Телеком в России 1992-2005

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Олег Стефанюк, президент ЗАО "Украинские радиосистемы": "Кризиса нет, но существует опасность..."

Олег Стефанюк

ЗАО "Украинские радиосистемы" начало свою деятельность еще в 1998 году, но в силу разных обстоятельств сеть не развивалась. Одним из сложных этапов деятельности компании можно назвать те времена, когда бывшее руководство "Госкомсвязи" намеревалось лишить оператора лицензии, конкуренты хотели перекупить "УРС". Ситуация изменилась в сентябре 2003 года, когда в компанию пришел новый менеджер Олег Стефанюк. Вскоре компания получила разрешение Укрчастотнадзора на ввоз оборудования для расширения сети мобильной связи стандарта GSM-900, и менее чем за 14 месяцев удалось построить сеть, которая охватила около 30 городов.

- Как вы оцениваете прошлый год и каковы ваши основные достижения, ведь не так давно о вас ничего не было известно?

- Прошедший год продемонстрировал уверенный рост рынка телекоммуникаций. Количество пользователей мобильной связью по некоторым данным на 1 февраля 2005 года составило около 15 млн. абонентов, т. е. выросло в два раза, а показатель охвата населения услугами связи достиг 31%.

Для нашей компании 2004 год стал решающим - в этот период мы построили национальную сеть мобильной связи, охватив все областные центры, вывели на рынок новую припейд-услугу МОБІ. А уже в январе 2005 года мы анонсировали введение нового в Украине сервиса SMS-информирования о пропущенных вызовах.

- Поделитесь опытом, как вы сумели за короткий промежуток времени построить сеть национального масштаба?

- Давайте определим, что мы понимаем под термином "национальная сеть", поскольку ни в каких нормативных документах такого понятия нет. По моему мнению, говорить о сети национального масштаба можно тогда, когда покрыты все областные центры Украины. Мы сумели это осуществить за 13 месяцев, но поскольку это число не всем симпатично, будем считать, что работа была сделана за 14 месяцев. Сейчас у нас, кроме областных центров, покрыты такие города, как Трускавец, Кривой Рог, Мукачево, Надвирна. К лету планируется запуск сети на ЮБК.

- Существуют ли у вас сложности с инвестициями и кто является основным инвестором компании?

- Наш акционер вкладывает в наш проект более чем достаточно средств. Основная проблема не в том, что их не хватает, а, наоборот, в том, чтобы их освоить.

 - Неужели все складывалось так хорошо и трудностей вообще не возникло?

- Так нельзя сказать. Негативно на нас сказалось то, что в стране был довольно длительный период "застоя", когда во время выборов нам запретили вести какие-либо работы, затем долгие праздники. Если бы всего этого не было, мы бы уже пошли дальше, а так приходится наверстывать упущенное.

Среди технических проблем можно назвать то, что нелегко найти подрядчиков, которые сумеют "переварить" запланированный объем работ. К организационным сложностям следует отнести проблему с получением лицензии на радиорелейную связь. Пришлось фактически везде "уходить под землю" - прокладывать волоконно-оптический кабель. Хочу сказать, что это более прогрессивная технология, и с ее появлением мы получили ряд преимуществ: большая пропускная способность, лучшее качество и надежность.

Огромный вклад в общий труд внесла вся команда, состав которой собирался буквально по крупицам. Могу сказать одно: чтобы достичь этих результатов, нам пришлось очень много работать.

- Специалисты отмечают, что вам не хватает частотного ресурса и ваша сеть не сможет обслуживать более чем 1 млн абонентов. Так ли это?

- Нет, это неверно, у нас нет проблем с частотным ресурсом, хотя раньше они были. Размер сети зависит не только от количества частот, но и от оборудования. Например, на одном нашем коммутаторе можно включить до 1 млн абонентов. Я не могу оперировать точными данными о технических характеристиках оборудования наших конкурентов. Но знаю точно, что та техника, которая поставлялась в Украину, позволяет подключить не более 200 тыс. абонентов на одном коммутаторе. Например, при увеличении числа абонентов в Киеве до одного миллиона нам можно не беспокоиться и спокойно работать, а вот конкурентам приходится увеличивать число коммутаторов и все время проверять нагрузку, иначе может повториться осенний кризис.

- Нужны ли вам лицензии на другие стандарты связи, и если будет объявлен тендер на 3G, примете ли вы в нем участие?

- Такие решения не принимаются менеджером компании, об этом могут говорить только учредители, поскольку это связано с огромными инвестициями. Что касается 3G, думаю, что еще преждевременно говорить о его внедрении в нашей стране. Хотя делать какие-либо прогнозы - неблагодарное дело, поскольку технологии развиваются очень быстрыми темпами, и то, что кажется сейчас смешным, может оказаться более чем актуальным через 11-12 месяцев. Если посмотреть на историю развития абонентской базы, все прогнозы, которые делали руководители ведущих операторов, оказались неточными. Итоговые цифры были значительно больше предполагаемых.

- Правда ли, что в последнее время к вашей компании проявляют интерес россияне и другие зарубежные потенциальные покупатели?

- Прежде всего хочу сказать, что я лично никаких предложений не получал. Сейчас много пишут о том, что мы ведем с кем-то переговоры. Я так же, как и вы, узнаю об этом из прессы и других источников информации. Наверное, журналисты об этом знают больше, чем я.

С представителями различных российских компаний мы встречаемся регулярно, но это обычные деловые переговоры, связанные с развитием мобильной связи, и, в частности, нашей технологической платформы. Взаимодействуем мы и с украинскими операторами. Например, не так давно я встречался с руководством "Астелита". В ходе этой встречи мы обсуждали рабочие вопросы, такие, как схемы взаимодействия между нашими компаниями, совместное использование технологических элементов сети и многое другое. Конкуренция между нами должна быть нормальной, поскольку мы все работаем с одними и теми же абонентами. Не секрет, что сейчас у одного человека может быть одновременно несколько телефонов, подключенных к разным операторам. Поэтому нам нужно работать как единый механизм на то, чтобы пользователю было только выгодней и удобней.

- Но многие считают, что вы сейчас работаете на то, чтобы перепродать компанию...

- Лично я не работаю на это. Но вы должны понимать, что я не учредитель компании. Теоретически любой стоящий субъект телекоммуникационного рынка может стать объектом спекуляции. Только давайте понимать этот термин как экономический, а не пролетарский. Телекоммуникационные компании создаются с тем, чтобы быть перепроданными с целью повышения капитализации холдинга. Поскольку работать на любом рынке без постоянного "вливания" средств невозможно, необходимо расширять сеть, докупать оборудование и т. д. В мобильной связи есть начало, но нет конца развития, поэтому компанию создают с тем, чтобы в обозримом или далеком будущем перепродать. Думаю, что к концу года можно будет ожидать передела и существенных изменений в телекоммуникационной сфере, и это касается не только мелких и средних компаний, но и крупных игроков. Поэтому не буду утверждать, что в "УРС" в ближайшие год-два ничего не изменится. Могу сказать одно, изменений в худшую сторону не произойдет.

- Вы упомянули о нормальной конкуренции. Как строятся взаимоотношения с крупными игроками?

- Они носят двоякий характер - в бизнесе мы и коллеги, и конкуренты. Поскольку создание и развитие инфраструктуры сети мобильной связи - вещь высокозатратная, некоторые операторы стремятся найти пути взаимодействия с целью сокращения расходов. Речь идет о совместной эксплуатации некоторых элементов сети. Это уже свидетельство развитого рыночного мышления, где экономический интерес превалирует над эмоциональным отношением. Подобного взаимопонимания нам удалось достигнуть с компаниями "Киевстар" и "Астелит". Мы пошли друг другу навстречу, и такое взаимодействие оказалось успешным.

Что касается второй стороны наших взаимоотношений - конкуренции, то здесь своя специфика. Как известно, более 94% доходов рынка приходится на две компании. А по количеству абонентов они делят более 98% рынка. Подобное "распределение" даже дало АМКУ повод инициировать в прошлом году шумное обсуждение монополизации рынка мобильной связи, которое в итоге тихо сошло на нет.

Эта ситуация имеет и свои подводные камни - более интенсивный трафик в двух сетях, большая нагрузка на соты, многоуровневые административные структуры и т. д. Зачастую абоненты таких операторов не чувствуют персонального внимания к своим проблемам, и это заставляет их искать альтернативу. Такие абоненты - один из существующих резервов для конкурентов. Что касается наших действий в условиях высокой конкуренции, могу с уверенностью сказать, что мы не намерены устраивать "соревнование" рекламных бюджетов или участвовать в ценовом демпинге - это самый примитивный путь. Наша компания делает упор на инновационные услуги, простоту и удобство обслуживания, построение стратегии взаимодействия с абонентами.

- Несмотря на то, что многие считают ваш рынок неконкурентным, я так понимаю, что вы с этим не согласны?

- Отрасль телекоммуникаций является в настоящее время не только одной из самых динамично развивающихся, но и высококонкурентной. Обостряется не только конкуренция между операторами, но и между поставщиками оборудования, контент-провайдерами, торговыми сетями и т. д. Тарифы на услуги мобильной связи заметно снижаются, операторы регулярно проводят рекламные акции, которые практически повторяют одна другую.

На таком рынке наша стратегия - стремиться обеспечить предоставление нашим абонентам наилучших условий с точки зрения качества связи, выбора пакета услуг и стоимости обслуживания; своевременный учет перспективных технологий и областей их применения - Интернета, мультимедийных услуг, электронной коммерции и др., активное содействие интересам абонентов, включая создание универсальных служб связи и информационных служб. Т. е. приоритеты наших предложений - качество, лояльность, удобство. Кроме того, наш резерв в наращивании абонентской базы - углубление потребительской пирамиды, занятие новых рыночных ниш. В регионах еще недостаточно развита фиксированная телефонная сеть, поэтому восполнение мобильной связью этого "пробела" также представляет для нас интерес.

- Какие законодательные или регуляторные нормы влияют на ограничение конкуренции на рынке?

- Рынок мобильной связи в настоящее время стоит на пороге "регулятивных перемен". НКРС, которая была призвана стать "главным администратором" отрасли, вызвала ряд нареканий в силу определенной заангажированности некоторых своих членов и к выполнению возлагавшихся на нее функций так и не приступила. В этой связи некоторые важные процессы на рынке приостановились. В настоящее время к руководству отраслью пришел новый министр, на плечи которого ложится задача развития телекоммуникаций на основах реальной законности и прозрачности. Хочется пожелать ему удачи на этом посту и скорейшего решения проблем отрасли. На создание НКРС необходимо время. В составе этого органа должны быть профессионалы, а не случайные люди.

Сейчас, когда новый Президент дал отвод составу НКРС, утвержденному Л. Кучмой, большое значение приобретает именно механизм формирования нового состава комиссии. Этот вопрос нельзя решать впопыхах, ведь новым членам правительства требуется определенное время для изучения ситуации в отрасли. Но и тянуть с решением тоже нельзя, так как отсутствие легитимного регулятивного механизма в отрасли тормозит многие процессы. По сути сегодня отраслью никто не может управлять. Кризиса, конечно, нет, но существует опасность того, что жить "свободно" может настолько понравиться операторам связи и другим субъектам рынка, что возвращаться под "регулирование" уже никто не захочет.

- Вы работаете на рынке не первый год. Стала ли ситуация более жесткой в плане конкуренции?

- Несомненно, конкуренция усилилась и, более того, в этом плане рынок еще далек от равновесия. Сюда уже проторили дорогу агрессивные европейские компании - я говорю о МТС, Turkcell. Интерес проявляют и мировые операторы мобильной связи. Так что на рынке вполне возможны интересные события. Я не говорю о появлении новых операторов, но не исключаю возможный приход на рынок или создание новых телекоммуникационных холдингов. С уверенностью можно сказать, что в 2005 году рынок мобильной связи реально стал конкурентным, и эта конкуренция будет нарастать.

- Отразилось ли ужесточение конкуренции на доходах компании?

- На данном этапе развития нашей компании я не могу говорить ни об убытках, ни о прибыли. Я не считаю инвестиции в развитие компании, построение национальной сети мобильной связи, обновление технической базы убытками. Это долгосрочные инвестиции. Более того, их объем будет наращиваться. Построение сети мобильной связи требует четкой последовательности действий в рамках реализации бизнес-плана. То есть "мобилизация" прежде всего охватывает крупные города, в последующем - районные и малонаселенные центры, а также транспортные магистрали. Пока этот план не выполнен, сложно вести речь о какой-либо прибыли. Сейчас стало модно публиковать "сногсшибательные" цифры, но мне не совсем понятно, на кого рассчитан такой пиар-ход: на потребителя, на правительство или на конкурентов? Поэтому мы решили не "пугать" рынок цифрами. Мы просто будем работать и развивать нашу сеть.

Светлана Панюшкина, "Инвестгазета"

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov