Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Андрей Ширенко: "Мы – старатели, приехавшие в Клондайк до начала золотой лихорадки"

Надежды, которые интернет-провайдеры возлагали на внедрение услуг высокоскоростного (широкополосного) доступа, не оправдались. Первой компанией в Петербурге, приступившей к продвижению таких услуг в сегменте домашних пользователей, стал "Вэб плас", который четыре года назад предложил рынку подключения по технологии ADSL. О состоянии петербургского рынка интернет-доступа и о причинах, по которым широкополосный Интернет до сих пор не стал массовым, гендиректор "Вэб пласа" Андрей Ширенко рассказал корреспонденту "Ъ".

- Почему рынок интернет-доступа так заметно отстает от развития, к примеру, рынка сотовой связи?

- На самом деле мне не кажется, что рынок интернет-доступа растет медленно. Фактически в России он ежегодно удваивается по количеству пользователей и наиболее динамично сейчас развивается в регионах. В крупных городах рост уже несколько замедлился, но, тем не менее, в Петербурге ежегодный прирост в денежном эквиваленте составляет порядка 25-30 процентов в год. На мой взгляд, для большого города это очень неплохая динамика. Проникновение услуг составляет 27 процентов, то есть, Интернетом сегодня пользуются около 1 млн. горожан. Также для нашего бизнеса очень важным показателем является число персональных компьютеров. Сейчас в городе около 800 тыс. домашних компьютеров, из которых 500 тыс. подключено к Интернету. Это означает, что 500 тыс. семей пользуются доступом в Интернет. Что касается юридических лиц, то из около 50 тыс. компаний, зарегистрированных в Петербурге, 40 тыс. имеют выход в сеть. Это цифры, полученные как в результате собственных исследований "Вэб пласа", так и по данным других компаний. Между тем интернет-доступ по-прежнему остается малобюджетным бизнесом. Подавляющее большинство пользователей сегодня попадают в сеть через Dial-up, то есть обыкновенный модем. Поэтому говорить о том, что провайдеры серьезно продвинулись на рынке широкополосного доступа, сегодня нельзя. На мой взгляд, так можно было бы говорить, если бы от всех 500 тыс. владельцев домашних компьютеров хотя бы 10 процентов пользовались высокоскоростным интернетом.

-А сколько сейчас пользователей широкополосного Интернета в Петербурге?

- Сейчас общее количество АDSL-пользователей в Петербурге составляет 10 тыс. Из них всего 2,5 тыс. - это пользователи-физлица. Вкупе с клиентами остальных провайдеров всего широкополосным доступом в Петербурге пользуются около 10 тыс. физических лиц. Понятно, что на фоне 1 млн. пользователей Dial-up это весьма невысокий показатель, и говорить о том, что высокоскоростной Интернет востребован на рынке, пока нельзя. Однако это не значит, что этим бизнесом не стоит заниматься.

- С чем, на ваш взгляд, связано столь медленное развитие рынка высокоскоростного Интернета?

- Сегодня, выходя в Интернет, пользователи в основном просматривают новостные ресурсы, переписываются с друзьями и знакомыми, общаются через ICQ.. Для всего этого абсолютно не требуется высокоскоростная связь. Мы не платим за заказ гостиницы через Интернет, мы не оплачиваем через сеть авиабилеты и так далее. И хотя так называемый интернет-банкинг формально существует, им пользуется ограниченный и довольно узкий круг людей. Сектор энтертеймента тоже представлен в сети достаточно слабо, массовых онлайновых игр практически нет. Так называемым киллер-аппликейшен по-прежнему остается электронная почта, для использования которой вполне достаточно услуг Dial-up. Таким образом, интернет-провайдеры находятся в зависимом состоянии от производителей контента для широкополосных сетей и наоборот, получается замкнутый круг! Пока нет приложений, для которых необходим широкополосный доступ, такой вид услуг развиваться не будет. А таких приложений сегодня нет, так как контент-провайдерам не интересно вкладывать серьезные средства в услуги, аудитория которых невелика.

- А как с широкополосным доступом обстоят дела в Европе?

- Этот рынок в Европе стал бурно развиваться лишь в последние несколько лет. Например, в Германии сейчас около 3,5 млн. пользователей, в Англии уже почти 1,5 млн. Всплеск интереса к широкополосному Интернету произошел в связи с появлением "тяжелых" приложений, для использования которых нужна высокая скорость. Во-первых, это услуги видео по заказу. Например, через Интернет можно выбрать из каталога любой фильм и тут же, в онлайне, не дожидаясь, пока он скачается к вам на компьютер, начать его просмотр. Кроме того, в Европе очень популярны различные услуги интернет-банкинга и широкое развитие приобретают онлайновые игры. Российские же провайдеры, продвигающие услуги широкополосного доступа, сегодня напоминают старателей, приехавших в район Клондайка за несколько лет до начала золотой лихорадки.

- Когда, по-вашему, рынок высокоскоростного доступа станет массовым?

- Активное освоение рынка домашнего широкополосного доступа у нас запланировано на 2005 год. Прежде всего, мы провели определенную работу с поставщиками. Один из наших партнеров - компания Huawei уже сделала нам интересное предложение по абонентскому оборудованию, что позволит заметно снизить стоимость подключения по технологии ADSL. Мы хотим добиться того, чтобы каждый пользователь интернета в Петербурге хоть раз попробовал выйти в сеть на высокой скорости. Для этого в следующем году будет запущен целый ряд маркетинговых программ. Всего мы рассчитываем подключить в 2005 году около 20 тыс. новых АDSL-абонентов.

Также будет заметно расширена география предоставления услуги. К началу второго квартала следующего года мы планируем полностью покрыть Петербург сетью ADSL. Будет установлено оборудование емкостью 5 тыс. портов, с возможностью модернизации до 50 тыс. портов. Инвестиции в расширение составят несколько миллионов долларов. Это будут как собственные средства компании, так и кредиты банков и поставщиков оборудования.

- Как вы думаете, когда все же появится контент для широкополосных сетей?

- Я думаю, прежде всего для этого мы должны получить около 50 тыс. абонентов широкополосного доступа. Этот прогноз я делаю исходя из нашего общения с компаниями, занимающимися различными игровыми онлайн-проектами, и создателями новостного видеоконтента. О некоторых игровых и медиапроектах с участием "Вэб пласа" будет объявлено в начале следующего года.

- Какую долю рынка занимает сегодня "Вэб плас" и каковы основные финансовые показатели компании?

- По нашим оценкам, мы занимаем сегодня 21 процент от общего рынка интернет-услуг в Санкт-Петербурге (как в сегменте физических, так и юридических лиц). При этом мы являемся лидерами на рынке частных пользователей и входим в тройку лидеров в бизнес-сегменте. Порядка 70 процентов выручки формируется за счет услуг Dial-up, ежемесячно ими пользуется около 150-200 тыс. человек. В 2003 году наша выручка составила $10 млн.

- Помимо непосредственно доступа в интернет ваша компания предоставляет и услуги веб-дизайна и хостинга. Насколько существенна их доля в структуре доходов интернет-провайдеров?

- Заметного вклада в выручку эти услуги не приносят. Доход от подобных сервисов на рынке составляет всего 5-7 процентов. Конечно, эти услуги нужны, они вполне рентабельны, но основным на сегодняшний момент остается рынок доступа.

- В городе несколько десятков интернет-провайдеров, конкурирующих друг с другом. Однако цены на Dial-up практически не снижаются уже несколько лет и застыли на уровне $0,6 за час в дневное время. С чем это связано?

- Дело в том, что интернет-провайдеры зависимы от городских телефонных сетей, у которых они арендуют телефонные линии для модемных пулов. Сегодняшняя стоимость часа доступа в Интернет через Dial-up практически подошла к нижнему пределу, после которого бизнес провайдеров станет уже нерентабельным. Кроме того, существующая городская сеть не рассчитана на большие объемы модемного интернет-трафика, она создавалась с учетом нагрузки в 8 раз меньшей, чем сегодняшняя. В связи с этим мы уже ощущаем определенные технологические проблемы. С одной стороны, телефонные компании не могут снизить тарифы из-за высоких издержек, а с другой - из-за потенциальных технологических проблем, связанных с перегрузкой телефонных сетей модемным трафиком. Выходом из этой ситуации являются альтернативные технологии - ADSL, домовые сети или радиодоступ, то есть увод интернет-трафика с телефонных сетей.

Борис Горлин, КоммерсантЪ
 

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov