Телеком в России 1992-2004

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 

Интервью Андрея Степанова, генерального директора ЗАО "Космос-ТВ"

Компания "Космос-ТВ" работает на московском рынке платного телевидения с 1991 года. В конце октября 2004 года на телерадиовещательной выставке "НАТ-Экспо" в Москве компания объявила о планах работы в регионах. При этом "Космос-ТВ" не собирается строить собственных региональных сетей: компания намерена продавать свой контент местным операторам сетей кабельного телевидения и интернет-провайдерам, в том числе и на условиях франчайзинга. Примечательно, что оба акционера ЗАО "Космос-ТВ" - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) и АФК "Система" - вынашивают свои планы доставки контента в регионы. О том, как будут сосуществовать проекты "Космос-ТВ" с проектами акционеров, а также о тестировании и применении новых технологий вещания (включая телевидение высокой четкости) в интервью главному редактору портала ComNews.ru Леониду Конику рассказал генеральный директор ЗАО "Космос-ТВ" Андрей Степанов.

- До недавнего времени "Космос ТВ" работал только в Московском регионе,  планируете ли Вы и в будущем работать исключительно в Московском регионе?
-  "Космос-ТВ" работает с 1991 года в формате MMDS, в котором используется комбинация эфирного и кабельного вещания. Технология доказала свою экономическую эффективность при высокой надежности и качестве предоставляемых услуг. Говорить о том, что московская абонентская база этих услуг исчерпана, неправильно. Но в последний год рынок платного телевидения стремительно меняется. Изменение экономической ситуации сказалось на росте спроса на наши услуги не только в Москве - у нас появилось много интересных контактов в регионах: региональным операторам сетей кабельного телевидения интересен наш опыт, наш контент. Вопрос в том, как с ними работать и как доставлять сигнал в регионы. Диапазон MMDS ограничен определенной территорией: в нашем случае - радиусом 60 км от Останкинской башни. Поэтому для нас актуальным стало развитие новых технологий доставки сигнала в регионы. С другой стороны, и операторы кабельных ТВ-сетей, и операторы телефонных и IP-сетей, которые работают на территории Москвы, сталкиваются с тем, что абонент хочет получать три услуги - телефонию, Интернет, телевидение - от одного оператора. Клиенту все равно, кто этот оператор - ему важно, чтобы это было качественно и из одной "розетки". Результаты нашей работы мы показали на выставке "НАТ-Экспо 2004", которая проходила одновременно с "Инфокомом".

Речь идет о подаче телевизионного сигнала в формате IP. ТВ-сигнал в этом формате может доставляться как абонентам телекоммуникационных компаний, так и операторам традиционных ТВ-сетей. Сегодня над этим проектом мы работаем совместно с нашим партнером - компанией "Телеком Центр". У нас есть права на контент, собственный аппаратно-студийный комплекс. Доставку тройной услуги и обслуживание конечного абонента осуществляет "Телеком Центр". Сейчас этой тестовой услугой пользуются такие абоненты "Телеком-Центра", как "Радио Максимум", газета "Известия" и РИА "Вести".

- Когда можно ожидать прихода "Космос-ТВ" в регионы?
- Фактически мы уже готовы к тому, чтобы запускать эту услугу в коммерческом режиме, на первом этапе - для корпоративных клиентов. У всех на рабочем столе стоит компьютер, телевизоры же распространены реже. При этом многим для эффективной работы необходимо иметь доступ к новостям в режиме он-лайн. Мы, с помощью нашего партнера-поставщика системы условного доступа Irdeto Access, нашли способ подачи ТВ-сигнала не на телевизор, а на экран компьютера. Клиентам предоставляется возможность либо подключить декодер непосредственно к компьютеру (при этом декодер может использоваться как модем), либо можно организовать подачу сигнала в локальную сеть: в этом случае он будет доступен на каждом компьютере, подключенном к этой сети.
Использование системы условного доступа позволяет точно знать, сколько абонентов имеют возможность смотреть ТВ-программы, что принципиально для программодателей.

- Как будет строиться работа "Космос-ТВ" в регионах?
- Для организации платного телевизионного сервиса самостоятельно любой оператор должен заключить договоры с программодателями, построить головную станцию, которая бы сигнал приняла, должным образом обработала и желательно - еще и закодировала: платное телевидение предполагает плату программодателю за каждого абонента, которому доступен сервис. И если вы планируете работать с премиальными каналами - необходима система условного доступа от признанного поставщика. Это дорого, и для большинства операторов, по крайней мере на первом этапе, нет смысла делать серьезные инвестиции, связанные с закупкой столь дорогостоящего оборудования. Есть другой путь, который широко используется компаниями, предоставляющими услуги, - франчайзинг.

Составляющими системы франчайзинга "Космос ТВ" является прием и доставка телевизионного сигнала, контент, использование систем биллинга и условного доступа, предоставление услуг под торговой маркой "Космос ТВ". Фактически, это готовая бизнес-модель, которая нами обкатана в течение 13 лет в Москве. При этом каждому партнеру обеспечивается контроль его собственной абонентской базы: у него будет полный доступ к информации о его абонентах в нашей сети, возможность самостоятельно: открывать или закрывать доступ к сервису, отслеживать платежи, менять условия обслуживания и т. д.

Услуга в формате IP позволяет добавлять ТВ-сервис к телефонии и доступу в Интернет, дозагружая уже имеющиеся в распоряжении мощности - у большинства операторов они загружены менее, чем на 50%. Учитывая разветвленность линий магистральных операторов связи, можно доставить ТВ-каналы, доступные только на европейской части страны, до удаленных территорий и предоставить там наш стандартный ТВ-сервис.

- Каково качество телесигнала, переведенного в IP? Какие скорости передачи нужны для того, чтобы переслать объемный видео-сигнал, пусть даже в IP?
- Что касается качества, мы не видим никаких сложностей. Мы тестировали прохождение сигнала в Москве, и по качеству картинки вопросов не возникало. Что касается передающих мощностей - один канал занимает 3,7 Мбит/с. Соответственно все зависит от того, какое количество каналов нужно передать. В нашем минимальном пакете "Космос-Сити", например, 20 каналов, для передачи такого пакета в регионы по IP потребуется полоса пропускания менее 100 Мбит/с. Сети таких мощностей существуют у многих операторов.

В Москве мы будем использовать для целей передачи широкополосные мультисервисные сети. По расчетам наших партнеров, Интернет- и телефонный трафик занимают максимум 600 Мбит/с. Остается еще 400 Мбит/с, а нам на первоначальном этапе достаточно 100 Мбит/с, чтобы передать наш базовый пакет из 20 каналов. Интерактивные услуги, например, "видео-по-запросу", понадобятся позже. По нашим оценкам, региональным партнерам нужно максимум 30-35 каналов (с учетом российских эфирных каналов).

- Но операторы кабельной сети в регионах способны сами "снять" со спутника различные каналы. Зачем им покупать услугу у "Космос-ТВ"?
- Тот контент, который сегодня показывают многие локальные операторы в регионах, либо нелегален, либо идет в иностранной версии. Например, возможно легально транслировать со спутника канал Eurosport в немецкой версии: футбол еще можно посмотреть с немецкими комментариями, но если говорить о спортивных новостях, уже нужно знать язык. Исследования показывают, что сегодня, в отличие от ситуации несколько лет назад, изучение или поддержание знания иностранных языков не является основной причиной подписки на услуги платного телевидения. Мы предлагаем использовать легальные версии от легального оператора. Ведущие мировые каналы осуществляют перевод на русский язык, предоставляя при этом зрителю возможность просмотра оригинальной версии. Мы собираем свой пакет, принимая сигнал с 13 спутников и выбираем из более чем 1000 каналов.

- Компании РТРС и "Система-Мультимедиа" тоже объявили о намерениях организовать доставку многопрограммного контента в регионы. В связи с желанием "Космос-ТВ" также работать в регионах не возникает ли конфликт интересов - ведь по 50% акций "Космос-ТВ" принадлежит как раз РТРС и "Системе"?
- Наши предложения не являются конкурирующими. РТРС, в рамках ФЦРТ, агрегирует ТВ-каналы и обеспечивает их доставку по стране. Этот сервис интересен работающим самостоятельно крупным операторам для формирования собственных пакетов. Мы говорим о том, что работаем с партнерами, у которых есть сети по подаче триединой услуги - это немного другое. Весной этого года журнал The Economist проводил опрос руководителей крупных телекоммуникационных компаний о перспективах внедрения в ближайшие годы телевизионного сервиса в телекоммуникационных сетях. Более 60% считают, что введение подобного сервиса будет способствовать повышению лояльности существующих абонентов и повышению привлекательности пакета услуг телефонии и Интернета для частных лиц. Они не рассматривают этот сервис как серьезный источник доходов, поэтому предпочитают предоставлять подобные услуги в партнерстве с существующими операторами платного телевидения. Мы предоставляем нашим партнерам не просто набор каналов, а бренд, нашу модель бизнеса и пакеты "Космос ТВ", составленные с учетом потребностей нашей целевой аудитории. Что касается "Системы-Мультимедиа", то здесь тоже нет сложностей. "Космос ТВ" - это цифровая платформа, объединяющая ТВ-каналы ведущих производителей, как российских, так и зарубежных. Как я уже говорил, мы имеем возможность выбора ТВ-каналов из различных спутниковых пакетов, основной критерий - востребованность со стороны абонентов. Мы не занимаемся производством контента, предпочитая приобретать его у серьезных производителей, в том числе и на эксклюзивной основе. Мы открыты для сотрудничества: сегодня мы рассматриваем возможность включения в наш сервис каналов "Русского Цифрового Телевидения", "НТВ Плюс" и многих других поставщиков. "Система-Мультимедиа" собирается делать 5-7 собственных каналов, инвестируя в это серьезные средства. Чтобы этот проект был коммерчески эффективен, каналы должны быть доступны максимально возможной аудитории. Тут мы можем быть партнерами: если этот контент будет предлагаться другим операторам, мы также обеспечим нашим абонентам возможность его приема.

- С появлением более дорогого, разнообразного контента не опасаетесь ли Вы, что будут попытки взлома?
- С самого начала предоставления цифрового сервиса мы работаем с компанией Irdeto Access. Нас радует, что они смотрят на несколько шагов вперед, и, судя по их планам, возможности для взлома в ближайшее время вряд ли появятся. Конечно, рано или поздно любую систему можно вскрыть, но к тому моменту это уже будет являться нашим прошлым. Постоянная работа по усовершенствованию системы защиты, не беспокоя при этом абонентов сменой карт или паролей, - основной принцип нашего партнера.

- Андрей Борисович, расскажите об участии "Космос-ТВ" в эксперименте с телевидением высокой четкости?
- Телевидение высокой четкости (ТВЧ, или HDTV) - это горячая тема, которая сейчас у всех на слуху и в нашей стране, и за рубежом. В России это федеральный проект, которым занимаются несколько компаний во главе с ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС). "Космос-ТВ" также является участником этого проекта: опытной зоной ТВЧ выбрана территория обслуживания "Космос-ТВ" - Москва и Московская область. Подробно этот проект должен быть представлен в октябре 2004 года на выставке "НАТ-Экспо".
Услуга ТВЧ пока не будет массово востребована, но это перспективное направление, с которым все работают, и, естественно, мы тоже принимаем в этом участие. То тестовое вещание, которое организовано к "НАТ-Экспо", будет происходить на нашей базе.

- Есть ли смысл заниматься ТВЧ, если пока спрос на эти услуги ограничен?
- Если брать отдельно этот бизнес, он не будет выгоден. Но если использовать базу действующего оператора, то ситуация совершенно другая, потому что приемное оборудование, оборудование для обработки сигнала, передающее оборудование у нас уже имеется и необходимо лишь небольшое дооборудование. Такая услуга однозначно будет востребована. Будучи пионером платного телевидения, "Космос ТВ" имеет опыт выведения на рынок принципиально новых услуг. Нашей аудитории свойственен интерес к новинкам технологий, и мы рассчитываем на спрос прежде всего у существующих абонентов. Это группа с доходом выше среднего, значительная часть имеет плазменные панели, домашние кинотеатры и готова оплачивать новое абонентское оборудование. Изначально это будет небольшая аудитория, и, соответственно, нишевая услуга. В дальнейшем ее развитие будет связано напрямую с теми темпами, с которыми будет снижаться стоимость оборудования, услуг ТВЧ, и увеличиваться предложение контента в этом формате. Весной этого года компания Discovery рассылала запросы о возможности нашей аудитории принять сигнал в формате ТВЧ, так что процесс уже идет.

- Сколько каналов в формате ТВЧ доступно сейчас в мире?
- Не так много - единицы. Но многие наши партнеры, в том числе и российские, всерьез планируют предоставление ТВЧ-сигнала уже в ближайшие месяцы. Я говорю именно о каналах, а контент в формате ТВЧ существует, организовать его трансляцию можно в любое время.

- Какое оборудование должно находиться у абонента для приема ТВЧ?
- Ресивер, который принимает сигнал в формате ТВЧ, и ТВ-приемник, поддерживающий этот сигнал. Ведущие производители, такие как Sony, Panasonic, Philips, Samsung уже поставляют плазмы с поддержкой ТВЧ. Еще существуют сложности с тем, что не приняты форматы, стандарты по сигналу ТВЧ, но рано или поздно это произойдет, и скорее раньше, чем позже.
 

Леонид Коник

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov