Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

1-й зам генерального директора МТТ Виталий Слизень: "В сфере межоператорских расчетов осталось немного поработать напильником, чтобы из паровоза получился самолет"

Корр: - Виталий Александрович, Вы топ-менеджер одного из крупнейших транзитных операторов в России, кроме того член рабочей группы по разработке подзаконных актов к новому закону "О связи", поэтому хотелось посвятить нашу беседу теме дальнего трафика и взаиморасчетов операторов. В августе прошлого года ваш партнер – национальный оператор федеральной транзитной сети ОАО "Ростелеком"  сделал первый значительный шаг к упорядочиванию условий пропуска и расчетов за междугородний трафик. Следующим шагом должно было стать введение новой, более прозрачной и логичной схемы расчетов за международные соединения, однако за год ситуация в этой сфере никак не изменилась. Почему?

Виталий Слизень /В.С./ - Давайте прежде уточним понятия. Мы сейчас не будем говорить о взаиморасчетах за исходящий международный трафик, который идет от наших абонентов, поговорим о том, как же осуществляются расчеты за входящий трафик из зарубежья. На мой взгляд, половина сохранившихся на рынке дальней связи проблем, на сегодняшний день, связана с тем, что раскрытие интегральной расчетной таксы, о которой Вы упомянули –носит половинчатый характер. В чем это выражается? Например, при пропуске междугородней нагрузки, из Москвы, допустим, в Петербург, "Ростелеком" заплатит, межрегиональной компании связи ОАО "Северо-Западный Телеком" в лице ее филиала "Петербургская телефонная сеть" установленную оконечную расчетную таксу в размере 57,1 копейки. Но, если звонок идет, допустим, из Финляндии, в тот же самый Петербург, то "Ростелеком" – как вы думаете, сколько заплатит "Петербургской телефонной сети" за приземление трафика на того же самого абонента? Ответ – "ноль". Это связано с тем, что по международным взаиморасчетам, по расчетам за международный трафик, до сих пор действует система "50 на 50". Это значит, что местная электросвязь отдает "Ростелекому" 50 проц дохода, независимо от того, сколько составляет тариф на Малазию или Финляндию, или США, а также от того какие затраты несет "Ростелеком". Но взамен трафик, приземляемый из-за рубежа, через "Ростелеком"… стоит "ноль". Понимаете, да? Местная электросвязь получает 50 проц дохода от абонента при инициировании международного вызова, но ничего не получает за его терминацию. Логике экономических отношений это не поддается. Это некий продукт - пережиток прошлого. К чему это приводит? Это приводит к парадоксу - за рубежом звонок, допустим, из Испании в Россию, в Петербург, для испанского оператора обойдется в 3,5 цента за минуту. А звонок из Новосибирска в Петербург, скажем, для "Сибирьтелекома" обойдется в 5-6 центов. Что это порождает? Это порождает наш местный парадокс. Многие операторы, работающие на рынке транзитного бизнеса, для выхода на дальние регионы Российской Федерации – регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, отправляют трафик за рубеж, и в Лондоне или во Франкфурте переправляют его на "Ростелеком" по цене 4-5 центов. Называется – рефайл.

Корр: - Прошу прощения, мы же говорим о голосовом потоке, верно?

В.С. – Конечно, в голосе! Да, это воровство, это содержит признаки нарушения налогового и валютного законодательства. К сожалению, государство пока…

Корр: - Не в состоянии?

В.С.: - …не скажу: кто в состоянии – кто в не состоянии, но факт пока остается фактом, и государство пока каких-либо известных обществу действий по его устранению не производит.

Корр: - А транзитные каналы для увода трафика за границу, наверное, и «Ростелекома» используются ?

В.С.: - В том числе и "Ростелекома". Но, в основном, конечно, в той же самой Москве, вы знаете, предложения огромные, и TeliaSonera и Cable&Wireless и прочее, и прочее. То есть, что делается? Помимо всего прочего названного, еще и нарушается краеугольная заповедь безопасности. Обычный голосовой трафик между городами, пробрасывается через заграницу, где, очевидно, соответствующие службы не брезгуют – это их работа – несанкционированным доступом к информационному каналу. А так как трафик передается еще и в обычном голосовом режиме, не в пакетном, а в канальном - проблем вообще никаких - подключайся и слушай.

Корр: - Крупные операторы у нас есть традиционные и альтернативные, Вы о тех или об этих говорите?

В.С.: –Обо всех. В том числе и о традиционных, в той части, где они работают с альтернативными. На самом деле, вы же знаете, статистика, которую приводит "Ростелеком", говорит, что доля рынка компании в Москве по исходящему международному трафику, не более 50 проц. Соответственно, другая половина в значительной части – на мой, по крайней мере, взгляд, проходит именно такой петлей гистерезиса через зарубежье.

Корр: - В Москве у "Ростелекома" туча конкурентов среди альтернативных операторов. В регионах такая же ситуация?

В.С.: - Хочу обратить внимание, что компании, типа "Экванта", Golden Telecom и т.п. сегодня присутствуют в большинстве регионов федерации, соответственно, никто не мешает пробросить трафик по собственной сети до Москвы, из Москвы выброситься за рубеж и вернуться по той же схеме.

Корр: - Извините национальную банальность - кто виноват и что делать?

В.С.: - Что делать… кто виноват… Мы с "Ростелекомом" много говорили, много обсуждали эти извечные русские вопросы, потому что в "Ростелекоме" в коммерческой дирекции, безусловно, профессионалы работают. Так вот, мы пришли к выводу, что сейчас основные вопросы не что делать и не кто виноват, а с чего начать? Трагизм ситуации с этими взаиморасчетами заключается в том, что не отрегулировано взаимодействие и взаиморасчеты операторов на местном уровне, за местные звонки. И, представьте ситуацию, допустим, "Ростелеком" начал платить оконечную расчетную таксу местным операторам за терминацию входящего международного трафика. Это значит, что затраты "Ростелекома" на каждую минуту возрастут в среднем на рубль. "Ростелеком" должен будет, как минимум транслировать их за рубеж. Цена на услуги пропуска входящего международного трафика вырастет почти в два раза. Это будет 6, а где-то 7 центов.

Корр: - Для справки, звонки в Россию для международных операторов сейчас дешево стоят?

В.С.: - Очень дешево. На международном оптовом рынке транзита трафика средняя цена 3,7 центов, есть 3,3 или 3,5 центов. "Ростелеком" не может там торговать выше рынка. Если "Ростелеком" начинает платить оконечную расчетную таксу местным операторам, он вынужден повысить ставки. Что произойдет дальше? Дальше происходит интересная штука - в основном входящий трафик в Россию тяготеет не в села, а в города, причем в крупные административные центры. В этих административных центрах присутствуют альтернативные операторы. А для них местный звонок, как бы от их сети на местный телефон, стоит практически ноль. Таким образом, крупному зарубежному оператору будет выгоднее работать с нашим альтернативным, платя ему только за транзит. Так весь рынок международных вызовов в Россию быстро перетечет к альтернативным операторам. И все достижения "Ростелекома" в деле увеличения доли на рынке входящего международного трафика пойдут прахом. Это печально, поскольку сейчас "Ростелеком" с высоким качеством связи достойно представляет Россию на международных рынках. К сожалению, пока не решен вопрос местных взаиморасчетов альтернативных операторов с местными операторами электросвязи, парадокс в том, что нормализация взаиморасчетов за международный входящий трафик приведет к полной потере рынка "Ростелекомом". И даже больше, потеря рынка крупной компанией, на самом деле, тоже не аргумент. Потому что, в конце концов, мы должны думать об абоненте, в том числе об американской бабушке из Оклахомы, которая должна дозвониться до своего, ну, не знаю, скажем, бой-френда, с которым она познакомилась в Интернете. Так вот, сегодня ни один альтернативный оператор, более того, все их сообщество в целом не способно будет обеспечить то качество входящей международной связи, которое обеспечивает "Ростелеком" сейчас. Возникнет ситуация: "Ростелеком" потеряет рынок, а абонент потеряет качество - рынок превратится в помойку. Причем такая перспектива настолько очевидна, что в нее просто поверить.

Корр: - Значит гармонизация взаиморасчетов за международную связь неразрывно связана с взаиморасчетами на связь местную. И начинать надо с конца, то бишь, с оконченных такс?

В.С.: Что мы предлагаем сделать, как один из вариантов… Сейчас "Ростелекомом", "Связьинвестом", "Межрегиональным ТранзитТелекомом" совместно с отраслевыми регуляторами прорабатывается схема по изменению этих самых оконечных расчетных ставок. Математика очень проста. Итак, "Ростелеком" должен платить оконечную расчетную таксу местному оператору за приземление международного вызова на местную сеть примерно в 3 цента. А местный оператор местному оператору платить за приземление местного трафика вроде ничего не должен. Дыра вот эта– три цента - очень велика, как говорили великие учители, за 4 процента капиталисты удавятся. За 3 цента транзитные операторы не то, что удавятся, они еще удавят всех, кто под руку попадется, сейчас такие реалии рынка. Поэтому очень просто все решается: нужно взять и сделать оконечную расчетную таксу на регион не три цента, а один цент. Тогда разница между нулем и одним центом может быть покрыта за счет качества. Качество стоит 1 цент. А за три цента, к сожалению, капиталист все равно удавится - лучше пускай будет "хрюк-хрюк", но 3 цента я выиграю. А если разница в цене 1 цент, то качество уже играет и становится серьезным противовесом, а, самое главное, этот один цент можно частично компенсировать за счет маржи. То есть "Ростелеком" за счет своей чистой прибыли может наполовину подвинуться, полцента за счет себя, и тогда, эти полцента в виде обмена на шикарное качество играют. Рынок остается, цена даже на первом этапе может остаться той же самой. Но, в этом случае, мы, по крайней мере, убрали рефайл, решили вопрос национальной безопасности, связанной с пропуском трафика через заграницу и сохранили качество и рынок.

Корр: - А взаиморасчеты местных операторов?

В.С.: - Дальше уже можно будет решать вопрос с местными взаиморасчетами с операторами. В чем смех? Смех в том, что если мы снижаем оконечную расчетную таксу на регион за международную связь, автоматически она же снизится и для междугородних расчетов. И решение очень простое, которое просилось давно. Сейчас Федеральная антимонопольная служба устанавливает оконечную расчетную таксу для субъекта федерации, без разбиения "город-область". Помните, я говорил, что трафик тяготеет к городам, так вот соотношение его примерно шестьдесят процентов против сорока для города и села соответственно. Я беру некий, более-менее средний сценарий, конечно, если где-то градообразующие предприятия вынесены в область, например, "Магнитка" или что-нибудь алюминиевое, туда идет 80 проц трафика. Но, если мы говорили, что раньше это было 3 цента в среднем на все телефоны субъекта федерации, то теперь мы, например, можем сделать следующее: город будет стоить 1 цент, соответственно, село будет стоить 5. Умножить на весовые коэффициенты и разделить на соответствующую процентовку распределения трафика, вот вам средняя расчетная такса, которую "Ростелеком" будет платить за терминацию междугородного трафика. Все равно получится 3 цента. Это чистая математика, закон больших цифр.

Корр: - А для абонента это будет?..

В.С.: - А для абонента это будет незаметно. Потому что расчеты с абонентом и расчеты межоператорские в настоящее время регулируются абсолютно разными документами. Подход разный, оператор будет собирать с абонента те же самые деньги, просто в среднем на город платить "Ростелекому" меньше, а на село – больше. Сальдо остается тем же самым. При этом нужно еще одну вещь упомянуть. Ни у одного альтернативного оператора нет собственного выхода на село, чтобы обеспечить там местные звонки. Выход у них только через АМТС. А если АМТС, то это контролируемые тарифы, высокие тарифы, это не местные взаиморасчеты с нулевой таксой, а взаиморасчеты по 2, по 3, даже по 4 рубля за минуту.

Корр: - Понятно, там уже не спрятать трафик.

В.С.: - Абсолютно точно. Более того, там не договориться… в России же пакетный режим передачи изобрели до того, как возник протокол IP. Кладет оператор деньги в пакет и передает трафик вместе с пакетом. Называется пакетный режим. Он давно уже присутствует, значит, хорошо зарекомендовал себя на ранней стадии. Качество высокое, себестоимость низкая… Шутки-шутками, но так действительно было, и, наверное, остается сейчас.

Корр: - Какие-нибудь подводные камни?..

В.С.: - А какие тут камни? Логика очень простая, она на вскидку, и даже не на вскидку после проработки не приводит к каким-то резким изменениям на рынке. Что всегда плохо: как в лучшую сторону нельзя резко меняться, так и в худшую не хотелось бы. Подход, о котором я рассказал выше, позволяет решить давние проблемы. Также не приводит к изменению взаиморасчетов с абонентами, абонент этого не видит, он как звонил, так и будет. От того, что ПРАЙМ-ТАСС, условно говоря, опубликует хорошую статью о том, что связь стала лучше, абонент не начнет звонить больше или меньше.

Корр: - Таким образом, для внедрения этих изменений не требуется многочисленных согласований с отраслевыми регуляторами?

В.С.: - Мы говорим о том, что даже с точки зрения бюрократического подхода, чем меньше ведомств задействовано в процессе, тем проще его вести. Если мы говорим о том, что на первом этапе мы достигаем решения операторских задач или задач работы с абонентами не включая в эту игру по возможности антимонопольные службы… это хорошо. После этого или в дополнение к этому, ФАС может заниматься переосмыслением.

Корр: - И какие перспективы реализации такой хорошей идеи? Есть какое-то оформленное уже предложение?

В.С.: - То, что я до сих пор говорил, только 50 проц проблематики. Есть еще более интересная, штука, которая называется взаиморасчеты по сотовым сетям. Там ситуация интересней. С 1 августа прошлого года издали 51-й приказ, который первое время взбудоражил немного общество, а потом логика приказа победила, и "телекомовское" сообщество начало развиваться уже в откорректированной среде. Так вот, этот приказ оставил одну неурегулированную ситуацию: сколько же стоит звонок с местного телефона стационарного на местный сотовый в федеральном коде DEF. И 51-й приказ говорит о том, что слона нужно есть по частям. Если говорить конкретно, там написано, что сложившийся порядок взаиморасчетов по местной связи – не регулируется, не изменяется. Это значит, где есть повременка – там остается повременка, с ценой, как за местный звонок: 12 копеек, 14 копеек, не важно, звонишь ты на местный стационарный или на местный сотовый. Где нет повременки – там тариф равен нулю. Для чего это было сделано? Для того, чтобы получить и обобщить опыт перехода на внятную, вменяемую систему взаиморасчетов за междугородные и внутризоновые звонки. Так вот этот опыт нами был получен и обобщен. МТТ и "Ростелеком", как два партнера, как основные операторы, занимающиеся транзитом между сотовыми и стационарными сетями, в соответствии с постановочной частью 51 приказа, не с самими рекомендациями, а с постановочной частью, были готовы в марте месяце доложить обобщенные результаты, и представить свои соображения по дальнейшему совершенствованию регулирования взаиморасчетов на местном уровне. Вот это повлияет на все сообщество - и операторское, и наших граждан. Потому что сейчас 48 млн сотовых и 33 млн стационарных телефонов, и перекос все увеличивается и увеличивается. Так вот, ситуация с нулевой стоимостью местных звонков со стационарных аппаратов на сотовые порождала то же самое, о чем я только что вам рассказывал в связи с международным трафиком. Для того чтобы позвонить со своего домашнего телефона в Москве на сотовый, допустим, в Перми, у вас было две опции: честно отправить трафик на "Ростелеком" и МТТ, которые платят оконечную расчетную таксу оператору в Перми, или же использовать альтернативного оператора, он по своим каналам дотащит трафик до Перми и там за "ноль" отправит как местный звонок. То есть дыра ровно та же, что и при международных взаиморасчетах. Проблематика была обобщена, статистика подведена, предложение разработано и помешала только реорганизация кабинета. Но… ничто не забыто, никто не забыть, и три недели назад в адрес господина Милованцева, назначенного замминистра Миниформсязи, было направлено совместное обращение "Ростелекома" и МТТ по проблематике взаиморасчетов на местном уровне между стационарными и сотовыми абонентами. Никак не связано, уверяю Вас, просто так получилось, что регуляторы на Украине, а до этого в Белоруссии, как раз приняли и опубликовали постановления, регулирующие взаиморасчеты на местном уровне между стационарными и сотовыми абонентами, работающими в кодах DEF. Что показало, опять таки, абсолютную справедливость и реальность факта, что дыру надо затыкать. Никто Америку через форточку не открывает, в рамках предложений, которые мы направили в Министерство связи, и первых консультаций, которые уже были проведены, мы предлагаем вариант, опробованный во всех странах СНГ, так называемый Calling Party Pays - кто инициирует звонок, тот за него и платит. Принцип даже чисто человечески целесообразный. Помните рекламу "Вымпелкома", когда человек встречает гостей и отдает им деньги? Первыми популяризаторами этой идеи, наверное, были они. Да, кстати, "Ростелеком" еще обобщил опыт своей работы в Москве с юридическими лицами, которые, как вы знаете, платят за местные звонки на федеральные сотовые номера, сколько-то там копеек. Наша инициативная группа уже обсудила предложение с Мининформсвязи и некими другими министерствами и ведомствами, потому что, на наш взгляд, отсутствие или перекос взаиморасчетов, приводит… не хочу аналогий с нефтяной отраслью, но это приводит к определенным налоговым последствиям. Потому что, когда услуга оказывается, а деньги не берутся, возникает вопрос. По крайней мере, он должен возникнуть в текущей ситуации в соответствующих органах. И, желательно, раньше задуматься, как его урегулировать. Я думаю, что Россия не может оставаться последним белым пятном на карте мира, и у нас будет применен принцип оплаты звонящего за свой звонок. Для нас для всех это будет означать, что при звонке стационарного абонента на сотовый через "8", мы будем платить. Это позволит закрыть последнюю дыру и обеспечит качество. Потому что, как я уже сказал, когда междугородний трафик передается по некой сети альтернативного оператора, с неким количеством переприемов, перекладкой в пакеты для оптимизации, потом разворачиванием всего этого дела… В общем, когда трафик идет отсюда до Магадана, он может 8 раз через одну сеть в другую перейти, в отличие от принципов построения сети "Ростелекома" или нашей, где есть жесткие нормы по количеству переприемов, по качеству, по уровню, по сигналу, и прочее, прочее. Таким образом, с введением этой нормы будут:

а – отрегулированы взаиморасчеты,

б – сохранен рынок, в – повышено качество услуг. Триединая задача регулятора будет достигнута.

Корр: - Простите, давайте еще раз, если отрегулировать сферу расчетов за звонки с местных стационарных на местные сотовые, это позволит решить проблемы межоператорских взаимоотношений на междугороднем уровне?

В.С.: - Еще раз вернусь, гораздо все интересней. Местный уровень – местным уровнем. А интересней другое: когда за местный звонок на мобильный, оператор должен будет платить, или абонент должен будет платить, это исключает возможность, так называемого, рефайла. А значит, с точки зрения цены звонок через "Ростелеком", МТТ или любого другого оператора междугородней связи на сотового абонента будет стоить столько же, сколько и через сеть альтернативного оператора по собственным каналам, например, до Перми, и там местный звонок, но уже за деньги, на сотового оператора.

Корр: - Да, понятно.

В.С.: - К чему это приводит? Это как с международным проектом, то, что я рассказывал, один в один. Вводится оконечная расчетная такса, рынок трафика из серого превращается в белый, и тот, кто занимается им честно, тот продолжает работать.

Корр: - Значит, мы говорим о части междугороднего трафика, идущего со стационарного на мобильный. Или с мобильного на мобильный. Главное, что приземление происходит на мобильный.

В.С.: - Да, вот это главное. Как убрать перекос на рынке стационарной связи, я уже рассказал. Мы выступаем за то, чтобы рынок был прозрачный и понятный. Другими словами, рынок был черным, с выходом 51-го приказа он стал серым, осталось еще немного поработать напильником, чтобы, как говорится, из паровоза получился самолет.

Корр: - Так все-таки, какие перспективы внедрения новых правил взаиморасчетов?

В.С.: - Даже с точки зрения гармонизации законодательства на СНГ-шном пространстве, было бы правильно, с точки зрения регулятора, с 1 января все это принять.

Интервью взял Сергей Астафуров ПРАЙМ-ТАСС Б.И.Т. , август 2004


 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov