Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Старший вице-президент - руководитель Департамента по коммерческой политике ЗАО "Компания "ТрансТелеКом" Александр Сандомирский: "Что происходит в Рунете"

- Александр Евсеевич, какова, на Ваш взгляд, общая тенденция развития Рунета?

- У российского Интернет-рынка, на мой взгляд, есть две очевидные особенности, которые отличают его от западного. И они следуют из того, что более десяти лет назад, когда Интернет пришел в Россию, страна переживала интереснейший период в своем развитии. Можно сказать, что Интернет появился в одной стране, а развивался уже в другой.

Интернет появился в России почти на 5 лет позже, чем на Западе - это одна особенность. Но темпы количественного и качественного развития Рунета очень высоки, выше, чем в целом по сети и выше, чем в некоторых странах Европы - это его вторая особенность.
Поэтому, хотя изменения в российском Интернете пока еще происходят немного позже, чем на Западе, он быстро становится полноценным участником мирового рынка Интернет-услуг и принимает правила этого рынка.

- Какова роль "Компании ТрансТелеКом" на российском рынке Интернет-услуг?

- Судите сами. Во-первых, "Компания ТрансТелеКом" обеспечивает деятельность самой развитой на сегодняшний день опто-волоконной магистральной сети в России. А это значит, что мы предоставляем для развития Рунета изрядные магистральные емкости. То, что российские сети обеспечивают значительный рост пользователей и смогут это делать в дальнейшем - во многом заслуга сети КТТК. И во-вторых, наша компания - это один из крупнейших игроков на межоператорском рынке услуг. Особенно это заметно на региональном уровне. Если смотреть в целом по России, то до половины интернет-провайдеров работают с "Компанией ТрансТелеКом". То есть, для региональных рынков роль КТТК вполне очевидна.

В Москве и Санкт-Петербурге ситуация несколько иная. Дело в том, что эти города в высокой степени самодостаточны, особенно это можно сказать о Москве. То есть, большинство ресурсов находится в самом городе, и большинство пользователей этих ресурсов живут и работают там же. Трафик Москвы и Санкт-Петербурга очень локализован. Поэтому для этих городов большее значение имеет магистраль, соединяющая городскую интернет-сеть с зарубежными сетями, чем с российскими.

Но Рунет же не ограничивается несколькими городами. Согласно закону Меткалфа, совокупная ценность сети растет прямо пропорционально квадрату количества пользователей. За последний год количество "рунетчиков" выросло на 5 млн человек, то есть пользователей Интернета стало почти в полтора раза больше по сравнению с прошлым годом. А это значит, Рунет стал в полтора раза более ценным, более значимым для его участников. В дальнейшем роль и ценность региональных сетей и ресурсов будет только расти.

- Расскажите, как формируется рынок обмена трафиком между российскими хостинг-провайдерами и магистральными операторами?

- Раньше услуги хостинга, в основном, предлагали интернет-сервис провайдеры. Компании, позиционирующие себя исключительно как хостинг-провайдеры, появились сравнительно недавно. А вес в бизнесе, достаточный для того, чтобы их расценивали как самостоятельную силу, у них появился только в прошлом году. Поэтому говорить об окончательно сформировавшихся отношениях пока еще рано.

Проблема - в другом. Установившаяся практика взаиморасчетов между операторами и оценки Интернет-услуг несовершенна. Очевидно несоответствие между оценкой услуги и критериями, которые являются определяющими для клиента. Сейчас основной мерой при межоператорских расчетах является трафик, так эта схема и выстраивается по вертикали, начиная от взаиморасчетов магистральных операторов, и далее вниз, вплоть до отношений между конечными пользователями и провайдерами услуг. Но,  согласитесь, когда вы подключаетесь к Интернету, вы обычно не думаете о том, сколько сегодня вы гигабайт скачаете. Для вас важно другое: какая ширина канала, насколько доступны ресурсы, которые вас интересуют, не будет ли прерываний в связи - то есть критерии, которые провайдеры не только не обеспечивают, но даже не сообщают своим клиентам. Естественно, что некоторые провайдеры не требуют контроля качества или обеспечения полносвязности и от магистральных операторов, обращаясь к тем, что дешевле. Вот и получается, что трафик гуляет чуть ли не по всей Европе, прежде чем попадает на соседнюю улицу. Страдает, как всегда, конечный пользователь.

- Можно ли говорить о каких либо изменениях в сложившейся ситуации? Что-то делается для того, чтобы качество и доступность ресурсов приобретало большее значение?

- Этот процесс идет, хотя пока еще достаточно медленно. Главное, что многие операторы приходят к мысли, что финансовая модель их взаимоотношений должна быть выстроена в соответствии со структурой потребления. На Западе это понимание пришло в результате целой череды разорений - обанкротился Qwest, где теперь Teleglobe и многие другие крупные игроки на рынке телекоммуникаций? Российским телекоммуникационным компаниям приходится учитывать этот печальный опыт.

Как я уже сказал, доступ в Интернет - фактически, это не торговля трафиком. По большому счету неважно, кто и сколько качает информации, если каналы позволяют это делать. Как предоставление выхода в Интернет, так и обеспечение (с определенными критериями качества) доступа пользователей к тем или иным ресурсам - все это предоставление услуг. Так значит и плату надо брать за услуги и конкурировать качеством услуг. Пирринг в том виде, в каком он существует сейчас, не может соответствовать условиям современного рынка. На наш взгляд, создаются предпосылки к схеме фиксированной оплаты на уровне отношений между оператором магистральной сети и другими провайдерами.

В настоящее время для Интернет-услуг разрабатываются тарифы с обеспечением условий соглашения о качестве сервиса (Service Level Agreement - SLA), подразумевающие ответственность оператора связи перед клиентом. Вносимые изменения будут направлены на увеличение прямого влияния пользователей на стоимость сервиса путем определения набора услуг, которые в этот сервис включены. Причем, такие отношения между пользователями и провайдерами не только логичны, но и предопределены рынком. Те хостинг-провайдеры, которые недостаточно заботятся о своем сервисе, в конце концов, потеряют клиентов, неудовлетворенных качеством обслуживания.

Вообще говоря, конкуренция ценой, без обеспечения качественных характеристик услуги - признак незрелого рынка, тем более, если эта цена определяется на основе договоренностей между оператором и провайдером и зачастую скрывается от других участников рынка. Те изменения, которые сейчас происходят на российском рынке Интернет-услуг, означают пересмотр отношений между провайдерами и операторами магистральных сетей.

- Вы говорите, что российский Интернет сейчас меняется. В какую сторону?

- Наблюдается разделение потребителей Интернета на две группы: с одной стороны, это корпоративные пользователи, использующие Интернет как рабочий инструмент, с другой - частные лица, для них всемирная Сеть, это, прежде всего источник информации, средство общения, развлечения.

- И к чему это разделение приведет?

- Разделение происходит, прежде всего, на основе различий в потребностях клиентов. Если для корпоративного сектора на первый план выходит высокий уровень качества обслуживания и безопасность информации, а также возможность получения дополнительных услуг, например организация защиты от DOS-атак и СПАМа, то для частных пользователей большее значение приобретает простота подключения и цена - вряд ли они согласны переплачивать значительные суммы за гарантированно высокое качество канала. Вслед за разделением пользователей, происходит разделение и предложений провайдеров, их специализация на предоставлении услуг в различных секторах бизнеса. Занимая определенные ниши на рынке, провайдеры вынуждены более плотно взаимодействовать как друг с другом, так и с магистральными операторами, что, в свою очередь, приводит к увеличению ценности межоператорских отношений. Из области самодеятельности они переходят в область деловых отношений.

Как следствие, будет расти качество и разнообразие услуг. Кстати, все это уже происходило в Европе и США и там, в основном, этот процесс завершен. Более того, существуют предложения (и эти предложения основываются на пожеланиях многих пользователей Сети), разделить на две части и сам Интернет. В частности, на прошедшей в Окленде конференции "Интернет-безопасность" эту мысль высказал британский специалист в этой области Джон Карр. По его мнению, одна из составляющих всемирной Сети будет абсолютно прогнозируемой, безопасной и подконтрольной, ее основное предназначение - обеспечение работы бизнеса.

Другая же останется такой как она есть - опасной, непредсказуемой, с сайтами сомнительного содержания, СПАМом и так далее, но зато - свободной. Мне кажется, что такой вариант решения проблемы достоин более пристального внимания Интернет-общественности и в перспективе может быть воплощен.

В любом случае, "Компания ТрансТелеКом" будет по-прежнему активно участвовать в формировании и развитии Интернета, хотя бы по той причине, что сеть, которую КТТК поддерживает - это одна из его составляющих.


Размещено на сайте: 05.03.2004
© ComNews.ru

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov