которые непосредственно связаны со стратегическими интересами страны.

Новый закон "О связи" гармонизирует интересы и потребности государства, делового сообщества и миллионов российских граждан. Его реализация должна не только способствовать экономическому развитию отрасли и привлечению инвестиций, но и соблюдению конституционных прав населения и в целом укреплению имиджа России как цивилизованной страны.

В этом нас поддерживают и авторитетные международные организации. Правительственный законопроект "О связи" получил положительные экспертные оценки Европейского банка реконструкции и развития, а также Международного союза электросвязи. Выстраивая цивилизованный рынок связи, мы адаптируем к отечественным условиям опыт стран, уже достигших определенных успехов в этом направлении, стран, где связь одновременно - и прибыльный рынок, и социально ориентированная сфера.

- Каков потенциал российской отрасли связи сегодня? Каково ее значение для экономики страны, вклад в федеральный бюджет?

- Отрасль связи сегодня - одна из наиболее динамично развивающихся в российской экономике. Отечественная связь обеспечивает до пяти процентов ВВП всей страны. Статистика Минсвязи свидетельствует о постоянном росте объемов платежей в консолидированный и федеральный бюджеты.

Финансовые показатели реализации услуг населению за первые пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом года минувшего увеличились более чем на двадцать пять процентов, а рост инвестиций превысил тридцать процентов. Активно растет и перспективный рынок информационных технологий, одна из составляющих отрасли связи. Его объем увеличился по сравнению с предыдущим годом на шестнадцать процентов и составил более четырех миллиардов долларов. Около двенадцати миллионов россиян регулярно пользуются Интернетом. Численность пользователей мобильной связи превысила двадцать три миллиона человек. Постоянно пополняется российская орбитальная группировка спутников связи, позволяющая жителям регионов Сибири и Дальнего Востока смотреть телевизионные передачи из Москвы, слушать радио и пользоваться междугородней и международной телефонной связью.

- Камнями преткновения в ходе обсуждения нового закона были "повременка" и "универсальная услуга".

- Минсвязи никогда не настаивало на введении повременной формы оплаты местных телефонных переговоров, или так называемой "повременки", любой ценой. В ходе обсуждения этой проблемы достигнуто компромиссное для участников рынка и максимально удобное для потребителей решение.

Законопроект "О связи" предоставляет гражданам право выбора, по какой системе платить: повременной или абонентской. Каждый, в индивидуальном порядке оценив их достоинства и недостатки, сможет избрать наиболее экономически эффективную систему. Еще одно социально значимое новшество, предусматриваемое новым законопроектом. Абонент в случае принятия закона получает возможность сохранить свой телефонный номер при переезде из одной квартиры в другую. Вспомните, сколько проблем порождала обычная, в общем-то житейская ситуация. Теперь вопросы будут решаться на законном основании.

Важно и то, что в новом законе "О связи" по опыту многих развитых стран, давно решивших проблемы с телефонизацией, предусмотрена универсальная услуга. Смысл реализации этой услуги состоит в том, чтобы в каждом - подчеркиваю, в каждом! - населенном пункте Российской Федерации в обязательном порядке была телефонная точка и точка доступа в Интернет. Причем с оплатой по регулируемым, то есть некоммерческим тарифам.

Сегодня более половины территории страны по-прежнему не телефонизировано, хотя в минувшем году и установлено порядка полутора миллионов фиксированных телефонов. Проблема телефонизации сегодня - это в основном проблема регионов, которые не могут похвастаться переизбытком финансов.

Частные компании, которым нужен платежеспособный потребитель, работают в основном в больших городах. В деревни, хутора и аулы они пойдут только тогда, когда их убытки будут компенсированы. Согласно новому законопроекту создается резерв универсального обслуживания, из которого будет выплачиваться "разница в цене". Все операторы сетей общего пользования отчисляют в этот резерв средства по нормативу, определяемому правительством. Реализация такого механизма делает решение проблемы массовой телефонизации вопросом ближайших нескольких лет.

- Какие направления развития бизнеса российских операторов связи задает новый закон?

- Одна из основных задач нового закона - максимально возможная либерализация отношений участников рынка с государством и в рамках профессионального сообщества при строгом соблюдении всех законодательных норм и правил. Рабочей группой в процессе обсуждения законопроекта пересмотрен регламент присоединения и взаимодействия сетей электросвязи. До сих пор разрешение либо отказ в доступе для некоторых монополистов было инструментом влияния на других участников рынка. В случае принятия закона "О связи" ситуация по присоединению станет прозрачной, понятной и взаимовыгодной. Процедура присоединения регламентируется публичным договором, а условия публикуются в средствах массовой информации. Все это обеспечивает прозрачность процесса присоединения и ликвидирует возможность злоупотреблений. Оператор связи, занимающий существенное положение на сети общего пользования, не сможет отказать в присоединении по "техническим причинам".

В новой редакции закона прописан и новый порядок лицензирования операторов связи, тогда как раньше этот процесс регламентировался массой ведомственных инструкций и различных подзаконных актов. В частности, аннулировать лицензию можно будет только в судебном порядке.

Новый законопроект предусматривает и новую систему распределения радиочастот. Частоты для сетей связи общего пользования будут распределяться конкурсным путем на период десять лет по умолчанию или на меньший - по заявлению претендента. Впервые новый законопроект декларирует право изготовителей и продавцов средств и услуг связи выбирать способ подтверждения их соответствия нормативным требованиям. Одновременно сокращен перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Теперь этот документ утверждается правительством и состоит из средств связи, оказывающих существенное влияние на деятельность единой сети электросвязи РФ.

Таким образом, формируются четкие правила игры на рынке связи как для компаний, так и для государственных структур и потребителей. Мне остается добавить, что новый законопроект содержит необходимые нормы, позволяющие обеспечить дальнейшее развитие отрасли и соблюдение конституционных прав граждан на получение информации всеми законными способами. Одним словом, от принятия нового закона "О связи" выиграют все.

интервью подготовил ВИКТОР КЛЕНОВ

Источник: "Парламентская газета" от 10 июня 2003 года

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov