Телеком в России 1992-2003

home | о проекте | контакты | поиск  
Новости
Рейтинги
Компании
Who is ...
Databases
Статьи
Архив
 
Интервью

 

Михаил Сусов: "Москва - тоже регион"
Сотовая "большая тройка" продолжает поход в регионы. Но и на московском сотовом рынке происходят интересные события: операторы расширяют спектр услуг, вводят новые тарифы, а с недавних пор еще и старательно делают вид, что громогласные заявления Юрия Лужкова о плохом качестве сотовой связи в столице не имеют лично к ним никакого отношения. О том, как обстоят дела со связью в столице, легко ли покоряются "варягам из Москвы" региональные сотовые рынки, а также о крепкой дружбе с компанией "ВымпелКом" корреспонденту "Фокуса" рассказал первый вице-президент ОАО "Мобильные ТелеСистемы" Михаил Сусов.



- Члены "большой тройки" уже второй год твердят, что будущее их развития - в регионах. Но критика Лужковым качества сотовой связи свидетельствует, что и в Москве еще есть над чем потрудиться. Есть ощущение, что в пылу региональной экспансии про столицу немножко забыли...

- У сотовых операторов "большой тройки" нет понятия: регион - не регион. Все компании действуют по принципу формирования национальных сетей, где каждый регион является значимым, потому что работает на общую копилку успеха. Каждый регион - это бизнес-единица, которая должна быть успешна сама по себе. Что касается качества, то ежедневно наша компания мониторит качество предоставляемых услуг по десяткам параметрам в каждом регионе России, в том числе и в Москве. Соответствующие службы еженедельно отчитываются перед президентом компании по качеству связи.

- А в мэрии вот открыли специальную горячую линию, куда могут жаловаться москвичи, недовольные качеством услуг...

- Эмоции - это же очень субъективная оценка качества связи. Мы предпочитаем сухую статистику цифр. Есть специальные методики, частично принятые Министерством связи, Госсвязьнадзором, другими регуляторами, а частично позаимствованные из мирового опыта. Используя их, мы контролируем наши сети и сервисы.

По объему инвестиций регионы, конечно, перевешивают - просто потому, что их много, а Москва одна. В этом году, например, мы планируем установить 1700 базовых станций, из них в Москве - 270. Но это только верхушка айсберга: на самом деле на рынках с большим количеством абонентов и высокой степенью проникновения услуг сотовой связи начинается высший пилотаж в части оптимизации покрытия, в том числе внутри зданий, отдельных сооружений, в местах, где распространение радиоволн обычными средствами затруднено. Устанавливается огромное количество репитеров и прочего дополнительного оборудования. Это очень тяжелая работа, которая становится все более массовой. На одной базовой станции могут работать десятки репитеров. Как в случае фиксированной связи недостаточно говорить о количестве установленных АТС, поскольку основная часть сети - это абонентская разводка, так и мы фактически ведем строительство распределительных радиосетей.

Поэтому количество базовых станций - не единственный показатель, по которому можно сравнивать развитые сети разных операторов. Даже если у двух операторов в одном и том же месте стоит по одинаковой базовой станции с одинаковым ресурсом частот, это не значит, что и уровень покрытия у них один и тот же. Во-первых, у каждого из операторов свои особенности частотного планирования, а во-вторых, оператор может использовать дополнительные средства для улучшения радиопокрытия. И, как следствие, качество предоставляемых услуг может быть очень разным.

- В I квартале "ВымпелКом" впервые показал прибыль в регионах. МТС обычно не разделяет свои финансовые показатели на московские и региональные. Можно ли тем не менее как-то оценить среднюю рентабельность регионов? Регионы сегодня - это скорее работа на будущее или уже есть отдача?

- МТС - единая сеть, единый оператор, территориальных границ для нас не существует. И мы предоставляем статистику по этой единой сети. Но при этом, рассчитывая собственную рентабельность, мы оцениваем целесообразность инвестиций в каждый субъект Федерации. Везде разный срок присутствия МТС на рынке, а анализировать вместе рынок, на котором мы три-четыре года, и рынок, где мы всего два месяца, нельзя. Вообще, успешность любого телекоммуникационного проекта может быть трезво оценена лишь через пять лет после его запуска, так как обычно в этих пределах лежит нормальный период окупаемости. А весь наш бизнес за пределами Москвы, за исключением нескольких регионов, ограничивается одним-двумя, максимум тремя годами.

- Принято считать, что МТС и "ВымпелКом" исповедуют разные стратегии проникновения в регионы: если "ВымпелКом" обычно дожидается выдачи лицензий, то МТС чаще приобретает уже построенные местные сети или держателей лицензий. Это потому, что у МТС больше денег?

- Давайте посмотрим на 2002 год. МТС приобрела три существующих сети с абонентской базой и построила с нуля 13 новых сетей в регионах, а "ВымпелКом" приобрел четыре компании и построил несколько сетей. Кто из нас больше покупает и кто больше строит?

- А прошлый год - показательный?

- Конечно, на него пришлась основная региональная активность федеральных операторов. Большинство их региональных сетей было запущено в 2002 г. То есть говорить о какой-то сложившейся стратегии региональной экспансии можно, только анализируя 2002 год. Нынешний год - практически такая же история: в основном мы строим сети сами. Пока единственная покупка этого года - "ТАИФ-Телком" в Татарстане. Еще мы завершили сделку по приобретению украинской UMC, но это отдельный разговор, это уже выход за пределы России. Мне кажется, что все операторы "большой тройки" действуют по принципу оптимального вхождения в регион. Если есть целесообразность - покупается местный успешный игрок, если нет - сеть строится с нуля. Очень много примеров, когда МТС не принимала решения о покупке оператора, хотя переговоры и велись.

- Например, поволжский "СМАРТС"?

- Да, хотя бы. Какое-то время мы действительно вели переговоры о покупке этой компании, но в итоге пошли по пути получения лицензий и строительства собственных сетей в Саратове и Самаре.

- Когда речь идет о покупке местного оператора, МТС обычно не удовлетворяется просто контрольным пакетом и старается приобрести все 100%. Почему?

- В основе нашей стратегии по приобретению лежит только постулат: иметь полную управляемость. Естественно, для облегчения жизни, если это финансово оправданно, мы стремимся к 100%-ному контролю. Но это не обязательное требование. Ключевым условием является наличие контрольного пакета, дальнейшее зависит от ситуации. Это всегда индивидуальный процесс обсуждения сделки с существующим составом акционеров, предварительных договоренностей о том, что люди, отдавая контрольный пакет, были бы не против в будущем продать и остальную часть. В каждом конкретном случае - разные причины.

- Многие регионы специфичны с точки зрения взаимоотношений с местными властями, дружественными им сотовыми компаниями, местными "Электросвязями"... МТС часто ощущает на себе давление со стороны местных "старожилов"?

- На определенном этапе, конечно, такие вопросы встают, но они быстро решаются. Потому что через некоторое время МТС становится таким же "аборигеном", как и все остальные. Мы всегда стремимся присутствовать на любом рынке как местный оператор, дружественный жителям региона, - и одновременно как транснациональный гигант.

Наша техническая стратегия - построение собственных сетей, в том числе и межрегиональных каналов связи. В связи с этим мы чем дальше, тем меньше зависим от каких-либо проводных сетей. Одновременно мы стремимся в короткие сроки обеспечить присоединение к "Электросвязям" - и тут, как правило, удается достичь взаимопонимания, особенно после того, как бизнес уже пошел. Все операторы умеют считать деньги и понимают: чем больше они будут обслуживать трафика, тем больше заработают. Редко политические моменты довлеют над коммерческой целесообразностью. А если и довлеют, то очень недолго, здравый смысл всегда торжествует. Кстати, то, что мы строим собственные сети, а не арендуем каналы, в конечном итоге поддерживает нашу прибыльность. Со временем это может стать очень важным конкурентным преимуществом - наша себестоимость становится значительно ниже, чем у конкурентов, которые чаще используют политику аренды каналов.

Беседовал Игорь Цуканов

Окончание читайте в журнале "Русский Фокус"

 

 design by kondrashov.ru  
 (C) 2001 Alexey Kondrashov